Доклад для педсовета "Формирование и оценивание естественно-научной грамотности".
методическая разработка
Доклад для педсовета "Формирование и оценивание естественно-научной грамотности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_eng_farvazova_gm.docx | 83.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Фарвазова Гульсина Магафуровна,
учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ№5» имени Безноскова И.З.
г. Ханты-Мансийск
Формирование и оценивание естественно-научной грамотности.
Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Действительно современный мир трактует нам новые установки, мало знать, надо имеющиеся знания применять в новой нестандартной ситуации. Современный мир требует умения получать жизненно важные знания из огромного потока информации, то есть, требует необходимость формирования функциональной грамотности и именно
формирование функциональной грамотности должно лежать в основе современного образования.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных
доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
По результатам исследований международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA – Programmer for International Student Assessment) выяснилось, что обучающиеся имеют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями, но затрудняются в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Следовательно, педагогам необходимо работать над повы шением уровня естественно-научной грамотности обучающихся, стремиться сформировать у обучающегося следующие компетентности:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Данные компетентности формируются на основе освоения обучающимися в первую очередь таких результатов ФГОС ООО, как:
- создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования);
- овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы (предметные результаты);
- приобретение опыта применения научных методов познания; опыта использования различных методов изучения веществ (предметный результат изучения химии); опыта использования методов биологической науки (предметный результат изучения биологии).
По результатам исследования PISA был создан проект систематического мониторинга формирования ЕНГ, как одного из важнейших видов функциональной грамотности.
В исследованиях PISA «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей. Компетентность – способность применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Естественнонаучная грамотность – способность:
- использовать естественнонаучные знания,
- выявлять проблемы,
- делать обоснованные выводы.
Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. Задания имеют межпредметную основу.
Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследования PISA:
- осуществлять поиск информации по ключевым словам;
- анализировать процессы проведения исследований;
- составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
- выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;
- интерпретировать графическую информацию;
- проводить оценочные расчеты и прикидки.
Методический инструментарий, формирующий ЕНГ должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.
Задания, формирующие ЕНГ, должны содержать:
- как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- материал из разных предметных областей;
- мотивацию обучающихся на определение способа действий, постановки и решения проблемы;
- требования по привлечению дополнительной информации или наоборот «лишние данные»;
- должны быть комплексными и структурированными.
ЕНГ включает три основных компетенции, которые можно формировать или оценивать с помощью специальных учебных заданий. Таким образом, педагогу нужно постоянно следить за тем, чтобы в учебном процессе такие задания были и при необходимости корректировать задания УМК.
Для формирования естественнонаучных компетенций на своих уроках мною используются задания для учащихся 7-9 классов. Считаю, что в каждой параллели нужно использовать задания, способствующие формированию ЕНГ, так как формирование этого вида функциональной грамотности согласуются с требованиями к образовательным результатам ФГОС.
Примеры заданий, которые я использую в работе
Задание 1.
Биология. 7 класс.
Вариант 2
1. Запишите столбиком цифры с рисунка от 9 до 18. Напротив цифр запишите названия частей клетки.
2.Выпишите из списка три группы организмов, которые могут образовывать колониальные формы жизни: споровики, корненожки, инфузории, радиолярии, солнечники, жгутиконосцы.
3. Вставьте пропущенные слова. Для ответа запишите столбиком цифры, напротив цифр – ответы.
При наступлении неблагоприятных условий, простейшие образуют специальную защитную оболочку - __1__. Совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни – это __2__. Орган передвижения инфузорий – это __3__. Жгутиконосцы в темноте питаются как __4__. Два ядра есть в клетке __5__. Организмы, которые сами создают органические вещества, по типу питания относят к __6__.
4. Выпишите три номера верных утверждений:
1.Вязкое внутреннее содержимое клеток простейших называется цитоплазма.
2.Органы передвижения амебы – это жгутик.
3.Наследственная информация клетки находится в ядре.
4.Клетки простейших покрыты мембраной.
5.У инфузории есть светочувствительный глазок.
6.Сократительная и пищеварительная вакуоли имеют одинаковые функции.
Анализ задания.
Пункты 1,2,3 направлены на формирование компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» через умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы (используя текст и рисунки).
Пункт 4 направлен на формирование этой же компетенции через умение оценивать с научной точки зрения аргументы (в задании предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений).
Задание 2.
Биология. 8 класс.
Расположите этапы деления клетки в правильном порядке и запишите в тетрадь:
1.Нити веретена деления оттягивают парные молекулы ДНК к противоположенным полюсам клетки.
2. Цитоплазма делится путем перетяжки.
3.Удвоение ДНК.
4.Удвоение центриолей.
5.Формируются нити веретена деления.
6.Образуется новое ядро.
7.Хромосомы скручиваются в спираль и становятся видны в световой микроскоп.
8.Формируется новая ядерная оболочка вокруг хромосом.
9.Распад ядерной оболочки.
10.Образуются две новые клетки.
11.Центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки.
12.Молекулы ДНК прикрепляются к нитям веретена деления.
13.Хромосомы выстраиваются по экватору клетки.
14.Спирали хромосом раскручиваются и становятся невидны в световой микроскоп.
15.Клеточная мембрана впячивается внутрь клетки.
Для выполнения задания обучающиеся пользуются текстом учебника и иллюстрацией.
Анализ задания.
Задание направлено на формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.
Задание 3.
Биология. 8 класс.
Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
1.В каких сосудах самое высокое давление?
2.В каких сосудах самое низкое давление?
3.Назовите причину движения крови по сосудам.
4.Чем дальше находится кровеносный сосуд от сердца, тем давление в нем ___________
5.Давление максимально, когда _________такое давление называют ____________.
6.Давление минимально перед ___________такое давление называют _________.
7.Как определяют верхнее давление с помощью фонендоскопа?
8. Как определяют верхнее давление с помощью фонендоскопа?
9.Длина ногтевого ложа (S)- _________
Время прохождения крови по ногтевому ложу (t)- ____________
Скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа ( ) _________
10.Сравните скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа со скоростью кровотока в аорте. Объясните разницу.
11.Пульс – это …
Лабораторная работа № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»
1.Точка А на запястье, точка Б на 10 см выше, точка В на 10 см выше точки Б. Если пережать артерию в точке Б, будет ли пульс в точках А и Б. Поясните ответ. _____________________________________________________________________________
2.Что происходит при снижении давления до нижней допустимой границы?
_____________________________________________________________________________
3. Что происходит при повышении давления до верхней допустимой границы?
_____________________________________________________________________________
4.Гипертония – это …
5.Артериолы – это …
6.Некроз – это …
7.Инсульт – это …
8.Гипотония – это …
9.Инфаркт миокарда – это …
Анализ задания.
Данные лабораторные работы по программе выполняются на одном уроке. Поскольку объем работы большой, цели к работам обучающиеся формулируют устно.
Задание 4, 9, 10 (л.р.6), 1,2,3 (л.р.7) направлены на формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления, а также делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.
Остальные задания формируют умение анализировать, интерпретировать данные и делать выводы при работе с текстом.
Задание 4.
Химия. 9 класс
Дидактические карточки-задания по химии.
Коррозия
1.Какие металлы могут использоваться в качестве протекторов для защиты стального корпуса корабля:
цинк, медь, алюминий, барий?
Ответ поясните.
2.К железной трубе присоединили антенну, сделанную из:
а) алюминия;
б) меди.
Повлияет ли это на процесс коррозии трубы?
3.Две железные пластинки соединили с другими металлами и поместили на длительное время в атмосферу влажного кислорода. По окончании опыта в первом случае железо покрылось ржавчиной, а во втором не изменилось. Приведите примеры металлов, которые могли бы взять для проведения опыта.
4.Какой из известных вам способов защиты металлов от коррозии чаще используется для защиты:
Рельс;
Днищ кораблей;
Деталей машин;
В быту.
Анализ задания.
Первый и четвертый пункты. Формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.
Второй пункт. Та же компетенция. Через умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.
Третий пункт. Формирование компетенции «Понимание особенностей естественнонаучного исследования» через умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.
Задание 8.
Химия. 8 класс
Типы химических реакций
1.HNO2 + Ca(OH)2 → 2.B + O2 → 3.Cs + O2 → 4.Fe + HCl → 5.Ba + H2O → 6.Na2O + H2O → 7.Fe2O3 + H2O → 8.SO2 + H2O → 9.ZnF2 + KBr → 10.NiCl2 + Li2SO3 → | Задания: а) допишите правую часть схемы (продукты); б) расставьте коэффициенты; в) если реакция не идет, объясните почему; г) назовите все вещества; д) укажите тип реакции. |
Анализ задания.
Данное задание способствует формированию компетенций «Научное объяснение явлений» и «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» через использование программного материала для объяснения явлений, анализ и интерпретацию данных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности
Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности . можно применять на уроке по теме: "Фотосинтез" как в 10 -ом классе так и в 6-ом классе. задания нацелены для развития ...
Работа с открытым банком заданий для оценивания естественно-научной грамотности" Комплексное задание " Мошки" 5 класс
Презентация может быть полезной для учителей биологии, работающих в основной школе. В работе даа характеристика задания для 5 класса Мошки. ...
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Формирование естественно-научной функциональной грамотности
Рекомендации...
Задание на формирование и оценку естественно-научной грамотности по теме "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха"
Тема "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха" замечательно подходит для решения заданий практико-ориентированного характера....
Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии
Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии...
Формирования и развитие естественно-научной грамотности обучающихся как необходимое условие достижение целей обучения в курсе географии.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным...