Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
статья (10 класс) по теме
О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_po_predprofilnoy_i_profilnoy_podgotovke_uchashchikhsya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Баринова О.Е., учитель истории и обществознания, МБОУ гимназии №2 г. Зарайска, Московской области
Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
В связи с введением системы профильного обучения, нельзя не увидеть новую роль классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика; как наставника, который может помочь не только поставить цель, но и сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для её достижения, при условии активности самого учащегося.
Классный руководитель должен оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, расширить возможности процесса социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Итак, классный руководитель:
1.Оказывает помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения
2.Осуществляет посредническую функцию между учениками и учителями.
3.Участвует в работе по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
Исходя из этих функций, определяются основные направления работы классного руководителя.
1. Информационная работа с учащимися и их семьями.
(суть эксперимента, учебный план, перечень учебных курсов по выбору, возможность обучения в профильных классах, новые формы аттестации в 9-х классах).
2. Профильная ориентация.
(Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы).
3. Психолого-педагогическая диагностика.
(Диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников с помощью анкетирования, тестирования, собеседований, других методов, совместно с психологом).
4. Анализ и оценка результатов предпрофильной и профильной подготовки в классе.
В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки моя роль, как классного руководителя заключалась в информировании учащихся о работе элективных курсов и учёте посещаемости. Был составлен план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
В учебном и воспитательном процессе я старалась развивать благоприятный психологический климат в классном коллективе и регулировать межличностные отношения между учащимися и педагогами школы.
Внеклассная работа была построена на профессиональном интересе.
Проведены классные часы: «Выбор профессии», «Секреты выбора профессии», «Вопросы занятости молодежи Московской области». Встречи с людьми интересных профессий.
Посещали дни открытых дверей в учебных заведениях нашего города.
Были организованы встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Проводились психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (при помощи наблюдений, анкет, тестов). В этом большую помощь оказывал школьный психолог.
Профессиональный интерес был определен при помощи специальной “Анкеты интересов”, степень готовности к выбору профиля обучения - анкетой профильной ориентации.
На родительских собраниях проводила анализ данных по готовности учащихся к выбору профиля полученных в ходе диагностической деятельности.
Много внимания уделяла работе по составлению личного «портфолио» учащихся.
В профильной школе изменяется роль портфолио. Он должен стать предметным.
Сбор портфолио предполагал повышение учебной мотивации школьников, заинтересованных в накоплении достижений, добавлял больше ответственности родителям и ученикам.
Привлекала учащихся к участию в конкурсах, конференциях, олимпиадах по предметам.
В конце учебного года по результатам исследования, а также, исходя из потребностей учащихся, были сформированы группы по учебным предметам.
В 10 классе, в первые две недели учебного года мне, как классному руководителю приходилось оказывать помощь в решении проблем личностного, профильного самоопределения, совместно с учащимися анализировать результаты принятых ими решений и даже корректировать индивидуальные учебные планы в ходе образовательного процесса..
Одним из важных моментов моей деятельности является психологический контакт с учащимися и создание в классе атмосферы доверия. При этом воспитательный процесс строится на основе позитива: доброжелательности в отношениях к подросткам, опоры на их потенциальные возможности, уверенности в способности каждого ученика.
Завершилось первое полугодие, и мы подвели итоги.
(Результаты диагностики и анкетирования на слайдах презентации).
А вот, что пишут в анкетах ученики 10 а класса о профильном обучении.
( выдержки из анкет)
- Профильное обучение дает возможность изучать более глубоко те предметы, которые являются основными при выборе профессии.
- Наши уроки – это возможность укрепить и пополнить свои знания по отдельным предметам. Можно сказать – это «точечные удары по пробелам».
- Увеличение нагрузки в профильных классах неизбежно, но мы сами выбираем дополнительные занятия, т.е. самостоятельно планируем свой учебный день. В некоторой степени это готовит нас к взрослой жизни, к учебе в институте.
- Мне нравится профильное обучение, для меня это действительно интересно, я считаю, что не ошиблась с выбором предметов.
- Я считаю, что занятия помогут мне поступить в институт. Не смотря на все трудности обучения, мне это очень нравится. Я больше узнаю интересного, углубляю свои знания.
И в заключении:
Несмотря на ряд трудностей в 1 полугодии 10 класса, это был очень интересный, необходимый для учащихся и педагогов образовательный процесс. Самое главное заключается в том, что учащиеся уже определились в выборе своей будущей профессии, направили все усилия на получение более глубоких знаний по учебным предметам своего индивидуального учебного плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению
Выступление на педагогическом совете МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...
Роль классного руководителя в становлении личности учащегося
Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...
Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"
В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, место в жизни. Ведущую роль в формировании и...
Статья "Роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся начального звена"
Из опыта работы классного руководителя...
Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»
Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....
Роль классного руководителя в становлении личности учащегося
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно...