Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебной программы: Сост. Дик Ю. И., Коровин В. А. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия; авторской программы "Физика. 7-9 классы" под редакцией Е. М. Гутник, А.В. Перышкин.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка,содержание программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обчающихся (выпусников), календерно-тематический план.
Учебник: Физика. 8 кл, А.В.Пёрышкин, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 | 54.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Верхнее Чесночное
Воловского муниципального района
Липецкой области
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании приказом по МБОУ СОШ д.Верхнее Чесночное
Педагогического совета от 31.08.2016г №67
Протокол от31.08.2016г. №1 Директор школы__________ /О.П. Сомова/
Рабочая программа
по учебному предмету «Физика»
для 8Б класса
на 2016/2017 учебный год
Учитель
Глазунова ЛидияИвановна
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8Б класса является приложением к основной общеобразовательной программе основного общего образования.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Определение места и роли учебного курса
физики 8 класса
В основной школе физика относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю, из них10 лабораторных работ и 6 контрольных работ.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа на изучение физики в 8 классе рассчитана на 66 часов из расчёта 2 часа в неделю, из них13 лабораторных работ и 6 контрольных работ.
Информация об используемом учебнике
При реализации рабочей программы используется: Физика 8кл: уч. для общеобр. учр./А. В. Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.-237с./, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Содержание программы учебного предмета
1.Тепловые явления
Тепловое движение атомов и молекул.Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
2.Изменение агрегатных состояний вещества
Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация веществ. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПЛАВЛЕНИЯ. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПАРООБРАЗОВАНИЯ.
Преобразования энергии в тепловых машинах. ПАРОВАЯ ТУРБИНА, ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, ПСИХРОМЕТРА, ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ, ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ХОЛОДИЛЬНИКА.
3.Электрические явления
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.
4.Электромагнитные явления
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Динамик и микрофон. Электродвигатель.
5. Световые явления
Элементы геометрической оптики. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, отражения, преломления; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, очков, ФОТОАППАРАТА, ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА.
6. Итоговое повторение
Учебно- тематический план
Раздел программы | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Тепловые явления | 14 | 2 | 1 |
Изменение агрегатных состояний | 11 | - | 1 |
Электрические явления | 25 | 5 | 3 |
Электромагнитные явления | 7 | 2 | 1 |
Световые явления | 9 | 3 | 1 |
Итоговое повторение | 4 | - | |
ИТОГО | 70 | 13 | 6 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики 8 класса обучающийся должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле.
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля— Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление.
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Литература и средства обучения
Литература:
1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс. Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 2014. — 368 с. — (Серия «В помощь школьному учителю»).
2. Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
3. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с.
4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк.
5. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
6.Физика 8кл.:учеб. для общеобр. учреждений/ А.В.Перышкин.- М.: Дрофа, 2012.-191с.
7. Рабочие программы по физике.7-11 классы.. / Авт.-сост. В.А. Попова. – 3-е изд.,
исправ.- М.: Планета,2013.-216с.-(образовательный стандарт)
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Видеопроектор.
Информационно-коммуникативные средства:
- Тематические презентации
- www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
- www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
- www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Приложение №1.
к рабочей программе по физике в 8Б классе
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР Е. С. Ходорова
Календарно- тематический план по физике в 8Б классе
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Тепловые явления(14 час) | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура | 1 | 2.09. | |
2 | Внутренняя энергия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц | 1 | 6.09. | |
3 | Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | 9.09. | |
4 | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | 1 | 13.09. | |
5 | Особенности различных способов теплопередачи. | 1 | 16.09. | |
6 | Примеры теплопередачи в природе и технике | 1 | 20.09. | |
7 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | 23.09. | |
8 | Экспериментальная работа: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | 1 | 27.09. | |
9 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | 30.09 | |
10 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | 4.10. | |
11 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | 7.10. | |
12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | 11.10 | |
13 | Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах | 1 | 14.10 | |
14 | Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления» | 1 | 18.10 | |
Изменение агрегатных состояний (11час) | ||||
15 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 1 | 21.10 | |
16 | Экспериментальная работа: «Измерение удельной теплоты плавления льда». | 1 | 25.10. | |
17 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. | 1 | 28.10. | |
18 | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | 1 | 1.11. | |
19 | Влажность воздуха. Лабораторная работа №3«Измерение влажности воздуха» | 1 | 15.11. | |
20 | УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПАРООБРАЗОВАНИЯ. | 1 | 18.11. | |
21 | Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | 22.11. | |
22 | Паровая турбина . | 1 | 25.11. | |
23 | КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 | 29.11 | |
24 | Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | 2.12. | |
25 | Контрольная работа №2 по теме: «Измерение агрегатных состояний вещества» | 1 | 6.12. | |
Электрические явления (25 час) | ||||
26 | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | 9.12. | |
27 | Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | 1 | 13.12. | |
28 | Делимость электрического заряда. Электрон. | 1 | 16.12. | |
29 | Строение атомов. Объяснение электрических явлений. | 1 | 20.12. | |
30 | Проводники, полупроводники и диэлектрики. | 1 | 23.12. | |
31 | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. | 1 | 27.12. | |
32 | Электрическая цепь. | 1 | 13.01. | |
33 | Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. | 1 | 17.01. | |
34 | Действия электрического тока. Направление тока. | 1 | 20.01. | |
35 | Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 | 24.01. | |
36 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | 1 | 27.01. | |
37 | Напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр. | 1 | 31.01. | |
38 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | 3.02. | |
39 | Закон Ома для участка электрической цепи. Контрольная работа № 3 по теме « Закон Ома» | 1 | 7.02. | |
40 | Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление | 1 | 10.02. | |
41 | Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | 14.02. | |
42 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | 17.02. | |
43 | Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников. | 1 | 21.02. | |
44 | Параллельное соединение проводников Решение задач. | 1 | 28.02. | |
45 | Работа электрического тока. | 1 | 3.03. | |
46 | Мощность электрического тока | 1 | 7.03. | |
47 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | 10.03. | |
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор. | 1 | 14.03. | |
49 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | 17.03. | |
50 | Контрольная работа №4 по теме: « Постоянный ток» | 1 | 21.03. | |
Электромагнитные явления(7 час ) | ||||
51 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока | 1 | 4.04 | |
52 | Электромагнит. Взаимодействие магнитов . | 1 | 7.04 | |
53 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | 11.04. | |
54 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | 1 | 14.04. | |
55 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. | 1 | 18.04. | |
56 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | 21.04. | |
57 | Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления». | 1 | 25.04. | |
Световые явления(9час) | ||||
58 | Элементы геометрической оптики. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. | 1 | 28.04. | |
59 | Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. | 1 | 2.05. | |
60 | Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. | 1 | 5.05. | |
61 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» | 1 | 12.05. | |
62 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». | 1 | 16.05. | |
63 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы». | 1 | 19.05. | |
64 | Контрольная работа №6 по теме: «Световые явления» | 1 | 23.05 | |
65 | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | 1 | 26.05 | |
66 | Обобщающий урок. | 1 | 30.05 |
Расхождение между общим количеством часов в учебно -тематическом и календарно-тематическом плане обусловлено исключением из состава учебного времени праздничных дней.
Лист корректировки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2016-2017 Программа учебного предмета "Технология" (обучение, в условиях ФГОС), 5,7,8 классов
Программа позволяет всем участникам образовательного поцесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного у...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 11Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 11 класса на 2016 - 2017уч. год разработана на основе Федерального компонента государственного ...
Приказ об итогах региональной диагностической работы по учебному предмету «математика» в 8 классах в 2016 – 2017 учебном году
Приказ об итогах региональной диагностической работы по учебному предмету «математика» в 8 классах в 2016 – 2017 учебном году....
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1-4 класс, ФГОС, 2016-2017
Программа состоит из разделов: планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы, календарно-тематическое планирование....