Математика в профессии
материал
Рабочая программа «Математика в профессии» предназначена для учащихся 1 курса СПО. Данная программа позволяет познакомить учащихся с выбранной ими профессий, выявить их личностные интересы и склонности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа Внеурочной деятельности по математике
«Математика в профессии»
Составитель: Преподаватель математики
Шпак И.С.
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 10 |
| 13 |
| 15 |
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика в профессии» предназначена для учащихся 1 курса СПО. Данная программа позволяет познакомить учащихся с выбранной ими профессий, выявить их личностные интересы и склонности. Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор. Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни.
Математическое образование является средством активного интеллектуального развития человека, его мыслительных способностей.
Человек, знающий математику, и в своей профессиональной деятельности стремится строго следовать тому предписанию и набору правил, которые приводят к получению правильного результата. Поэтому одной из задач математики является высокоинтеллектуальное развитие человека, способного творчески решать поставленные задачи и адаптироваться к динамически развивающемуся обществу. С этой точки зрения, конкретные математические знания рассматриваются как основы для дальнейшей профессиональной деятельности, а сам процесс изучения математики – как развивающая функция, способствующая повышению интеллектуального уровня обучающегося. Решая на занятиях по математике задачи с профессиональным содержанием обучающиеся учатся мыслить, ведь в таких задачах известна цель, а комплекс необходимых условий и средств решений обучающийся устанавливает самостоятельно.
Без знаний математики невозможно изучение ни химии, ни биологии, ни черчения, ни физики, а также и спецдисциплин: электротехники, электроматериаловедения, устройства автомобиля и других. Многие учащиеся этого не знают и не понимают, учась еще в школе, и придя в училище, уже с первого курса они обучаются своей профессии и математика совсем уходит на задний план. Конечно, преподаватель, постоянно, изучая математику, старается связать новые темы с профессией, но этого на данном этапе обучения видимо мало, потому что для многих детей училища «математика – это сухая и скучная наука», которая совсем не нужна в жизни и профессии.
Но почему? Ведь математика – одна из древнейших наук, возникшая в связи с практическими потребностями людей, например, сосчитать количество убитых зверей, разделить имеющуюся еду на всех и т. д. С тех пор прошло много времени. В настоящее время математика глубоко проникла во все сферы деятельности человеческой жизни. Таким образом, математика необходима в любой профессии, что является одной из причин того положения, которое она занимает в образовании.
В связи с вышесказанным перед преподавателем встает одна из основных задач: повышение интереса учащихся к математики. А в решении этой задачи поможет данный курс, который предназначен для учащихся, обучающихся по профессии. Внеурочная деятельность создает условия для решения многих задач, расширяет кругозор обучающихся, формирует умения устанавливать закономерности, фантазировать, способствует формированию интереса к определенному виду профессиональной деятельности
Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому или иному виду профессиональной деятельности на раннем этапе обучения: способствует повышению мотивации к обучению, сознательному выбору углубленного изучения отдельных учебных предметов. Внеурочная деятельность позволяет выполнять требования ФГОС нового поколения по реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно- ориентированного, деятельностного.
В основу программы положены требования Федерального государственного стандарта.
Нормативно – правовая база:
- Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Общая характеристика курса
Для жизни и профессиональной деятельности человека в современном обществе важным является наличие таких качеств, как: умение самостоятельно мыслить и принимать решения, решать задачи нестандартного характера, нести ответственность за принятое решение. В процессе математической деятельности на занятиях учащиеся приобретают указанные качества. Математическая деятельность формирует важные приемы и методы математического мышления: индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,- которые в будущем станут основой профессионального роста и совершенствования.
Данная программа позволяет рассмотреть практическое применения математики в различных сферах профессиональной деятельности, способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, учит внимательному и бережному отношению к окружающему миру, способности принимать решения в нестандартных ситуациях.
Основной целью программы является:
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической и профессиональной деятельности.
В задачи курса входят:
- формирование устойчивого и сознательного интереса обучающихся к профессиональной деятельности;
- воспитание целеустремленности и упорства в достижении цели (решении той или иной задачи);
- решение практических задач, связанных с определенным видом профессиональной деятельности;
- - формирование потребности к самосовершенствованию, самостоятельному определению задач личностного роста, к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Сроки реализации программы: 1 год
Ппанируемый результат освоения программы
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития
• развитие критического мышления, культуры речи;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов;
• воспитание целеустремленности, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
.формирование умений ставить цели, мотивировать и организовывать деятельность членов команды (подчиненных), контролировать их работу;
• формирование креативности;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для определенного вида профессиональной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивных: знание основных алгоритмов решения задач профессиональной направленности, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки, осуществление пошагового и итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, планировать пути достижения целей и при необходимости корректировать.
Познавательных: использование различных источников для поиска, сбора и переработки информации в учебных целях; умение применять основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение при решении различных задач, владение основными приемами решения задач; умение критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам.
Коммуникативных: умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, слушать окружающих и считаться с их мнением, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в вузах или иных общеобразовательных учреждениях, для решения задач профессионального характера в будущем;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Программа данного курса обеспечивает достижение воспитательных результатов.
Результаты первого уровня – приобретение обучающимися научного знания, понимание необходимости научных знаний в профессиональной деятельности, для развития личности и общества, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Результаты второго уровня – получение обучающимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.
Результаты третьего уровня – получение обучающимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, осуществлять коллективную работу, ставить цели и организовывать деятельность окружающих; соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно использовать математические методы и приемы для решения задач медицинского, строительного, экономического содержания;
• использовать догадку, интуицию;
• выбирать адекватные методы исследования;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного задания.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференциях, фестивалях и т.д.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.
Основной процедурой итоговой оценки является защита исследовательских работ и презентаций.
Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в виде презентации, реферата, отчета или творческой работы в виде стихотворного произведения.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- конкурсы.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная(учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к защите презентаций, конкурсам)
Основные виды деятельности учащихся:
-решение задач с профессиональной направленностью;
-участие в математических конкурсах;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-исследовательская деятельность;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Технологии используемые для реализации программы основаны на принципе системно-деятельностного подхода в обучении и включают:
дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве, дидактические игры, ИКТ, проблемное обучение.
Тематический план
№ п/п | Темы | Всего часов | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | |
аудиторные | Внеаудитор | ||||
1 | Математи-ка в жизни совр-го общества | 1 | 1 | - | Проводить поиск необходимой информации в различных источниках, включая Интернет. Использовать возможности ИКТ для сбора, переработки и хранения информации. |
2 | Математика для автомехаников | 10 | 10 | - | Проводить логические рассуждения по сюжетам практических задач. Анализировать текст задачи и уметь применять в конкретной ситуацию необходимый алгоритм действий. Объяснять полученные результаты. |
3 | Математика в архитектуре и строительстве | 13 | 13 | - | Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах. Проводить вычисления площадей поверхностей многогранников, круглых тел и их объемов по данным условиям задачи, по чертежам и моделям геометрических тел, архитектурных и строительных конструкций, в том числе с проведением необходимых измерений. Конструировать объекты с заданными геометрическими свойствами, моделировать условие задачи с помощью схем и рисунков |
4 | Математика в экономике | 10 | 10 | - | Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, выделять методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности, объяснять полученные результаты, демонстрировать навыки контроля и самоконтроля. |
5 | Защита исследовательских работ | 1 | 1 | Обобщать, систематизировать изученный материал, осуществлять поиск информации, обрабатывать и представлять ее, как результат творческой деятельности | |
Итого | 35 | 35 |
Тематическое планирование занятий
№ занятия | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Контроль | ||
Лекция | практикум | С/ р | ||||
Введение (1 ч) | Презентации учащихся | |||||
1 | Математика в жизни общества | 1 | 1 | |||
Математика для автомехаников (10ч) | Конкурс ребусов, авторских задач | |||||
2-3 | Задачи с производственным содержанием | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4-5 | Математика и правила дорожного движения | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
6-7 | Математика и устройство автомобиля | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
8-9 | Решение задач различного уровня на проценты | 2 | 2 | |||
10-11 | Решение задач различного уровня на проценты | 2 | 1 | 1 | ||
Математика в строительстве и архитектуре (13ч) | Презентации, конкурс авторских задач презентация | |||||
12-13 | Геометрические фигуры и тела | 2 | О,5 | 1 | 0,5 | |
14-15 | Площади и объемы | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
16-17 | Задачи на вычисление площадей в строительстве и архитектуре | 2 | 1 | 1 | ||
18-19 | Задачи на вычисление объемов в строительстве и архитектуре | 2 | 1 | 1 | ||
20-21 | Решение задач на вычисление комфортности жилища, уровня освещенности помещений | 2 | 1 | 1 | ||
22 | Симметрия в архитектуре и строительстве | 1 | 1 | |||
23-24 | Решение задач различного уровня | 2 | 1 | 1 | Конкурс авторских задач Презентации, конкурс авторских задач | |
Математика в экономике(10ч) | ||||||
25-26 | Математика в экономике | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
27-28 | Прикладные задачи по математике в профессии землеустроитель | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
29-30 | Математика в логистике | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
31-32 | Решение задач различного уровня | 2 | 1 | 1 | ||
33-34 | Обобщающее повторение. Защита исследовательских работ | 2 | 2 | Презентации | ||
35 | Защита исследовательских работ | 1 | 1 | конкурс | ||
ИТОГО | 35 | 6 | 18,5 | 10,5 |
Содержание курса
Введение (1 ч) Математика в жизни общества. История развития математики.
Основная цель: развитие понимания исторической закономерности возникновения и развития математики как науки, формирование умений поиска, сбора и переработки информации.
Математика для автомеханика (10 ч).
Решение трех видов задач на проценты. Математика и правила дорожного движения (задачи на проценты, пропорции и отношения, скорость, время, расстояние). Математика и устройство автомобиля (вычисление объемов геометрических тел вращения -цилиндров). Решение текстовых задач и поиск закономерностей. Логика рассуждений. Решение задач по заданным формулам.
Основная цель: способствовать развитию логического мышления, формированию умений и навыков решения задач, связанных с профессиональной деятельностью у автомехаников, знать алгоритмы решений, различные способы и формулы.
Математика в строительстве и архитектуре (10ч)
Геометрия в пространстве. Задачи на вычисление площадей и объемов тел. Способы решения задач на вычисление площади поверхности стен, периметра и объема зданий.Методы решения задач, связанных с технологическими процессами в строительстве (вычисление объемов и площадей поверхности многогранников и круглы тел со строительным уклоном). Способы вычисления площади квартиры. Решение задач на определение комфортности жилища и степени освещенности. Основные виды симметрии на примере архитектурных зданий и сооружений.
Основная цель: способствовать развитию аналитического и пространственного мышления, умений преобразовывать фигуры на плоскости и в пространстве, знать основные методы и способы решения прикладных задач в строительстве и архитектуре, сформировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Построение разверток моделей геометрических тел.
Математика в экономике (10ч)
Методы решения задач по оценке земельного имущества, износу зданий. Анализировать реальные числовые данные, представляя их в виде диаграмм и графиков. Системы линейных уравнений. Примеры задач линейного программирования.
Основная цель: способствовать развитию критического мышления, способности анализировать условие задачи и применять необходимые методы и способы решения в конкретной незнакомой ситуации, формированию умений и навыков решения задач повышенной сложности. Защита исследовательских работ (1ч)
Методические рекомендации
Материал рассматривается с учетом логической последовательности: от репродуктивных задач, направленных на актуализацию знаний до частично-поисковых, ориентированных на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. В процессе изучения тем должны сформироваться творческие способности личности: скорость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность. Сформироваться профессиональный интерес. Самооценка и самоконтроль обучающихся позволяют осознать комплекс проблем, которые предстоит решить в ходе осуществления деятельности, определить свои потенциальные возможности.
Оценка эффективности занятий проводится по следующим показателям:
- степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
- заинтересованность обучающихся, обеспечивающая положительные результаты;
- познавательная активность на занятиях;
- результаты выполнения конкурсных заданий;
- способность планировать ответ и ход решения задач.
Одним из показателей эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Материально-техническое обеспечение
Рекомендуемая литература
- Архитектура математики. – М.: Знание. – 1972.
- Башмаков М.И. Сборник задач для профильного изучения математики (учебное пособие). -М.: Академия, 2011.
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[Сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
- Энциклопедия для детей. Математика. – т. 11. – М.: Аванта+.- 1999.
Технические средства обучения
1.Мультимедийный комплекс с программным обеспечением
2.Средства телекоммуникации (электронная почта, Интернет)
Печатные пособия
1.Таблицы по математике.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Доска магнитная
2.Комплект чертежных инструментов
3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных)
Интернет-ресурсы
- http://www.numbernut.com/ −все о математике. Материалы для изучения и преподавания математики в школе. Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты;
- http://sbiryukova.narod.ru–Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;
- http://www.tmn.fio.ru/works/ – Правильные многогранники: факты, история, применение. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых. Многогранники в искусстве и архитектуре.
Темы исследовательских работ:
- Фрактальный рост городов.
- Фракталы и средневековая архитектура.
- Фракталы в биологии.
- Симметрия в окружающем мире.
- Гармония золотого сечения.
- Математика в живописи и музыке.
- Математика в литературе.
- Вся жизнь по функциям.
- Старинная русская система мер.
- Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа по математике по профессии "Автослесарь" составлена для изучения на базовом уровне, но с профилированной направленностью....
Презентация по теме: "Математика в профессии "Повар, кондитер"
В презентации рассматриваются тела вращения, которые встречаются в профессии повара и кондитера....
элективный курс для 8-9 классов "Математика в профессиях"
Данный элективный курс разработан мною в целях мотивации изучения математики. В ходе изучения элективного курса учащиеся работают над проектами, цель которых показать, что практически в любой професси...
Программа учебной дисциплины "Математика в профессии", для профессии "Каменщик, печник"
Рабочая учебная программа разработана для обучающихся по программам профессиональной подготовки из числа выпускников специальных(коррекционных) образовательных учереждений.Программа расчитана на 37 ча...
Программа.Внеурочная деятельность по математике «Математика в профессии"
Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому и...
Урок математики по теме "Математика - фундамент профессии технической направленности", 9 класс
Урок математики по теме "Математика - фундамент для профессии технической направленности", 9 класс. Конспект открытого урока, который проведен в рамках республиканского семинара, в целях профори...
Внеурочное занятие по математике «Математика в профессиях»
открытый урок по внеурочной деятельности по формированию математической грамотности в 9 классе...