Самообразование
материал
План работы по самообразованию и анализ работы по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы по самообразованию | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области
общеобразовательная организация для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Нестеровская школа-интернат № 8»
РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитателя: Разумовой Натальи Викторовны
Тема: «Коррекционно-развивающее сопровождение по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта»
Начало изучения темы: 01.09.2017
Окончание изучения темы: 31.05.2020
Г. Нестеров 2017г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Разумова Наталья Викторовна
Дата рождения 23. 12.1957г Общий трудовой стаж: на 1. 09 2017 — 40 лет
Педагогический стаж: на 01.09.2017 г. – 39 лет.
Образование: среднее, Марыйское педагогическое училище., специальность учитель начальных классов, 1977г.
Адрес электронной почты: n.maslova2012@yandex.ru
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили).
Общешкольная тема: «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума»
Индивидуальная тема: «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта»
Цель самообразования по теме: Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы по трудовому воспитанию детей с ОВЗ.
Задачи:
- изучить литературу и материалы сети Интернет по данной проблеме;
- посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- использование на внеклассных мероприятиях новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- повышение своего методического уровня;
- провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий;
- вести мониторинг развития знаний, умений и навыков по трудовому воспитанию группы (диагностика)
Постановка проблемы.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школы VIII вида. В нашей школе созданные все условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда позволяя воспитаннику после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Обоснование выбора темы.
Выбор этой темы не случаен, так как она взаимосвязана с методической темой нашей школы «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума», а трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в жизненную первейшую потребность. Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Но до последнего времени оно не было поставлено на должную высоту. Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения. Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.
Актуальность темы.
В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. По данным многих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Изучить новую методическую литературу по данной проблеме. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей коррекционных школ. | 2017 — 2020 уч. г. 1 раз в 3 года |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания воспитания детей с нарушением интеллекта. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами воспитания. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей. 4. Изучать опыт работы лучших воспитателей своей школы. 5. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. 6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 7. Создать собственную базу лучших конспектов занятий, интересных приемов и находок на занятиях. Делиться на интернет сайтах. 8. Выступать с докладами по теме самообразования на педсовете. | регулярно регулярно ежегодно систематически регулярно регулярно По плану руководителя МО |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии. | регулярно
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. | регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2017-2020 уч. г. | 1.Курсы повышения квалификации воспитателей. 2.Выступление на заседании школьного МО воспитателей. 3.Изучение литературы: 1).Воронкова. Дефектология.- М.:, 2010г. 2) Шипицына. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». 3) Мозговой. Основы олигофренопедагогики. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2017-2018 уч. г. | 1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2017-2018 уч. г. | 1.Открытые воспитательские часы. 2.Участие школьных конкурсах. 3.Создать страничку в интернете для обмена опытом |
Анализ работы по самообразованию за 2017 - 18 уч. г.
Разумовой Н. В.
В 2017-2018 учебном году работала по теме самообразования «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта».
Над данной темой работаю первый год. Данная тема рассчитана на 3 года, с 2017г. по 2020 г.
Актуальность темы:
Целью деятельности нашей работы является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Это предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач коррекционной школы принадлежит трудовому воспитанию. Трудовое воспитание, как и весь процесс, способствует переходу зоны ближайшего развития в актуальное развитие. По данной теме была изучена следующая литература: Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981; Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3; Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990; Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К., 1989. В течение учебного года совершенствовала свои знания в области психологии и педагогике. На сайтах знакомилась с трудами творчески работающих педагогов, с целью изучения опыта работы.
Принимала активное участие в работе школьного МО воспитателей, совещаниях. Изучала опыт работы воспитателей своей школы, с целью изучения опыта творчески работающих воспитателей. В течение года посетила открытые внеклассные мероприятия у всех воспитателей. Которые поделились своими наработками и опытом работы с воспитанниками в условиях школы-интерната.
Провела открытое занятие «Уход за сезонной обувью», где воспитанники закрепили и обобщили знания в области трудового воспитания.
Тема занятия весьма актуальна. Воспитанники не в полной мере владеют навыками ухода за обувью, не умеют выполнять мелкий ремонт, часто надевают обувь не в соответствии с погодой. Содержание и тема занятия соответствовала методической теме и доступна для понимания детей. Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
При подборке методического и дидактического материала к мероприятию опиралась на следующие принципы:
- Коррекционная направленность воспитательного процесса – исправление недостатков психофизического развития посредством использования специальных методических приемов.
- Индивидуальный и дифференцированный подход – учет индивидуальных и типологических особенностей детей.
- Личностный подход – опора на личностные качества воспитанника.
- Гуманизация воспитания – построение отношений педагога и воспитанников.
- Связь с жизнью и практикой.
Цель:
- Образовательная: создать условия для изучения учащимися видов ремонта обуви.
• Развивающая: способствовать формированию знаний и навыков по уходу за одеждой и обувью, ремонту одежды подкладной заплатой и применения различных видов клея для ремонта обуви.
• Воспитательная: воспитывать культуру труда, аккуратность при выполнении различных заданий, бережливость, эстетический вкус, закрепить и обобщить знания детей подросткового возраста в мире профессий.
Задачи:
• Способствовать расширению представлений о разных видах труда;
• Создавать условия для знаний представлений о трудовых действиях совершаемых взрослыми о результатах, об оборудовании, инструментах необходимых для работы;
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
• повышать качества профессиональной ориентации учащихся;
• стимулировать самопознание и профессиональное самоопределение подростков;
• знакомить учащихся с многообразием профессий в игровой форме;
• формировать умения работать в коллективе;
На занятии использовались технические средства обучения, весь материал представлен в виде презентации. Содержание мероприятия соответствовало поставленным целям и задачам. Мероприятие началось организованно, класс подготовлен. Учащимся сообщились цели и задачи мероприятия. Познавательная ценность подобранного материала была в том, что правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь. Подобранный материал носил коррекционный характер. На данном занятии развивались следующие психофизические функции: - мышление: упражнялись в анализе и синтезе получаемых сведений, умение делать сравнение и обобщение. Все это имело большое значение для развития умственных способностей и логического мышления. - развивалось целенаправленное, сосредоточенное, устойчивое произвольное внимание; - вырабатывались навыки прочного запоминания и припоминания, развивалась зрительная и слуховая память. - развивалась речь у детей: умение правильно строить предложения, обогащался активный словарь. - уделялось внимание развитию эмоционально-волевой сферы: доброжелательность, ответственность, дисциплинированность.
На протяжении всего занятия дети были активны, проявляли интерес, отвечали на все поставленные вопросы, если вопросы вызывали трудность у детей, то помогали наводящие вопросы.
В своей работе педагог использовала следующие методы и приемы:
1. Словесный – беседа, рассказ.
2. Наглядный – презентация, обувь разного вида, предметы ухода за обувью.
3. Практический – проведены: игры, практическая работа.
На протяжении всего времени тон старалась держать спокойный, доброжелательный, это способствовало установлению контакта с детьми и нацелить их на плодотворную совместную деятельность.
Поставленные цели и задачи к занятию считаю выполненными.
В конце занятия подведен итог.
В течение года внедряла в воспитательный процесс ИКТ, делала обзор новинок по современным образовательным технологиям.
Осуществлен проект: Новогодний дизайн интерьера. На педсовете представила отчет о работе в группе по трудовому воспитанию. Все поставленные задачи поставлены, свою работу по самообразованию оцениваю хорошо.
Определилась с целями и задачами и темой к внедрению творческого проекта по профориентации «Твой выбор».
Задачи на 2018-19 учебный год
1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.
2. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.
3. Продолжить работу по трудовому воспитанию с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...