Формирование исследовательского компонента в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему
рабочая программа предназначена для обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskogo_komponenta_v_estestvenno.docx | 59.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательского компонента в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
В настоящее время в обществе сложились представления о кризисе в образовании. Для понимания природы кризиса необходимо сказать о том, что социум находится на этапе вхождения в глобальное информационное общество, что требует взаимодействия трех составляющих – образования, исследования, инноваций. Таким образом, современное образование перестраивается для решения поставленных социальных задач.
Наиболее остро стоит проблема обучения детей с ОВЗ. Формирование системной работы по социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ имеет актуальное значение для воспитания подрастающего поколения и связано с необходимостью реализации комплекса мер государственной и общественной поддержки. Среди основных мер по созданию пространства социализации личности с ОВЗ в системе образования можно выделить следующие направления деятельности:
- Разработка методологии и технологий построения эффективной социально-педагогической деятельности, интегрирующей ресурсы образовательной системы на решение актуальных задач личностного развития.
- Стимулирование работы с данной категорией детей в образовательных учреждениях для осуществления систематической реабилитационной работы, обобщения и распространения имеющегося опыта.
- Организация педагогических структур, оперативно реагирующих на возникающие у воспитанников жизненные ситуации, оказывающие поддержку в разрешении внутренних, межличностных конфликтах, помогающие адаптироваться к условиям общественной жизни, самореализоваться через общение и созидательную деятельность.
- Разработка целевых программ и проектов, направленных на систематическую и планомерную работу с данной категорией детей, апробацию механизма поддержки воспитанников, определения перспектив их развития как будущих специалистов в различных областях социально-экономической сферы.
Актуальным направлением выступает материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса, разработка методических материалов, пособий для групповой и индивидуальной работы, самостоятельной деятельности в рамках развития собственных личностных и субъектно-деятельностных новообразований. Подобным примером может служить использование при работе с детьми с ОВЗ переносных естественно - научных лабораторий.
Главная идея использования естественно - научных лабораторий заключается в привнесении в современное школьное образование духа свободного исследования и творческого эксперимента, формирования у учащихся пытливой заинтересованности постижений (конструировании своих знаний). Исходным является представление, что учение особенно усиленно, когда ученик максимально вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта.
Организация работы с переносными лабораториями
- позволяет ученикам знакомиться с окружающим миром путём практических опытов, что способствует успешному усвоению материала и повышению качества образования;
- создает фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии;
- помогает понять широкую панораму природных явлений, как компонентов единого мира во времени, пространстве и взаимодействии.
Стимулирование исследовательской деятельности, поддержка любознательности, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя при работе с естественно - научной лабораторией в условиях внедрения ФГОС.
Полноценным итогом обучения в рамках внедрения ФГОС становится появление желания и становление умения учиться, развитие учебного сотрудничества, а также формирование понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.
Занятия с применением естественно - научной лаборатории ориентированы на:
- Активизацию процессов самостоятельного мышления и обучение через открытия;
- Предоставление возможностей детям с ограниченными возможностями здоровья в полной мере раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал;
- Обеспечение активного обучения посредством мотивированной постановки вопросов и создания побуждающей учебной среды с возможностями самостоятельной работы;
- Решение заданий в виде осмысленных и ориентированных на практическое применение взаимосвязей, которые интересны детям в повседневной жизни;
- Поощрение совместного обдумывания и обсуждения проблем в группах и всем классом;
- Заинтересованность учащихся общими темами и конкретными проблемами;
- Развитие аналитических процессов и творческих способностей школьников с ОВЗ.
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.
Обучение в области естественных наук не должно быть направлено на то, чтобы дать детям как можно больше знаний, на передний план выходит обучение естественнонаучному мышлению на содержательных примерах, интересных и важных для учащихся.
Использование естественно-научных лабораторий помогают понять, например, как летает шарик, как функционирует присоска, систематизировать знания учащихся о понятии «погода», получить представление о принципах работы рычажных и пружинных весов, почему появляется звук, какие бывают звуки, и т.д.
Переносная лаборатория «ЛабДиск ГЛОМИР» оснащена:
- Мультисенсорный регистратор данных ЛабДиск ГЛОМИР - полноценная беспроводная цифровая лаборатория с 7 датчиками:
- Датчик частоты сердечных сокращений (0 – 200 уд/мин).
- Датчик освещенности (0 – 55 000 лк).
- Датчик температуры исследуемой среды. (-25…+110) + зонд датчика температуры (разъем зонда под кнопкой датчика).
- Датчик температуры окружающей среды (-10…+50) .
- Датчик громкости звука (под кнопкой микрофонный датчик 58 – 93 дБ).
- Датчик расстояния. (0,4-10м).
- GPS-приемник. Регистрирует одновременно долготу, широту, направление, скорость, дату, время.
Три кнопки: ВКЛЮЧИТЬ, ПРОКРУТКА, ВЫБОР.
Главная особенность ЛабДиска – минимум действий. Датчики не требуют настройки и калибровки.
- Программное обеспечение GlobiWorld с семью «Научно-тематическим паркам». Чтобы войти в любой парк, надо щелкнуть на его анимированном изображении:
- Парк «Окружающая среда». Здесь можно познакомиться с воздействием различных физических факторов на экологическую ситуацию.
- Парк «Электричество». Здесь можно познакомиться с понятием электричества и его ролью в повседневной жизни.
- Парк «Погода». В этом парке можно узнать о фактах, формирующих погоду, о методах измерения ее параметров – температуры, влажности, давления.
- Парк «Движение». Здесь ученики знакомятся с понятием расстояния, скорости, силы тяжести, особое внимание уделяется устройству Солнечной системы.
- Парк «Человек». В этом парке особое внимание уделяется вопросам анатомии и физиологии человека, здоровому образу жизни, пользе занятий спортом.
- Парк «Растения». Парк посвящен жизни растений - рассматривает широкий круг вопросов: от внутренних обменных процессов до влияния деревьев в лесу на земную жизнь в целом.
- Парк «Химия». Тематика парка: состав, поведение, строение и свойства веществ и их превращения в ходе химических реакций.
Предполагается с помощью данной лаборатории работа в сетевом сообществе ГлобалЛаб. «Глобальная школьная лаборатория» - это международный проект, объединяющий учеников разных городов. Ученики исследуют окружающий мир по одинаковым методикам, чтобы можно было сравнить результаты. Для сравнения результатов школьники могут разместить отчеты о своих исследованиях на сайте ГлобалЛаб www.globallab.ru
Приобщение детей к основам научно-исследовательской и проектной деятельности с помощью естественнонаучных лабораторий позволяет наиболее полно выявлять, а затем и развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 г .Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Формирование исследовательского компонента
в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
(наименование учебного предмета/курса)
уровень основного общего образования, 5 класс
(уровень, ступень образования)
2015 – 2016 ГОД
(срок реализации программы)
Справочное пособие «Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных «ЛабДиск ГЛОМИР» (наименование источника) | С. Н. Карпачев и др. (автор) |
Петрова О.Г.
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Холмск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы состоит в том, что работа в лаборатории позволяет обучающимся почувствовать вкус к научно-исследовательской деятельности, тем самым подготовить себя к инновационной творческой деятельности. Например, ученого в стратегически важных для развития нашей страны областях. В Программе запланированы мероприятия, направленные на развитие важных для современного человека качеств: умение ясно и четко формулировать вопросы, задачи, идеи, нестандартно подходить к решению проблемных задач. Особое внимание уделяется межпредметной коммуникации в учебной и творческой деятельности.
Данная программа составлена на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 "Об образовании в РФ";
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Устав школы.
Цель: формирование и развитие исследовательского компонента у детей с ОВЗ посредством использования мобильной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
Задачи:
Научное направление:
- предоставить дополнительные образовательные возможности обучающимся, интересующимся естественными науками;
- формировать у обучающихся ценности интеллектуального творчества и мотивации к научно-исследовательской работе;
- оказать помощь обучающимся с ОВЗ, заинтересованным в получении углублённых знаний;
- ознакомить обучающихся с проектной и исследовательской деятельностью;
- ознакомить с приемами работы мобильной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
Адаптация
- отработать новые педагогические технологии;
- создать образовательную среду, способствующую продуктивному общению обучающихся;
- организовать коммуникативное пространство для обучения азам научного мышления, общения, культуре выступлений и проведения дискуссий.
Профориентационная работа
- проводить профориентационную работу среди обучающихся;
- обучит основам проектной деятельности посредством проведения мозгового штурма; индивидуальной и групповой работы над проектами, демонстрации лучших проектов обучающихся, победивших в различных конкурсах;
- подготовить обучающихся к самостоятельной работе над проектами.
Развитие личности
- обучить обучающихся жизни и деятельности в коллективе;
- создать образовательную среду, обеспечивающую условия для гармоничного развития обучающихся и совершенствования их способностей;
- формировать культуру мышления;
Предполагаемые результаты реализации программы
- ·углубление знаний и умений по предметам естественно-научной лаборатории «ЛабДиск»
- ·динамика успешности обучающихся на учебных предметах базового школьного курса, измеряемую через контрольные работы, результативность обучающихся на олимпиадах и конкурсах, конференциях и выставках;
- ·повышение уровня мотивации и познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности, а так же предметам естественно - научного профиля;
- ·формирование культуры научно-исследовательского мышления;
- ·обобщение и внедрение успешного опыта реализации Программы на площадках образовательных организаций;
- ·освоение и проявление лидерских качеств и навыков коллективной работы;
- ·формирование здорового образа жизни;
- ·развитие толерантности у обучающихся;
- ·расширение знаний о правилах поведения в природе, обществе, профилактика вредных привычек.
Практическая работа с ЛабДиском способствует формированию универсальных учебных действий.
В первую очередь - это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров.
Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли.
Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы. Самый большой плюс от работы с Лабдиском заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики получают возможность получать более глубокие знания.
Ресурсная обеспеченность программы
Кабинет, аудио- и видео техника, интерактивная доска, компьютер, мобильный класс, мобильная лаборатория «ЛабДиск ГЛОМИР».
Основными методами организации деятельности являются:
- практические занятия в естественно - научной лаборатории
- ·коллективная мыслительная деятельность (КМД)
- ·игра (сюжетно-ролевые, интеллектуально-познавательные)
- ·проектная деятельность
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | № | ТЕМА | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | 1 | Знакомство с комплектом мобильной лаборатории «ЛабДиск» | 20 мин (0,2 ч) | 25 мин (0,25 ч.) |
2 | 2 | Знакомство с научными парками | 140мин (2ч 20мин) | 175мин (2ч 55мин) |
2.1 | Парк «Окружающая среда» | 20мин | 25 мин | |
2.2 | 3 | Парк «Электричество» | 20мин | 25 мин |
2.3 | 4 | Парк «Погода» | 20мин | 25 мин |
2.4 | 5 | Парк «Движение» | 20мин | 25 мин |
2.5 | 6 | Парк «Человек» | 20мин | 25 мин |
2.6 | 7 | Парк «Растения» | 20мин | 25 мин |
2.7 | 8 | Парк «Химия» | 20мин | 25 мин |
3 | Практические занятия с использованием лаборатории | 95 мин (1ч 35мин) | 390 мин (6ч 30мин) | |
3.1 | 9 | Измеряем свой пульс | 10мин | 35мин |
3.2 | 10 | Измерение размеров класса | 10мин | 35мин |
3.3 | 11 | Скорость и расстояние | 10мин | 35мин |
3.4 | 12 | Температура вокруг нас | 10мин | 35мин |
3.5 | 13 | Отражение света | 10мин | 35мин |
3.6 | 14 | Зависимость освещенности от расстояния | 10мин | 35мин |
3.7 | 15 | День и ночь | 10мин | 35мин |
3.8 | 16 | Громкость звука | 10мин | 35мин |
3.9 | 17 | Идем в парк | 10мин | 35мин |
3.10 | 18 | Протокол путешествия (пример проекта) | 5мин | 40мин |
4 | 19-20 | Мониторинг пришкольного участка | 45 мин | 45мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.
Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...
Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...
Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"
Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.Цель мастер-класса: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-к...
Организация учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
Творческая лаборатория с педагогами дополнительного образования на тему "Организация учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования"...
Формирование экологической компетентности обучающихся естественно-научного профиля
Из опыта работы по формированию экологической компетенции...
"Туристская работа, как способ развития географического образования среди обучающихся, в рамках реализации естественно-научной направленности"
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения географии, вопросы и методы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознани...
Проектные технологии - инструмент для исследовательской деятельности обучающихся в дополнительном образовании детей.
Проектная технология максимально развивает коммуникативность, умение решать проблемы, учит ответственности, не бояться трудностей.Этот метод опирается на путь преодоления затруднений, поисков решения ...