Методическая разработка конспекта открытого урока географии на тему: «Природные зоны Африки»
план-конспект урока по географии (7 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания по теме «Природные зоны Африки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_afriki-7_kl.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
Конспект открытого урока
Учитель: Шемет И.Ю.
Предмет: География
Класс: 7 «А»
Тип урока: урок «открытия» нового знания по теме «Природные зоны Африки»
Форма урока: комбинированный урок
УМК: УМК «География материков и океанов». 7 класс. Коринская В.А., Душина И.В.
Тема | Природные зоны Африки |
Цель: | Формировать знания и умения учащихся по теме «Природные зоны Африки». |
Задачи: |
|
Оборудование: | Карта «Природные зоны мира», «Климатические пояса», компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, атласы, учебники. |
Открытый урок географии на тему: «Природные зоны Африки»
(в рамках предметной недели географии)
Ход урока.
I. Организация класса.
Географическая разминка. Проверка знанийноменклатуры. Работа у интерактивной доски.
П. Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».
Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.
Как вы думаете, что такое природа?
Дети:
- Это рельеф;
- Природа - это климат;
- Наверное, ещё растительный и животный мир;
- Природа это почва, полезные ископаемые;
- Это и моря, реки и океаны.
Учитель: Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя - всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком.
Природа - это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.
Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?
Дети: Это карта природных зон мира. Мы можем узнать, какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.
Учитель: Вспомните! Что же такое «природная зона»?
Дети: Природная зона - это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
Учитель: Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки». Откройте свои тетради, запишите число, классную работу и тему урока.
Чем на суше обусловлено образование природных зон?
Дети: Обусловлено климатом - соотношением тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков - густая, пышная, богатая растительность.
Учитель: Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Цвет этой карты показывает не высоту местности над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д. Используя цвет, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.
III. Первичное восприятие и осмысление нового материала.
План.
Коллективная работа с картой и атласом.
Учитель: Какие природные зоны есть в Африке?
Дети: Влажные экваториальные леса.
Учитель: Где они расположены? Как? Назовите географическую широту.
Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 5°-6" с.ш. и
5°-6° ю.ш.
Учитель: Какие климатические условия характерны?
Дети:
- Высокая температура года;
- Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);
- Отсутствие сухого сезона;
- Солнечные лучи падают отвесно.
Учитель: Обратите внимание на слайд «Влажные экваториальные леса».
Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями
Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.
В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.
Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферралитными из-за своего цвета и содержания железа.
Учитель: Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.
Дети:Саванныиредколесья:
Учитель: Определите её географическое положение.
Дети:
- Занимает почти половину материка;
- В северном полушарии до 16°-18°;
- В южном полушарии до южного тропика;
- В субэкваториальном климатическом поясе.
Учитель: Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?
Дети:
- Весь год высокая температура;
- Два сезона года: сухой и влажный;
- Господствуют эвм - летом и твм - зимой.
Учитель: Перед вами слайд «Саванны Африки». Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта - ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы - красные ферралитные.
Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона. Используя карту, назовите ее?
Дети: Пустыни и полупустыни.
Учитель: Определите географическое положение этой зоны.
Дети:
- В тропическом климатическом поясе обоих полушарий;
- Наибольшую территорию занимает в северном полушарии.
Учитель: Почему именно пустыни здесь расположены?
Дети:
- Господствуют сухие тропические вм;
- Высокая температура воздуха;
в. Минимальное количество осадков (до 100 мм/год).
Учитель: Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?
Дети: На севере - Сахара, в южном полушарии - Калахари.
Учитель: Обратите внимание на слайд «Тропические пустыни Африки». К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается Сухие северо-восточные, дующие с Азии, и юго-восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки - Сахары, что в переводе с арабского означает -пустыня. И на юге - Калахари - мучимый жаждой. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками.
Повтор с диска.
Для более близкого знакомства с природными зонами Африки, знакомства с разнообразием растительного и животного мира Африки, я предлагаю отправиться в гости к сказке, которая называется «Три дня в Африке».
Физминутка: «Африка» под музыку песни «Чунга – чанга» (выполнение упражнений).
Ролевая игра «Три дня в Африке».
Ведущая: Помните сказку нашего детства, написанную Корнеем Ивановичем Чуковским.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы...
Таня:
Африка ужасна Да-да-да!
Ваня:
Африка опасна Да-да-да!
Вместе:
Не ходите в Африку, Дети, никогда!
Ведущая: Но папочка и мамочка уснули вечерком
А Танечка и Ванечка - в Африку бегом, -
Т: В Африку!
В: В Африку!
Вед: Три дня по Африке гуляют, Природные зоны изучают!
Т: Ваня, посмотри, в этом лесу растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не обхватят и 6 человек.
В: Эти огромные деревья, как древние крепости, как воздушные мосты из лиан, соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте.
Т: Здесь так сыро и мне очень тяжело дышать, не хватает кислорода. Интересно, а здесь живут люди?
В: Какие же «сверхлюди» в состоянии противится опасности этого мрачного мира, жить в такой убийственной сырости.
1-й: Здравствуйте!
Т: Здравствуйте! Вы кто?
1-й: Мы - пигмеи, что означает «люди высотой с локоть». Нас около 80 тысяч и наши племена называются «бамбути».
2-й: «Эфе» и «акка». Мы - лесные кочевники. Живём на одном месте, пока есть дичь.
Т: Но, как же вы живёте в таком лесу?
В: Густом, сыром, непроходимом лесу, куда лучи солнца и не проникают.
1-й: Мы любим свой лес, отлично его знаем, здесь много дичи и ценных растений.
2-й: Мы хорошие экскурсоводы, рады гостям и, если хотите, мы многое можем вам рассказать.
В: Таня, посмотри, бананы! И растут прямо на дереве. Не нужно ходить на базар покупать.
2-й: Это не дерево. Это огромное травянистое растение с толстым корнем. После плодоношения ствол отмирает, а корневая система остаётся и даёт новые побеги.
Т: Мы все очень любим бананы.
1-й: А мы готовим банановую муку, консервы, мармелад, сироп, вкусное вино. Хотите попробовать?
В: Хот...!
Т: Спасибо, но лучше уж натуральные продукты, правда, Ваня!
В: Угу!
Т: Ой, дождь!
Ведущая: Раздался раскат грома, молния и вновь раскат грома. Поляна превратилась в озеро. Молния прорезала тьму и метнулась вниз к дереву, возвышающемуся над лесом. Она коснулась верхушки и ослепила всех яркой вспышкой. Молния и гром, дождь и ветер дружно атаковали поляну.
2-й: Боже! Останови дождь! Обуздай ветер! От них рухнут деревья и раздавят перепуганных детей.
Ведущая: Но вот перестала сверкать молния, стихли грохот и яростный вой ветра, прекратился проливной дождь.
В: Как же вы живёте в таком аду, лицом к лицу с враждебной природой?
1-й: Враждебной? С чего вы взяли? Дожди ниспосланы свыше.
Т: Солнце вновь высоко, и вновь невыносимый зной. Хорошо, что листья деревьев защищают нас от беспощадных, жгучих лучей.
В: Вы слышите, шуршат сухие листья, рычание.
Т: Мне страшно!
1-й: Это гепард. Он слишком занят своей жертвой и не слышит нас. Он большой трус. Не умеет лазать по деревьям, как леопард, но зато очень быстро бегает.
2-й: Быстрее лошади, быстрее антилопы. Это самые быстрые звери на земле. Бросаясь в погоню за добычей, гепард за 2 секунды развивает скорость 70 км/ч.
Т: А здесь водятся обезьяны?
В: Таня, а ты вспомни.
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Приговаривала...
2-й: Не знаю, что это означает, но здесь действительно обитают человекоподобные обезьяны - горилла и шимпанзе.
Т: Горилла покрыта густой чёрной шерстью. Имеет рост до 2 м и большую часть жизни проводит на земле.
В: Шимпанзе меньше. Ростом до 1,5 м. И главным образом обитает на деревьях.
1-й: Вы колдуны? Вы читаете мои мысли.
Т: Нет, мы просто учимся в 7-м классе УВК «школа-гимназия» № 25 и очень любим географию и биологию.
2-й: И, что в вашей школе живут такие звери?
В: Нет! В нашей школе работают учителя, которые нас всему учат.
1-й: Тогда может, вы знаете и этого зверя. Он живёт у больших рек и озёр. Имеет грузное тело длиной до 4 м, держится на толстых и коротких ногах, а его голова сливается с туловищем.
2-й: Днём он находится в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершает набеги на поля местных жителей.
Т: Это же бегемот. А разъяренный бегемот опасен для человека и для сильных животных.
1-й: А ещё в наших лесах много муравьев, ящериц, змей. В реках водятся крокодилы.
2-й: Здесь распространена муха цеце - переносчик «сонной» болезни человека. Много москитов, термитов. Из птиц - попугаи, кема.
1-й: Вот мы и подошли к границе моего владения. Вы покидаете экваториальный лес, а там смотрите - впереди уже другой воздух, другие растения и животные, другой мир - другая Африка. Это - африканская Швейцария. Прощайте!
(Подходят к рисунку «Саванны и редколесья»).
Т: Это же степь, покрытая высокой травянистой растительностью. Здесь жарко!
В: А знаешь, что ночь здесь очень прохладная. Здесь точно люди не живут. Как же называется эта степь?
(Выходят местные жители - масаи).
1-й масай: Приветствую вас, чужестранцы! Вы удивлены. Мы -масаи - одно из племён Руанды, да очень высокие, наш рост более 2 м.
Т: Как называется ваша степь?
2-й масай: Вы в саванне, от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина. Трава у нас высокая, встречаются и деревья, кустарники, которые сбрасывают листья в сухое время года.
Т: Что за интересное дерево?
1-й: Баобаб! Это священный символ. Дерево живёт до 5000 лет, его высота - 25 метров.
2-й: В охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут охватить его. На коре некоторых деревьев сохранились отметки,сделанные нашими предками 5 веков назад.
Т: Посмотри, Ваня, его плоды похожи на огурцы.
1-й: А вот ещё интересное дерево. Это зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.
Т: А правда, что здесь растёт слоновая трава? Почему она так называется?
1-й: Это многолетняя трава высотой до 3,5 м. В начале дождливого сезона её сочные молодые побеги, и листья служат хорошим кормом для всех травоядных, а в сухой сезон её поедают только слоны - отсюда и его название.
Т: Мы незаметно заговорили о животных. Самым крупным в саванне является, наверное, слон?
В: Африканский слон самое крупное животное на суше. Его масса -5 т, рост - 3,5 м, а длина туловища до 5 м.
1-й: Раньше они жили на всём материке, а теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости - бивней.
Т: А жирафы - самые высокие. Их рост достигает 6 м. И они такие неуклюжие.
2-й: Несмотря на неуклюжий вид, они бегают быстрее лошади. Они и вправду, как будто собраны из запасных частей. Голова и туловище взяты у лошади, ноги - у антилопы, шея — верблюда и, наконец, пятнистую шкуру явно леопард одолжил.
Т: Какая самая крупная птица у вас?
2-й: Африканский страус. Её рост до 3 м, масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколько весит 40 куриных. Они хорошие сторожа, охраняют пастбища.
В: А из копытных, какие встречаются? Т: Я знаю. Это зебра, антилопы, буйволы.
В: А из птиц - марабу, пеликаны, фламинго, цапли, которые на берегах рек и озёр образуют огромные птичьи колонии.
Т: Богатство животного мира саванн уникально.
В: Африка - это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.
2-й: К сожалению, это давно уже не так, и давно уже африканских животных можно встретить лишь на территории национальных парков.
1-й: А там впереди вас ждёт пустыня. Там Африка другая, там нет дождей, а температура достигает 50"-60° С. Будьте внимательны и осторожны! Ведь там ветер встает, и ложится вместе с солнцем. Горе вам, если вас застигнет самум - страшный песчаный вихрь.
(Подходят к картине «Пустыня Африки»).
Т: Ваня! Может, не пойдём дальше. Ведь не зря говорили нам, что Африка опасна, давай вернёмся домой!
В: Чего ты боишься? Какой там самум? Посмотри - голубое небо, солнце не так уж и высоко.
Т: Это потому, что ещё утро. Что ж, я совсем не боюсь. Кругом песок, воздух такой, как из раскалённой печи, и такой сухой, обжигает губы. Ой, что это ещё за призраки?
(Появляются люди - местные жители - туареги).
1-й туарег: Так, нас действительно называют призраками, т.к. наше лицо покрыто покрывалом. Мы кочуем и для нас это любимое место.
Т: Но где же вы здесь живёте?
2-й туарег:Мы предпочитаем оазисы - зелёные островки жизни в безбрежном океане пустынь. Оазисы - это, прежде всего, зелёные перистые кроны финиковых пальм. Она обеспечивает нам жизнь.
В: Вот она какая. Высокая, наверное, метров 20 и такие огромные листья, до 3 м в длину.
Т: А я очень люблю плоды - финики: и сушёные, и варёные, и свежие, и вяленые.
А из животных, наверное, живут только верблюды?
В: Верблюд - корабль пустыни!
1-й: Африканский одногорбый верблюд может оставаться без воды 4-5 дней. В «цистерны» его желудка вмещается до 100 литров воды.
Т: А антилопы, косули, газели есть?
2-й: Есть антилопы и газели. Они приспособились к жизни в пустыне, проделывают сотни километров в поисках воды.
1-й: Есть и хищники - гиены, шакалы, гепарды, лисицы.
2-й: Есть черепахи, ящерицы и змеи.
1-й: Из птиц - страусы и дрофы.
2-м: Есть и ядовитые скорпионы:
В: Скудная растительность пустынь. Только в оазисах она и встречается, а то только пучки трав и колючие кустарники.
Т: Да и животный мир беден. А многие животные истреблены человеком.
1-й: Нам пора прощаться. Вас, наверное, уже ждут. До свидания!
Т: Ну и Африка!
В: Вот так Африка!
Вместе: Удивительная Африка!
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1) В каких природных зонах побывали Таня и Ваня?
2) Как называют людей, которые живут в экваториальных лесах?
3) Что больше всего вам понравилось в этой зоне?
4) Но Тане больше понравилась другая зона. Как вы думаете, какая?
5) А каких людей они там встретили?
6) А почему эта зона самая привлекательная?
7) А где очень жарко было?
8) Как называется призраки, которых встретили Таня и Ваня? Почему?
V. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.
Вы просто молодцы. Запишите д/з §17-18. Мы с вами не побывали ещё в одной природной зоне Африки - вечнозелёные жестколистые леса и кустарники, которые находятся в субтропическом поясе. Я предлагаю совершить вам заочное путешествие в этой зоне, а свои впечатления записать в виде мини-сочинения на тему «Один день в субтропике». Путешествовать можете на любом виде транспорта: автомобиль, самолёт, верблюд или довериться своим ногам. А можете полететь на воздушном шаре - экологически чистом виде транспорта. Всё в ваших руках, а особенно фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по географии на тему:"Природные зоны Африки" для 7 класса
Презентация посвещена пустыне Сахара.В ней собрана краткая географическая информация о пустыне, можно увидеть представителей флоры и фауны, а также удивительное явление-мираж....
Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".
формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...
Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)
Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс) Цели открытого урока:· Образовательные – закрепить пон...
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....
Урок географии по теме:"Природные зоны Южной Америки" - 7 класс
Урок содержит план-конспект и презентацию. Выстроен по структуре ФГОС, с применением различных технологий и методов работы на уроке географии....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АВТРАЛИИ»
Аннотация: Данное практическое занятие направленно на самостоятельное изучение природных зон Австралии. Задания направлены на формирование облика и представления о природных зонах Австралии, на закреп...