Доклад для педсовета "Формирование и оценивание естественно-научной грамотности".
методическая разработка

 Доклад для педсовета  "Формирование и оценивание естественно-научной грамотности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_eng_farvazova_gm.docx83.54 КБ

Предварительный просмотр:

Фарвазова Гульсина Магафуровна,

учитель химии и биологии  

МБОУ «СОШ№5» имени Безноскова И.З.

г. Ханты-Мансийск

Формирование и оценивание естественно-научной грамотности.

Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Действительно современный мир трактует нам новые установки, мало знать, надо имеющиеся знания применять в новой нестандартной ситуации. Современный мир требует умения получать жизненно важные знания из огромного потока информации, то есть, требует       необходимость формирования функциональной грамотности и именно

формирование функциональной грамотности должно лежать в основе современного образования.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных

доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и

культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

По результатам исследований международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA – Programmer for International Student Assessment) выяснилось, что обучающиеся имеют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями, но затрудняются в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Следовательно, педагогам необходимо работать над повы шением уровня естественно-научной грамотности обучающихся, стремиться сформировать у обучающегося следующие компетентности:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественно-научного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Данные компетентности формируются на основе освоения обучающимися в первую очередь таких результатов ФГОС ООО, как:

  • создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования);
  • овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы (предметные результаты);
  • приобретение опыта применения научных методов познания; опыта использования различных методов изучения веществ (предметный результат изучения химии); опыта использования методов биологической науки (предметный результат изучения биологии).

По результатам исследования PISA был создан проект систематического мониторинга формирования ЕНГ, как одного из важнейших видов функциональной грамотности.

В исследованиях PISA «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей. Компетентность – способность применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Естественнонаучная грамотность – способность:

  • использовать естественнонаучные знания,
  • выявлять проблемы,
  • делать обоснованные выводы.

Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. Задания имеют межпредметную основу.

Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследования PISA:

  • осуществлять поиск информации по ключевым словам;
  • анализировать процессы проведения исследований;
  • составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
  • выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;
  • интерпретировать графическую информацию;
  • проводить оценочные расчеты и прикидки.

Методический инструментарий, формирующий ЕНГ должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.

Задания, формирующие ЕНГ, должны содержать:

  • как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
  • материал из разных предметных областей;
  • мотивацию обучающихся на определение способа действий, постановки и решения проблемы;
  • требования по привлечению дополнительной информации или наоборот «лишние данные»;
  • должны быть комплексными и структурированными.

ЕНГ включает три основных компетенции, которые можно формировать или оценивать с помощью специальных учебных заданий. Таким образом, педагогу нужно постоянно следить за тем, чтобы в учебном процессе такие задания были и при необходимости корректировать задания УМК.

Для формирования естественнонаучных компетенций на своих уроках мною используются задания для учащихся 7-9 классов. Считаю, что в каждой параллели нужно использовать задания, способствующие формированию ЕНГ, так как формирование этого вида функциональной грамотности согласуются с требованиями к образовательным результатам ФГОС.

Примеры заданий, которые я использую в работе

Задание 1.

Биология. 7 класс.

Вариант 2

1. Запишите столбиком цифры с рисунка от 9 до 18. Напротив цифр запишите названия частей клетки.C:\Documents and Settings\Учитель химии\Рабочий стол\hello_html_209c302c.JPG

2.Выпишите из списка три группы организмов, которые могут образовывать колониальные формы жизни: споровики, корненожки, инфузории, радиолярии, солнечники, жгутиконосцы.

3. Вставьте пропущенные слова. Для ответа запишите столбиком цифры, напротив цифр – ответы.

При наступлении неблагоприятных условий, простейшие образуют специальную защитную оболочку - __1__. Совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни – это __2__. Орган передвижения инфузорий – это __3__. Жгутиконосцы в темноте питаются как __4__. Два ядра есть в клетке __5__. Организмы, которые сами создают органические вещества, по типу питания относят к __6__.

4. Выпишите три номера верных утверждений:

1.Вязкое внутреннее содержимое клеток простейших называется цитоплазма.

2.Органы передвижения амебы – это жгутик.

3.Наследственная информация клетки находится в ядре.

4.Клетки простейших покрыты мембраной.

5.У инфузории есть светочувствительный глазок.

6.Сократительная и пищеварительная вакуоли имеют одинаковые функции.

Анализ задания.

Пункты 1,2,3 направлены на формирование компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» через умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы (используя текст и рисунки).

Пункт 4 направлен на формирование этой же компетенции через умение оценивать с научной точки зрения аргументы (в задании предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений).

Задание 2.

Биология. 8 класс.

Расположите этапы деления клетки в правильном порядке и запишите в тетрадь:

1.Нити веретена деления оттягивают парные молекулы ДНК к противоположенным полюсам клетки.

2. Цитоплазма делится путем перетяжки.

3.Удвоение ДНК.

4.Удвоение центриолей.

5.Формируются нити веретена деления.

6.Образуется новое ядро.

7.Хромосомы скручиваются в спираль и становятся видны в световой микроскоп.

8.Формируется новая ядерная оболочка вокруг хромосом.

9.Распад ядерной оболочки.

10.Образуются две новые клетки.

11.Центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки.

12.Молекулы ДНК прикрепляются к нитям веретена деления.

13.Хромосомы выстраиваются по экватору клетки.

14.Спирали хромосом раскручиваются и становятся невидны в световой микроскоп.

15.Клеточная мембрана впячивается внутрь клетки.

Для выполнения задания обучающиеся пользуются текстом учебника и иллюстрацией.

Анализ задания.

Задание направлено на формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

Задание 3.

Биология. 8 класс.

Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

1.В каких сосудах самое высокое давление?

2.В каких сосудах самое низкое давление?

3.Назовите причину движения крови по сосудам.

4.Чем дальше находится кровеносный сосуд от сердца, тем давление в нем ___________

5.Давление максимально, когда  _________такое давление называют ____________.

6.Давление минимально перед ___________такое давление называют _________.

7.Как определяют верхнее давление с помощью фонендоскопа?

8. Как определяют верхнее давление с помощью фонендоскопа?

9.Длина ногтевого ложа (S)- _________

Время прохождения крови по ногтевому ложу (t)- ____________

Скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа (            ) _________

10.Сравните скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа со скоростью кровотока в аорте. Объясните разницу.

11.Пульс – это …

Лабораторная работа № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»

1.Точка А на запястье, точка Б на 10 см выше, точка В на 10 см выше точки Б. Если пережать артерию в точке Б, будет ли пульс в точках А и Б. Поясните ответ. _____________________________________________________________________________

2.Что происходит при снижении давления до нижней допустимой границы?

_____________________________________________________________________________

3. Что происходит при повышении давления до верхней допустимой границы?

_____________________________________________________________________________

4.Гипертония – это …

5.Артериолы – это …

6.Некроз – это …

7.Инсульт – это …

8.Гипотония – это …

9.Инфаркт миокарда – это …

Анализ задания.

Данные лабораторные работы по программе выполняются на одном уроке. Поскольку объем работы большой, цели к работам обучающиеся формулируют устно.

Задание 4, 9, 10 (л.р.6), 1,2,3 (л.р.7) направлены на формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления, а также делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Остальные задания формируют умение анализировать, интерпретировать данные и делать выводы при работе с текстом.

Задание 4.

Химия. 9 класс

Дидактические карточки-задания по химии.

Коррозия

1.Какие металлы могут использоваться в качестве протекторов для защиты стального корпуса корабля:

цинк, медь, алюминий, барий?

 Ответ поясните.

2.К железной трубе присоединили антенну, сделанную из:

 а) алюминия;

б) меди.

Повлияет ли это на процесс коррозии трубы?

3.Две железные пластинки соединили с другими металлами и поместили на длительное время в атмосферу влажного кислорода. По окончании опыта в первом случае железо покрылось ржавчиной, а во втором не изменилось. Приведите примеры металлов, которые могли бы взять для проведения опыта.

4.Какой из известных вам способов защиты металлов от коррозии чаще используется для защиты:

Рельс;

Днищ кораблей;

Деталей машин;

В быту.

Анализ задания.

Первый и четвертый пункты. Формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

Второй пункт. Та же компетенция. Через умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Третий пункт. Формирование компетенции «Понимание особенностей естественнонаучного исследования» через умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

Задание 8.

Химия. 8 класс

Типы химических реакций

1.HNO2 + Ca(OH)2 

2.B + O2 

3.Cs + O2 

4.Fe + HCl

5.Ba + H2O

6.Na2O + H2O

7.Fe2O3 + H2O

8.SO2 + H2O

9.ZnF2 + KBr

10.NiCl2 + Li2SO3 

Задания:

а) допишите правую часть схемы (продукты);

б) расставьте коэффициенты;

в) если реакция не идет, объясните почему;

г) назовите все вещества;

д) укажите тип реакции.

Анализ задания.

Данное задание способствует формированию компетенций «Научное объяснение явлений» и «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» через использование программного материала для объяснения явлений, анализ и интерпретацию данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности

Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности . можно применять на уроке по теме: "Фотосинтез" как в 10 -ом классе так и в 6-ом классе. задания нацелены для развития ...

Работа с открытым банком заданий для оценивания естественно-научной грамотности" Комплексное задание " Мошки" 5 класс

Презентация может быть полезной для учителей биологии, работающих в основной школе. В работе даа характеристика задания для 5 класса Мошки. ...

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Задание на формирование и оценку естественно-научной грамотности по теме "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха"

Тема "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха" замечательно подходит для решения заданий практико-ориентированного характера....

Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии

Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии...

Формирования и развитие естественно-научной грамотности обучающихся как необходимое условие достижение целей обучения в курсе географии.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным...