Программа.Внеурочная деятельность по математике «Математика в профессии"
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому или иному виду профессиональной деятельности на раннем этапе обучения: способствует повышению мотивации к обучению, сознательному выбору углубленного изучения отдельных учебных  предметов. Внеурочная деятельность позволяет выполнять требования ФГОС нового поколения по реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного. Знания и умения, приобретенные на занятиях, станут основой при дальнейшем обучении в вузах, колледжах, училищах и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»

Рассмотрено:

на заседании методического объединения учителей Математике и информатики

протокол № ______

от«_19__» 09. _______2015г.

Ю.Р. Иванов______

Согласовано:

зам. директора по НМР

М.В. Кимяева

от «___» _______2015г.

Принято и утверждено:

на заседании педагогического совета

протокол № ______

от  «___»  ________2015г.

Директор МОУ КСОШ «Радуга»

Т.В. Ефименко

приказ № ______

от «___» __________2015г.

                   Программа                                                           Внеурочная   деятельность по математике

         «Математика в профессии»

           Класс обучающихся 6Б,6В

           Срок  реализации 2015 – 2016 учебный год

 

                                                                                      Составитель: Попкова Т.Н.

                                                                                     Квалификационная категория первая

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………3
  2. Планируемые результаты освоения учащимися курса . . . . . . . . . . . . . . . . .6
  3. Тематический план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
  4. Содержание  курса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
  5. Методические рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
  6. Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………….         15
  7. Перечень учебно - методического и материально-технического,

информационного  обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                15

  1. Примерные темы исследовательских работ                                                     16

     

                             Пояснительная записка

 Развитие современного  общества требует  внедрения новых педагогических технологий. Новые технологии нацелены на индивидуальное развитие личности, развитие творческого потенциала, самостоятельности мышления, умения  мыслить  и принимать решения в нестандартных ситуациях. Нести ответственность за принятые решения, формирование у обучающихся умения ставить и решать задачи в профессиональной деятельности и  повседневной жизни. Очень важно научить обучающихся,  самостоятельно добывать и применять знания, обрабатывать информацию, проводить исследовательскую работу, четко планировать свою деятельность и уметь организовывать деятельность окружающих, эффективно сотрудничать в различных по составу группах. Внеурочная деятельность создает условия для решения многих задач, расширяет кругозор обучающихся, формирует умения устанавливать закономерности, фантазировать, способствует формированию интереса к определенному виду профессиональной деятельности.                                                                                                      

   Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому или иному виду профессиональной деятельности на раннем этапе обучения: способствует повышению мотивации к обучению, сознательному выбору углубленного изучения отдельных учебных  предметов. Внеурочная деятельность позволяет выполнять требования ФГОС нового поколения по реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного. Знания и умения, приобретенные на занятиях, станут основой при дальнейшем обучении в вузах, колледжах, училищах и т.д.

     В основу программы положены требования Федерального государственного стандарта.

     Нормативно – правовая база:                                            

 - Федеральный   закон  РФ  № 273-ФЗ  от 29.12.2012  «Об образовании в Российской  Федерации».

-Приказ Министерства образования и науки   Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении  ФГОС  ООО».

 - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

-Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная  школа, 2011г.

- Приказ Министерства образования и науки   Российской Федерации от 30 августа 2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 6 классе.                              

 Программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой в различных сферах профессиональной деятельности: медицине, строительстве, архитектуре, экономике. Приобретенные знания и умения  значительны и для тех, кто не свяжет свою профессиональную деятельность  с  указанными профессиями в будущем.

          Курс внеурочной деятельности  « Математика в профессии»  в 6 классе рассчитан на обучающихся, чья одаренность еще не проявилась, а также способных обучающихся,  которые  могут расширить свои знания и развить способности.    Темы программы перекликаются с  основными темами  курса математики 6 класса и являются их логическим углублением  и расширением. Материал позволяет прийти к пониманию роли и значения математики в профессиональной деятельности.  В результате изучения курса,  обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи практико – ориентированного содержания.

Общая характеристика курса  

  Для жизни и профессиональной деятельности человека в современном обществе важным является наличие таких качеств, как: умение самостоятельно мыслить и принимать решения, решать задачи нестандартного характера, нести ответственность за принятое решение. В процессе математической деятельности на занятиях учащиеся приобретают указанные качества. Математическая деятельность формирует важные приемы и методы математического мышления: индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,- которые  в будущем станут основой профессионального роста и совершенствования.

      Данная программа позволяет рассмотреть практическое применения математики в различных сферах профессиональной деятельности, способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм,  развивает воображение, учит внимательному и бережному отношению к окружающему миру, способности принимать решения в нестандартных ситуациях.

Цели программы

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической  и профессиональной деятельности;

-  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

- формирование умений самостоятельно добывать, обрабатывать и использовать информацию для эффективного решения поставленных задач и личностного роста;

- формирование коммуникативных умений;

- развитие исследовательских умений.

        Задачи курса:

-  формирование  устойчивого и сознательного интереса  обучающихся к тому или иному виду профессиональной деятельности;

- раскрытие способностей и поддержка одаренных обучающихся;

- развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- воспитание целеустремленности и упорства в достижении цели (решении той или иной задачи);

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в конференциях;

- решение  практических  задач,  связанных с определенным видом профессиональной  деятельности;

- формирование потребности к самосовершенствованию, самостоятельному определению задач личностного роста, к логическим обоснованиям и рассуждениям.

 Программа рассчитана на обучающихся 6 класса и сформирована с учетом психолго-педогогических  особенностей развития  подростков 11-12 лет:

— формируется новая внутренняя позиция  обучающегося — направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий;

— благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, контроля и оценки осуществляется переход от самостоятельной постановки  новых учебных задач к развитию способности самостоятельно планировать собственную деятельность, связанную с будущей профессией;

— формируется научный тип  мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

 Сроки реализации программы: 1 год (6 класс). 

Ппанируемый  результат освоения программы

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития

•   развитие критического мышления, культуры речи;

• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов;

•  воспитание целеустремленности,  способности  принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;

.формирование умений ставить цели, мотивировать и организовывать деятельность членов команды (подчиненных), контролировать их работу;

•    формирование  креативности;

•   развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)  в метапредметном направлении

•   формирование представлений о математике  как  части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

•   развитие представлений о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

•   формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для определенного вида профессиональной  деятельности.

  Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивных:  знание основных алгоритмов решения задач профессиональной направленности, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной  оценки, осуществление пошагового и итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, планировать пути достижения целей и при необходимости корректировать.

Познавательных: использование различных источников для поиска, сбора и переработки информации в учебных целях; умение применять основные логические операции:  анализ, синтез, сравнение, обобщение   при решении различных задач,  владение основными приемами решения задач;                                                                                                                                                                                          умение критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам.

Коммуникативных:  умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, слушать окружающих и считаться с их мнением,  договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.

3)  в предметном направлении

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, колледжах, вузах или иных общеобразовательных учреждениях, для решения задач профессионального характера в будущем;

• создание фундамента для  математического  развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

    Программа данного курса обеспечивает достижение воспитательных результатов.

Результаты первого уровня – приобретение обучающимися научного знания, понимание необходимости научных знаний в профессиональной деятельности, для развития личности и общества, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.

Результаты второго уровня – получение обучающимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.

Результаты третьего уровня – получение обучающимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, осуществлять коллективную работу, ставить цели и организовывать деятельность окружающих; соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для  профессионального образования.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно использовать математические методы и приемы для решения задач  медицинского, строительного, экономического содержания;

• использовать догадку, интуицию;

• выбирать адекватные методы исследования;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного задания.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследовательских работ, создание сборника авторских задач: «Математика в профессии»; участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференциях, фестивалях и т.д.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские  задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется  в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта;  опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые  для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.

Основной процедурой итоговой оценки является защита исследовательских работ и презентаций.

Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в виде презентации, реферата, отчета или творческой работы в виде стихотворного произведения. Результатом совместной  деятельности  обучающихся станет формирование сборника авторских задач «Математика в профессии».

Формы и режим занятий

Занятия  проводятся: 1 раз в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • конкурсы.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная  (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к защите презентаций, конкурсам)

Основные виды деятельности учащихся:
- решение  задач с профессиональной направленностью;
- участие в математических конкурсах;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-исследовательская деятельность;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Технологии используемые для реализации программы основаны на принципе системно-деятельностного подхода в обучении и включают:  

 дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве, дидактические игры,  ИКТ, проблемное обучение.

Тематический план

№ п/п

Темы

Всего часов

Кол-во часов

Виды  деятельности учащихся

аудиторные

внеаудитор

1

Математи-ка в жизни совр-го общества

1

1

-

Проводить  поиск необходимой информации в различных источниках, включая Интернет. Использовать возможности ИКТ для сбора, переработки и хранения информации.

2

Математика в медицине

10

10

-

Проводить логические рассуждения по сюжетам практических задач. Анализировать текст задачи и уметь применять в конкретной ситуацию необходимый алгоритм действий.  Объяснять полученные результаты.

3

Математика в архитектуре и строительстве

13

13

-

Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах. Проводить вычисления площадей поверхностей многогранников, круглых тел и их объемов по данным условиям задачи, по чертежам и моделям геометрических тел, архитектурных и строительных конструкций, в том числе с проведением необходимых измерений.  Конструировать объекты с заданными геометрическими свойствами, моделировать условие задачи с помощью схем и рисунков

4

Математика в экономике

10

10

-

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, выделять методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности, объяснять полученные результаты, демонстрировать навыки контроля и самоконтроля.

5

Защита исследовательских работ

1

1

Обобщать, систематизировать изученный материал, осуществлять поиск информации, обрабатывать и представлять ее, как результат творческой деятельности

Итого

35

35

Тематическое планирование занятий

№ занятия

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Контроль

лекция

практикум

С/ р

Введение (1 ч)

Презентации учащихся

1

Математика в жизни общества

1

1

 Математика в медицине (10ч)

Конкурс ребусов, авторских задач

2-3

Прикладные задачи  в микробиологии

2

0,5

0,5

1

4-5

Математические методы в терапии

2

0,5

1

0,5

6-7

Математические методы в анатомии

2

0,5

1

0,5

8-9

Решение задач различного уровня на проценты

2

2

10-11

Решение задач различного уровня на проценты

2

1

1

Математика в строительстве и архитектуре (13ч)

Презентации, конкурс авторских задач

презентация

12-13

Геометрические фигуры и тела

2

О,5

1

0,5

14-15

Площади и объемы

2

0,5

1

0,5

16-17

Задачи на вычисление площадей в строительстве и архитектуре

2

1

1

18-19

Задачи на вычисление объемов в строительстве и архитектуре

2

1

1

20-21

Решение задач на вычисление комфортности жилища,  уровня освещенности помещений

2

1

1

22

Симметрия в архитектуре и  строительстве

1

1

23-24

Решение задач различного уровня

2

1

1

Конкурс авторских задач

Презентации, конкурс авторских задач

Математика в экономике(10ч)

25-26

Математика в экономике

2

0,5

1

0,5

27-28

Прикладные задачи по математике  в профессии  землеустроитель

2

0,5

1

0,5

29-30

Математика в логистике

2

0,5

1

0,5

31-32

Решение задач различного уровня

2

1

1

33-34

Обобщающее повторение. Защита исследовательских работ

2

2

Презентации

35

Защита исследовательских работ

1

1

конкурс

ИТОГО

35

6

18,5

10,5

Содержание курса

Введение (1 ч)                                                                                                                                                                                                      Математика в жизни общества. История развития математики.

Основная цель: развитие понимания  исторической закономерности возникновения и развития математики как науки, формирование умений поиска, сбора и переработки информации.

Математика в медицине (10 ч).

Решение трех видов задач на проценты.  Математические методы в анатомии (показатели сердечной деятельности, газообмена в легких и т. д.). Математические методы в микробиологии (способы вычислений объема бактерий, количества вирусов и бактерий в различных средах). Математические методы в терапии (способы вычислений концентрации вещества в растворе, качественных показателей деятельности поликлиник и т. д.).  Решение текстовых задач и поиск закономерностей. Логика рассуждений. Решение задач по заданным формулам.

Основная цель:  способствовать развитию логического мышления, формированию умений и навыков решения  задач, связанных с профессиональной деятельностью в медицине, знать алгоритмы  решений, различные способы и формулы.

Математика в строительстве и архитектуре (10ч)

 Геометрия в пространстве. Задачи на вычисление площадей и объемов тел. Способы решения задач на вычисление площади поверхности стен, периметра и объема зданий. Методы решения задач, связанных с технологическими процессами в строительстве (вычисление объемов и площадей поверхности многогранников и круглы тел со строительным уклоном). Способы вычисления площади квартиры. Решение задач на определение комфортности жилища и степени освещенности. Основные виды симметрии на примере архитектурных зданий и сооружений.

Основная цель: способствовать развитию аналитического и пространственного мышления, умений преобразовывать фигуры на плоскости и в пространстве, знать основные методы и способы решения прикладных задач в строительстве и архитектуре, сформировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Построение разверток моделей геометрических тел.

Математика в экономике (10ч)

Методы решения задач по оценке земельного имущества, износу зданий. Анализировать реальные числовые данные, представляя их в виде диаграмм и графиков. Системы линейных уравнений. Примеры задач линейного программирования.

Основная цель: способствовать развитию критического мышления, способности анализировать условие задачи и применять необходимые методы и способы решения в конкретной незнакомой ситуации, формированию умений и навыков решения задач повышенной  сложности.                                                                                                                                  Защита исследовательских работ (1ч)

Методические рекомендации

Материал рассматривается  с учетом логической  последовательности:  от репродуктивных задач,  направленных на актуализацию знаний до  частично-поисковых, ориентированных на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. В процессе изучения тем должны сформироваться  творческие способности личности: скорость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность. Сформироваться профессиональный интерес.                                                                                                   Самооценка и самоконтроль обучающихся позволяют осознать комплекс проблем, которые предстоит решить в ходе осуществления деятельности,  определить  свои потенциальные возможности.

Оценка эффективности занятий проводится по  следующим показателям:

- степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;

- заинтересованность обучающихся, обеспечивающая положительные результаты;

- познавательная активность на занятиях;

- результаты выполнения конкурсных  заданий;

- способность планировать ответ и ход решения задач.

                                                                                                                                                                                            Одним из показателей эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.

          Формой  фиксации результатов  совместной деятельности  обучающихся станет сборник авторских задач «Математика в профессии».

Рекомендуемая литература

  1. Архитектура математики. – М.: Знание. – 1972.
  2. Башмаков М.И. Сборник задач для профильного изучения математики (учебное пособие). -М.: Академия, 2011.
  3. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  5. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[Сост. Е.С. Савинов].  - М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
  6. Энциклопедия для детей. Математика.  – т. 11. – М.: Аванта+.- 1999.                                                          

Технические средства обучения

1.Мультимедийный комплекс  с программным обеспечением

2.Средства телекоммуникации  (электронная почта, Интернет)

Печатные пособия

1.Таблицы по математике.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Доска магнитная

2.Комплект чертежных инструментов

3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных)

Интернет-ресурсы

  1. http://www.numbernut.com/ −все о математике. Материалы для изучения и преподавания математики в школе. Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты;
  2. http://sbiryukova.narod.ru–Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;
  3. http://www.tmn.fio.ru/works/ – Правильные многогранники:  факты, история, применение. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых. Многогранники в искусстве и архитектуре.

                       4  http://www.Google.coom.ru.  

        Темы исследовательски работ:

  1. Фрактальный рост городов.
  2. Фракталы и средневековая архитектура.
  3. Фракталы в биологии.
  4. Симметрия в окружающем мире.
  5. Гармония золотого сечения.
  6. Математика в живописи и музыке.
  7. Математика в литературе.
  8. Вся жизнь по функциям.
  9. Старинная русская система мер.
  10. Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...

Программа внеурочной краеведческой деятельности для младших школьников "Мой родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умен...

Проект по математике: Математика в моей профессии

Описание проекта:  Путь к овладению той или иной профессией происходит через развитие у учащихся интереса к учебным предметам. Интерес к математике  обусловливается, прежде всего, прак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...

Программа внеурочной образовательной деятельности общеинтеллектуального направления "Секреты фонетики"

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения речью невозможна полноцен­ная познавательная деятельность....

Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности

Информация по внеурочной деятельности - программа кружка...

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы за...