Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)
статья

Дорджиева Светлана Борисовна

Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в таком быстроменяющемся мире.

А значит, повышение профессиональной компетентности педагогов становится одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Ведь именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся, а в дальнейшей перспективе и качества нашей с вами жизни. 

И все это предстоит осуществлятьнашим молодым коллегам. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога,  в частности молодого учителя посредством наставничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)

Дорджиева С.Б., учитель математики

МКОУ «Кевюдовская СОШ»

Своё выступление я начну  с диалога из известной вам сказки английского математика, писателя Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес»:

«Вы не будете столь любезны, сказать мне,

какой дорогой мне следует выйти отсюда? – спросила Алиса.

 — Это в значительной мере зависит от того,

куда вы хотите прийти, - ответил кот.

— Мне безразлично, куда, - сказала Алиса.

— Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, - сказал кот».

Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в таком быстроменяющемся мире.

А значит, повышение профессиональной компетентности педагогов становится одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Ведь именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся, а в дальнейшей перспективе и качества нашей с вами жизни.  

И все это предстоит осуществлять вам, наши молодые коллеги. Раз вы в нашей профессии, значит, вам  уже не безразлично, куда и зачем вы идете.

Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога,  в частности молодого учителя посредством наставничества.

Особенностью  вашей  педагогической деятельности    является то,  что вы с первого дня работы имеете те же самые обязанности и несете ту же  самую ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а  учащиеся, родители и администрация  ожидают от вас  столь же  безупречного профессионализма.

Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем и стать преуспевающим в своей профессии?

Решать эти стратегически важные задачи помогает,  на мой взгляд,  гибкая и мобильная система наставничества, которая способна оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя и  сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

А это правильная дорога!

Я не буду останавливаться на теоретических аспектах модели наставничества, поговорим о преимуществах молодого учителя, который работает в тесном сотрудничестве со своим наставником.

Докажем теорему: молодой учитель + наставник = успех. Для  доказательства своей теоремы я приведу свой небольшой опыт работы в этом направлении. Как учит нас К.Д.Ушинский, «важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта».

Приход в школу молодых учителей - это профессиональное испытание для вас и широкое поле деятельности для администрации школы и педагогического коллектива.

Коллектив нашего общеобразовательного учреждения сложившийся, высокопрофессиональный и в основном стабильный. И, конечно же, без развития, без прихода в коллектив новых педагогов мы не можем существовать. На данный момент в нашей школе работает один молодой специалист – учитель английского языка, два молодых педагога из моего методического объединения, у которых я была непосредственно наставником, к сожаленью, выпорхнули из  родительского гнезда, но продолжают работать и творить в системе образования.

С каждым из них  велась и ведется большая работа в рамках реализации проекта «Дайте, дайте первую удачу!», в основу которого легли совместные усилия профсоюза и администрации школы, направленные на социальную, профессиональную, психологическую адаптацию начинающих педагогов, защиту их социально–трудовых прав и интересов.

Это такой большой совместный проект, итогом которого является наш достаточно успешный молодой учитель, заявивший о себе на одном из главных и весомых педагогических конкурсов «Педагог года». Ведь участие в этом конкурсе означает возможность педагогического общения на более высоком уровне, возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. А результативное участие в конкурсе – это еще и важный критерий результативности работы учителя.

Бамбушев Э.В.- учитель физики и математики, призер муниципального конкурса «Педагог года» в номинациях «Педагогический дебют» -2013г(2 место), «Учитель предметник» - 2014г. (3 место), присвоена I КК в 2015 году, бывший руководитель клуба молодых учителей района «Крылья», лауреат премии РМО «Лучший учитель»

Петькиева К.Н.- учитель физической культуры, призер(2 место) муниципального этапа республиканского конкурса «Педагог года - 2015 г.

В данное время учитель высшей категории политехнического колледжа г.Элисты.

Манджиева Г.С.- учитель английского языка. Лауреат республиканского конкурса «Педагогический дебют» - 2016г.

Призер (2 место) муниципального этапа республиканского конкурса «Педагог года – 2019». Присвоена I КК в мае 2019 г.

Их успехи  - это результат ни одного дня, а итог планомерной, систематической работы всего коллектива.

Их успехи – это наши действия по принципу китайской мудрости:

 «Скажи мне – и я забуду:  это индивидуальные консультации, участие в семинарах  по различным темам, публичные лекции, педагогические чтения и т.д.

Покажи мне – я запомню: это презентация опыта  работы ведущих учителей школы, организация их мастер-классов, открытых уроков.

Дай мне действовать самому – и я научусь»: выступления на заседаниях методического объединения, школьных и районных семинарах, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках методических декад, районного семинара,   реализация творческих проектов в рамках «Кубка Кубков ЕМЦ», работа в рамках самообразования, которая является необходимым условием профессиональной деятельности учителя. Где бы человек ни трудился, любая работа требует развития определенных навыков. А самый главный навык – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал Ушинский, «учитель живет до тех пор, пока учится».

Также в программе профессионального роста наших молодых коллег было прописано и активно реализовывалось участие в мероприятиях, которые проводились и проводятся  в рамках реализации программы по работе с молодыми учителями района, республики; посещение ими  открытых уроков, семинаров; курсовая подготовка на базе КРИПКРО; участие в различных конкурсах: районных, республиканских, всероссийских; создание  портфолио педагогических достижений.

Любая деятельность бессмысленна, если в результате не создается некий продукт, или нет каких либо достижений.

А самое главное достижение, на мой взгляд, что рост мастерства молодого педагога  положительно отражается на успешности результатов  его  учеников, которые   занимают призовые места в различных конкурсах и предметных олимпиадах на районном и республиканском уровнях

Таким образом, выстроенная нами система методического сопровождения позволила  нашим новичкам легко и успешно пройти период адаптации, найти свой стиль в работе, раскрыть свой творческий потенциал. Причём польза от этого процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. А в целом, это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности.

Преимущества наставничества очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, является более практико-ориентированным, обладает большей гибкостью, отличается своим многообразием форм и методов работы, осуществляется тесный межличностный контакт наставника и его подопечного, анализ его сильных и слабых профессиональных позиций, контроль его практической деятельности.

Систематическая работа с наставниками дает положительный результат, а значит,  она необходима. Теорема доказана.  Ведь еще великий педагог  Я.А. Коменский писал «Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди».

Для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно работать над собой, изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Именно  в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

Помните, как у Льюиса Кэрролла Королева сказала Алисе:

«… приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее».

Дерзайте! Все в ваших в руках!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию  методической работы"

В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами....

Профессиональный рост учителя - наставничество.Из опыта работы.

Направление наставничества:  «Реализация экспертизы уровня профессионального роста педагога -  подготовка к педагогической аттестации, профессиональным конкурсам»...

Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»

Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ...

"Повышение профессиональной компетенции молодых учителей"

Возрастающая роль образования в развитии современной экономики и общества актуализирует внимание к качеству профессиональной деятельности педагогических кадров. Формируется более широкое видение профе...

Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»

Проект  повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...