Философия учителя
статья

Кузнецова Ольга Николаевна

Размышления сельского учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_uchitelya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель и садовник

 

 

Труд учителя можно сравнить с трудом садовника,

выращивающего  различные  растения.

Одно растение любит яркий свет солнца,

другое – прохладную тень.

Одно любит берег ручья,

другое – высохшую горную вершину.

Каждому нужен особый, только для него подходящий уход,

иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

 Абдул-Баха

 

   «Каждый цветок можно сравнить с ребенком! – так начал свой рассказ старый садовник, решивший показать мне, как он сам говорил, свое богатство. В огромном, тенистом саду было уютно и сказочно красиво: вокруг было столько цветов! «Сколько раз я ранил в кровь свои руки, ухаживая за ними, - продолжал садовник, показывая мне чудесные розы, - но всегда гордился их великолепием и красотой.  Их отбирали и отправляли на выставки и праздники… Их награждали и хвалили…Но с ними  было труднее всего! А вот оставалось от них, как правило, только воспоминание, приятное,  как аромат розы!  Да еще шрамы на моих руках! Но я вновь и вновь выращиваю розу – королеву цветов!» 

   Я умиленно улыбнулся… «Совсем как про моих отличников и медалистов!» - подумал я, но теперь уже, оглядевшись,  залюбовался разбросанными по всему саду ромашками.

«Да-да! Их всюду много! – произнес садовник. - Они не слушаются и растут там, где им вздумается. Сначала я боролся с ними, ставил им в пример розы и другие цветы, а теперь вот даже и не представляю своего сада без этих дружных, веселых ромашек.  Эти цветы  неприхотливы,  по-прежнему непослушны, и ни одну ромашку я еще не превратил в розу! Но я  их полюбил, и они всегда со мной. А когда поднимается ветер, надо мной кружит белоснежная метель  из  лепестков моих ромашек…»  На мгновение мне показалось, что он говорит не о  себе и цветах, а обо мне и  моих учениках….  Ведь сколько у меня было таких «ромашек»,  закруживших меня сейчас  в вихре воспоминаний… Они так дороги, но истинную цену им понимаешь тогда, когда ветер уносит  их лепестки  из твоего сада в большой мир.

  « А  вот гордые, чопорные гладиолусы - непредсказуемые, но удивительно добрые!» - прервал мои мысли садовник….   Я продолжал слушать дальше своего собеседника.  Для каждого цветка у  садовника находилось свое меткое слово, у каждого была своя, какая-то неповторимая история, к каждому цветку – особое, трогательное отношение. Он говорил то с гордостью и радостью, то с сожалением и грустью.  Но всегда – с любовью! А в моей памяти «проплывали» лица, имена, глаза, улыбки…

 - Знаете, вы мне очень помогли! - сказал я удивленному садовнику. -  Я понял, что моя миссия похожа на вашу.  Вернее, я знал это, но вы рассеяли мои последние сомнения…

- Вы уверены в этом? – с недоумением спросил мой друг.

- Да… Я учитель…  Тем более учитель литературы…. А вы садовник, выращивающий цветы. У нас много общего. Ведь мне приходится воспитывать в своих учениках личность.  Вы знаете, они такие разные: то это мечтатель, то бунтарь, а то и настоящий герой.  Такие же разные , как и ваши цветы: розы, гладиолусы, ромашки… И нельзя превратить ромашку в астру или розу. И не надо!  Вот что вы мне помогли понять! Нужно принять ее всем сердцем и полюбить.  Понять, что у каждого своя роль в жизни, свой путь.  А для того, чтобы роза стала розой, нужна  не только земля, вода, воздух и солнце… Но и любовь! Ваша любовь подарила этим цветам жизнь!

-  Да… Действительно, даже в чудесном оазисе без доброго садовника и его любви не распустится роза! – ответил садовник.

-  Так в этом и секрет нашего призвания! - обрадовался я. - Как солнце согревает и освещает землю  своими лучами, так и сердце учителя должно обогреть и осветить души учеников, развеять в них тьму неверия в себя, в  свою уникальность,  указать им путь – их собственный, неповторимый путь…

- Но сначала нужно самим найти свой путь!  Плоха та дорога, что не ведет к храму, - заметил  мой друг.

 - Дорога учителя ведет к храму! – уверенно сказал я. – К храму сердец своих учеников…Одни - опаленные жестокостью взрослых и разочарованием в мире, другие  -  пошатнувшиеся в вере в добро от  какой-то детской обиды, а некоторые – светлые и чистые… Их нужно  сберечь, защитить, а иногда даже спасти…

- Это путь трудный и опасный!  Мне, наверное, даже легче в моем саду, в моем храме красоты. А вам страшно даже один раз сделать ошибку!– промолвил садовник.

- Да, вы правы, мой друг!  Страшно ошибиться!  А еще нужно  не заблудиться и  найти дорогу, дойти до цели. В вас будут бросать грязь и камни на вашем пути, вас будут называть безумцем и говорить о том, что есть другие дороги. А вы будете идти дальше!  -  говорил я все больше и больше удивляющемуся садовнику. – А вот  что будет с вами без ваших цветов?

 - Меня не будет! – тут же ответил он.

- Вот видите! А кто я без своих учеников? Как птица без крыльев, так и учитель без своих учеников, - продолжал рассуждать я.

  -   А знаете, что тревожит меня? - вдруг заговорил садовник-философ.  - Сейчас много всего придумали: и теплицы с искусственным светом и поливом, и   иноземные чудо-удобрения, и много-много других технических новинок с мудреными названиями… Говорят, дескать, розы и другие благородные цветы будут расти  как на дрожжах…  А якобы ромашки-сорняки  уйдут из садов в поля да огороды… Но как же я без них - без моих ромашек! Да и розы будут не такие!

-  Да, сейчас много новых чудес!  Конечно, все это помогает - делает цветы крепче, повышает, так сказать, «урожайность». Но ведь у цветов хрупкая душа!  И я не представляю, что будет с ними  без  ваших рук,  без вашего живого  слова, что говорите им на заре и на закате, без вашей  любви, которая сильнее всех удобрений.  И поверьте, у нас то же самое… Как я вас понимаю! – ответил я.

  Лучи заходящего солнца засверкали в росе,  вдруг рассыпавшейся по саду, будто цветы услушали нас и заплакали.  На потемневшем небе вспыхивали первые звезды, роняя свой нежный свет на  наши цветы…

 - Как красив этот мир, как важно научить своих учеников видеть и чувствовать эту красоту, ценить ее…А еще важнее зажечь звезды в их душе и помочь найти свой путь, - говорил я садовнику.

– Сначала эти звезды должны зажечься в вашей душе, в душе учителя! – ответил мне садовник.

  Наша встреча закончилась…  Возвращаясь домой, я думал о  том, как мудр этот старый садовник. Все просто в его простоте: надо любить  свое дело.  Так значит не нужно искать рецепта своего счастья, раз так все понятно! Нет, надо! Надо  узнать и понять, выстрадать и простить, упасть и снова подняться! Надо полюбить! И полюбить не  свое отражение в учениках, а  их отражение в себе. Ты учитель,  и   надо выполнить тысячу «надо»…Надо проделать огромный путь, чтобы открыть эту  истину – истину истинной Любви к своему  ученику!  Надо зажечь свою звезду, чтобы потом увидеть звездный небосклон своих учеников!  Надо… А может быть, надо просто зайти в гости к старому садовнику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»

Лекция по философии образования:«Учитель!   Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...

Моя педагогическая философия« Учитель в тебе, во мне, в нас».

Философия  жизни учителя математики и информатики....

Эссе "Педагогическая философия учителя"

Профессия учителя не из многих. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Так чем мне нравится моя профессия – так это тем, что я НУЖНА.Нужна как свет моим ученикам. Каждый ден...

Эссе "Педагогическая философия учителя".

Эссе "Педагогическая философия учителя"....

Философия учителя на тему "Мотивация школьников к изучению Немецкого языка"

Философия учителя на тему "Мотивация школьников к изучению Немецкого языка"...

Педагогическая философия учителя

Кто постигает новое, лелея старое,Тот может быть учителем.Конфуций...