"Компетенции педагогов, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса".
статья по теме

Демаков Александр Владимирович

Тезисы выступления на семинаре "Компетенции педагога как фактор повышения результатов образовательного процесса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vystupleniya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Компетенции педагогов, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса

Демаков А.В.

Старший воспитатель (начальник курса)

«В содержание образования входят

не только знания о действительности,

но и сама действительность...»

Хуторской А.В

Воспитание является целенаправленной деятельностью, призванной формировать у обучающихся систему качеств личности, взглядов и убеждений. Возникает вопрос: какими компетенциями и личностными качествами должен обладать педагог-воспитатель?

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, которые позволяют ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Педагог-воспитатель в современной системе образования должен обладать компетенциями, позволяющими ему включить обучающегося в систему межличностных отношений, дать нравственную оценку совершаемых воспитанником поступков, обеспечить мотивацию желательного поведения. Следует отметить, что педагог-воспитатель должен обладать эмпатийностью, понимать воспитанника, разбираться и находить ответы, которые волнуют современного подростка на данном этапе его жизненного пути, педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков ученика, принимать решения, связанные с разрешением воспитательных конфликтов.

Особенно важно достигать понимания интересов и устремлений воспитанника, его внутреннего мира, уметь устанавливать социальный статус каждого ученика в учебном коллективе, его отношения с участниками образовательных отношений и изменять их в желательном направлении.

Педагог-воспитатель должен уметь грамотно разрабатывать программы поведения, разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок и обеспечивать рефлексию воспитанником нравственной стороны поведения.

К базовым компетенциям педагога - воспитателя относят такие профессиональные качества воспитателя как:

- вера в силы и возможности обучающихся

-применение теоретических знаний на практике;

-  интерес к внутреннему миру воспитанника;

- открытость к принятию позиции воспитанников;

- общая культура;

- эмоциональная устойчивость;

- развитие психологической грамотности;

- позитивная направленность на воспитательную деятельность.

Вера в силы и возможности обучающихся отражает основную задачу педагога-воспитателя – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить воспитанника, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности:

 - умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

- умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы

- умение построить индивидуальную воспитательную программу

- умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог-воспитатель не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог-воспитатель готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

Общая культура педагога-воспитателя определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию воспитателя в глазах воспитанников.

Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников. Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников,  ориентироваться в проблемах внутреннего мира ученика, в системе межличностных отношений.

Эмоциональная устойчивость определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов и сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, способствует объективной оценке воспитанников, позволяет не терять способности объективно оценивать поведение воспитанников и не стремится избежать эмоционально- напряжённых ситуаций.

Позитивная направленность педагога-воспитателя на воспитательную деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания, осознавать свои возможности, быть уверенным в собственных силах, обладать высокой профессиональной самооценкой.

Важным в воспитательном процессе является умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному воспитаннику. Педагог-воспитатель должен уметь провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций. Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию обучающегося нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны.

Компетентность в методах воспитания обеспечивает возможность формирования нравственной личности современного обучающегося. Компетентность в воспитательном процессе тесно связана с компетентностью в обеспечении учения, когда учитываются интересы ученика, его устремления, проблемы, социальный статус, эмоциональные переживания. Но в воспитательном процессе на первый план выходят: внутренний мир ученика, наличие внутренних и внешних конфликтов, социальный статус, воспитание ответственного, нравственного человека и, конечно, личность педагога-воспитателя.

Литература:

1.Российская педагогическая энциклопедия под ред. В.В.Давыдова. –М., 2007. 347с.

2.Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Интернет-журнал «Эйдос», 2002.

3.Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. – М., 2013. 54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса

Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

Компетенции педагога в ведении образовательного процесса

В статье рассмотрены понятия:  компетенции , образовательный процесс.  Даны характеристики  компетенций педагога   и показатели их сформированности....

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Профессиональные компетенции педагога при использовании метода проекта в учебно воспитательном процессе

Методический материал для педагогов при работе с проектом в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности...