Компетенции педагога в ведении образовательного процесса
статья
В статье рассмотрены понятия: компетенции , образовательный процесс. Даны характеристики компетенций педагога и показатели их сформированности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii_pedagoga_v_vedenii_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 290.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное учреждение
«Камчатский детский дом для детей сирот и детей оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Компетенции педагога в ведении образовательного процесса
учитель-логопед
Савкина О.Е.
Петропавловск – Камчатский
2020
Содержание
1 Компетенции педагога и образовательный процесс | 3 |
2. Характеристики компетенций педагога и показатели их сформированности | 5 |
| 5 |
2.2 Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности | 7 |
2.3 Компетентность в области мотивации учебной деятельности | 9 |
2.4 Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | 10 |
2.5 Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений | 12 |
2.6 Компетентность в организации учебной деятельности | 14 |
2.7 Информационно-коммуникационная компетентность | 16 |
2.8 Аналитико-прогностическая компетентность | 17 |
2.9 Коммуникативная компетентность | 17 |
2.10 Поликультурная компетентность | 18 |
2.11 Правовая компетентность | 19 |
2.12 Компетентность в сфере инновационной деятельности | 19 |
Список литературы | 20 |
Компетенции педагога в ведении образовательного процесса
1 Компетенции педагога и образовательный процесс
Компетенция – это совокупность знаний, умений и опыта в определённой области деятельности и понимание личностью ценности этой деятельности.
Формула компетенции: знания + умения + понимание + опыт деятельности.
- Компетенция есть что то объективно существующее вовне, в реальности – то, что можно присвоить себе, а так же сформировать, развить, совершенствовать; а компетентность – это характеристика личности, неотделимая от человека, его умелость, измеряемая в сопоставлении с идеалом, оцениваемая.
Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.
Педагогическая структура ОП система из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) операционно-деятельностного; г) аналитико-результативного.
Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности,
Содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятельностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся.
Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.
Методическая структура ОП включает следующие элементы:
а) задачи обучения (воспитания);
б) последовательные этапы деятельности педагога;
в) последовательные этапы деятельности учащихся.
Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов:
- процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.
Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.
Образовательный процесс, основанный на компетентностной парадигме, шире учебного процесса. Следовательно, он должен пронизывать разные стороны жизни ребёнка (учебную, внеучебную, сферу дополнительного образования и т.д.). Цели ключевых компетенций сводятся к базовым постулатам педагогики: научить учиться, признать субъектность, равность ученика учителю, в том числе в определении цели и траектории образования, использовать практикоориентированные ситуации и активные методы обучения.
2. Характеристики компетенций педагога и показатели их сформированности
- Профессионально значимые личностные качества
Вера в силы и возможности обучающихся является необходимой основой ориентации педагога на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, готовности оказывать всестороннюю поддержку их личностному развитию.
- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны;
- создание ситуаций успеха для обучающихся;
- умение осуществлять педагогическое оценивание, мобилизующее учебно-познавательную активность
Эмпатийность заключается в способности поставить себя на место другого, определить его эмоциональное состояние на основе внешних проявлений (мимики, поступков, жестов), а также в способности к сопереживанию и бережном отношении к внутреннему миру окружающих. Служит необходимым условием выстраивания субъект-субъектных отношений с обучающимися, осуществления педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.
- умение давать характеристику обучающегося, адекватно отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
- умение выяснять индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;
- умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира ученика;
- умение оказывать эмоционально-психологическую поддержку обучающимся и коллегам по работе;
- все обучающиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
Социорефлексия проявляется в стремлении и умении педагога посмотреть на себя глазами других, оценить себя со стороны, в открытости к принятию других позиций. Способность к социорефлексии дает педагогу возможность анализировать собственные поступки и действия, а также лучше понимать действия других участников образовательного процесса. Такая позиция является важным источником саморазвития педагога, помогает разрешать различные затруднения в работе. Открытость к принятию других позиций предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной и открыт к диалогу с окружающими. Он интересуется мнением других, в случаях достаточной аргументации готов корректировать собственную позицию.
- интерес к мнениям и позициям других;
- умение смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания на этой основе;
- убеждённость, что истина может быть не одна;
- учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся
Общая культура накладывая отпечаток на характер и стиль педагогической деятельности, во многом определяет позицию педагога в глазах обучающихся и успешность педагогического общения.
- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;
- осведомленность об актуальных изменениях в социальной жизни;
- знание материальных и духовных интересов молодёжи;
- демонстрация собственных интересов, кругозора в ситуациях общения с обучающимися, в том числе – в рамках руководства дополнительным образованием, внеурочной деятельностью учащихся;
- соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам. -
Эмоциональная устойчивость существенно влияет на характер отношений в рамках образовательного процесса, в деловом взаимодействии с коллегами, администрацией, родителями, определяет эффективность владения классом.
- сохранение спокойствия в трудных, эмоционально напряженных ситуациях;
- сохранение способности к объективной оценке в ситуации эмоционального конфликта; - способность находить продуктивные пути разрешения конфликтов
Позитивная направленность на педагогическую деятельность и уверенность в себе выступает необходимым элементом мотивации к педагогической деятельности. Способствует установлению позитивных отношений с коллегами, обучающимися, администрацией.
- осознание целей и ценностей педагогической деятельности;
- позитивное настроение, желание работать;
- высокая профессиональная самооценка, вера в собственную эффективность Самоорганизованность обеспечивает способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов, оптимальному распределению ресурсов для осуществления профессиональных задач, способность к самоконтролю, эффективной работе без постоянного внешнего контроля.
- умение рационально планировать собственную деятельность по решению профессиональных задач;
- деятельная ориентация на достижение поставленных целей;
- способность оперативно корректировать способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями;
- своевременное и ответственное выполнение принятых на себя обязательств;
- обеспечение рациональной организации собственного рабочего пространства;
- поддержание порядка в необходимой документации.
2.2 Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности
Умение ставить педагогические цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся составляет основу педагогического целеполагания - формирования идеального образа будущего результата, ради достижения которого организуется и осуществляется совместная деятельность педагога и учащихся. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях, умеет работать и с обучающимися как с группой, включающей детей одного возраста, и с каждым отдельным учеником. - наличие соответствующих концепции ФГОС представлений о планируемых результатах освоения
образовательных программ;
- умение определять систему промежуточных целей на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;
- умение обоснованно ставить цели обучения по предмету, цели личностного развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом возраста обучающихся, особенностей класса;
- умение корректировать цели и задачи деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала;
- умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу является необходимым условием реализации субъект-субъектного подхода, ставящего обучающегося в позицию активного субъекта деятельности. Педагогическая задача представляет собой результат, достижимый в данный отрезок времени в определенных условиях. Перевод темы занятия в педагогическую задачу предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.
- умение формулировать цели урока с учетом планируемых результатов освоения реализуемых образовательных программ;
- умение конкретизировать тему урока до комплекса взаимосвязанных задач;
- умение определять критерии достижения целей урока;
- умение сформулировать цели урока в понятной для обучающихся форме;
- умение соотнести результаты обучения с поставленными целями и задачами.
Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач определяет способность педагога сделать цель урока целью для ученика, обеспечить ее принятие и наполнение личностно значимым смыслом. - умение организовать вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, результатов предстоящей деятельности, способов их достижения;
- систематическое использование соответствующих приемов в ходе учебных занятий;
- обеспечение педагогом проверки понимания обучающимися целей и задач урока.
2.3 Компетентность в области мотивации учебной деятельности
Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности является основой компетентности педагога в мотивировании учебной деятельности за счет создания ситуаций, формирующих и закрепляющих у ученика веру в собственные силы и возможности достижения требуемых результатов.
- знание возможностей конкретных учеников;
- умение дифференцировать задания с тем, чтобы учащиеся могли почувствовать успех; - демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам
- подчеркивание даже незначительных успехов обучающихся
Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся заключается в умении педагога создавать мотивацию учебной деятельности на основе соотнесения предлагаемого материала с личным (субъектным) опытом и сферой интересов обучающихся. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные знания, то она сама приобретает мотивирующий потенциал, способствуя созданию установки на позитивное восприятие учебной деятельности.
- умение выстраивать деятельность на уроке с учетом имеющегося уровня учебной мотивации;
- использование разнообразного спектра материалов и заданий, способных вызвать интерес к разным темам преподаваемого предмета;
- использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в своей педагогической деятельности;
- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;
- способность поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке;
- умение активизировать творческие возможности обучающихся;
- демонстрация практического применения изучаемого материала; - поощрение любознательности учащихся, выхода за рамки школьной программы при выполнении заданий;
- обеспечение возможности самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности;
- создание условий для вовлечения учащихся в дополнительные формы познавательной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы и т.д.)
2.4 Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
Компетентность в предмете преподавания отражает теоретическую грамотность педагога в области преподаваемого предмета, свободное владение его содержанием, понимание взаимосвязи теоретических положений с жизненной практикой, способность показать эту взаимосвязь учащимся.
- знание содержания отраслей научного знания, лежащих в основе преподаваемых предметов, области их применения в различных сферах человеческой деятельности;
- активное использование дополнительных материалов при подготовке к уроку (книги, интернет-ресурсы);
- организация работы с учащимися с опорой на знания, полученные ими ранее при изучении других предметов;
- демонстрация возможности применения получаемых предметных знаний для объяснения социальных и природных явлений;
Компетентность в методах преподавания умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках учебного занятия, цикла занятий является необходимым критерием грамотной работы педагога. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересам и иных конкретных условий. Он отдает предпочтение методам, побуждающим рассуждать. Компетентность в методах преподавания играет решающую роль в обеспечении эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. - знание современных педагогических технологий (развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио и др.);
- знание частных методик, позволяющих реализовать содержание преподаваемого предмета;
- применение в образовательном процессе личностнодеятельностных методов обучения и воспитания;
- умение выбирать и эффективно применять образовательные технологии, методы обучения, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ;
- применение методов и приемов, обеспечивающих организацию самостоятельной (в том числе – исследовательской и проектной) работы обучающихся в информационно-образовательной среде;
- своевременное внесение корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации;
- владение на уровне продвинутого пользователя современными информационно-коммуникационными технологиями и их обоснованное использование в образовательном процессе
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) профессиональная деятельность педагога предполагает проявление внимания к изучению психологических и физиологических особенностей, возможностей и ограничений обучающихся,
- наличие современных психологических знаний об ученике как субъекте образовательной деятельности и умение использовать их при проектировании образовательного процесса;
- наличие необходимых знаний в области фиксацию в процессе работы наиболее эффективных способов мотивации отдельных школьников и класса в целом. Компетентность в данной сфере позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса и служит условием гуманизации образования, позволяет обеспечить мотивацию учебной активности. физиологии, школьной гигиены, здоровьесберегающих технологий;
- умение проектировать на основе концептуальных положений ФГОС социальный портрет ученика и осуществлять диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.
- владение методами психололго-педагогической диагностики (во взаимодействии школьным психологом), социометрии;
- ориентация в особенностях взаимоотношений между обучающимися;
- использование данных психологической, социальной, медицинской диагностики в практике педагогической деятельности, в том числе – при разработке и реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся;
- умение составлять характеристику обучающегося, отличающуюся обоснованностью и хорошим знанием индивидуальных особенностей;
- рефлексия педагогом собственных индивидуальных особенностей и учет их в своей профессиональной деятельности, общении с детьми
2.5 Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений
Умение разработать учебную программу компетентность в разработке образовательных программ, умение разрабатывать собственные дидактические и методические материалы во многом играют ключевую роль в обеспечении достижения высоких образовательных результатов обучающихся. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся, учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности
- знание ФГОС, иных нормативных документы, отражающих требования к содержанию и результатам учебной деятельности, примерных программ;
- знание состава и особенностей учебно-методических комплектов, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
- владение навыками анализа программ, учебной литературы, цифровых образовательных ресурсов, умение осуществлять их обоснованный выбор;
- умение разрабатывать рабочие программы по предмету и программы внеурочной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС и иных нормативных документов, возрастным особенностям учащимся, специфике условий образовательного процесса, требованиям преемственности обучения;
- умение разрабатывать (корректировать имеющиеся) дидактические и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов;
- осуществление систематического анализа эффективности реализуемых образовательных программ, используемых учебных материалов
Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях педагогу приходится постоянно принимать решения в ситуациях, диктуемых практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика;
- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; - владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;
- владение приемами анализа альтернативных как обеспечить понимание и т.д. Разрешение различных педагогических ситуаций составляет суть педагогической деятельности. Педагог должен быть готов как к принятию стандартных решений, базирующихся на определенных правилах, нормах, положениях, так и к выработке творческих, интуитивных решений, зачастую – в ситуациях, не дающих много времени на осмысление.
решений;
- умение эффективным образом формулировать цели и критерии их достижения в различных ситуациях;
- знание типичных конфликтных ситуаций и их разрешения;
- развитость педагогического мышления
2.6 Компетентность в организации учебной деятельности
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи, учебного материала и способов деятельности добиться понимания учебного материала, освоения способов учебно-познавательной или практической деятельности – важнейшая задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений, путём демонстрации практического применения изучаемого материала, другими путями. - знание того, что знают и понимают ученики;
- знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;
- свободное владение изучаемым материалом;
- продуманное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний;
- демонстрация практического применения изучаемого материала;
- умение обеспечивать опору на чувственное восприятие материала;
- способность адаптировать особенности передачи информации к возрасту и уровню подготовки учащихся;
- умение организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи
Компетентность в формировании способов умственной деятельности характеризует уровень владения педагогом и системой интеллектуальных операций и его способность формировать различные виды универсальных и предметных учебных действий у обучающихся - знание системы интеллектуальных операций, лежащих в основе учебно-познавательной деятельности; - уверенное владение этими интеллектуальными операциями;
- умение целенаправленно формировать универсальные учебные действия у обучающихся;
- умение организовать использование учебных действий, адекватных решаемой задаче
Компетентность в педагогическом оценивании обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога - знание функций и видов педагогической оценки;
- знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;
- владение методами педагогического оценивания;
- умение обоснованно использовать для различных целей разные методы и процедуры оценивания;
- умение осуществлять грамотный подбор/разработку контрольно-измерительных материалов, адекватных задачам оценивания;
- использование современных способов оценивания, базирующихся на применении информационно коммуникационных технологий (электронное тестирование, выделение достижений и недостатков в работах учащихся; - включение обучающихся в процесс оценивания, систематическое формирование у них навыков самооценки учебной деятельности;
- умение анализировать результаты педагогического оценивания; - умение корректировать образовательный процесс в соответствии с полученными результатами оценивания; - умение осуществлять профессиональную рефлексию и самооценку профессиональной деятельности
Компетентность в использовании современных средств обучения обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе использования потенциальных возможностей современных средств обучения
- знание современных средств обучения и их дидактических возможностей;
- знание современных требований к оснащению учебных кабинетов и к организации информационно образовательной среды образовательного учреждения;
- умение применять современные технические средства обучения;
- умение использовать средства обучения адекватно поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам
2.7 Информационно-коммуникационная компетентность
- способность понимать информацию, представленную в разных формах (текст, визуальный ряд, графики, диаграммы, таблицы);
- умение интерпретировать и критически оценивать информацию;
- умение структурировать информацию;
- умение представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях;
- умение адаптировать информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
- эффективно использовать для систематизации, представления и обработки информации средства ИКТ
- текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, электронную почту;
- умение использовать в целях профессионального развития ресурсы профессионально-ориентированных сетевых сообществ, дистанционного образования
2.8 Аналитико-прогностическая компетентность
- умение осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения;
- умение проводить сравнение и классификацию на основе самостоятельно выработанных критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение устанавливать аналогии;
- умение определять проблему на основе анализа фактов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;
- умение грамотно формулировать задачи, направленные на решение выявленных проблем; - умение выстраивать иерархию проблем и задач;
- умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение определять ресурсы, необходимые для решения поставленных задач;
- умение прогнозировать возможные последствия и результаты деятельности
2.9 Коммуникативная компетентность
- умение устанавливать отношения сотрудничества и вести диалог с учащимися, другими участниками образовательного процесса;
- грамотное владение устной и письменной речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владение методами убеждения и аргументации своей позиции;
- способность насыщать общение положительными эмоциями и чувствами;
- умение создавать рабочую атмосферу и поддерживать дисциплину на уроке;
- умение диагностировать причины конфликтных ситуаций;
- владение способами продуктивного разрешения конфликтов;
- умение привлекать других людей к решению поставленных задач;
- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы при решении профессионально значимых задач;
- умение публично представлять результаты своей работы, выбирать адекватные формы и методы презентации;
- владение способами эффективного разрешения конфликтов;
- умение осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, чат, форум, видеоконференцсвязь)
2.10 Поликультурная компетентность
Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур
- толерантность, принятие этнокультурных различий;
- осведомленность об особенностях традиций, ментальных установок этнокультурных групп, с представителями которых приходится взаимодействовать педагогу в процессе своей профессиональной деятельности;
- интерес к особенностям традиций, обычаев, ценностных ориентаций, моделей поведения, истории различных групп поликультурного общества;
- умение учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, окружающими;
- знание и понимание целей, принципов, основных идей поликультурного образования;
толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией социальных отношений.
2.11 Правовая компетентность
- знание Конституции Российской Федерации, официальных документов, определяющих приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность и правовой статус участников образовательного процесса, локальных актов образовательного учреждения;
- умение осуществлять поиск необходимой правовой информации с использованием справочных информационно-юридических систем;
- умение грамотно применять знание правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в процессе образовательной деятельности.
2.12 Компетентность в сфере инновационной деятельности
- интерес к передовому педагогическому опыту, новшествам в сфере образования; - позитивное отношение к новшествам;
- способность критически анализировать содержание инноваций с учетом конкретных условий деятельности;
- способность соотносить изменения в собственной профессиональной деятельности с актуальными и перспективными тенденциями и потребностями развития образования и общества в целом;
- умение осуществлять поиск и систематизацию информации, связанной с направлением планируемой инновационной деятельности;
- способность генерировать новые продуктивные идеи в сфере профессиональной деятельности; - владение навыками педагогического проектирования;
- умение привлекать коллег, администрацию к поддержке и участию в инновационных проектах; - умение осуществлять мониторинг процесса и результата внедрения инноваций;
- инициативное участие педагога в разработке и реализации педагогических проектов, опытно экспериментальной деятельности, различного рода профессиональных конкурсах
Список литературы
1. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007.
2. Сергеев, Г.А. Компетентность и компетенции в образовании / Г.А. Сергеев. – Владимир: Изд-во Владимирского гос. унта, 2010.
3. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентостный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)
В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...
"Компетенции педагогов, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса".
Тезисы выступления на семинаре "Компетенции педагога как фактор повышения результатов образовательного процесса"....
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....
Профессиональные компетенции педагога при использовании метода проекта в учебно воспитательном процессе
Методический материал для педагогов при работе с проектом в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности...