«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
статья

 «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_seminare.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре

 «Современный урок. Реализация системно-деятельностного  подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

 «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский

        Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно

ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные

производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее

потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности

разбираться в ситуации и находить решение.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно

выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с

новыми требованиями, выдвигаемые жизнью, так как, прежде всего, он исполнитель,

вооруженный   суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится

формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно

принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо

становление творческого человека в широком смысле этого слова.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют

ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная

позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование

своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное

сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной

мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Идея  деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в

готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной

исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими

свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том,

чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы

организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения

ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им

предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в

правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так

сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение

ребенка с окружающими, требовательность к себе

-научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи,

используя соответствующий научный аппарат,

-научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни –

экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.,

- научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные

культуры и мировоззрения,

- научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной

деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия

решений, организации совместной деятельности и.т.п.).

Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в

деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда

стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является

коммуникативное развитие-формирование способности и готовности свободно

осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение

современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что

центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника,

консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность,

инициативу, самостоятельность.

В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно

–деятельностного подхода в преподавании?

- В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны

открывать знания сами.

- В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим

прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не

наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

- На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять

деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной

деятельности на уроке.

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых

компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает

актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского

языка и литературы.

Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед

современным школьником.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как

дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы.

Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского

языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через

его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед

учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд

преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества,

саморегуляции   поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке

микрогруппы,    в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно

раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно

излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую

точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет

формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять

решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом,

предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии

информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у

учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к

формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её

использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки,

как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных

ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат

базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым

условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Так, например, в 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова:

«Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему

сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке,

называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом,

высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле

ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на

доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».

Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин

«Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет

задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного

понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина»,

пониманию стихотворения «Няне».

Одной из форм деятельностного   подхода является проектная деятельность

обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда

ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,

групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Так,

например, при изучении сказов Бажова дети готовили мини – проекты «Реальность и

фантастика в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка» (по вариантам). После работы с

проектами, ученики сами делали вывод о жанровых особенностях сказа: данный жанр

опирается на народные предания и легенды, для него характерно сочетание точных

зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников,

когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы

возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой

трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются

учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма

образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно

учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе

Жизненного   опыта учащихся   (заложенное противоречие между знанием и

незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и

выход на постановку целей.

Пример: фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы о - ё после шипящих в

корне слова (презентация)

   Подобные задания позволяют ученикам проявить самостоятельность мышления, самим

прийти к правилу, а не получить знания уже в готовом виде.

Говоря о системно-  деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие

от воспитательного процесса. Только в условиях  деятельностного подхода, а не потока

информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром,

человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои

действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие

дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную

обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность,

свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход,

который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак,  системно-  деятельностный   подход в образовании – это не совокупность

образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия

образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать,

становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие

результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом,

готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...

Качество обучения по предметам "русский язык" и "литература" за 2016-2018 уч.годы

Качество обучения по предметам "русский язык" и "литература" за 2016-2018 уч.годыМатериалы для аттестации в сентябре-октябре 2018 г....

Статья "Совершенствование активных методов обучения в преподавании русского языка и литературы"

    Необходимость формирования положительной мотивации в процессе обучения является важным условием повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся, актуально для всех ступен...