Философия учителя
статья
Предварительный просмотр:
Учитель и садовник
Труд учителя можно сравнить с трудом садовника,
выращивающего различные растения.
Одно растение любит яркий свет солнца,
другое – прохладную тень.
Одно любит берег ручья,
другое – высохшую горную вершину.
Каждому нужен особый, только для него подходящий уход,
иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.
Абдул-Баха
«Каждый цветок можно сравнить с ребенком! – так начал свой рассказ старый садовник, решивший показать мне, как он сам говорил, свое богатство. В огромном, тенистом саду было уютно и сказочно красиво: вокруг было столько цветов! «Сколько раз я ранил в кровь свои руки, ухаживая за ними, - продолжал садовник, показывая мне чудесные розы, - но всегда гордился их великолепием и красотой. Их отбирали и отправляли на выставки и праздники… Их награждали и хвалили…Но с ними было труднее всего! А вот оставалось от них, как правило, только воспоминание, приятное, как аромат розы! Да еще шрамы на моих руках! Но я вновь и вновь выращиваю розу – королеву цветов!»
Я умиленно улыбнулся… «Совсем как про моих отличников и медалистов!» - подумал я, но теперь уже, оглядевшись, залюбовался разбросанными по всему саду ромашками.
«Да-да! Их всюду много! – произнес садовник. - Они не слушаются и растут там, где им вздумается. Сначала я боролся с ними, ставил им в пример розы и другие цветы, а теперь вот даже и не представляю своего сада без этих дружных, веселых ромашек. Эти цветы неприхотливы, по-прежнему непослушны, и ни одну ромашку я еще не превратил в розу! Но я их полюбил, и они всегда со мной. А когда поднимается ветер, надо мной кружит белоснежная метель из лепестков моих ромашек…» На мгновение мне показалось, что он говорит не о себе и цветах, а обо мне и моих учениках…. Ведь сколько у меня было таких «ромашек», закруживших меня сейчас в вихре воспоминаний… Они так дороги, но истинную цену им понимаешь тогда, когда ветер уносит их лепестки из твоего сада в большой мир.
« А вот гордые, чопорные гладиолусы - непредсказуемые, но удивительно добрые!» - прервал мои мысли садовник…. Я продолжал слушать дальше своего собеседника. Для каждого цветка у садовника находилось свое меткое слово, у каждого была своя, какая-то неповторимая история, к каждому цветку – особое, трогательное отношение. Он говорил то с гордостью и радостью, то с сожалением и грустью. Но всегда – с любовью! А в моей памяти «проплывали» лица, имена, глаза, улыбки…
- Знаете, вы мне очень помогли! - сказал я удивленному садовнику. - Я понял, что моя миссия похожа на вашу. Вернее, я знал это, но вы рассеяли мои последние сомнения…
- Вы уверены в этом? – с недоумением спросил мой друг.
- Да… Я учитель… Тем более учитель литературы…. А вы садовник, выращивающий цветы. У нас много общего. Ведь мне приходится воспитывать в своих учениках личность. Вы знаете, они такие разные: то это мечтатель, то бунтарь, а то и настоящий герой. Такие же разные , как и ваши цветы: розы, гладиолусы, ромашки… И нельзя превратить ромашку в астру или розу. И не надо! Вот что вы мне помогли понять! Нужно принять ее всем сердцем и полюбить. Понять, что у каждого своя роль в жизни, свой путь. А для того, чтобы роза стала розой, нужна не только земля, вода, воздух и солнце… Но и любовь! Ваша любовь подарила этим цветам жизнь!
- Да… Действительно, даже в чудесном оазисе без доброго садовника и его любви не распустится роза! – ответил садовник.
- Так в этом и секрет нашего призвания! - обрадовался я. - Как солнце согревает и освещает землю своими лучами, так и сердце учителя должно обогреть и осветить души учеников, развеять в них тьму неверия в себя, в свою уникальность, указать им путь – их собственный, неповторимый путь…
- Но сначала нужно самим найти свой путь! Плоха та дорога, что не ведет к храму, - заметил мой друг.
- Дорога учителя ведет к храму! – уверенно сказал я. – К храму сердец своих учеников…Одни - опаленные жестокостью взрослых и разочарованием в мире, другие - пошатнувшиеся в вере в добро от какой-то детской обиды, а некоторые – светлые и чистые… Их нужно сберечь, защитить, а иногда даже спасти…
- Это путь трудный и опасный! Мне, наверное, даже легче в моем саду, в моем храме красоты. А вам страшно даже один раз сделать ошибку!– промолвил садовник.
- Да, вы правы, мой друг! Страшно ошибиться! А еще нужно не заблудиться и найти дорогу, дойти до цели. В вас будут бросать грязь и камни на вашем пути, вас будут называть безумцем и говорить о том, что есть другие дороги. А вы будете идти дальше! - говорил я все больше и больше удивляющемуся садовнику. – А вот что будет с вами без ваших цветов?
- Меня не будет! – тут же ответил он.
- Вот видите! А кто я без своих учеников? Как птица без крыльев, так и учитель без своих учеников, - продолжал рассуждать я.
- А знаете, что тревожит меня? - вдруг заговорил садовник-философ. - Сейчас много всего придумали: и теплицы с искусственным светом и поливом, и иноземные чудо-удобрения, и много-много других технических новинок с мудреными названиями… Говорят, дескать, розы и другие благородные цветы будут расти как на дрожжах… А якобы ромашки-сорняки уйдут из садов в поля да огороды… Но как же я без них - без моих ромашек! Да и розы будут не такие!
- Да, сейчас много новых чудес! Конечно, все это помогает - делает цветы крепче, повышает, так сказать, «урожайность». Но ведь у цветов хрупкая душа! И я не представляю, что будет с ними без ваших рук, без вашего живого слова, что говорите им на заре и на закате, без вашей любви, которая сильнее всех удобрений. И поверьте, у нас то же самое… Как я вас понимаю! – ответил я.
Лучи заходящего солнца засверкали в росе, вдруг рассыпавшейся по саду, будто цветы услушали нас и заплакали. На потемневшем небе вспыхивали первые звезды, роняя свой нежный свет на наши цветы…
- Как красив этот мир, как важно научить своих учеников видеть и чувствовать эту красоту, ценить ее…А еще важнее зажечь звезды в их душе и помочь найти свой путь, - говорил я садовнику.
– Сначала эти звезды должны зажечься в вашей душе, в душе учителя! – ответил мне садовник.
Наша встреча закончилась… Возвращаясь домой, я думал о том, как мудр этот старый садовник. Все просто в его простоте: надо любить свое дело. Так значит не нужно искать рецепта своего счастья, раз так все понятно! Нет, надо! Надо узнать и понять, выстрадать и простить, упасть и снова подняться! Надо полюбить! И полюбить не свое отражение в учениках, а их отражение в себе. Ты учитель, и надо выполнить тысячу «надо»…Надо проделать огромный путь, чтобы открыть эту истину – истину истинной Любви к своему ученику! Надо зажечь свою звезду, чтобы потом увидеть звездный небосклон своих учеников! Надо… А может быть, надо просто зайти в гости к старому садовнику?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»
Лекция по философии образования:«Учитель! Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...
Моя педагогическая философия« Учитель в тебе, во мне, в нас».
Философия жизни учителя математики и информатики....
Эссе учителя информатики и ИКТ "Моя педагогическая философия"
Мое отношение к профессии....
Эссе "Педагогическая философия учителя"
Профессия учителя не из многих. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Так чем мне нравится моя профессия – так это тем, что я НУЖНА.Нужна как свет моим ученикам. Каждый ден...
Эссе "Педагогическая философия учителя".
Эссе "Педагогическая философия учителя"....
Философия учителя на тему "Мотивация школьников к изучению Немецкого языка"
Философия учителя на тему "Мотивация школьников к изучению Немецкого языка"...
Педагогическая философия учителя
Кто постигает новое, лелея старое,Тот может быть учителем.Конфуций...