выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
статья
в выступлении представлены активные формы и методы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_i_formy_raboty_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury_.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
сообщение для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы
учителя первой квалификационной категории МКОУ Майской СОШ
Ляликовой Елены Анатольевны
Активные формы и методы обучения
на уроках русского языка и литературы
Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.
Цель:
Развитие творческого потенциала личности путем использования на уроках русского языка и литературы активных форм и методов учебной деятельности.
Задачи:
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
-формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
- усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Сэм Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира»
В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы.
Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.
Активные формы и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы с учетом грамотного их подбора.
Разные формы и методы ведения урока помогают учителю достичь целенаправленности обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата.
Условно активные формы обучения можно разделить на:
-активные формы уроков;
- активные методы и приемы обучения;
- активизацию исследовательской деятельности.
Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.
Активные формы уроков.
-интегрированные уроки;
-урок-исследование;
-урок-консультация;
- игровые формы уроков;
- мультимедийные технологии обучения.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Игровые формы уроков.( нетрадиционные)
Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы уроков, как
- урок-суд;
- урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;
- урок-спектакль или концерт;
- урок-конференция;
- урок-КВН;
- урок-путешествие;
- урок – игра.
Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых).
Интеграция- наиболее активно используемый в моей практике принцип обучения. Спектр предметов, преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк: литература, музыка, история, искусство. Так, например, анализ эпизода литературного произведения может стать основой интегрированного урока по подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный, комплексный анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского мастерства(психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у автора литературного произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом задании.
Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным произведением как историческим источником ( «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху его создания.
Итак, интеграция – это один из способов активизации процесса обучения. Результатом данной работы становится:
- формирование итегративного мышления;
- способность переносить знания, умения и навыки, полученные на одном предмете, на другой;
- формирование творческого подхода к информации.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляют стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке сдачи ГИА и ЕГЭ.
Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:
- творческие виды пересказа и итерпретация литературных текстов;
- поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов);
- взаимоопрос;
- взаимопроверка работ;
- создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников или учеников младших классов.
Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности.
Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно», - скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения.
Я в своей работе использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс. Это:
- групповые формы работы;
- работа в парах;
- разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д., инсценирование фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов, ребусов, викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;
- интеллектуальный марафон;
- учебный мозговой штурм (например, создание оригинального памятника литературному герою: Мцыри, Тарасу Бульбе, купцу Калашникову и др.);
- КВН;
- нетрадиционные уроки: заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы, диспуты, комплексный анализ текста и др.;
- создание ситуации выбора (многовариативность заданий);
- составление схем-опор, использование алгоритмов.
-игровая учебная деятельность;
- различные приемы устного и письменного опроса.
В последнее время все чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения. Метод – это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные, письменные, программированные, комбинированные) и методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Между методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции (метод) идет беседа (прием активизации мышления).
Таким образом, прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.
Примеры некоторых приемов: рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки. Также в своей работе я использую следующие активные приемы:
- Продолжите мысль. Например, я думаю, что……
- Психорисунок
- Двойной дневник
- Карусель
- «Тонкие и толстые вопросы»
- Синквейн
- Мозговой штурм
- Составление кластера
Я перечислила только некоторые методы и приемы активного и интерактивного обучения, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. Современному развивающемуся обществу необходимы люди с такими качествами.
Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.
Закончить свое выступление хочется словами Бернарда Шоу:
«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....
нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучен...
Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...