Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»
методическая разработка

БОРОДАЙ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Семинар-практикум на тему:

 «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
  • Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
  • Создать условия для работы педагогов в команде.

Используемое оборудование: Презентация, видеоролики, мультимедийная установка, наушники, колонки, жетоны для рассадки, методические материалы для упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему:

 «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
  • Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
  • Создать условия для работы педагогов в команде.

Используемое оборудование: Презентация, видеоролики, мультимедийная установка, наушники, колонки, жетоны для рассадки, методические материалы для упражнений.

Ход семинара

Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок.

(Л.С. Выготский)

Просмотр социального ролика “Люди так не делятся”.

С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в школе, в коллективе одноклассников, в прямом взаимодействии с педагогом.

Именно поэтому, я посчитала важной данную тему для семинара и совместно с вами коллеги, попытаемся понять те трудности с которыми могут столкнуться дети данной категориии и которые мы - педагоги должны учитывать при работе с ними.

Для этого я предлагаю вам поделиться на 4 группы, согласно тех жетонов, которые вы получили при входе (изображение детей):

  • Нарушения речевого развития
  • Нарушения слуха
  • Нарушения зрения
  • Нарушения аутистического спектра

Каждой группе выдается ватман, с таблицей:

Вид нарушения_________________________

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Проблемы, которые могут возникнуть у педагога?

Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?

К кому и за какой помощью он может обратиться?

 

 

 

 

Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы можете обратиться. Время для работы 10 минут.

По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.

Задание №1

Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с речевыми нарушениями).

Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять о чем говорится в стишке.

Примеры четверостиший:

Тыква-чудо — в два обхвата, 
Витаминами богата. 
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.

Укроп на огороде — 
Как зонтик под дождем. 
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали?
  2. А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
  3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?

Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема”

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3304609118544588013&from=tabbar&parent-reqid=1612237050359439-305847626497938831100107-production-app-host-man-web-yp-280&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA+%E2%80%9C%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8+%E2%80%93+%D0%BD%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%E2%80%9D

Задание №2

Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушениями слуха).

Выбирается ведущий, один из членов 2 группы, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур. Остальные становятся художниками. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Какие затруднения испытывали?

Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз” 

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%E2%80%9C%D0%93%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%E2%80%9D&path=wizard&parent-reqid=1612239022428033-747860270953112729700107-production-app-host-man-web-yp-144&wiz_type=vital&filmId=16305320326030256469

Задание №3

Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с нарушениями зрения).

Упражнение “Поездка в Токио”

Задание: Японскому экскурсаводу нужно встретить туристов из России.

 Выбираем японского экскурсавода, остальные в группе будут туристами. Задача японца-экскурсавода, используя только 6 японских словосочетаний и  интернациональные жесты руками, как можно быстрее выполнить задание. А задача туристов всё быстро понять и выполнить.

Слова:

Добрый день        Коннитива

С приездом!        Ё: косо!

Меня зовут имя.    Ватакуси ва имя то мо симас.

Добро пожаловать!  Ирассяй.

Пожалуйста, присаживайтесь. До зо окакэ кудасай.

Пожалуйста, угощайтесь.   До зо о мэсиагари кудасай.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Что вам помогло добиться результата?

Просмотр видеоролика “Что видит слепой”

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11763936137487419084&from=tabbar&parent-reqid=1612239162507999-936269000260777270000106-production-app-host-man-web-yp-290&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA+%E2%80%9C%D0%A7%D1%82%D0%BE+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B9%E2%80%9D

Задание №4

Презентация заполненной таблицы группой №4 (работа с детьми с нарушениями аутистического спектра)

Упражнение. Ведущему надеваются наушники (громкий шум города). Команду просят показать простые эмоциональные состояния (страх, жажда, хочу погулять, удивление).

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?

Просмотр видеоролика “Мир глазами аутиста”

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12881943479862149885&from=tabbar&parent-reqid=1612236656123239-512556215395308965300158-production-app-host-man-web-yp-234&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA+%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

Подведение общих итогов:

Продолжите фразы:

  • Я сегодня вспомнила ...
  • Меня порадовало ...
  • Мне было трудно ...

В завершение нашей работы, мне бы хотелось поделиться с вами одной историей:

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.

И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проблемы становления профессиональной компетентности молодых специалистов»

В статье изложены некоторые наиболее актуальные проблемы, которые встречаются на профессиональном педагогическом пути молодых специалистов. Это работа с документацией, подготовка к экзаменам в новой ф...

Выступление на тему «Образование и самообразование педагогов по вопросам работы с одаренными детьми»,

Выступление на педсовете на тему: «Образование и самообразование педагогов по вопросам работы с одаренными детьми»...

Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)

Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в т...

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов и молодых специалистов

Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной...

Программа «Наставничество» Профессиональное становление молодого педагога на начальном этапе работы в школе

Современная система образования предъявляет особые требования к учителю, т.к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психологическое становление личности обучающегося. Но это по силам тольк...