"Повышение профессиональной компетенции молодых учителей"
проект
Возрастающая роль образования в развитии современной экономики и общества актуализирует внимание к качеству профессиональной деятельности педагогических кадров. Формируется более широкое видение профессиональной деятельности педагога, как профессионала способного реально изменять окружающий мир к лучшему; складывается понимание, что ожидаемое от него качество работы требует изменений в профессиональной деятельности, должно соответствовать вызову времени и повышению ответственности за результаты работы образовательных учреждений в целом. В настоящее время профессиональная деятельность педагога требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетентности.В связи с этим, актуализируются проблемы профессиональной компетенции педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_professionalnoy_kompetentsii_molodyh_uchiteley.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение профессиональной компетенции молодых учителей
в условиях реализации ФГОС»
Разработала Сунгатова Ф.И., методист по учебным дисциплинам
Актуальность
В программе развития образования остро обозначился вопрос педагогических кадров как главного ресурса достижения качества образования. Чтобы обладать набором ключевых компетентностей, отвечать запросам социума, чувствовать себя социально защищенным в современных условиях каждому педагогу необходимо уточнить представления о собственной профессиональной деятельности, осуществить очередной шаг в освоении способов профессионального саморазвития.
Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирования карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических инноваций в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. В современной школе востребован педагог, владеющий современными образовательными технологиями, способный на высоком уровне, комплексно и творчески умеет решать сложные профессиональные задачи.
Качественную педагогическую работу осуществляют те педагоги, которые постоянно занимаются своим профессиональным и личным развитием, анализируют свою практическую работу, а также работают в сотрудничестве с другими, моделируя (показывая на собственном примере) удовольствие от процесса обучения на протяжении всей жизни. Речь должна идти не просто о разработке и внедрении в образовательный процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы в системе повышения квалификации педагогов, а о создании алгоритмов профессиональной деятельности педагогов, которые позволили бы им быть компетентными, творческими, саморазвивающимися личностями.
Профессионально компетентным А.К. Маркова считает такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога. Через активное участие, критическую рефлексию и работу в партнерстве с другими, педагог улучшает качество своей профессиональной работы, поднимает статус своей профессии. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Поэтому важно создание условий для формирования компетентности педагога, проектирование среды его движения в профессии от «стратегии адаптации» к «стратегии развития».
Решение данных проблем я вижу в научно-методическом сопровождении повышения профессиональной компетентности педагогов.
Актуальность проекта состоит в том, что он направлен на решение проблем повышения профессиональной педагогической компетентности учителя и соответственно качества образования в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта посредством инновационных подходов к организации методической работы в районе.
Новизна проектазаключается в новых подходах к организации научно-методического сопровождения повышения профессиональной компетентности учителя:
- развитие самомотивации педагога к деятельности по своему профессиональномуросту;
- формирование потребности учителя в создании индивидуальной программы развития;
- обеспечение качественных изменений в состоянии и результатах образовательного процесса, обусловленных реализуемой потребностью педагога в повышении профессиональной компетентности.
Постановка проблемы
Возрастающая роль образования в развитии современной экономики и общества актуализирует внимание к качеству профессиональной деятельности педагогических кадров. Формируется более широкое видение профессиональной деятельности педагога, как профессионала способного реально изменять окружающий мир к лучшему; складывается понимание, что ожидаемое от него качество работы требует изменений в профессиональной деятельности, должно соответствовать вызову времени и повышению ответственности за результаты работы образовательных учреждений в целом. В настоящее время профессиональная деятельность педагога требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетентности.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаю, что систематическая работа, организованная с учителями района по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
В связи с этим, актуализируются проблемы профессиональной компетенции педагога. Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого учителя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие учителя в ходе организации образовательного процесса, показало, что молодые учителя:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- имеют недостаточный опыт общения и работы с учащимися;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Поэтому, несмотря на имеющиеся ресурсы, опыт и практика показывают, что имеются определенные трудности и спрос направленный, на развитие профессиональных компетенций педагогов.
В качестве аналитического инструментария я использовала статистические данные по району:
- Ежегодная диагностика уровня освоения современных образовательных технологий;
- Ежегодная диагностика уровня владения ИКТ-технологиями
- Ежегодная диагностика владения системно-деятельностного подхода;
- Опросники и анкеты уровня удовлетворенности качеством образовательной деятельности;
- Результаты муниципальной оценки качества состояния учебной документации, качества разработки учебных рабочих программ, оценочной деятельности педагогов, качества преподавания предметов, качества внеурочной и воспитательной работы, качества научно-исследовательской и проектной деятельности.
- Анализ методической работы за прошедший учебный год
Цель
Повышение качества образования, через повышение уровня профессиональной компетенции молодых учителей образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС.
Задачи
- повышение качества образования;
- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
- проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого учителя;
- повышать продуктивность работы учителя и результативность учебного процесса в школе;
- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.
Направления проектной деятельности
Вид проекта: практико – ориентированный
Участники: молодые учителя математики, информатики и физики.
Сроки реализации: реализация проекта осуществляется в течение 2лет (2019-2021 гг.).
Этапы проекта
- Организационный этап (с 1.09.2019 – 31.12.2019гг.): формирование инициативной группы по реализации проекта; общественное обсуждение проекта; анализ нормативно-правовой базы и кадрового состава.
- Основной этап (1.01.2020 – 1.03.2021гг): разработка локальных актов; реализация плана мероприятий по основным направлениям проекта; обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа проекта.
- Обобщающий (1.03.2021 – 31.05.2021г): анализ реализации проекта, выявление позитивных и негативных тенденций, определение дальнейших перспектив.
Пути реализации Программы.
Разработка системного подхода к организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров:
• применение таких интерактивных методов как: деловые игры, технология открытого пространства, метод SWOT – анализа, Мозговой штурм, презентация.
• создание внутренней системы повышения квалификации (теоретические семинары, деловые игры, практикумы, творческие группы и т. д.).
Повышение мотивации педагогов для активного внедрения инновационных технологий и участия в конкурсном движении.
• промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
• разработка системы мер поощрения творческих педагогов, проведение конкурсов профессионального мастерства, на лучшую постановку образовательной работы.
• совершенствование системы научно-методической работы, её организация.
• совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.
• активное участие педагогов в методической службе на муниципальном уровне: работа в составе проблемно-творческих групп, участие в работе научно-практических конференций;
- развитие восприимчивости педагогов к новшествам через тренинги, дискуссионные площадки, творческие игры, мастер-классы, повышение уровня новаторства и творческой активности учителей в коллективе;
- разработка индивидуальных программ личностного развития педагогов.
Активизация творческого потенциала педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
Формирование образа успешного педагога через формирование и своевременное ведение электронного портфолио.
- разработка педагогами авторских программ, проектов, специальных семинаров;
- активное участие педагогов в методической работе на уровне района: работа в составе проблемно-творческих групп, участие в работе научно-практических конференций;
- обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
- ведение собственных сайтов;
- своевременное ведение и пополнение электронного портфолио педагогов;
- наставничество у молодого специалиста.
Модель развития профессиональной компетенции педагога
Этапы, мотивация | Основное содержание, формы организации | Практический результат |
1 этап диагностический: оценка индивидуальных возможностей и профессиональных компетенций. | Проведение анкетирования, опросов, в результате которых выясняется, по каким направлениям учитель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. | Составление программы повышения профессиональной компетенции молодых учителей |
2 этап практический: развитие профессионально важных качеств педагога | Оказание профессиональной методической | Разработка рекомендаций по планированию, организации и проведению образовательной работы, конспектов мероприятий, проектов, методических пособий, способствующих формированию конкурентоспособной личности современного учителя. |
3 этап аналитический: | Проведение мониторинга роста профессионального мастерства педагогов посредством оформления педагогического портфолио, где отражаются личные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения и развития детей, вклад педагога в развитие системы ОУ. | Отчет о результатах проектной деятельности |
План мероприятий по реализации проекта
Информационно-диагностический этап | ||
Наименование мероприятий | Участники | Ожидаемый результат |
Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов | Молодые учителя | Получение объективной информации о состоянии профессиональной компетенции педагогов. |
Сбор информации о каждом педагоге | Молодые учителя | Анкета, банк данных |
Выявление затруднений у педагогов | Учителя наставники Молодые учителя | Аналитическая справка |
Составление программы повышения профессиональной компетенции молодых педагогов | Творческая группа из методистов УО, учителей-наставников | Программа повышения компетенции молодых учителей |
Подготовка теоретического и практического материала | Творческая группа из методистов УО, учителей-наставников | Диагностический материал |
Практический этап | ||
Реализация программы повышения профессиональной компетенции молодых педагогов | Учителя | Повышение профессионализма |
Организация работы открытых педагогических мастерских, педагогических практикумов, мастер-классов, методических дней силами лучших педагогов | Учителя | Обмен и накопление опыта |
Разработка планов самообразования учителей | Учителя | План самообразования |
Посещение занятий, мероприятий опытных учителей района | Учителя наставники Молодые учителя | Повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег |
Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений | Учителя | Мотивация к освоению новых методик и технологий |
Педагогическая гостиная | Учителя | Обмен и накопление опыта, создание рекомендаций для учителей |
Взаимообучающие семинары учителей математики, физики и информатики | Учителя наставники Молодые учителя | Повышение профессионализма |
Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива | Учителя | Диагностический материал |
Аналитический этап | ||
Анализ результатов проектной деятельности | Творческая группа из методистов УО, учителя | Отчет о результатах проектной деятельности |
Научно-практическая, информационная работа по распространению и обобщению итогов | Творческая группа из методистов УО, учителей-наставников | Аналитическая справка |
Тиражирование материалов и предъявление опыта и результатов работы по проекту | Творческая группа из методистов УО, учителя | Сборник материалов проекта |
Ожидаемые результаты
Качественные характеристики
- Повышение качества образования;
- Высокая заинтересованность педагогов в творчестве, инновациях и устойчивое умение педагогов применять различные современные методики преподавания;
- Своевременное распространение передового педагогического опыта;
- Повышение профессиональной компетенции педагогов в контексте ФГОС;
- Качественно организованная система повышения квалификации;
- Разработка и освоение новых технологий, методик, программ;
- Работа временных проблемных и творческих групп;
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых учителей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности
Количественные показатели
- Увеличение учителей занимающихся инновационной деятельностью и увеличение инновационных и экспериментальных площадок;
- Увеличение участия учителей, учащихся в грантах, конкурсах;
- Увеличение учащихся выбравших ЕГЭ и учащихся, сдавших выше средних показателей по курируемым предметам.
Результатом работы учителей так же станут: роста профессионализма и повышения квалификации, накопление дидактического материала, стабильность высоких показателей деятельности, система мониторинга образовательных достижений учащихся.
Риски и возможные способы их предупреждения
№ | Факторы риска | Меры по минимизации |
1 | Недостаток квалифицированных педагогических кадров | Повышение квалификации педагогических работников, переподготовка, целевое обучение в высших учебных заведениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
VIII областная научно-методическая конференция «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития» Доклад: «Современные ИКТ технологии как фактор повышения профессиональной компетенции учителя»
Автор: Боровикова Екатерина Ивановна, учитель МОУ «СОШ №1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»Эл. адрес: ket2007@front.ru...
Обобщение опыта работы Повышение профессиональной компетенции учителя литературы через освоение инновационных технологий воспитания во внеклассной работе
Учитель обобщает свой опыт работы по повышению профессиональной компетенции через освоение инновационных технологий воспитания во внеклассной работе...
Образовательный маршрут повышения профессиональной компетенции учителя Данила С.В.
Образовательный маршрут повышения профессиональной компетенции учителя Данила С.В....
Системная методическая работа как условие повышения профессиональной компетенции учителя
Системная методическая работа как условие повышения профессиональной компетенции учителя...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...
Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)
Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в т...
Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»
Проект повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...