Урок математики по теме "Математика - фундамент профессии технической направленности", 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Урок математики по теме "Математика - фундамент для профессии технической направленности", 9 класс. Конспект открытого урока, который проведен в рамках республиканского семинара, в целях профориентационной работы с выпускными классами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9a_kl.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие,
а в математике – проницательность». Ф. Бэкон
Урок математики в 9 классе
«Математика – фундамент для получения профессии технической направленности»
Цели и задачи:
Образовательные - посредством моделирования приближенной к реальной жизненной ситуации определить взаимосвязь математики и профессий, конкретно обобщить и проверить знания и умения школьников по теме “Решение текстовых задач, задач практического содержания”. Применение знаний по математике применительно к будущей профессии. Проверить вычислительные навыки и умение доказательно и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивающие – развитие логического мышления, памяти, формирование умений анализа и синтеза полученных знаний, развитие абстрактного мышления, научить выделять главное, развивать математический кругозор. Формирование умения самостоятельной деятельности, развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности.
Воспитательные – на примере исторических сведений воспитать интерес к математике и ее приложения в различных сферах жизни; показать значение математики как одного из основных средств познания окружающего мира. Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, прививать сознательное отношение к труду, формировать ответственность за конечный результат. Формирование коммуникативных умений школьников.
Вступительное слово:
Современный человек должен понимать мир, в котором он живет. А что, как не математика, позволяет нам одним ключом открыть природу самых разных явлений, познать их сущность. Не потому ли древние греки, выбирая для нее название, остановились на слове «матема», что означает «знание»? Математика является основным инструментом для изучения других предметов: «физики», «химии», «биологии», «географии», и «информатики». Именно поэтому немецкий математик Гаусс назвал ее «царицей наук».
Ребята, а вы представляют себе, как огромна сфера действия современной математики? Приведите примеры: в каких сферах деятельности человека не нужны математические знания, а в каких они необходимы?
Выступления учащихся:
Как вы думаете, может ли вам помочь в будущей профессиональной деятельности – математика?
Ответы учащихся:
Вывод: действительно только сознательное, продуманное, самостоятельное выполнение учебных заданий даст глубокие и прочные знания по математике.
Подготовительные задачи: раздаются по партам, ученики решают в парах.
1. «Кусок мыла»
Уезжая в командировку на 9 дней, инженер Додырин взял с собой кусок мыла прямоугольной формы. За неделю командировки кусок по всем направлениям уменьшился вдвое. Хватит ли остатка на последние 2 дня?
Ответ: нет, не хватит на последний день.
2. «Кирпичик»
Строительный кирпич весит 4 кг. Сколько весит игрушечный кирпичик из того же материала, все размеры которого в 4 раза меньше?
Ответ: 62,5 грамма
3. «Шестигранный карандаш»
Сколько граней у шестигранного карандаша?
Ответ: 7 или 8
4 «Загадочная телега»
Почему передняя ось телеги больше стирается и чаще загорается, чем задняя?
Ответ: колесо переднее меньше, оборотов делает больше.
(Выступления школьников о примерах применения математических знаний в различных специальностях, чередуются с решениями задач):
Задача 1 (автомеханик)
Шестерёнка о 8 зубцах сцеплена с колесом, имеющим 24 зубца:
рисунок
При вращении большего колеса шестерёнка обходит кругом него.
Спрашивается, сколько раз обернётся шестерёнка вокруг своей оси за то время, пока она успеет сделать один полный оборот вокруг большей зубчатки?
Ответ: 3 оборота
Задача 2 (движение)
Встречные поезда
Два пассажирских поезда, оба длиной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/час. Сколько секунд пройдёт после того, как встретились машинисты, до того, как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ:10 секунд
Задача 3
Озадаченный шофёр
О чём подумал шофёр, когда он посмотрел на счётчик спидометра своей машины? Счётчик показывал число 15 951. Шофёр заметил, что количество километров, пройденных машиной, выражалось симметричным числом, то есть таким, которое читалось одинаково как слева направо, так и справа налево.
— Занятно!.. — пробормотал шофёр. — Теперь нескоро, наверное, появится на счётчике другое число, обладающее такой же особенностью.
Однако ровно через 2 часа счётчик показал новое число, которое тоже в обе стороны читалось одинаково.
Определите, с какой средней скоростью ехал эти два часа шофёр.
Ответ:110 км, 55 км/ч
Задача 4
Средняя скорость
С какой средней скоростью автомашина проехала путь из одного города в другой, если одну половину пути она ехала со скоростью 40 км/ч, а вторую — со скоростью 60 км/ч?
Ответ:48 км/ч
Задача 5
По шоссе и по тропинке
Из пункта A в пункт B вышли два человека. Первый шёл по шоссе со скоростью 5 км/ч, а второй по тропинке со скоростью 4 км/ч. Первый из них пришёл в пункт B на час позже и прошёл на 6 км больше. Найдите расстояние от A до B по тропинке.
Ответ: 4 км
Задача 6 (спортивные)
На стадионе
Вдоль беговой дорожки расставлено 12 флажков на равных расстояниях друг от друга. Старт у первого флажка. У восьмого флажка спортсмен был через 8 секунд после начала бега. Через сколько секунд при неизменной скорости он окажется у двенадцатого флажка?
Ответ:12 секунд
Задача 7
Лыжный пробег
Лыжник рассчитал, что если он станет делать в час 10 км, то прибудет на место назначения часом позже полудня; при скорости же 15 км в час он прибыл бы часом раньше полудня. С какой скоростью он должен бежать, чтобы прибыть на место ровно в полдень?
Ответ: 5 км/ч
Задача 8
Во время прилива
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек; расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду на 15 см за каждый час. Через сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы?
Ответ:4 часа
Разминка
Конкурс «Начни пословицу».
Задание: назвать начало пословицы.
«… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
«…такие плоды» (какие труды)
«… , а лень портит (труд человека кормит)
«…, того люди чтут» (кто любит труд)
«…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
«…, тот не ест» (кто не работает)
«…, спать неохота» (если есть работа)
«…потехе – час» (делу – время)
Итог. Задаваясь вопросом, какую роль играет математика в будущей профессии, ребята, вы должны понимать, что она будет везде, куда бы вы ни ступили. Самостоятельно или же в союзе с другими науками она образует фундамент для новых свершений.
Итог урока подводит ученик через социологический опрос:
• Я научился……………
• Было интересно……….
• Было трудно…………….
• Заставило задуматься… .
Каков будет ваш профессиональный выбор, как дальше устроится ваша жизнь - зависит в основном от вас. Нужно стремиться к новым высотам, преодолевать трудности, и у вас непременно все получится! Я желаю всем успехов и удачи! Спасибо за внимание!
Подведение итогов урока, выставление оценок
Дополнительный материал:
Игровая разминка. "САМАЯ-САМАЯ ".
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос.
У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу.
На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Игра «Закончи пословицу».
Существует более 100 пословиц о труде и ученье. Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я буду начинать
1. Уменье и труд все (перетрут).
2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
3.Дело мастера (боится).
4.За всякое дело берись (умело).
5.Умение везде найдет (примененье)
6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
7. Маленькое дело лучше большого (безделья).
8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
10. Больше дела – меньше (слов).
11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
12. Кончил дело — гуляй (смело).
13. Пашню пашут, руками (не машут).
14. Кто не ходит, тот и (не падает).
15. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом(гордятся).
16. С охотой можно и в камень (гвоздь забит).
17. Усердная мышь и доску (прогрызет).
Урок математики в 9 классе по теме
««Математика – фундамент для получения профессии технической направленности»
Составила: Васильева С.А.
Дата проведения: 21.12.2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МАТЕМАТИКИ «СВОЙСТВА СТЕПЕНИ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ» 7 класс
Аннотация к уроку математики «Свойства степени с натуральным показателем»Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме «Степень с натуральным показателем». Вид урока: комбинированный, ...
Урок математики в специальной (коррекционной ) школе в 6 классе, IV четверть. Открытый урок: Математический «Брейн - ринг».
Урок – игра повторения и обобщения имеющихся знаний по изученным темам: «Арифметические действия с целыми числами и числами, полученными при измерении». Цели:- проверка уровня усвоени...
План-конспект урока английского языка по теме "Профессии" в 5 классе
Конспект урока английского языка по теме "Профессии" в 5 классе по УМК "Enjoy English" М.З. Биболетова...
09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"
Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...
Технологичеcкая карта урока математики по теме: «Среднее арифметическое» в 5 классе. Конспект урока
Предлагаемый учебный материал содержит технологическую карту и конспект урока открытия новых знаний в 5 классе. Тема: "Среднее арифметическое". УМК: Н. Я. Виленкин и др....
Создание благоприятных условий для форми-рования у учащихся мотивационной основы для получения среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий технической направленности через реализацию дополнительной образовательной программы предп
Практика реализации программы дополнительного образования «Формирование инженерных компетенций у обучающихся при конструировании, моделировании и техническом творчестве в ходе реализации програм...
Программа формирования у обучающихся и выпускников инженерных компетенций, мотивационной основы для выбора рабочих профессий технической направленности
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся и выпускников инженерных компетенций, мотивационной основы для выбора рабочих профессий технической направленности.Образовательная задач...