Программа классный руководитель
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЗОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
ул. Кирова, д. 12, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350 тел./факс: (34940) 2-18-91, mkoutshi@mail.ru |
Программа воспитания и социализации обучающихся
9 «Д» класса
Классный руководитель: Барабанова Екатерина Викторовна,
без категории
2018-2019 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы 9 «Д» класса составлена с учетом нормативных документов по ВР (Закон об образовании, Должностные обязанности классного руководителя, Устав МКОУ ТШИ) на основе общешкольного плана воспитательной работы.
При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских. Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении. С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют. С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.
Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине. Классному руководителю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.
Воспитательная работа в классе осуществляется через организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей. В основном учащиеся 9 «Д» класса активные, подвижные, поэтому запланированы походы, экскурсии.
Острой остается проблема сплоченности класса. В этой связи в воспитательный план включены мероприятия, направленные на создание дружного коллектива, предусмотрены беседы, ролевые игры со школьным психологом.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы:
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом. Процесс социализации в общество не может проходить только в положительном ракурсе. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких границ. Потоки информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино оказывают на подростка воспитательное и социализирующее воздействие, не всегда позитивное, подростковая среда, социальные сети часто подменяют собой приоритетные человеческие ценности и доминируют в процессе развития и воспитания. В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне ее (хаотичность, смещение культуры в сторону молодежных субкультурных движений, что меняет структуру мышления подростков, влияет на их самосознание и миропонимание, ведет к формированию искаженного, эклектичного мировоззрения, изолирование от проблем, которыми живут взрослые, создает иллюзию социализации, нарушает процессы взросления. Подросток становится агрессивным, циничным, грубым, скрывая за этим подчас одиночество, страх, неуверенность в себе и окружающих его людях. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях, укрепление и развитие воспитательного потенциала школы на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- умение отвечать за свои поступки.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми;
- знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
- нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде;
- осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
- общее знакомство с трудовым законодательством;
- умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
- понимание смысла гуманных отношений;
- понимание высокой ценности человека - любовь к школе, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи;
- развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей;
- умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка;
- представление об искусстве народов России;
- стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
- ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира.
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
- устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, рациональной организации режима дня, питания, занятиям физической культурой, спортом, туризмом, самообразованию, труду и творчеству для успешной социализации;
- представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека;
- развитие экологической грамотности обучающихся;
- способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
- опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
- профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества. Решение задач осуществляется через определенные методы, формы, средства.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- преемственности;
- системности;
- индивидуализации;
- деятельного подхода;
- добровольности;
- творчества;
- разновозрастного единства;
- интереса;
- активности;
- открытости;
- постоянного совершенствования;
- корректировки.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. гражданско-патриотическое воспитание;
2. воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
3. интеллектуальное воспитание;
4. здоровьесберегающее воспитание;
5. социокультурное и медиакультурное воспитание,
6. культуротворческое и эстетическое воспитание;
7. правовое воспитание и культура безопасности учащихся;
8. воспитание семейных ценностей;
9. экологическое воспитание;
10. работа по профилактике безнадзорности и правонарушений и других проявлений среди обучающихся и воспитанников.
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методы воспитательной работы:
• непосредственное влияние воспитателя (взрослого) на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например, коллектива личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку;
• совместная деятельность воспитателя (взрослого) с воспитанником, общение;
• процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского общения;
• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Педагогическое требование как метод воспитания может:
• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
• выступать как конкретная задача;
• иметь стимулирующую функцию в виде указаний о начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;
• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.
Средства воспитания: являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:
• знаковые символы;
• материальные средства;
• способы коммуникации;
• мир жизнедеятельности воспитанника;
• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
• технические средства;
• культурные ценности.
Формы:
Выделяются такие формы организации воспитательной работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
По каждому из направлений воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования учащимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Результатом социализации и воспитания обучающихся является их соответствие уровням сформированности результатов воспитания и социализации.
Первый уровень указывает на наличие знаний: понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что учащийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,
Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;
умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Успешная социализация подростка предполагает его соответствие третьему уровню.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- создание культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей единые ценности российской нации, а также народов России, территориально-регионального и местного сообщества;
- создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
- создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
- создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
- создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
- работа с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, традиционные российские религиозные организации, армия, органы охраны правопорядка, СМИ);
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
- интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, округа, России;
- педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.
2.2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ
Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования – базовые национальные ценности российского общества:
Родина как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой отождествление себя с Россией как собственной Родиной и своим Отечеством (страной, многонациональным культурным наследием, историей, природой, российским государством), интериоризацию идеи общей исторической судьбы народов России, идентификацию себя с русским языком и языками народов России, предусматривает субъективную значимость благополучия страны, служения, защиты и преобразования (улучшения) Российского государства;
гражданское общество и правовое государство как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся предполагает субъективную значимость принципов правового государства и гражданского общества;
человек и человечество как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся предусматривают приоритеты поиска человеком смысла собственной жизни, значения нравственного выбора, главенство прав человека;
социальная солидарность как ценностный ориентир программы воспитания
исоциализации обучающихся предусматривает приоритет личной свободы, чести, индивидуального достоинства в сочетании с доверием к людям, институтам государства и гражданского общества, ценность социальной справедливости и милосердия, обеспечения многообразия культур и народов, прогресса человечества,
ориентацию на международное сотрудничество;
семья как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой субъективную значимость любви и верности, уважения к родителям, заботы о старших и младших, заботы о продолжении рода;
труд и творчество как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся включают уважение к труду, субъективную значимость творчества и созидания, целеустремленности и настойчивости;
рыночная экономика и частная собственность как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся предусматривают субъективное значение свободной предпринимательской инициативы, приоритет рыночного механизма координации действий участников экономических отношений, признание важности человеческого стремления обеспечить экономическое благополучие и достаток семьи;
здоровье и природа как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся предполагают первостепенное значение в человеческой жизни здоровья, личную ответственность за сохранение планеты Земля и родной земли, способность к самоограничению в вопросах природопользования;
наука как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся предполагает непреходящее знание познания, стремления к истине, приоритет научной картины мира;
традиционные религии России как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся предусматривает значение представлений о вере и духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся означает субъективную значимость красоты и гармонии, приоритет духовного мира человека.
2.3.СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И СЕМЕЙНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цели: Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Задачи: формировать гуманистическое отношение к миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение и присвоение этих ценностей; представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
ГРАЖДАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цели: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание социальной ответственности и компетентности.
Задачи:
задача: формирование любви к родной школе, к отчему краю; формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.; - развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье; - развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Цели: воспитание образованного человека, гражданина
Задачи: развитие познавательных способностей
ТРУДОВОЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цели: Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Задачи: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цели: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ДРУГИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
Цели: комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Задачи: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; - выявление случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий; - осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей; - осуществление взаимодействия с родителями и иными законными представителями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.
Планируемые мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Выявление семьи и детей группы социального риска | Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН | В течение года |
Выявление детей, занимающихся противоправной деятельностью | Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН | В течение года |
Проведение конкурса плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым». | классный руководитель | ноябрь |
Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних в профильных лагерях | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | Май - август |
Привлечение учащихся в кружки, секции, клубы и т.д. | Кл.руководитель | В течение года |
Индивидуальная помощь родителям, испытывающим затруднения в предупреждении девиантного поведения детей | Социальный педагог, классный руководитель | По мере необходимости |
Консультация для родителей и учащихся: «Значимость выбора в жизни человека». «Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии». | Кл.руководитель | Октябрь, апрель |
Родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма; безопасности в сети Интернет; | Кл.руководитель | В течение года |
Месячник здоровья | Учителя физ.культуры | В течение года |
ЦИКЛОГРАММА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
• Ежедневно
1. Контроль за посещаемостью и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
• Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Работа с учащимися по проектной деятельности.
• Каждый месяц
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Совещание по планированию работы (по графику).
• Один раз в триместр
1. МО классных руководителей.
2. Анализ выполнения плана работы за триместр, коррекция плана воспитательной работы.
3. Проведение родительского собрания.
• Один раз в год
1. Оформление личных дел учащихся.
2. Анализ и составление плана работы класса.
3. Статистические данные класса (1 сентября).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЗОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
ул. Кирова, д. 12, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350 тел./факс: (34940) 2-18-91, mkoutshi@mail.ru |
Характеристика 9 Д класса
На начало 2018 - 2019 учебного года в 9 «Д» классе обучается 19/19 ученика: девочек - 13, мальчиков - 6. Дети по возрасту: 14 детей - 2002гр., 5 детей - 2003 гр.
Все учащихся приехали первый год из села Антипоюта, проживает в интернате.
Дети проявляют активность в общественной жизни школы и класса. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняют любую работу.
Класс имеет хороший творческий потенциал. Основной вид деятельности - учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе - средняя. По итогам прошлого года в классе 5 хорошистов.
В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей, а так же сформирован актив, который занимается решением проблемных вопросов и организационными моментами, вовлекая в эту деятельность остальных членов класса.
Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.
Общий уровень дисциплины в классе - допустимый. Пропусков без уважительной причины мало.
Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие интересы. Учащиеся класса очень хорошо относятся к окружающим: и к педагогам, и к другим детям. Они всегда приветствуют учителей и друг друга. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
3.ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Месяц | № п/п | Тема, вид, форма кл. часа | Ответственные | Примечание |
Сентябрь | 1 | День знаний (информационный) | Зам. директора по ВР, кл. руководитель | |
2 | Путь к себе (психологический) | Педагог-психолог Кл.руководитель | ||
3 | Ставим условие: долой сквернословие ("Здоровье") | Кл.руководитель | ||
4 | О товариществе и дружбе (беседа) | Кл.руководитель | ||
Октябрь | 5 | О дружбе и друзьях (диспут) | Кл.руководитель | |
6 | Инструктаж по ТБ (терроризм и др.) | Кл.руководитель | ||
7 | Страдания от кибермании ("Здоровье") | Кл.руководитель | ||
8 | Предварительные итоги I триместра | Кл.руководитель | ||
Ноябрь | 9 | Алкогольная трясина | Кл.руководитель | |
10 | «Влияние темперамента на выбор профессии». Беседа, тренинг. | Кл.руководитель Педагог-психолог | ||
11 | Доходы из отходов (экологический) | Кл.руководитель | ||
12 | Железная воля, стальной характер (психологический) Итоги 1 триместра | Педагог-психолог Кл.руководитель | ||
Декабрь | 13 | Великая битва за Москву | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей |
14 | День Конституции РФ | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей | |
15 | Новогодние чудеса (выпуск стенгазеты, украшение кабинета) | Актив класса | ||
Январь | 16 | Блокадный Ленинград | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей |
17 | День памяти жертв Холокоста | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей | |
Февраль | 18 | Сталинградская битва | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей |
19 | Консультация для родителей и учащихся: «Значимость выбора в жизни человека». | Педагог-психолог Кл.руководитель | ||
20 | День защитника Отечества. «Афганистан – наша память и боль». Классный час | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей | |
21 | Профилактические беседы: «Педикулез», «Грипп» и др. Итоги II триместра | Фельдшер Кл.руководитель | ||
Март | 22 | Всему начало - любовь... Концерт, посвященный 8 Марта | Зам. дир. по ВР | |
23 | «Новое время — новые профессии». Классный час. | Кл.руководитель | ||
24 | «Как вести себя в конфликтных ситуациях?» Практикум. | Педагог-психолог Кл.руководитель | ||
25 | Участие в Неделе науки | Кл.руководитель | ||
Апрель | 26 | Готовимся к Последнему звонку | Зам. дир. по ВР Кл.руководитель | |
27 | Профессия - хороший человек (профориентация) | Кл.руководитель | ||
28 | Найти себя (профориентация) | Педагог-психолог Кл.руководитель | ||
Май | 29 | Нам нужна одна Победа... Тематическая выставка о ветеранах ВОВ | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей |
30 | Конкурс стихов «Помните прошлое ради будущего» | Зав.музеем | Экскурсия в школьный музей | |
31 | Экзамены без стресса (психологический) | Педагог-психолог | ||
32 | Как научиться сдавать экзамены (психологический) | Педагог-психолог | ||
33 | Итоги 3 триместра | Кл.руководитель | ||
34 | Праздник «Последний звонок» | Зам. дир. по ВР Кл.руководитель |
РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
- Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к урокам, дисциплины, взаимоотношений с учителями.
- Проводить беседы о подготовке обучающихся к урокам, использование дополнительной литературы.
- Давать рекомендации по посещению кружков, спортивных секций, спецкурсов.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Цель:
- Установить межличностные контакты с каждым обучающимся.
- Создать условия в классном коллективе для проявления и развития реального потенциала возможностей обучающихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников.
- Оказание индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим затруднения в классном коллективе, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества.
- Содействовать воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.
Индивидуальная работа с детьми
Дата | Фамилия, имя ребенка | Причина | Индивидуальная работа |
3.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1.1.ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Организация социальной деятельности учащихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность учащихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни.
Этапы организации социальной деятельности выстраиваются в логике технологии коллективно-творческой деятельности: поиск объектов общей заботы, коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка мероприятия, коллективное проведение, коллективный анализ.
Социальная деятельность – ведущий фактор формирования личности обучающегося. Целенаправленная организация социальной деятельности обучающихся обеспечивается сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни – созданием условий, поддерживающих и развивающих социальный опыт обучающихся, их личностный рост, продуктивные изменения поведения.
Этап 1. Организационно-административный
Ведущий субъект. Администрация школы
Содержание деятельности:
- Формирование уклада и традиций школы с ориентацией на систему отношений обучающихся, учителей, родителей, социума поселка в духе гражданско-патриотических ценностей и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
- развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями;
- адаптация процессов стихийной социальной деятельности обучающихся и координация деятельности агентов социализации обучающихся (сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций);
- создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп, расширение возможностей для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;
- поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.
Этап 2. Организационно-педагогический
Ведущий субъект. Педагогический коллектив школы
Содержание деятельности:
- обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся, разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности с учетом знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
- обеспечение возможности адаптации обучающихся к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
- определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
- стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
Этап 3. Социализация обучающихся
Ведущий субъект. Обучающиеся
Содержание деятельности:
1 этап: поиск общей заботы
- формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности;
- усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих в части освоения норм и правил общественного поведения, формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения;
- достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
2 этап: коллективное целеполагание и коллективное планирование
- умение ставить перед собой и решать социально-культурные задачи (познавательные, мораль-но-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
- умение планировать свою деятельность;
- поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
3 этап: коллективная подготовка и проведение мероприятия, реализация проекта и т.д.
- активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
- регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений;
- осознание мотивов своей социальной деятельности;
- развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
4 этап: коллективный анализ
- умение анализировать свою деятельность, ее результаты
- владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
3.1.2.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, КТД, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Виды деятельности и содержание деятельности
Познавательная
Учебное сотрудничество со сверстниками и с учителями в целях последовательного освоения новых коммуникативных навыков и социальных ролей
Общественная
Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления:
- участие в принятии решений Совета школы, классных советов;
- решение вопросов, связанных с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;
- контроль выполнения основных прав и обязанностей обучающихся;
- защита прав обучающихся и несовершеннолетних на всех уровнях управления школой.
- реализации собственных социальных инициатив.
Общественно значимые дела: социальные и культурные практики (совместно с родителями, квалифицированными представителями общественных организаций, учреждений культуры).
Трудовая
(учебные занятия, ручной труд, общественно полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.)
- Использование труда для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.
- Индивидуализация форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентация на общественную значимость труда и востребованность его результатов.
- Уникальность, авторский характер деятельности для других.
- Привлечение для проведения мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
Ожидаемый результат
представления обучающихся об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
3.1.3.СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся в МКОУ ТШИ призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить вовлечение учащегося в совместную деятельность, организуемую в воспитательных целях, и активное участие в ней).
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся строится на следующих принципах:
- публичность поощрения;
- соответствие процедур награждения укладу жизни школы;
- прозрачность правил поощрения;
- регулирование частоты награждений;
- сочетание индивидуального и коллективного поощрения;
- дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся являются рейтинг классов, формирование портфолио, реализация себя как личности в конкурсе «Ученик года».
3.1.4.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА
При разработке и осуществлении программы мониторинга следует сочетать общие цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, задаваемые ФГОС, и специфические, определяемые социальным окружением школы, традициями, укладом образовательной организации и другими обстоятельствами.
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации учащихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:
- изучение состояния воспитания;
- прогноз развития воспитания;
- выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Объекты исследования:
- личность учащегося;
- родительская общественность.
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
- Тестирование (метод тестов)
- Опрос
- Психолого-педагогическое наблюдение
- Психолого-педагогический эксперимент
Особенности диагностики результатов:
- комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения учащихся в реальной жизни);
- объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих учащихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.
- корректность в интерпретации данных;
- индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы - средние показатели его учеников, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Общие вопросы духовно - нравственного воспитания
5.Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
6.Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
7.Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
8.Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий [Текст] / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.
9.Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.
10. Семыкина, Е. Н. Гражданско - нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.
11.Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания : окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.
Программы воспитания
12.Закирова, И. Г. Я среди людей : Программа по самосовершенствованию для 5 - 9 классов [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. - С. 38 - 45.
13.Большаков, С. В. Куда идешь,человек? : Классный час [Текст] / С. В. Большаков // Классный руководитель. -2009. - № 2. - С. 27 - 31.
14.Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73.
15.Веснина, Н. И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно : Классный час [Текст] / Н. И. Веснина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 93 - 98.
16.Закирова, И. Г. Программа классных часов по культуре общения [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 12 - 15.
17.Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности [Текст] / Т. В. Кетова // Начальная школа. – 2011. - № 9. – С. 76 – 78.
18.Пенькова, Е. Г. Спешите делать добро [Текст] / Е. Г. Пенькова // Завуч начальной школы. - 2008. - № 7. - С. 41 - 45.
19.Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51.
20.Шишкина, А. В. Долг [Текст] / А. В. Шишкина // Завуч начальной школы. -2008. - № 7. - С. 90 - 94.
21.Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа классного руководителя
Данная разработка является шаблоном и представляет собой набор страниц дневника классного руководителя, включающих в себя такие, как «Социальная карта класса», «Протокол родительского собр...
Рабочая программа классного руководителя 5-9 классы
Рабочая программа воспитательной работы «Содружество» для 5-9 классов включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, принципы реализации, пернспективное планирование по направлениям воспитатель...
Программа классного руководителя
календарно-тематическое планирование, цели, Задачи, Мероприятия, пояснительная записка, обоснование программы, механизм реализации, роль родителей в воспитании детей, циклограмма классного руководител...
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе
Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...
Воспитательная программа классного руководителя 5-7 класс
В данной работе предлагаю необходимые таблицы по работе классного руководителя, воспитательную программу работы с классом по направлениям с 5 по 7 класс. План работы 7 в класса на текущий учебный год...
Структура программы классного руководителя
Структура воспитательной программы классного руководителя (6-7 классы)...
Рабочая программа классного руководителя
В данной программе содержится информация по деятельности классного руководителя 6 класса; основные направления работы......