Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Глазунова Лидия Ивановна

  Рабочая программа  по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебной программы:  Сост. Дик Ю. И., Коровин В. А. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия;  авторской программы "Физика. 7-9 классы" под редакцией Е. М. Гутник, А.В. Перышкин.

  Рабочая программа  включает в себя следующие разделы: пояснительная записка,содержание программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обчающихся (выпусников), календерно-тематический план.

   Учебник: Физика. 8 кл, А.В.Пёрышкин, 2016 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Верхнее Чесночное

Воловского муниципального района

Липецкой области

РАССМОТРЕНА                                                                       УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                               приказом по МБОУ СОШ д.Верхнее Чесночное

Педагогического совета                                                      от 31.08.2016г №67

Протокол от31.08.2016г.          №1                                  Директор школы__________ /О.П. Сомова/

Рабочая программа

по учебному предмету «Физика»

                      для    8Б    класса

на 2016/2017 учебный год

                                                                      Учитель

                                                            Глазунова  ЛидияИвановна

                                                           

                                                             2016

                        Пояснительная записка  

Рабочая программа по физике для 8Б класса  является приложением к основной общеобразовательной программе основного общего образования.

    Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

   Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

           -освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

      Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

                        Определение  места и роли учебного курса

                                    физики 8 класса

     В основной  школе физика относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в   основной  школе. 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

     Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе отводится 70  часов из расчёта 2 часа в неделю, из них10 лабораторных работ  и  6 контрольных работ.  

           

                Информация о количестве учебных часов

 Рабочая программа  на изучение физики в 8 классе рассчитана  на  66  часов из расчёта 2 часа в неделю, из них13 лабораторных работ  и  6 контрольных работ.  

                    Информация об  используемом учебнике

При реализации рабочей программы используется:  Физика 8кл:   уч. для общеобр. учр./А. В. Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.-237с./, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

       Содержание программы учебного предмета

          1.Тепловые явления  

Тепловое движение атомов и молекул.Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

     2.Изменение агрегатных состояний вещества

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация веществ. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПЛАВЛЕНИЯ. Испарение и конденсация. Насыщенный пар.  Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.    Влажность воздуха. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПАРООБРАЗОВАНИЯ.

Преобразования энергии в тепловых машинах. ПАРОВАЯ ТУРБИНА, ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН.

Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.

Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА, влажности воздуха.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.

Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, ПСИХРОМЕТРА, ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ, ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ХОЛОДИЛЬНИКА.

3.Электрические явления

    Электризация тел. Два вида  электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Проводники, диэлектрики  и полупроводники.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Короткое замыкание.  Предохранители.

    4.Электромагнитные явления

 Опыт Эрстеда.  Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.   Действие магнитного поля на проводник с током. Динамик и микрофон. Электродвигатель.

     5. Световые явления  

Элементы геометрической оптики. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система.  Оптические приборы.

Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока,  отражения, преломления; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, очков, ФОТОАППАРАТА, ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА.

  6. Итоговое повторение  

                                 Учебно- тематический план

Раздел программы

Количество часов

Количество  лабораторных работ

          Количество   контрольных работ

Тепловые явления

14

2

1

Изменение агрегатных состояний

11

-

1

Электрические явления

25

5

3

Электромагнитные явления

7

2

1

Световые явления

9

3

1

Итоговое повторение

4

-

ИТОГО

70

13

6

                     Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса физики 8 класса  обучающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле.
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля— Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление.
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и  электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля  за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.

                Литература и средства обучения

    Литература:

1.    Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс. Пособие для учителей.—  М.: Просвещение, 2014. — 368 с. — (Серия «В помощь школьному учителю»).

2.   Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

3.  Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с.  

4.    Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк.

5.    Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

6.Физика  8кл.:учеб. для общеобр. учреждений/ А.В.Перышкин.- М.: Дрофа, 2012.-191с.

7.   Рабочие программы по физике.7-11 классы..  / Авт.-сост. В.А. Попова. – 3-е изд.,

исправ.-  М.:  Планета,2013.-216с.-(образовательный стандарт)

        Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Видеопроектор.

     Информационно-коммуникативные средства:

  1. Тематические презентации
  2. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
  3. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
  4. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6.  www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей   «Открытый урок»


Приложение №1.

к рабочей программе по физике в 8Б классе

   СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по  УВР                                Е. С. Ходорова

Календарно- тематический  план  по физике   в  8Б классе

                                       на 2016-2017  учебный год                  

п/п

Тема урока

Кол-во часов

             Дата

План

Факт

Тепловые явления(14 час)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.  Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура

1

2.09.

2

Внутренняя энергия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц

1

6.09.

3

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

1

9.09.

4

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

1

13.09.

5

Особенности различных способов теплопередачи.

1

16.09.

6

Примеры теплопередачи в природе и технике

1

20.09.

7

Количество теплоты.  Удельная теплоемкость.

1

23.09.

8

 Экспериментальная работа:   «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

27.09.

9

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

30.09

10

 Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

4.10.

11

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №2 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

7.10.

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

11.10

13

Закон сохранения и превращения энергии в  тепловых процессах

1

14.10

14

Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления»

1

18.10

Изменение агрегатных состояний (11час)

15

Агрегатные состояния вещества.  Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

21.10

16

Экспериментальная работа:  «Измерение удельной теплоты плавления льда».

1

25.10.

17

Испарение и конденсация. Насыщенный пар.

1

28.10.

18

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

1

1.11.

19

Влажность воздуха.  Лабораторная работа №3«Измерение влажности воздуха»

1

15.11.

20

 УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПАРООБРАЗОВАНИЯ.

1

18.11.

21

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

1

22.11.

22

Паровая турбина .

1

25.11.

23

КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ.  Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

29.11

24

Решение задач  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

2.12.

25

Контрольная работа №2 по теме: «Измерение агрегатных состояний вещества»

1

6.12.

Электрические явления (25 час)

26

Электризация тел. Два вида  электрических зарядов.  Взаимодействие зарядов.  Закон сохранения электрического заряда.

1

9.12.

27

Электрическое поле. Действие электрического поля  на электрические заряды.

1

13.12.

28

Делимость электрического заряда. Электрон.

1

16.12.

29

Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

1

20.12.

30

Проводники, полупроводники и диэлектрики.

1

23.12.

31

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.

1

27.12.

32

Электрическая цепь.

1

13.01.

33

Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах.

1

17.01.

34

Действия электрического тока. Направление тока.

1

20.01.

35

Сила тока.  Амперметр. Измерение силы тока.

1

24.01.

36

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

27.01.

37

 Напряжение.  Измерение напряжения. Вольтметр.

1

31.01.

38

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

3.02.

39

 Закон Ома для участка  электрической цепи. Контрольная работа № 3 по теме « Закон Ома»

1

7.02.

40

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление

1

10.02.

41

Реостаты.

 Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

1

14.02.

42

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

17.02.

43

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников.  

1

21.02.

44

Параллельное соединение проводников Решение задач.

1

28.02.

45

Работа электрического тока.

1

3.03.

46

Мощность электрического тока

1

7.03.

47

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

10.03.

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор.

1

14.03.

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

17.03.

50

Контрольная работа  №4 по теме:

« Постоянный ток»

1

21.03.

Электромагнитные явления(7 час  )

51

Опыт Эрстеда.  Магнитное поле тока

1

4.04

52

Электромагнит. Взаимодействие магнитов .

1

7.04

53

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

11.04.

54

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

14.04.

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

1

18.04.

56

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

21.04.

57

Контрольная работа №5 по теме      «Электромагнитные явления».

1

25.04.

Световые явления(9час)  

58

Элементы геометрической оптики. Источники света.  Закон прямолинейного распространения света.

1

28.04.

59

 Отражение и преломление света. Закон отражения света.  Плоское зеркало.

1

2.05.

60

Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

1

5.05.

61

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» 

1

12.05.

62

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

1

16.05.

63

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13

«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы».

1

19.05.

64

Контрольная работа №6 по теме: «Световые явления»

1

23.05

65

Глаз как оптическая система.  Оптические приборы.

1

26.05

66

Обобщающий урок.

1

30.05

Расхождение между общим количеством часов в  учебно -тематическом    и календарно-тематическом  плане обусловлено исключением из состава учебного времени праздничных дней.

                                Лист  корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2016-2017 Программа учебного предмета "Технология" (обучение, в условиях ФГОС), 5,7,8 классов

Программа  позволяет всем участникам образовательного поцесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся средствами данного у...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

  Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса  на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 11Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

 Рабочая программа учебного предмета "Физика " для  11 класса на 2016 - 2017уч. год  разработана на основе      Федерального компонента государственного ...

Приказ об итогах региональной диагностической работы по учебному предмету «математика» в 8 классах в 2016 – 2017 учебном году

Приказ об итогах региональной диагностической работы по учебному предмету «математика» в 8 классах в 2016 – 2017 учебном году....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1-4 класс, ФГОС, 2016-2017

Программа состоит из разделов: планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы, календарно-тематическое планирование....