Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция» 5б класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5b_munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_shkola.docx | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы-интерната:
___________________Гришина М.Б.
« 01 » сентября 2017 г.
Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция»
5б класс
Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,
учитель - логопед
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Цели и задачи.
Цель – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы.
Коррекция нарушений речи учащихся МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.
На коррекционные групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня с уроков чтения и развития речи. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.
Занятия с классом проводятся:
5 класс – 2 раза в неделю.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой календарно-тематического планирования, которая изучается в классе.
При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время (через тетрадь взаимосвязи).
Содержание учебного предмета « Логопедическая коррекция».
Всего часов по четвертям 1 четверть (18 ч.), 2 четверть (14 ч.), 3 четверть (18 ч.), 4 четверть (20 ч.), итоговое количество часов (70 ч.)
5 класс (2 часа в неделю)
Коррекция нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.
1. Обследование учащихся.
2. Повторение изученного во 2-4 классах:
- развитие языкового анализа и синтеза,
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии,
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
- развитие языкового анализа и синтеза,
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
- корень слова, родственные слова.
Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
Совершенствование связной речи.
Подведение итога - написание диктанта.
На каждом занятии по совершенствованию связной речи - необходимо выполнение учащимися следующих упражнений:
- различать свистящие и шипящие согласные.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
5 класс.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
- выполнять морфемный анализ и синтез слов,
- выделять родственные слова из текста.
Обучающиеся должны знать:
- алфавит,
- название букв русского алфавита,
- падежи и вопросы к ним,
- вопросы к именам существительным,
- вопросы к именам прилагательным,
- вопросы к словам действиям.
Календарно-тематическое планирование уроков логопедической коррекции в 5б классе
( 2 часа в неделю, 70 часов в год)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Обследование импрессивной речи. | 1 ч. | ||
2 | Обследование связной речи. | 1 ч. | ||
3 | Обследование словарного запаса. | 1 ч. | ||
4 | Обследование грамматического строя речи. | 1 ч. | ||
5 | Обследование слоговой структуры слова. | 1 ч. | ||
6 | Обследование письма. | 1 ч. | ||
7 | Обследование чтения. | 1 ч. | ||
8 | Предлоги. | 1 ч. | ||
9 | Предлог НА. | 1 ч. | ||
10 | Предлог В. | 1 ч. | ||
11 | Предлоги С(СО). | 1 ч. | ||
12 | Предлог ИЗ. | 1 ч. | ||
13 | Предлоги С (ИЗ). | 1 ч. | ||
14 | Предлоги ПО,К. | 1 ч. | ||
15 | Предлог ЗА. | 1 ч. | ||
16 | Предлог ИЗ-ЗА. | 1 ч. | ||
17 | Предлоги над, под. | 1 ч. | ||
18 | Предлоги под, из-под. | 1 ч. | ||
19 | Повторение пройденного материала. | 1 ч. | ||
20 | Проверочная работа по теме «Предлоги» | 1 ч. | ||
21 | Гласные звуки. | 1 ч. | ||
22 | Сходство парных гласных. | 1 ч. | ||
23 | Твердые и мягкие согласные | 1 ч. | ||
24 | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | 1 ч. | ||
25 | Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. | 1 ч. | ||
26 | Родственные слова. | 1 ч. | ||
27 | Корень слова. | 1 ч | ||
28 | Сложные слова. | 1 ч. | ||
29 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 1 ч. | ||
30 | Суффикс. Суффиксальное образование слов. | 1 ч. | ||
31 | Окончание в словах. | 1 ч. | ||
32 | Закрепление темы «состав слова». | 1 ч. | ||
33 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 ч. | ||
34 | Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. | 1 ч. | ||
35 | Согласование слов в предложении. | 1 ч. | ||
36 | Предложение: Словосочетание и предложение. | 1 ч. | ||
37 | Согласование существительных с глаголами в роде. | 1 ч. | ||
38 | Словосочетания, образованные по типу управления. | 1 ч. | ||
39 | Закрепление падежных форм. | 1 ч. | ||
40 | Понятие о предложении. | 1 ч. | ||
41 | Простое предложение. | 1 ч. | ||
42 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 ч. | ||
43 | Простое распространенное предложение. | 1 ч. | ||
44 | Работа с деформированным предложением. | 1 ч. | ||
45 | Повествовательное предложение. | 1 ч. | ||
46 | Вопросительное предложение. | 1 ч. | ||
47 | Восклицательное предложение. | 1 ч. | ||
48 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»). | 1 ч. | ||
49 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»). | 1 ч. | ||
50 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «потому что»). | 1 ч. | ||
51 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»). | 1 ч. | ||
52 | Простое предложение. | 1 ч. | ||
53 | Распространение предложений. | 1 ч. | ||
54 | Связь слов в предложении. (Проверочные задания). | 1 ч. | ||
55 | Восстановление деформированного текста (3 части). | 1 ч. | ||
56 | Восстановление деформированного текста (4 части). | 1 ч. | ||
57 | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | 1 ч. | ||
58 | Составление плана текста. | 1 ч. | ||
59 | Пересказ по плану. | 1 ч. | ||
60 | Выборочный пересказ. | 1 ч. | ||
61 | Краткий пересказ. | 1 ч. | ||
62 | Составление заключения к рассказу. | 1 ч. | ||
63 | Составление вступления к рассказу. | 1 ч. | ||
64 | Какие бывают тексты: повествование. | 1 ч. | ||
65 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | 1 ч. | ||
66 | Составление рассказа- описания. | 1 ч. | ||
67 | Фронтальное обследование. | 1 ч. | ||
68 | Фронтальное обследование. | 1 ч. | ||
69 | Фронтальное обследование. | 1 ч. | ||
70 | Фронтальное обследование. | 1 ч. |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Диагностическое обеспечение деятельности
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
- Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
- О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.
Программно – методическое обеспечение деятельности
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Раздел: русский язык (В.В.Воронкова). М., Просвещение, 2010.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Раздел: русский (родной) язык (В.В.Воронкова). М., ВЛАДОС, 2012.
- Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В.,
- Бессоновой Т.П. М.,1996.
- А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.
- Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
- Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
- Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.
- А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,
- Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
- И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.
- Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
- Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.
- Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
- Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
- Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
- Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.
- В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.
- С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.
- С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006
- Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.
- Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.
- Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.
- Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
- Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.
- И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.
Контрольно – измерительные материалы
- А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.
- Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
- В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.
Дидактическое обеспечение деятельности
- Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
- Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:
настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.
- Пособия для развития мелкой моторики:
настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,
мозаика, паззлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.
- Подборка игр на развитие мелкой моторики.
- Пособия: «календарь природы» на магнитах
«алфавит в загадках» на магнитах;
картинки-символы для дифференциации звуков,
предметные картинки для звукобуквенного анализа.
- Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов.
- Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999.
- Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- Н.В. Новоторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль, Академия развития, 1996.
- Серия «Логопедические тетради». ООО «Дакота» Киров, 2012.
- Серия «Учимся по карточкам». ООО «Дакота» Киров, 2012.
- Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей». Учитель, 2009.
- А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Комплект альбомов по коррекции дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом», М.Гном и Д,
- 2008. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г.
- Слоговые таблицы.
- Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
- Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
- Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
- Серии картинок для составления рассказов.
- Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
- Алгоритмы для составления описательных рассказов.
- Тексты для пересказа.
Мультимедийные образовательные ресурсы.
Интернет-ресурсы:
- Презентации к занятиям.
- http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
- http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
- http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
- http://www.zavuch.ru (сайт для учителей)
- http://www.infourok.ru проект «Инфоурок».
- http://www.uchmet.ru издательство «Учитель».
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com(Сеть творческих учителей)
Список литературы
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
- Бгажнокова И.М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». - М., 2007.
- Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
- Галунчикова, Н.Г., «Рабочая тетрадь 1по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
- Галунчикова, Н.Г., «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под.ред. Н.Н.Яковлевой.-СПб КАРО, 2007.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2000.
- Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.,1998.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
- Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 11Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 11 класса на 2016 - 2017уч. год разработана на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция» 6б класс
Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «...
Контрольно-оценочные материалы по учебному предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6-9 классы
Контрольно-оценочные материалы по учебному предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6-9 классы...