ДОКЛАД: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
опыты и эксперименты по географии
Доклад по теме ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.91 КБ |
prezentatsiya_doklada.pptx | 264.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Доклад по теме
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Выполнила:
Бойду Надежда Викторовна учитель географии II категории.
2013г.
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
Одной из наиболее результативных и интересных форм работы с детьми в предметах естественных наук, являются исследовательские экспедиции. В их ходе эффективно решаются учебные и воспитательные задачи, участники собирают большой объем научной информации, получают ценные практические навыки.
Определяя общую направленность организации досуга обучающихся в летний период, мы, тем не менее, предоставляли детям широкие возможности для изучения самых разнообразных тем, которые их интересуют. Эти занятия – дополнительный источник реализации творческих возможностей подростков в работе над проектами, реализации их потребности в межличностном общении и создании атмосферы эмоционального комфорта.
Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело руководителя – создать и поддержать творческую атмосферу. Каждый учащийся по итогам работы участвует в заключительной мини научно-практической конференции, где представлял и защищал свою работу. Далее учащиеся продолжают работу по выбранной теме в течение учебного года под руководством своих учителей – предметников.
В настоящее время многие образовательные учреждения проводят интересную работу по изучению природы, исторического прошлого своего родного края.
С содержательной точки зрения это стало возможным благодаря той местности (местечка Устуу-Кангылыг )которую мы выбирали для проведения исследований.
В нашей школе эта большая работа проводится в рамках республиканского инновационного сетевого проекта.С 2012 – 2013 учебного года наша школа работает над темой «Ландшафт Тувы: флора и фауна Алашского плато», конечной продукцией проекта является создание двуязычного электронного словаря с иллюстрациями.
Для реализации проекта учителями естественно- научного цикла была организована учебно- исследовательская экспедиция в местечко Устуу-Кангылыг в летний период от 16 по 21 июля с учащимися школы по программе передвижного палаточного лагеря «Калейдоскоп идей», утвержденной директором школы.
Цель экспедиции:
-выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
-совершенствование знаний учащихся в естественно-научном цикле;
-приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством учителей школы.
-развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка исследовательской работы в школе.
-изучение флоры и фауны горы Кызыл- Тайга Алашского плато, работа с информантами по определению названия растений и элементов гор на тувинском языке, сбор фото и видеоматериалов к двуязычному электронному словарю.
Практическая значимость научно-исследовательской экспедиции
- Результаты работы( электронный словарь) могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких предметов как географии Тувы, история Тувы, элективных курсов, кружковой деятельности.
Комплексная экспедиция представляет собой:
Выездную форму учебно – воспитательной работы и кабинетную.
Выездная форма работы экспедиции – это яркое эмоциональное событие в жизни детей. Жизнь в полевом палаточном лагере в окружении гор, вдали от родительской опеки привлекает ребят новизной и содержанием. Подготовка к экспедиции начался с февраля месяца, заранее учителями готовятся программы, готовится учебные оборудования, оснащение полевого лагеря всем необходимым, знакомство с научной литературой по проблеме исследования, овладение методами полевых исследований, определение целей, хода содержания экспедиций.
Участники экспедиции ежедневно ведут исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в дневниках, делая зарисовки, фото и видео материалы к двуязычному электронному словарю, собирают коллекционный материал, встречаются с местными жителями, сортируют собранный материал.
- Кабинетная работа – это обработка материалов: работа с литературой, консультации , подготовка коллекций, фотоматериалов, составление словарей по собранным материалам.
В конце учащиеся по результатам экспедиции участвовали в итоговой конференции, выступали на районных и краевых конференциях, что дает возможность учащимися повысить свою компетентность, само реализоваться.
Учебно- исследовательские экспедиции помогают преодолеть меж предметную обособленность знаний школьников, соединить теоретическую и практические стороны программного материала, а также позволяют поддерживать и развивать интерес к дисциплинам, изучаемыми в школьниками в качестве профильных.
Для комплексного изучения местности были созданы секции:
- физико-географическое положение участка ;
- флора и фауна;
- эколого-химическая характеристика почвы;
- антропогенное воздействие.
По результатам учебно-исследовательских экспедиций учащиеся должны:
1.Описать физико- географическое положение местности.
2.Определить структуры почвы.
3. Узнавать виды высших и низших растений, грибов, беспозвоночных и позвоночных животных в естественных местообитаниях, определять их принадлежность к тому или иному таксону.
4. Уметь пользоваться определителями при определении незнакомых видов живых организмов.
5. Уметь давать морфо-биологическую характеристику в природе.
6.Определить высоту местности.
7. Определить структуры почвы.
В экспедиции участвовали в основном учащиеся 6-10 классов. Состав экспедиции – 11 человек из них 8 учеников и учителя Бойду Надежда Викторовна- учитель географии, КужугетСаяна Валерьевна- учитель биологии и научный руководитель инновации – Самдан Андрей Михайловича, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Международного биосферного заповедника «Убсу-Нур». Маршрут нашей группы проходил с.Барлык- м. Устуу-Кангылыг- оз. Куп- Холь- г. Кызыл- Тайга – с. Барлык.
Каждая секция исследовала выбранное направление и по результатам представляла несколько исследовательских работ. Например, в секции «Антропогенное воздействие» обучающиеся представляли работы по направлениям: «Влияние антропогенного воздействия на экологию озеро Куб-Холь».
Творческие секции осуществляли последовательную и поэтапную работу, опираясь на комплексную естественно - научную программу ,в которой предусмотрено обучение каждого участника экологического лагеря навыкам исследования объектов с позиции разных предметов (географии, биологии, химии). Исследовательской деятельностью занимались дети, мотивированные в естественно - научном профиле. Темы для исследования были предложены учащимися. Были использованы различные формы организации исследования: групповая, парная или индивидуальная при соответствующей предварительной подготовке.
Выводы:
Во время летней учебно- исследовательской экспедиции учащимися были собраны следующие материалы:
- Около 100 фотоматериалов флоры и фауны Алашского плато.
- Сбор у информантов 10 топонимикэлементов гор на тувинском языке.
- Около 5 названий растений на тувинском языке.
- Получены информации из 6 информантов Кандит-оол О.Д, Саая Д.Н, Кужугет О.Д, Ооржак М. Ш, Кужугет Х.Т, Кужугет Г.Д.
- Составлен список редких и исчезающих видов растений
- Написаны исследовательские работы по следующим темам:
«Топонимика гор Алашского плато»- СарыгларАймира, учитель Бойду Н.В.
«Многообразие редких и исчезающих растений г. Кызыл- Тайга»- Самбуу Виктория, учитель Кужугет С.В.
«Изучение структуры и состава альпийского луга в окрестностях оз. Куп- Холь»- Долзатмаа Ай-кыс, учитель Самдан А.М.
«Влияние антропогенного воздействия на экологию озеро Куб-Холь» -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Серия: «Профессиональная библиотека учителя», М., «Народное образование», 2001.
- Ляшко Л.Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003.
- Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей).Вып.IV/ под. ред М.Н. Сионовой.,С.К.Алексеева.- Калуга: Издательство КГПУ им. К.Э. Циолковского.2008.- 238с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша школа является инновационной площадкой в рамках республиканского сетевого проекта «Ландшафтная лексика Тувы». С 2012 уч. года наша школа работает над темой «Ландшафт Т увы: флора и фауна А лашского плато», конечной продукцией проекта является создание двуязычного электронного словаря
Учебно-исследовательская экспедиция учащихся МБОУ СОШ с. Барлык Передвижной палаточный лагерь «Калейдоскоп идей»
Цель экспедиции: выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью; -совершенствование знаний учащихся в естественно-научном цикле; -приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством учителей школы . -развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка исследовательской работы в школе. -изучение флоры и фауны горы Кызыл- Тайга Алашского плато, работа с информантами по определению названия растений и деталей гор на тувинском языке, сбор фото и видеоматериалов к двуязычному электронному словарю.
Практическая значимость научно-исследовательской экспедиции Результаты работы( электронный словарь) могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких предметов как географии Тувы, история Тувы, элективных курсов, кружковой деятельности и в других предметах
Комплексная экспедиция представляет собой : Выездная форма работы экспедиции – ежедневно ведут исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в дневниках, делая зарисовки, фото и видео материалы к двуязычному электронному словарю, собирают коллекционный материал, встречаются с местными жителями, сортируют собранный материал. Кабинетная работа – это обработка материалов: работа с литературой, консультации , подготовка коллекций, фотоматериалов, составление словарей по собранным материалам.
Комплексное изучение местности
В результате учебно-исследовательских экспедиций учащиеся должны 1. Узнавать виды высших и низших растений, грибов, беспозвоночных и позвоночных животных в естественных местообитаниях, определять их принадлежность к тому или иному таксону. 2. Уметь пользоваться определителями при определении незнакомых видов живых организмов. 3. Уметь давать морфо-биологическую характеристику в природе. 5. Определить высоту местности. 6. Определить состав почвы . 7. Описать физико- географическое положение местности.
В экспедиции участвовали учащиеся 8-11 классов. Маршрут нашей группы проходил с.Барлык - м. Устуу-Кангылыг - оз. Куп- Холь- г. Кызыл- Тайга – с. Барлык . Учителя: Бойду Надежда Викторовна- учитель географии, Кужугет Саяна Валерьевна- учитель биологии и научный руководитель инновации – Самдан Андрей Михайловича, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Международного биосферного заповедника « Убсу-Нур ».
Выводы: Во время летней учебно- исследовательской экспедиции учащимися были собраны следующие материалы: Около 100 фотоматериалов флоры и фауны Алашского плато. Сбор у информантов 10 топонимик деталей гор на тувинском языке. Около 5 названий растений на тувинском языке. Получены информации из 6 информантов Кандит-оол О.Д, Саая Д.Н, Кужугет О.Д, Ооржак М. Ш, Кужугет Х.Т, Кужугет Г.Д. Составлен список редких и исчезающих видов растений Написаны исследовательские работы по следующим темам : « Топонимика гор Алашского плато»- Сарыглар Аймира , учитель Бойду Н.В . Многообразие редких и исчезающих растений г. Кызыл- Тайга»- Самбуу ---Виктория , учитель Кужугет С.В . « Изучение структуры и состава альпийского луга в окрестностях оз. Куп- Холь»- Долзатмаа Ай- кыс , учитель Самдан А.М . «Антропогенное воздействие в окрестностях оз.Куб -Холь» – кужугет Буян, учитель Бойду Н .В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г. Руководители: преподаватель химии Баси...
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
Основные формы работы в летний период с учащимися....
Формирование исследовательского компонента в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
рабочая программа предназначена для обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ...
Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний период "День памяти А.С.Пушкина"
дети отправляются в путешествие по сказкам А.С.Пушкина...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»
Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...
Программа летней профильной смены естественно-научной направленности "Путь к профессии"
Программа профильной смены «Путь к профессии» представляет собой модель наставничества в системе «учитель – ученик – научный консультант», направлена...
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности на летний период «Разноцветное лето»
Программа общеразвивающих занятий «Разноцветное лето» предназначена для детей, подростков и молодежи возрастной категории 7-17 лет и создана с целью организации непрерывного воспитательног...