Конспект открытого урока предметная область "Окружающий мир" предмет" Окружающий природный мир" тема: "Зимующие птицы. Снегирь, синица"
план-конспект урока (10 класс)

Васильева Наталья Евгеньевна

Конспект урока разработан для обучающихся 10 класса с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ « Вышневолоцкая школа-интернат №2»

Конспект открытого урока предметная область

« Окружающий мир» предмет « Окружающий природный мир»

с обучающимися тяжёлыми  множественными нарушениями в развитии  (10 класс)

Тема: «Зимующие  птицы. Снегирь, синица»

           

                                                                                                         Учитель высшей  категории:

Васильева Н.Е.

         

         Цель:

  1. Дидактическая:  закрепить у детей представление о зимующих птицах, пополнить   знания детей

 о птицах ( в частности о снегире, синицы).

  1. Коррекционно-развивающая:

Коррекция и развитие слухового, зрительного  восприятия, графо-моторных навыков через игровые упражнения

  1. Воспитательная:  формирование учебной мотивации.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, авторский медиапродукт (наглядная презентация учебного материала), картинки-пиктограммы, картинка птицы ворона, гимнастика для глаз «Снегири», артикуляционная гимнастика: «Девочка Маша», физкультминутка «Птички», пальчиковая гимнастика: «Снегирь», листочки с веточками рябины и снегирями (по точкам) для каждого ребёнка, фломастеры красный, чёрный.

Предварительная работа: просмотр презентаций, видеофильмов на темы: « Зимующие птицы», « Перелётные птицы»; рассматривание иллюстраций с птицами. Прослушивание в записи звуков

и пение птиц, упражнение с пиктограммами, картинками: « Отгадай, какая это птичка?»

Структура урока

Основные этапы

Содержание урока

Наименование форм  работы, упражнений

Вводная часть.

Организационный момент.

 

Основной этап.

Заключительная часть.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к нашим гостям и поприветствуем их широкой  улыбкой (упражнение улыбка).  Слайд 1

Показываю картинку-пиктограмму дети в кругу. (Слайд 2 пустой)

Что вы видите на картинке? (ответы детей)

Правильно на картинке дети стоят в кругу.

                  Психологический настрой «Цепочка дружбы»:

 Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

Дети садятся на стулья.

 -Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей)

  -А какое время года было до зимы? – до зимы была осень.

   Какое будет после зимы? – после зимы будет весна

Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Правильно!

Сегодня понедельник.

А какое  сегодня число? (17 февраля)

Какой у нас сейчас урок?

-Молодцы! Правильно урок окружающего природного мира.

 Показываю пиктограмму-картинку на, которой изображён язычок

-Что вы видите на картинке? (ответы детей)

Правильно, это язычок. Сейчас мы с вами сделаем гимнастику с язычком

            Артикуляционная гимнастика «Девочка Маша»

А сейчас  послушайте рассказ.

 

Жила была девочка, и звали её Маша

Утром Маша открыла окошко

( показываю картинку окошко)  Слайд 3          

Рот открыть широко

(упражнение «окошко»)

Во дворе у неё жили 2 птички

синица и снегирь. Они летали то направо,

то налево, а Маша за ними наблюдала

    ( показываю картинку часы)   Слайд 4        

Рот открытый, язычок то влево, то

вправо (упражнение "часики").

А потом птицы летали то вверх, то вниз

( показываю картинку качели)   Слайд 5        

Держать рот широко открытым.
Тянуться языком к носу вверх, к

подбородку вниз (упражнение "качели").

Насмотрелась Маша на птиц и пошла,

 пить чай с блинами

( показываю картинку блинчик)   Слайд 6        

-Улыбнуться

-Приоткрыть рот

-Положить широкий язык на нижнюю губу

( упражнение « блинчик»)

Но блинчики были слишком горячие, давай подуем на "блинчик".      Слайд 7

Ребята дуют на блинчик

                   Введение в тему. Сюрпризный момент.  (Слайд 8  пустой)

Сейчас конец зимы.

Мы уже говорили, как зимой живется  зайцу, медведю, лисицы.

А как мы назовем их одним словом? – животные.

А сегодня мы поговорим вот о ком -

Внимание  на экран (видео про снегиря и синицу) (Слайд 9 видео)

Кого вы видели в этом фильме? – синицу и снегиря. (Слайд 10 пустой)

А как мы назовем их, одним словом? – Это птицы.

Другие птицы улетели в теплые края, а эти птицы остались зимовать.

Как мы назовем этих птиц? – зимующие птицы.

Давайте повторим вместе со мной зимующие птицы.

Никита повтори, Надя повтори…

Правильно, мы сегодня поговорим о зимующих птицах снегире и синице.

1.Развитие чувства  ритма.

Прежде чем говорить о птицах, давайте  покажем, как птицы клюют корм. (Повторение ритмического рисунка за учителем)

-    - -    -

--    --    --

- -    -    - -  

- -      - - -     - -

2.Описание внешнего вида птиц.

Внимательно посмотрите  на экран  и ответьте на мои вопросы.

Отвечаем полным ответом. (Слайд 11)

Кто это? – Это снегирь

Какого цвета у снегиря грудка? – У снегиря красная грудка

Какого цвета у снегиря головка? – У снегиря черная головка.

Какого цвета и снегиря клюв, крылья? – У снегиря черный клюв и крылья.

Смотрим на другую картинку.

Кто это? – Это синица.   (Слайд 12)

Какого цвета у синицы грудка? – У синицы жёлтая грудка

Какого цвета у синицы головка? – У синицы синяя головка.

Какого цвета и синицы клюв, крылья? – У синицы черный клюв и крылья.

Посмотри внимательно на 2 картинки и скажи, чем отличаются эти 2 птицы?

У снегиря грудка красная, а у синицы – желтая. ( Слайд 13)

Показываю картинку- пиктограмму дети на зарядке.

Физкультминутка «Птички»  (Слайд 14-видео)

 Встали около своих стульчиков и делаем упражнения, как на экране.

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Прыжки ноги врозь, хлопок над головой)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и дом. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Молодцы ребята, вам понравилось птичья разминка?

Дети садятся за столы.

Показываю картинку- пиктограмму  мальчик смотрит.  (Слайд 15 пустой)

Что вы видите на картинке?

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз, внимательно наблюдаем за снегирями на экране. (Слайд 16-видео)

3.Определение размера птиц  (Слайд 17-пустой)

На магнитной доске висят картинки ворона и картинка снегиря и синицы.

Обращаю внимание на ворону

Ребята посмотрите, кто прилетел к нам в гости?- это ворона.

Какая из этих птиц самая большая? – ворона самая большая.

Какие синица и снегирь? – они маленькие птицы.

Правильно – синица и снегирь - это маленькие птицы.

4.Игра «Кто  улетел?»

Наша гостья хочет поиграть с нами (Слайды 18,19,20)

Вам  нужно угадать, кто из птиц улетел (внимание на экран)

 Показываю картинку-пиктограмму пальчики. (Слайд 21)

-Что изображено на картинке? (ответы детей)

Правильно пальчики. Сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Проводится пальчиковая гимнастика « Снегири»

 Раз, два, три! Раз, два, три!  -  Считаем пальчики на руках 

Прилетели снегири - Цепляем большие пальчики друг за друга, как крючки, машем остальными пальчиками, как крылышками
Грудки показали  -
Показываем кулачки
Ягод поклевали -  Указательным пальчиком тюкаем по ладошке "клюем ягодки"
Прыгали по веткам - Указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности стола

Что кушал в этом стихотворении снегирь? Он кушал ягоды.

Посмотрите на картинку и скажите, чего не хватает? (Слайд 22)

Правильно, художник не раскрасил одну гроздь рябины, мы раскрасим эту гроздь  рябины и  нарисуем снегиря (по точкам)

-  А теперь приступаем к работе.

Не забудьте: сидим ровно, спина прямая, фломастер  держим правильно.

(Во время работы звучит пение птиц синицы и снегиря)

 - Заканчиваем работу, приводим рабочее место в порядок.

А сейчас подойдите ко мне.

Молодцы, у вас получились замечательные снегири.

 III. Закрепление материала.

  Давай вспомним, что мы сегодня узнали на уроке.

Какие птицы были у нас в гостях – снегирь и синица.

Эти птицы остаются зимовать, значит, какие они? – зимующие птицы.

У снегиря грудка красная, а у синицы? – у синицы грудка желтая.

Что кушают эти птицы зимой? – они кушают ягоды рябины.

IV. Подведение итогов.
    Рефлексия.

В заключение нашего урока давайте встанем в круг, потрём наши ладошки, почувствуем их тепло, взявшись за руки. Мне было очень приятно с вами работать. В начале урока мы дарили друг другу улыбки, и сейчас тоже давайте подарим друг другу улыбки. Спасибо вам за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающий природный мир 10 класс. «Зимующие ПТИЦЫ. Снегирь, синица» Учитель высшей категории: Васильева Наталья Евгеньевна ГКОУ « Вышневолоцкая школа-интернат №2»

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика « Девочка Маша»

Слайд 18

Кто улетел?

Слайд 19

Кто улетел?

Слайд 20

Кто улетел?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...

Конспект открытого урока по предмету "Окружающий природный мир" в рамках проекта "Изучаем осень"

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный материал по проекту  &laq...

Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"

Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....

Конспект открытого урока по предмету "Окружающий природный мир" по теме "Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка"

Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир» Тема: Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка.Тип урока: урок усвоения новых ...

Конспект открытого урока по предмету "Окружающий природный мир" по теме "Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка".

Тема: Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: Коррекционно-образовательная:научить детей узнавать ...

Методическая разработка конспекта открытого урока географии на тему: «Природные зоны Африки»

Тип урока: урок «открытия» нового знания по теме «Природные зоны Африки»...