Народов много-страна одна
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Заречное" муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Историко-культурные образцы и образцы моего достойного будущего
«Народов много - страна одна»
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………с.3-4
2. Глава 1. История Поволжского региона………........................................с.5-6
1.1. Термин «Поволжье»……………………………………………………..…с.5
1.2. История Поволжья…………………………….………………………....с.5-6
1.3. Народы, проживающие на территории Поволжья……………….………с.6
3. Глава 2. Культура русского и татарского народов…………………..…с.7-13
2.1. Культура русского народа. Праздники и традиции их проведения…с.7-10
2.2. Культура татарского народа. Праздники и традиции их проведения.... ……………………………………………………………………………….с.10-13
4. Заключение ………………………………………………………………….с.14
5. Список литературы………………………………………….………………с.15
Введение.
Тема данной исследовательской работы «Народов много- страна одна».
Интерес к культуре своего народа существовал всегда. В Поволжье живут преимущественно татары и русские, традиции и обычаи этих народов уходят глубоко в историю. Многие исследователи в своих работах отмечали, что история этих народов имеет огромное значение для потомков.
Актуальность проекта:
Исторически сложилось, что наш Поволжский регион многонационален. Здесь проживают и чуваши, и мордва, и русские, и татары. Мы живем в Старотимошкинском городском поселении, в нашем поселении живут преимущественно татары и русские. Не смотря на то, что наша школа малокомплектная, у нас учатся люди разных национальностей. Проект создан с целью привить толерантность и уважение к людях разных народов. Знание своей истории, истории своей страны, это один из важнейших аспектов становления личности.
Цель проекта: развить у обучающихся толерантное отношение и уважение к людям другой национальности. Привить осознание того, что все люди равны и у всех нас есть много общего.
В ходе достижения поставленной цели были поставлены следующие
Задачи:
- понятие о многонациональности нашего края;
- продолжить знакомство с культурой татарского и русского народов;
- развивать у детей навыки работы в коллективе;
- развивать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитывать толерантное отношение к сверстникам разных национальностей.
Предмет исследования- история Поволжского региона.
Объект исследования- культура русского и татарского народов.
Методологической основой исследовательской работы являются исследования теоретико-литературного, исторического характера.
В ходе исследования были использованы описательный, сравнительный методы.
Научная новизна исследовательской работы заключается в том, что в рамках данной проблематики анализируются традиции, обычаи каждого народа.
Практическая значимость исследовательской работы – результаты исследования могут быть использованы для проведения занятий в школе по изучению истории татарского и русского народов.
ГЛАВА I.
История Поволжского региона.
- Термин «Поволжье».
Поволжье — вся территория, прилегающая к течению Волги. Поволжье- это полоса вдоль собственного течения Волги, без больших притоков. Чаще, это понятие используется в более узком смысле — территория, которая прилегает к среднему и нижнему течению реки Волги.
- История Поволжья.
Первые люди на этой территории появились еще в эпоху палеолита. Это представители европеидной расы и принадлежащие к хвалынской, ямной и полтавкинской народностям. С 4 века до нашей эры здесь появляются сарматы.
В 7 веке место сарматов заняли тюрко-язычные племена, пришедшие с Приазовья.
В середине 8 века Волжские земли стали заселять другие кочевые народы. Были найдены следы пребывания славянских, финоугорских, угорских и тюркских племён.
В конце 9 начале 10 веков начала формироваться Волжская Булгария.
В 11 веке Приволжские земли стали называтся Половецкой степью или Дешт-и-Кипчак. В первой половине 13 века Половецкие степи и волжская Булгария пали от набегов монголо-татар и перешли к Улусу Джучи.
В первой половине 15 века на месте бывшей Волжской Булгарии образовалось Казанское ханство.
В середине 15 века Иван Грозный захватил Казань. После этого Поволжье перешло в состав России.
С середины 16 века сюда начали проникать беглые крестьяне из России. Они принесли с собой свои традиции, способы земледелия и ремесла. С этого времени начало формироваться волжское казачество. Тем временем, шло правительственное освоение земель: в конце 15 века была основана Самарская военная крепость, как перевалочный пункт в торговле со Средней Азией.
17-18 века принесли России расширение Поволжских владений. Калмыки и башкиры уступили свои пастбища русским переселенцам под пашни и сенокосы. Уже к 19 веку были освоены все Поволжские земли.
В середине 19 века по указу царя образована Самарская губерния. Волга превращается в речную магистраль, а Самара становится центром торговли с Сибирью и Средней Азией.
В начале 20 века Поволжье стало важным регионом в области экономики.
С послевоенного времени и до сих пор Поволжье остаётся важным экономическим регионом России.
- Народы, проживающие на территории Поволжья.
№ | Народность | % на 2015 год |
1 | Русские | 80% |
2 | Татары | 10% |
3 | Чуваши | 6% |
4 | Мордва | 1% |
1. Русские - самая многочисленная группа, населяющая Поволжский регион, составляет 80 % от общей численности населения.
2. Татары- вторая по численности группа, населяющая Поволжский регион, составляет 10% от общей численности населения.
3.Чуваши- третья по численности группа, населяющая Поволжский регион, составляет 6% от общей численности населения.
4. Мордва- самая малочисленная группа, населяющая Поволжский регион, составляет всего 1% от общей численности населения.
ГЛАВА 2.
Культура русского и татарского народов.
В связи с тем, что мы живем в Старотимошкинском городском поселении, которое населяют преимущественно татары и русские, мы решили исследовать культуры только этих двух народов.
2.1 Культура русского народа. Праздники и традиции их проведения.
Основные национальные русские праздники:
- Рождество Христово;
- Крещение Господне;
- Масленица;
- Пасха.
Рождество Христово- один из главных христианских праздников, это день, когда родился Иисус Христос.
Отмечается 7 января. В этот день заканчивается рождественский пост и начинаются Святки.
Традиции:
- В Сочельник хозяйки приступают к приготовлению праздничных блюд, должно быть их 12, чтобы всем апостолам хватило.
- Самым главным блюдом на столе является кутья- это пшеничная каша, приправленная льняным маслом и медом. Это блюдо готовится с целью поминания усопших.
- Так же, неотъемлемой частью Рождественского стола является узвар-это компот из сухофруктов и ягод. Узвар посвящен появлению на свет Иисуса Христа.
- Обязательно под скатерть на столе настилали солому. Потом, на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная соломинка, то урожай хлеба будет хорошим, а если короткая-то год будет неурожайным.
- Колядование - один из самых ярких традиций праздника. Молодые люди наряжались в вывернутые тулупы, раскрашивали лица и ходили по домам и возглашали о рождении Спасителя. Колядовальщики должны были петь, танцевать и желать хозяевам дома здоровья и благополучия, а хозяин в ответ одаривал ряженых сладостями, караваем, а иногда и деньгами. По одному из поверий, в рождественскую неделю вся нечисть блуждала по земле, а для того, чтобы она не заходила в дома – ходили ряженые, дабы показать нечисти, что тут им путь закрыт.
- Святки-это период от Рождества до Крещения. В это время принято было девушкам гадать на «суженого», а способы гадания зависели от местности.
Крещение Господне- главный христианский праздник. Это день, когда был крещен Иисус Христос в реке Иордан Иоанном Крестителем. Отмечается 19 января.
Традиции:
18 января:
- Днем нужно сходить в церковь на службу, а потом прийти домой и в спокойной обстановке оттрапезничать.
- До захода солнц нужно мелом нарисовать кресты над каждой дверью и окном дома. Это делается с целью призвать Божьи силы оберегать дом.
- В этот день принято соблюдать строжайших пост (не есть целый день с самого утра до первой звезды).
- На столе в этот день должны быть только постные блюда и обязательными являются кутья и узвар.
19 января:
- В этот день принято ходить в церковь, а потом омываться Святой водой.
- В этот день священник должен освятить воду в специальной проруби, опустив в нее крест. Такую прорубь называют «иорданью». После освящения вода считается святой, такой же, как и в реке Иордан.
- Освященная вода считается чудодейственной, поэтому, не смотря на морозы, люди купаются в ней. Принято считать, что эта вода может излечить все болезни и принести счастье и благополучие, а также отмывает все грехи.
- Люди в этот день запасаются крещенской водой и хранят ее в бутылках целый год, так как священная вода может излечить болезни. Также говорится, что если в кувшин с обычной водой капнуть каплю священной, то вода в кувшине становится святой.
- Принято окроплять дом святой водой, для изгнания бесов.
- По одной из поверий девушка или женщина может обрести красоту и молодость, для этого нужно просто в день Крещения выйти на улицу и умыть лицо снегом.
Масленица- это праздник перед Великим постом. Этот день также знаменуется некой границей между зимой и весной. Дата празднования зависит от Пасхи.
Традиции:
С давних времен праздновалась масленичная неделя и каждый день имел свое значение и имел свои традиции.
Понедельник:
- В этот день сооружают чучело из сена, надевают на него женскую одежду, сажают на сани и возят по деревне. После, Масленицу устанавливают на снежной горе, с которой потом катаются на санках.
- С понедельника начинали печь блины (Блин-как символ солнца). По традиции приготовление первых блинов должно было держаться в строжайшей тайне от домочадцев. Даже есть традиция печь первые блины настаивая опару из снега или брали для этого воду из речки, колодца, озера, когда появятся звезды.
- Молодая пара, живущая первый год, должна была пригласить в гости свекра со свекровью. Свекровь должна была с вечера отправить все необходимое для приготовления блинов (кадку, сковороду, половник, таган), а сама должна была на следующее утро помочь невестке с приготовлением блинов. Свекр в свою очередь тоже должен был принять в этом участие, должен отправить мешок муки и кадушку масла.
- Существовал и обряд «Похорон Деда». Для этого в одном из домов помещали гроб с соломенным чучелом, символизирующим зимнего Деда. Проводился обряд: чучело оплакивалось в доме, а затем его провожали в последний путь: выносили и закапывали в снегу, либо же сжигали.
Вторник:
- В этот день все традиции были посвящены сватовству. Смотрины невест и обсуждение предстоящей свадьбы.
Среда:
- Этот день посвящен зятьям. Зять приходил в гости к теще на блины, а теща должна была оказывать уважение и всячески хвалить его.
Четверг:
- С этого дня все дела прекращались и начиналось веселье.
- Русская девушка должна была ходить с тулупом нараспашку.
- Принято было в этот день сооружать соломенного коня, к этому обряду относились со всей серьезностью. Коня делали мастера, на ночь обливали водой, а на утро это становилась уже ледяная статуя, на которой все катались.
- В этот день устраивали шумные гуляния и совершали различного рода проказы: измазывались сажей и пугали прохожих, подпирали бревнами двери домов, чтобы хозяева не могли выйти из дома.
Пятница:
- Этот день был посвящен тещам. Тещи ходили в гости к своим зятьям, которые встречали их с почестями, похвалой и уважением, а главное- с блинами.
Суббота:
- Этот день считался днем невесток. Невестки приглашали в гости подруг и родственниц мужа. Это был девичник, девушки веселились и делились своими секретами.
Воскресенье:
- В этот день все прощались с праздником (домывали посуду, доедали праздничную пищу).
- Принято было ходить на кладбище и прощаться с умершими.
- Главный обряд- это сжигание чучела.
- В этот день было принято просить друг у друга прощение.
Пасха- это один из главных религиозных праздников. Это день воскрешения Иисуса Христа.
Традиции:
- В этот день накрывают праздничный стол, где главными являются крашеные яйца, куличи и творожные пасхи.
- Принято ходить в церковь и на кладбище.
- В ночь перед Пасхой, все вкусности несут в церковь, где их освящают.
- Принято ходить к родственникам, при встрече обязательно произносятся трижды слова «Христос Воскрес!», а в ответ- «Во истину воскрес!» тоже трижды, дальше по традиции трижды целуются.
- Прежде чем приступить к поеданию праздничных яств, двое соревнуются в игре «Навбитки». Писанки (крашеные яйца) бьют друг о друга, чье не разбилось-тот и победил.
- По традиции, пасхи, куличи и яйца отдают в монастыри, церкви и раздают близким людям, а самая большая пасха должна остаться дома.
2.2 Культура татарского народа. Праздники и традиции их проведения.
Основные национальные татарские праздники:
- Ураза -байрам;
- Курбан -байрам;
- Навруз;
- Сабантуй.
Ураза- байрам- один из главных мусульманских праздников. Отмечается в день окончания Великого поста в месяц Рамадан.
Традиции:
- В этот день принято давать милостыню нуждающимся, которая называется закят.
- К этому празднику хозяйки начинают готовится за 3-4 дня. Наводят порядок, чистоту.
- Праздничный намаз (молитва) в мечети начинается с восхода солнца. На молитве принято присутствовать мужчинам. Женщины же накрывают на стол и ждут гостей.
- В этот день принято надевать свои лучшие наряды и обязательно должно быть что-то новое.
- Принято угощать всех родственников, соседей. Пекутся традиционные мясные блюда, выпечка к чаю. Самым главным на столе является бал да май(масло с медом), пэрэмэч (биляши). Считается, что в праздник должен быть СЛЫШЕН запах еды.
- Также принято посещать кладбища и поминать усопших.
Курбан- байрам- мусульманский праздник окончания хаджа, который отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам. Праздник отмечается в память о жертвоприношении пророка Ибрахима. Ибрахиму во сне явился ангел смерти с вестью от Бога, Ибрахиму нужно было принести в жертву своего сына. В день жертвоприношения , сын его зная об этом не сопротивлялся , но в момент, когда это должно было случится, нож Ибрахима затупился. Это было такое испытание от Аллаха, жертвоприношение было сделано, но жертвой стал баран.
Традиции:
- За полтора месяца до Курбан-байрама принято совершать хадж (паломничество к святым местам Мекки).
- В течении 10 дней до праздника мусульмане держат строжайший пост (нельзя есть и пить с восхода солнца до его заката).
- Праздник начинается с раннего утра. Совершив полное омовение мужчины отправляются в мечеть на праздничную молитву.
- Далее совершается обряд жертвоприношения. В жертву, как правило, приносят барана. Одну треть мяса нужно оставить себе, а две третьи оставшегося мяса отдают нуждающимся.
- В первый день праздника хозяйки готовят блюда из печени и сердца жертвенного барашка. На второй день начинают угощение с супов, сваренных на бараньих головах и ножках. На второе — жаркое, с гарниром из риса или овощей. В третий и четвертый день готовят жареные бараньи ребрышки и традиционные манты, шашлык, лагман, плов, бешбармак. Ни одно застолье не обходится без сладостей и десертов — пирогов, лепешек и блюд из миндаля и изюма.
- Принято ходить на кладбище и раздавать милостыню(садака).
Навруз- это праздник прихода лета по астрономическому календарю. По астрономическому календарю это начало Нового года. Отмечается 21 марта.
Традиции:
- В этот день принято посещать кладбища и проводить очистку на кладбище.
- Дом нужно украсить веточками яблони.
- На второй день Навруза начинается работа на поле(если позволит погода). Первую борозду по традиции должен провести самый уважаемый человек села.
- Также принято сажать в этот день деревья. И нельзя срубать засохшие деревья, нужно дереву дать еще один шанс на возрождение.
- Особый уход в этот день уделяется животным, их моют и расчесывают. Особенно лошадей.
- Самый главный обряд-это загадывание желания. Оно обязательно сбудется.
- Самый интересный обычай-это предложение руки и сердца. Когда в домах были печи, молодые парни опускали в дымоход с крыши свой пояс, а на конце привязывался платок. Если родители девушки согласны на брак, то платок повязывали к руке девушки, если нет-наполняли платок фруктами и отправляли обратно.
- На столе обязательно должен быть сытный мясной плов и много вкусной выпечки.
Сабантуй – праздник плуга. Праздник окончания весенних посевных работ.
Традиции:
1.Подготовка начиналась за две недели до праздника. Старейшины сел выбирали день и начинали собирать подарки для победителей состязаний и выбиралось место для проведения (обычно это зеленые широкие луга).
2.Жертвоприношение. Приносили в жертву белого коня, утку или гуся.
3. В день празднования проводились массовые гуляния. Первая часть дня это увеселительная часть, как и сейчас это песни и танца. Вторая часть дня это обязательно состязания.
4.Главное состязание Сабантуя-куреш (борьба). Приз- баран. Баран-это священное животное, которое по преданиям отгоняет злых духов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
История русского и татарского народа и история Поволжья в целом, занимает очень важное место в истории нашей страны.
Проект мы разделили на две части(главы). Первая глава посвящена истории Поволжского региона, а именно понятию слова Поволжье, истории становления и народностям, проживающим на территории региона. Вторая глава посвящена культурам русского и татарского народов. В этой главе мы разобрали народные праздники и традиции, обычаи их проведения.
В ходе работы были изучены исторические факты, литература, сделано сопоставление традиций двух культур. Были подмечены интересные факты из традиций празднования таких национальных праздников, как Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица, Пасха, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Навруз и Сабантуй.
Исходя из данной работы можно сделать следующие выводы:
- Традиции наших предков не потеряли актуальности и в нашем современном мире;
- Некоторые традиции давно забылись и их не соблюдают;
- Традиции и праздники русского и татарского народов похожи;
- Национальные праздники зачастую направлены на религиозный аспект;
- Не смотря на то, что в нашем поселении живут и татары, и русские, все национальные праздники отмечаются вместе. Татары соблюдают некоторые праздничные традиции русских, а русские соблюдают традиции татарских праздников.
Таким образом, можно сделать основной вывод- почитание традиций других наций это и есть Дружба Народов, к которой нужно стремиться.
На этом мы не останавливаемся. Мы изучили только основные праздники русского и татарского народов, а в истории еще много интересного и даже неизученного.
Мы ставим перед собой цели:
- изучить остальные праздники этих народов;
- изучить свадебные обряды;
- изучить обряды которые совершают во время рождения и смерти человека.
Список литературы:
- Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. СПб., М.: Т-во М.О. Вольф, 1901.
- Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года. Петрозаводск: Фолиум, 1997.
- https://histrf.ru/biblioteka/chuvashi-chast-1-povolzhskiie-potomki-attily
- Этнография татарского народа. Казань. Изд-во «Магазист».2004.
- Русские народные праздники, обычаи и обряды. Издательство: Новый Диск Год: 2006 (электронный ресурс)
- Уразманова Р.К. Обряды и традиции татар Поволжья и Урала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера
Представление опыта работы по национальному многоборью...
Инновационный проект «Народов много – страна одна»
1. Полное название проектаНародов много – страна одна2. Автор проектаавторский коллектив:Шаталова Татьяна ВладимировнаСеменова Светлана ВладимировнаЯлин...
Урок в 4 классе по английскому языку по теме «Много стран-много обычаев»
Урок в 4 классе по английскому языку по теме «Много стран-много обычаев» .Учитель МОУ «Суховерковская СОШ» Расторгуев Н.Н....
Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок
Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...
Конспект на одном листе "Мы - многонациональный народ"
Конспект предназначен для проведения урока по обществознанию в пятом классе. Удобная форма работы с конспектом на одном листе позволяет учителю организовать изучение темы, ввести понятия "народ, нацио...
Внеурочное мероприятие "Один народ, одна судьба, одна победа"
Внеурочное мероприятие для учащихся 9 классов...