Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок
статья (10 класс) на тему
Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.
Показать связь русской и татарской культур во времени.
Воспитывать в учениках уважение к культурному наследию разных народов,и толиратность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturn-muykalnyy_salon.docx | 24.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы
Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани
Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
«Два народа, две культуры-одна судьба»
Цели:
Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.
Показать связь русской и татарской культур во времени.
Воспитывать в учениках уважение к культурному наследию разных народов,и толиратность.
Оформление зала. Плакат со словами Л.Н.Толстого»Без Тютчева нельзя жить»Портреты Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя. На журнальном столике подсвечники со свечами и томики произведений поэтов.
Музыкальное оформление. «Лунная соната» Бетховена, романс П.Булахова»Я встретил Вас…»,»Сентиментальный вальс»П.И.Чайковского,»Метель»Г.И.Свиридова.
Эпиграф.»Каждый его стих хватает за сердце, как хватают за сердце внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантом сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце». (Н.А.Некрасов)
“Якутлар табыладыр вакыт белән
Вакытлар табылмыйдыр якут белән”.(Г.Кандалый)
1ведущий … Он блистал,как сын природы,
Играя взглядом и ,умом,
Блистал.как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом.
И сны Венеции прекрасной,
И грустной родины привет-
Все отражалось в слове ясном
И поражало высший свет.
Ф.И.Тютчев-вот имя поэта,которому посвящены строки Николая Рубцова.Для того чтобы войти в историю литературы,достаточно единственной книжки стихотворений.Во всяком случаи,Ф.И.Тютчеву хватило этого,чтобы его помнили и через 200 лет.Поэт прожил большую и интересную жизнь,богатую событиями и встречами.
2ведущий Тютчев начал писать рано.Первые его стихотворные опыты относятся к 1813-1814 годам, когда будущему поэту всего 11лет.Первое же печатное выступление-стихотворение «Послание Гороция к Меценату»-состоялось в1819 году,когда он был студентом Московского университета.
Юношеская вариация на тему оды древнеримского поэта Горация содержит мотивы, которые впоследствии стонут постоянными,более того-ведущими в лирике:поток времени,судьба человека,»свидетеля» и»жертвы роковой игры «Фортуны злой»,познание смысла жизни.
3алып баручы Татар поэзиясенең дини суфичылык йогынтысыннан дөньяви реалистик юнәлешкә,халыкчанлыкка таба борылышында Г.Кандалый иҗаты зур роль уйнады.Ул элекке Самара губернасы(хәзерге Улҗяновск өлкәсе Майна районы )Иртуган авылында мулла гаиләсендә туа.Бу авылны Иске Кандал дип тә йөрткәннәр.Шагыйрьне Кандалый дип атау шуннан килә.Габделҗәббарның тәүге укытучысы әтисе була.Аннары ул Мораса,Кизләү,Кышкар һәм Идел –йорттагыкайбер мәдрәсәләрдә белем ала.1824 елда туган авылында мулла булып тора,балалар укыта.Гөлстан исемле кызга өйләнә,5 баласы туа.Муллалык вазифасын үтәү ,балалар укыту белән бергә,ул игенчелек,бакчачылык,умартачылык белән шөгыльләнгән.
4алып баручы Укымышлы һәм шигъри сәләтле Кандалый табигате белән хис-тойгыларга бай,тынгысыз холыклы,туры сүзле,горур кеше була.Шуңа күрә гомер юлында ул төрле кыенлыкларга очрый:мәдрәсәләрдән куыла,эшеннән алынып тора,эләк аркасында 2еллап төрмәдә дә утырып чыга.
1848-1849 нчы елларда улы Садретдин солдатка алына.Солдатта 25 ел хезмәт иткәннәр.Инде картаеп барган ата кеше аерылуны авыр кичерә.
“Газиз балам ,сәне көтдем”шигыре сөйләнә.
Г.Кандалыйның иҗат эшчәнлеге шәкертлек чорында башлана.Иҗат мирасы шактый бай һәм катлаулы.Әсәрләренең үзәгендә- кешеләргә хас уйланулар,хис- кичерешләр.”Сабырлык бирсәнә,Алла!” шигырендә лирик каһарманның эчендәге ут –ялкыны.кайгы –хәсрәте дөньдагы карны”эретеп су итәр дәрәҗәдә көчле.
Тәфтиләү көенә”Сабырлык бирсәнә,Алла!”шигыре сөйләнә.
Кандалый шигырьләрендә рус теленнән кергән сүзләр дә бар.Татар язма әдәбиятында гарәп-фарсы сүзләре генә кулланылган бер вакытта Кандалый әсәрләрендә халык теленә кереп барган рус сүзләренең алынуы,әлбәттә, әһәмиятле.Мәсәлән ,без анда: Кәгазе ирде почтовой,
Сүзенең килгән уставы,-кебек рус сүзләрен эченә алган юлларны күрәбез.
1ведущий
Все вопросы, возникающие в сознании поэта,сливаются в одну глобальную проблем –в тайну человеческого бытия.
Через два года,после окончания университетского курса,молодой Тютчев избрал себя не литературную,дипломатическую карьеру.Он уехал срусской миссией в Мюнхен.За границей.на службе поэт провёл почти 22года.Там в общении с замечательными людьми того времени:поэтом Гейне,философом Шеллингом-складывается тютчевское философское мировоззрение,его совершенно особое отношение к природе.
2ведущий Поэзия Тютчева философична.Многие его стихи предваряют философские идеи конца 19 –начала 20 века.Такова»идея безостановочной,напряженной работы духа,идея проблематичности творчества»,идея слияния природы и человеческой жизни.Эти идеи воплощаются в стихотворении»Тени сизые смесились…»(1835)Оно состоит из двух строф.В первой дается восприятиям лирическим героем ночи,во второй-эмоциональное обращение и желание героя ощутить те магические чувства,которые составляют сукщность природы.
Звучит стихотворение»Тени сизые смесились» на фоне «Лунной сонаты» Бетховена.
3алып баручы Кандалый табигатькә күз салып,кеше тормышы турында уйлана.Табигатьне лирик герой бик үз итә.”Йөрәге уттай янганда “ул сахраларга чыгып китә,су буйларында талларга карап юана,җан сердәше итеп,кошлар,агачлар белән сөйләшә:
Түгелгән җимешең күкме?
1ведущий Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения.Ёго пейзажи в стихах:»Как весел грохот летних бурь …»,»Что клонишь над водами,ива,макушку свою…»,»В небе тают облака…» и многие другие-по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.
Звучит стихотворение «В небе тают облака…»
2 ведущий Пейзаж у Тютчева редко даётся сам по себе.Поэт всегда связывает явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.Иногда природа и человек настолько тесно связаны между собой,что составляют единое целое.
Звучит стихотворение»В душном воздухе молчание»
4 алып баручы
Кандалый-беренче чиратта мәхәббәт җырчысы.”Мәхәббәт ул үзе иске нәрсә,ләкин һәрбер йөрәк аны яңарта,”- дигән иде заманында Һади Такташ.Г.Кандалый да шушы “иске нәрсәне “үз күңеле,үз иҗади казаны аркылы уздырып,аңа шактый яңалык,шәхси төсмер бирә.
“Ай гынам ла көл генәм лә,гөл генәм”шигыре сөйләнә.
Кандалый үз әсәрләрендә хат алымын да куллана һәм кайвакыт язганнарын хат та дип атый.
“Сагыну”шигыре укыла
1 ведущий Любовная лирика рождается тогда,когда поэт всретит женщину,способную вызвать в его душе сильные чувства:любовь,страсть,восхищение.И пусть благословенны будут Анна Керн,Наталья Гончарова,Авдотья Панаева,благодаря которым мы узнали удивительные творения поэтов. Одной из таких женщин в судьбе Тютчева была Амалия Лерхенфельд.
Звучит романс «Я встретил Вас…» в исполнение С.Захарова.
2 ведущий На своем жизненном пути Фёдор Иванович встретил несколько женщин,которых любил.Спустя чуть более полугода после смерти первой жены он женился на Эрнестине Дернберг.Этой удивительной женщине суждено было олицетворять семейный дом,воспитывая кроме своих детей,также и детей Тютчева от первого брака.Это ей,доброму ангелу –хранителю,посвящены стихи.
Звучит стихотворение “Не знаю я,коснеться ль благодать...”
1ведущий Стихотворение это созданное в пору недавно начавшейся,но уже ставшей известной свету любви Тютчева к Денисьевой, было вложено в альбом –гербарий,принадлежавший Эрнестине Фёдоровне.Но она обнаружила его лишь в1875 году,после смерти мужа.
2 ведущий Тютчева –поэта открыл Некрасов в 1850 году.До этого его знали лишь немногие.В одной из своей Некрасов дал подробный разбор Тютчевских стихов,причислив его самого к “первостепенным поэтическим талантом “.А Лев Николаевич Толстой как –то сказал своему современнику;”Без Тютчева жить нельзя”.
1ведущий Разумеется,каждый читатель по -своему оценит творчество Тютчева.Стихи его гениального русского лирика выдержали самое суровое испытание-испытание временим.
Чему бы жизнь нас неучила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Звучит вальс.(танцуют две пары)
3алып баручы Заманында Г.Кандалый”Ни язганым,ни дигәнем-җәелеп беткән иллләрдә”- ди.Әйе шагыйрь хаклы.Аның бу сүзләре узган гасырда гына түгел,бүгенге көндә дә урынлы яңгырый...Г.Кандалый калдырган “якутлар”һаман да балкый,һаман да кадерле!
Безнең уйлавыбызча,укыту-тәрбия,сыйныфтан тыш чараларда төрле милләт халыкларының бай мәдәни мирасын куллану зур нәтиҗә бирә.Халкын,гореф-гадәтләрен,әдәбиятын хөрмәт иткән кеше генә башка халыкларны,аларның мәдәниятен,әдәбиятын хөрмәт итә.
Бер үк19нчы гасырда яшәгән,төрле мохитта тәрбияләнгән рус шагыйре Тютчев белән татар шагыйре Кандалый иҗатларында уртак яклар,уртак темалар яктыртыла.Күреп киткәнебезчә,икесендә дә мәхәббәт темасы,табигать темалары яктыртылган,төрле чагыштырулар кулланылган.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный салон "Серенада". "Весь мир-театр
Литературно-музыкальный салон"Серенада". "Весь мир-театр"- постановка для учащихся 9 классов. Фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме....
Литературно-музыкальный салон "Серенада". "Весь мир-театр
Литературно-музыкальный салон"Серенада". "Весь мир-театр"- постановка для учащихся 9 классов. Фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме....
Сценарий литературного бала-салона для старшеклассников в рамках проведения Недели Гуманитарных наук
Материал представлет собой сценарий финального мероприятия Недели гуманитраных наук - литературного бала-салона для учеников 9-11 классов...
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...
Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира «Любил, люблю, любим…:
Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира«Любил, люблю, любим…:...
Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира «Весь мир-театр»
В основе проекта «Литературно — музыкальный салон» лежат различные формы деятельности: литературная игра, музицирование (скрипка, фортепиано), театрализация. Все составляющие связаны...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Писатель,ставший судьбою времени"
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Писатель,ставший судьбою времени"...