Роль классного руководителя при подготовке учащихся к ГИА»
статья
Роль классного руководителя при подготовке учащихся к ГИА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль классного руководителя при подготовке учащихся к ГИА» | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Система взаимодействия классного руководителя с участниками образования в период подготовки к сдаче экзаменов
Подготовила:
Педагог-психолог Морокова О.В.
Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру», классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем индивидуальному развитию каждого.
Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.
Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:
1) направленность на формирование позитивного отношения к ГИА;
2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;
3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения ГИА.
Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:
- вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, МОиН Республики Бурятии о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;
- организация обсуждения ГИА в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА;
- проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.
Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:
- содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;
- отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
- организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;
- организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается:
- в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА;
- в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА;
- в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся;
- в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ОГ или ЕГЭ.
Классному руководителю необходимо учитывать роль родителей в подготовке обучающихся к ГИА.
Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА в форме ОГЭ или ЕГЭ. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей ОГЭ и ЕГЭ.
После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки.
Отличие ГИА в форме ОГЭ, ЕГЭ от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто выпускники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.
Таким образом, роль родителей в подготовке к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Раздаточный материал для учителей
Трудности у учащихся при сдаче ГИА | ||
№п/п | Категория трудностей | Характеристика |
1 | Познавательные | - Недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета. |
2 | Личностные | - Недостаток информации о процедуре, отсутствие возможности получить поддержку взрослых, повышенный уровень тревоги |
3 | Процессуальные | - Недостаточное знакомство с процедурой экзамена, отсутствие четкой стратегии деятельности |
4 | Психологические | - Разочарование в себе и близких людях, усечение в коммуникациях – до глубокого погружения (ухода) в себя, потеря веры в свое достойное настоящее и успешное будущее; - Эмоциональная расторможенность, не исключая ярких агрессивных реакций; - Когнитивный ступор; - Утеря личной значимости и ценности собственной жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»
Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...
Роль классного руководителя в психологической подготовке школьников к ЕГЭ.
История массового проведения ЕГЭ уже показала, что тестирование – целенаправленное, одинаковое дело для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяет...
роль классного руководителя в профориентации учащихся
роль классного руководителя в профориентации учащихся...
Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения....