Педагогическая философия учителя
статья

Гафитулина Магдалина Александровна

Кто постигает новое, лелея старое,

Тот может быть учителем.

Конфуций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Гафитулиной М.А. (учителя русского языка и литературы)

Моя педагогическая философия

Кто постигает новое, лелея старое,

Тот может быть учителем.

Конфуций

   «Здравствуйте, Магдалина Александровна!»…. С их слов, с их улыбок, с их громкого смеха, с их заинтересованных взглядов, жаждущих новых открытий, с их ярких глаз и с их желания поведать мне всё на свете начинается мой школьный рабочий день. Теперь мне это нужно как воздух…

   Они меня называют по имени-отчеству, когда я вхожу в класс после звонка, они уважительно встают, они слушают меня, они слышат меня, они впитывают как губки и запоминают, осмысливают информацию, которую я преподношу им… Они ждут от меня чего-то нового, они ждут похвалы, они боятся расстроить меня, они хотят знать, что нужны мне всегда, они – мои ученики, мои дети! На мне такая желанная ответственность!

 Высшее филологическое образование дало мне многое: я прочла массу книг, я изучила множество новых правил, я усвоила важный материал, научилась выдерживать регламент, строить урок, быть пунктуальной и коммуникабельной… Но любовь к детям и желание поделиться с ними своими знаниями, вырастить из них личности, воспитанных и умных, сдержанных и уверенных в своих силах людей, разделять с ними радость открытия нового – это у меня в сердце. Как будто это и было раньше, и этого не отнять.

Искать и открывать себя заново – одна из прелестей нашей профессии, её интрига, её непредсказуемость и неповторимость! Я – учитель.

   Учитель -  это не просто человек, имеющий педагогическое образование, но и тот, кто всегда чувствует себя на острие общественных проблем, обеспечивает связь времен и преемственность поколений, постигает новое, опираясь на старое, чтобы продолжать прогрессивное развитие человека. Наш век значительно отличается своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно представить без новейших технологий: яркие презентации, интересные задания на интерактивных досках, мультяшные физминутки, буктрейлеры и так далее. Но, я считаю, что любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь вспомогательное средство, помощник, так сказать. И всё же живое, эмоциональное учительское слово ничем и никогда заменить не удастся! Поэтому учитель должен всегда следить за своей речью и понимать, что его слушают дети и берут с него пример! Каждое слово должно произноситься к месту. Это даже стало актуальной проблемой в наши дни. Речь учителя обязана быть грамотной, корректной, влияющей на учащихся.

  Философией свой педагогической жизни я считаю оптимизм и веру в своих учеников, в их успешность. Если учитель будет верить в своих учеников, тогда и ученики, на мой взгляд, обязательно обретут веру в себя.

   В пример могу привести мой прошлый выпуск девятиклассников. Мне дали этот класс, когда они были в восьмом. Я прекрасно понимала, что им вскоре сдавать ОГЭ, и меня одолевал страх, что я не смогу подготовить их на уровне. Класс был, так сказать, не с ярко выраженным стремлением учиться. Возраст у них как раз такой, что учёба у большинства не на первом плане. Для каждого урока я искала разные подходы, лишь бы «зацепить», заинтересовать. Сначала выходило с трудом, но потом дела пошли в гору. Системно-деятельностный подход принёс свои плоды. Дети активно дискутировали друг с другом, спорили, пытались доказать правильность своей позиции в том или ином вопросе на уроке. Затем я стала использовать метод «специальной ошибки», ошибки друг у друга, а тем более у меня находить им было за радость! Они понимали, что делают успехи. Для сочинения они приводили очень интересные аргументы из книг, которые прочли вне школы, и в которых учащиеся встретили актуальную проблему. Я всегда слушала их мнения, помогала правильно выстроить предложения, заставляла заучивать конструкции. Порой они приводили несуразные примеры, но зато конструкции «Я считаю.., я думаю.., на мой взгляд…» и так далее, использовали постоянно, доходило до смешного, но мы поработали над этим, и всё пришло в норму. Даже на уроках литературы, когда учащиеся читали тексты вслух, я останавливала их вопросом, на каком основании в данном отрывке используется определённый знак препинания или какая проблема поднята. Помогала работа по группам, этот метод тоже давал положительный результат. Как аргументированно они старались показать, что правы, как всегда горела дискуссия и интерес. У одного ученика был трудночитаемый почерк, я предложила некоторое время писать ему в тетради в косую линейку. Кропотливо выводили каждую букву. В итоге, по истечении продолжительного времени, почерк значительно изменился, стал читаемым. Вскоре ребята пришли к выводу, что в первую очередь успешная сдача экзаменов нужна им самим. Конечно, было непросто, но мы прекрасно справились с этим. Они видели поддержку, они были заинтересованы идти на урок, находились на уроке в зоне комфорта, не стеснялись задавать вопросы. Они знали, что я болею за них, верю в них и переживаю, они не хотели подвести. Итогом была успешная сдача ОГЭ, в разы лучше того, что предполагалось, результат превзошел ожидания. Для меня это была большая радость.

  Каждый раз, когда я общаюсь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, чтобы ему хотелось идти в школу, чтобы он не ощущал страха, что его обидят, чтобы ждал встречи с одноклассниками и учителем и был уверен в том, что его здесь с радостью ждут. Одна из моих задач – достичь этого.

 Я стараюсь уважать всех своих учеников, видеть в них личности и уметь распознать в них положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на это в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение к себе и нужно постараться сделать всё, чтобы они тоже учились уважать других. 

   Современное образование должно развивать у школьников Умение Учиться, то есть формировать универсальные учебные действия. Стараться достичь формирования у обучающихся системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. На это направлена система ФГОС, по которой я работаю с первого дня. Всегда хочется сделать свой урок не бесполезным, а поучительным. Мы учителя, можно сказать, художники своего урока, режиссеры. Скучный урок способен погасить интерес к знаниям, а талантливо построенный - подарить крылья, оставить массу эмоций и хорошо усвоенных знаний. Нужно стараться находить путь к каждому ученику, ведь они такие разные! Создавать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Ведь если ребенок не будет верить в свои силы, он потеряет желание, стремление достигать своих целей.

   Хотелось бы обратить внимание на еще одну актуальную проблему – это проблема самодисциплины.  Каждому ребенку необходимо развить самодисциплину, чтобы стать полезным членом общества. Дисциплину не наденешь, как шапку на ребенка. Она должна развиваться внутри человека. Ребенок должен понимать, зачем он пришел в школу, понять цели своей работы и почувствовать ответственность перед другими за ее выполнение. Правильное решение таких непростых проблем, умение всегда держать дисциплины на уровне, наверняка, приходит с опытом. Я, безусловно, уважаю желание ученика спорить, сомневаться, дискутировать, потому что только через сомнение и вопросы мы познаём  что-то новое.

   После каждого рабочего дня я анализирую, что получилось, а над чем стоит поработать ещё. Люблю уходить последней, выключать свет в классе и думать о том, что завтра будет ещё лучше!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия« Учитель в тебе, во мне, в нас».

Философия  жизни учителя математики и информатики....

«Моя педагогическая философия: роль учителя»

"Я считаю, сколько людей, столько и мнений. Но не смотря на разнообразие ответов на те или иные вопросы, мы педагоги, должны отвечать всем требованиям, предъявляемым учителю современным обществом"....

Эссе "Педагогическая философия учителя"

Профессия учителя не из многих. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Так чем мне нравится моя профессия – так это тем, что я НУЖНА.Нужна как свет моим ученикам. Каждый ден...

Эссе "Педагогическая философия учителя".

Эссе "Педагогическая философия учителя"....

моя педагогическая философия( каким должен быть современный учитель)

мое портфолио- каким д с\олжен быть современный учитель...