Урок математики "Народы разные - страна одна"
методическая разработка по математике (9 класс)

Жданова Ольга Федоровна

Данный урок математики ориентирован на  обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проведен в рамках интегрированной предметной недели «Растим патриотов России».  Актуальность  проведения урока связана с актуальными  событиями на СВО, сплочением единства народов и граждан страны. Представленная разработка раскрывает возможности воспитательного потенциала урока математики при формировании патриотизма и личностных качеств школьников, показывает  методы, используемые в работе с обучающимися, имеющих ментальные нарушения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народы России

Слайд 2

«Народы разные – страна одна»

Слайд 3

Численность населения России 145 975 300 человек.

Слайд 4

Численность населения Русские – 145 975 300 ∙ 80,9 % = 118 094 018 чел. Татары 145 975 300 ∙ 5,31 % = 7 751 288 чел. Украинцы 145 975 300 ∙ 1,93 % = 2 817 323 чел. Башкиры 145 975 300 ∙ 1,58 % = 2 306 4010 чел. Чуваши 145 975 300 ∙ 1,44 % = 2 102 044 чел. Чеченцы 145 975 300 ∙ 1,43 % = 2 087 446 чел. Армяне 145 975 300 ∙ 1,18 % = 1 722 509 чел. Казахи 145 975 300 ∙ 0,65 % = 948 839 чел. Удмурты 145 975 300 ∙ 0,55 % = 802 864 чел. Белорусы 145 975 300 ∙ 0,52 % = 759 072 чел. Иные национальности 145 975 300 ∙ 4,81 % = 7 021 412 чел .

Слайд 5

Свердловская область образовалась 17.01.1934 года

Слайд 7

Данные о численности и национальном составе населения Свердловской области и г. Каменска-Уральского. Национальность Свердловская область г. Каменск-Уральский Количество % Количество % 4 310 681 167 846 Русские 3 907 632 90.65% 152 152 90.65% Татары 152 598 3.54% 5 942 3.54% Украинцы 37 503 0.87% 1 460 0.87% Другие народы 212 948 4,94%) 8 292 4,94%)

Слайд 8

Масленица

Слайд 9

Саша планирует пойти с друзьями на Масленицу. Мама обещала дать ему 400 рублей. Что он может купить на эти деньги? Товар, услуга Цена Покупка Блин 20 руб. Блин с мясом 60 руб. Блин со сметаной 50 руб. Блин с малиной 50 руб. Блин с творогом 50 руб. Чай 40 руб. Катание на лошади 100 руб. Игрушка-сувенир 70 руб. Петушок на палочке 20 руб. Матрешка 90 руб. Сладкая вата 60 руб. Остаток

Слайд 10

Сколько блинов надо испечь организаторам праздника, если на гуляния ожидается 200 человек взрослых и столько же детей. Каждый взрослый купит по 2 блина, а каждый ребёнок по 3 блина.

Слайд 11

Какой высоты будет стопка блинов, если каждый блин толщиной 3 мм? «Сибирские блины» попали в Книгу Рекордов России. В 2016г. на масленичных гуляниях в кузбасском музее-заповеднике «Томская Писаница » установили рекорд России — сложили стопку из блинов высотой 3 метра 51 сантиметр.

Слайд 12

В пятницу «Тёщины вечерки» и папа должен пригласить на блины тёщу. Сколько блинов надо испечь, если за стол сядут бабушка с дедушкой, папа, мама, моя младшая сестра и я?

Слайд 13

Сабантуй - праздник плуга и окончания посевных работ.

Слайд 15

Площадка для скачек на лошадях имеет форму прямоугольника длиной 150 м, а шириной в 3 раза меньше. Сколько ленты нужно приготовить организаторам, чтобы огородить её со всех сторон?

Слайд 16

Какой длины канат надо приготовить организаторам праздника, если его потянут две команды по 6 человек, на каждого необходимо 50 см. Между командами должно быть расстояние 3 м.

Слайд 17

Для приготовления 12 порций чак-чака нужно взять 400г муки, 4 яйца, 80г сахара, 200г меда. Если гостей много, то расход продуктов увеличится в несколько раз.

Слайд 18

Народная дружба и братство дороже всякого богатства



Предварительный просмотр:

Данный урок математики был проведен в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках интегрированной предметной недели «Растим патриотов России». Актуальность проведения урока связана с актуальными событиями на СВО, сплочением единства народов и граждан страны.

Представленная разработка раскрывает возможности воспитательного потенциала урока математики при формировании патриотизма и личностных качеств школьников, показывает методы, используемые в работе с обучающимися, имеющих ментальные нарушения.

Урок математики в 9 классе: «Разные народа – страна одна»

Цель: расширить представлений о многонациональном составе России, Свердловской области и города Каменска - Уральского.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания обучающихся о национальном составе в России, Свердловской области;
  • повторить традиции празднования Масленицы и Сабантуя;
  • расширить представление обучающихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм;
  • развивать навыки чтения диаграмм разных типов;
  • закрепить вычислительные навыки при работе с процентами;
  • закрепить работу с калькулятором.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, познавательных и исследовательских способностей обучающихся;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • способствовать развитию и обогащению словарного запаса обучающихся, активизировать и совершенствовать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • развитие культурного и духовного потенциала обучающихся;
  • формирование уважительного отношения, почитания к людям других национальностей и их традициям;
  • развитие интереса к собственным национальным традициям.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, карта России, иллюстрации народов в национальных костюмах, рабочие листы, сот. телефон с выходом в сеть интернет.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

- Ребята, я приветствую вас. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке мы немного отойдем от правил и будем использовать ваши сотовые телефоны, которые помогут вам оперативно найти необходимую информацию в сети интернет.

Вы узнаете много интересного и полученная информация вам обязательно пригодится в вашей дальнейшей жизни.

2. Введение в тему занятия.

Начать я хочу со стихотворения Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

- Ребята, как вы думаете, какую главную мысль хотел донести автор стихотворения? (Об уникальности каждого народа, живущего в России, о их нац. костюмах, месте жительства и занятиях).

- Тема нашего урока «Разные народа – страна одна» и оно будет посвящено многонациональности нашей страны, Свердловской области и нашего города Каменска - Уральского. (СЛАЙД 1)

- Скажите, на каких уроках вы изучали эту тему? (География, история)

- Уже не раз я вам доказывала, что математика тесно переплетается с различными областями нашей жизни и учебными предметами. Сегодня на уроке мы раскроем тему народов России с математической стороны. Поработаем с количественными данными численности населения, повторим чтение многозначных чисел, проанализируем диаграммы и найдем числа по нескольким их процентам, которые раскрывают соотношение народов, населяющих нашу Родину и область. Решая интересные задачи, вспомним национальные праздники, которые ярко и с размахом отмечают в нашем любимом уральском городе.

3. Работа над темой.

- С давних пор Россия считалась гостеприимной, готовой принять любой народ на своей территории. Люди различных наций населяют нашу великую страну: в горах, на полях, у морей, в лесах и в холодной тундре. Каждый человек нашел себе свой дом!

- Сейчас в России проживает примерно 145 975 300 человек, как вы думаете, почему эти данные примерные? (Т.к. ежедневно люди умирают и рождаются) (СЛАЙД 2)

- Скажите, а вы знаете, люди каких национальностей населяют наше государство? (ответы учащихся)

По данным переписи населения в 2021г. в России проживает около 190 национальностей.

К ним относят многочисленные народы, численность которых составляет более 1 млн. человек.

-Посмотрите на доску и назовите эти национальности, они выделяются большим размером. (Русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне)

Общая численность этих народов более 105 млн. человек.

Проживают также малочисленные нации, численность которых составляет всего то 0,5 % от всей численности населения России.

-Назовите некоторые малочисленные национальности. (Ответы обучающихся)

Среди населения России выделяют различные этнические группы, которые проживают в северных районах нашей страны и на Дальнем Востоке. Среди них Курманч (такую национальность указали 4 человека), Меннониты (5 чел.), Юги (7 чел.), Греки-урумы (12 чел.).

Все нации бережно хранят традиции, язык, национальные костюмы и кухню.

Все люди дружелюбно относятся друг к другу, уважая ценности народов.

Работа с диаграммой

-Сейчас внимательно посмотрите на доску, скажите какая нация в России самая многочисленная? (русские) (СЛАЙД 3)

-Кто занимает второе место по численности? (татары)

-Ребята, как вы думаете, 3 ,95% это много людей? (Ответы обучающихся)

Давайте вычислим сколько же это людей.

Работа на рабочих листах.

Выполните задание.

1. Пользуясь диаграммой, заполните пропуски в предложениях.

2. Используя данные диаграммы, определите количество людей каждой национальности, проживающей на территории России.

Сначала вспомним, как найти число по нескольким его процентам при работе с калькулятором. (Ввести исходное число, которое равно 100%. (Общая численность населения России). Нажать на умножение, а затем ввести процент, который нужно высчитать, и нажать на значок %.)

Образец: 145 975 3003 ,95% = 5 766 024 человека

Приступайте к выполнению заданий на рабочих листах, у каждого свое задание: вычислить численность населения национальности, которая указана.

Оценка работы. Проверка ответов на доске. (СЛАЙД 4)

Работа с картой.

-В какой области мы с вами живем? (Свердловская область) (СЛАЙД 5)

-А как вы считаете, людей каких национальностей больше всего проживают в нашей области? Почему? (Ответы обучающихся)

Внимательно посмотрите на карту России и найдите нашу область. Ответьте, какие области окружают ее? (Ответы обучающихся) (СЛАЙД 6)

Сотни лет назад, когда на реке Каменке монахи обнаружили железную руду и по приказу Петра 1 построили железоделательный завод, тогда рабочие- труженики начали съезжаться на Урал из близлежащих округов. С севера- ханты, с юга- башкиры и казахи, с запада- удмурты, чуваши и татары, т.е. со всех уголков нашей Родины. Так и сложился определенный национальный состав жителей.

Работа с интернет- источниками

- Следующее задание: поработать с источниками информации и найти данные о численности и национальном составе населения Свердловской области и г. Каменска-Уральского. Результаты внести в таблицу рабочих листов, представить сообщение на обсуждение. (работа в группах)

(СЛАЙД 7)

Национальность

Свердловская область

г. Каменск-Уральский

Количество

%

Количество

%

4 310 681

167 846

Русские

3 907 632

152 152

Татары

152 598

5 942

Украинцы

37 503

1 460

Другие народы

212 948

4,94%)

8 292

4,94%)

- Ребята, подумайте, почему в нашем регионе много украинцев? (Эвакуация во времена ВОВ)

Вывод: национальный состав и его соотношение среди национальностей в г.Каменск-Уральский и Свердловской области одинаков.

Наша область многонациональная. Уральцы уважительно относятся к людям других национальностей. Каждый уральский житель хранит свои традиции, культуру, свой язык, национальные блюда и праздники. Все это бережно хранится передается из поколения в поколение.

Решение задач.

Скажите, какие традиционные русские народные праздники вы знаете? (Рождество, Святки, Пасха, Масленица, Яблочный и Медовый Спас)

- Какой русский народный праздник недавно прошел? (Масленица ) (СЛАЙД 8)

- Чему посвящен праздник Масленицы? (Проводам зимы и встрече весны)

- Скажите, какие традиции празднования существуют, есть ли в вашей семье традиции, связанные с Масленицей? (Ответы обучающихся)

Масленица – русский народный праздник, он оповещает о конце зимы и приближении весны, последняя неделя перед строгим Постом, поэтому люди старались полакомиться сладкими блинами, вкусными блюдами. Устраивают массовые гулянья, музыкальный концерт, костюмированные выступления, конкурсы, состязания (ледяной столб, блинный дартс, бой мешками или подушками…). Заканчивается Масленица сжиганием чучела и встречей весны с горячим чаем и сладкими блинами.

Сейчас решим задачи, с которыми вы можете столкнуться в дальнейшей жизни. (СЛАЙД 9)

#1057;аша планирует пойти на Масленицу. Мама обещала дать ему 400 рублей. Что он может купить на эти деньги? Поставьте в третью колонку +, посчитайте остаток денег.

Товар, услуга

Цена

Покупка

Блин

20 руб.

Блин с мясом

60 руб.

Блин со сметаной

50 руб.

Блин с малиной

50 руб.

Блин с творогом

50 руб.

Чай

40 руб.

Катание на лошади

100 руб.

Игрушка-сувенир

70 руб.

Петушок на палочке

20 руб.

Матрешка

90 руб.

Сладкая вата

60 руб.

Остаток

2. Сколько блинов надо испечь организаторам праздника, если на гуляния ожидается 200 человек взрослых и столько же детей. Каждый взрослый купит по 2 блина, а каждый ребёнок по 3 блина. (СЛАЙД 10)

*Какой высоты будет эта стопка блинов, если каждый блин толщиной 5 мм?

((200х2) + (200х3))х5мм= 5000мм= 5м (СЛАЙД 11)

3. В пятницу «Тёщины вечерки» и папа должен пригласить на блины тёщу (мою бабушку). Сколько блинов надо испечь, если за стол сядут бабушка с дедушкой, папа, мама, моя младшая сестра и я? (смотри таблицу)

(СЛАЙД 12)

По сколько блинов может съесть за столом

мужчина

4

женщины

3

дети

5

Мы с вами выяснили, что второй по численности нацией в нашем городе являются татары. Какие народные татарские праздники вы знаете? Очень давно, с присущим этой нации размахом, в нашем городе отмечается татарский праздник Сабантуй. С татарами этот праздник отмечают и башкиры, потому что их традиции очень схожи. Сабантуй – это праздник плуга и окончания посевных работ, но в наши дни он превратился в веселый праздник с соревнованиями. (СЛАЙД 13)

Борьба на кушаках, перетягивание каната, скачки на конях, выжимание гири, доставание ртом монеты из катыка (кефира), ловля руками живой рыбы, ловля курицы, распил бревна демонстрируют удаль, ловкость, силу татарских мужчин. А женщины готовили плов, перемяч (пирожки с мясом, у которых есть отверстие сверху) и сладкий чак-чак. (СЛАЙД 14)

Ребята, вы заметили сходства в состязаниях на Масленице и Сабантуе? (Ответы обучающихся)

1. Площадка для скачек на лошадях имеет форму прямоугольника длиной 150 м, а шириной в 3 раза меньше. Сколько ленты нужно приготовить организаторам, чтобы огородить её со всех сторон? (СЛАЙД 15)

#1050;акой длины канат надо приготовить организаторам праздника, если его потянут две команды по 6 человек, на каждого необходимо 50 см. Между командами должно быть расстояние 3 м. (СЛАЙД 16)

*Сделайте чертёж к задаче, и это вам поможет.

#1044;ля приготовления 12 порций чак-чака нужно взять 400г муки, 4 яйца, 80г сахара, 200г меда. Если гостей много, то расход продуктов увеличится в несколько раз. (СЛАЙД 17)

Задание. Вычислите, сколько продуктов, указанных в рецепте, потребуется для приготовления чак-чака, если нужно количество порций: 1) увеличить в 2 раза; 2) увеличить в 3 раза; 3) уменьшить в 2 раза.

4. Подведение итогов.

Наше занятие подходит к концу. Работая с диаграммами мы научились выделять необходимую информацию о количестве численности населения разных национальностей, решая задачи, вспомнили о традициях празднования национальных праздников, работая с картой можно сделать выводы о историческом становлении национального состава нашей области и города, т.е. нашей малой Родины. (СЛАЙД 18)

- Считаете ли вы полезным то, о чем мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- Какие вопросы по теме урока вас больше всего волнуют?

- На этом наш урок окончен, всем большое спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Раб. лист №1 Ф.И. _________________________________________________

Общая численность населения России 145 975 300 человек.

1. Пользуясь диаграммой, заполни пропуски в предложениях.

  • Численность чеченцев меньше, чем ________________________________.
  • Численность башкиров __________________, чем татар.
  • Численность Армян больше, чем _________________________________.

#1055;ользуясь диаграммой, определи количество людей следующих национальностей

  • Русских – 145 975 300 ∙ 80,9 % = 118 094 018
  • Башкиров _____________________________________________________.
  • Татар __________________________________________________________.
  • Армян _______________________________________________________.
  • Иные национальности ___________________________________________.

3. Заполни таблицу.

Национальность

Свердловская область

г. Каменск-Уральский

Общее количество

Общее количество

Русские

Татары

Украинцы

Другие народы

Раб. лист №2 Ф.И. _________________________________________________

Общая численность населения России 145 975 300 человек.

1. Пользуясь диаграммой, заполни пропуски в предложениях.

  • Численность чувашей меньше, чем ________________________________.
  • Численность чеченцев __________________, чем украинцев.
  • Численность казахов больше, чем _________________________________.

#1055;ользуясь диаграммой, определи количество людей следующих национальностей

  • Русских – 145 975 300 ∙ 80,9 % = 118 094 018
  • Украинцев _____________________________________________________.
  • Чеченцев ______________________________________________________.
  • Чувашей _______________________________________________________.
  • Иные национальности ___________________________________________.

3. Заполни таблицу.

Национальность

Свердловская область

г. Каменск-Уральский

Общее количество

Общее количество

Русские

Татары

Украинцы

Другие народы

Раб. лист №3 Ф.И. _________________________________________________

Общая численность населения России 145 975 300 человек.

1. Пользуясь диаграммой, заполни пропуски в предложениях.

  • Численность татар меньше, чем ________________________________.
  • Численность казахов __________________, чем украинцев.
  • Численность удмуртов больше, чем _____________________________.

#1055;ользуясь диаграммой, определи количество людей следующих национальностей

  • Русских – 145 975 300 ∙ 80,9 % = 118 094 018
  • Удмуртов _____________________________________________________.
  • Белорусов ____________________________________________________.
  • Казахов _______________________________________________________.

3. Заполни таблицу.

Национальность

Свердловская область

г. Каменск-Уральский

Общее количество

Общее количество

Русские

Татары

Украинцы

Другие народы

Раб. лист №4 Ф.И. _________________________________________________

Общая численность населения России 145 975 300 человек.

1. Пользуясь диаграммой, заполни пропуски в предложениях.

  • Численность чувашей меньше, чем ________________________________.
  • Численность чеченцев __________________, чем украинцев.
  • Численность казахов больше, чем _________________________________.

#1055;ользуясь диаграммой, определи количество людей следующих национальностей

  • Русских – 145 975 300 ∙ 80,9 % = 118 094 018
  • Украинцев 145 975 300 ∙ 1,93 % =
  • Татар 145 975 300 ∙ 5,31 % =
  • Чувашей 145 975 300 ∙ 1,44 % =
  • Иные национальности 145 975 300 ∙ 4,81 % =

3. Заполни таблицу.

Национальность

Свердловская область

г. Каменск-Уральский

Общее количество

Общее количество

Русские

Татары

Украинцы

Другие народы

1. Саша планирует пойти на Масленицу. Мама обещала дать ему 400 рублей. Что он может купить на эти деньги? Поставьте в третью колонку +, посчитайте остаток денег.

Товар, услуга

Цена

Покупка

Блин с мясом

60 руб.

Блин со сметаной

50 руб.

Блин с малиной

50 руб.

Блин с творогом

50 руб.

Чай

40 руб.

Катание на лошади

100 руб.

Игрушка-сувенир

70 руб.

Петушок на палочке

20 руб.

Матрешка

90 руб.

Сладкая вата

60 руб.

Остаток

2. Сколько блинов надо испечь организаторам праздника, если на гуляния ожидается 200 человек взрослых и столько же детей. Каждый взрослый купит по 2 блина, а каждый ребёнок по 3 блина. Какой высоты будет эта стопка блинов, если каждый блин толщиной 5 мм?

1)

2)

Ответ:

3. В пятницу «Тёщины вечерки» и папа должен пригласить на блины тёщу (мою бабушку). Сколько блинов надо испечь папе, если за стол сядут бабушка с дедушкой, папа, мама, моя младшая сестра и я? (смотри таблицу)

По сколько блинов может съесть за столом

мужчина

4

женщины

3

дети

5

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные страны- разные пейзажи

Презентация - викторина. Обучающиеся должны догадаться, пейзаж какой страны представлен, аргументировать свой ответ.На последнем слайде представлены ответы....

Разные страны, разные пейзажи

Урок формирования лексических навыков...

Открытый урок по английскому языку на тему: «Разные страны – разные политические системы – разные характеры»

Цели урока:·         Обобщить лингвострановедческий материал, проконтролировать и расширить знания по указанной теме.·...

«Разные страны – разные культуры»

Методическая разработка учабного материала...

Методическая разработка "Люди разные, а страна одна!"

Цель: познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев...

Внеклассные мероприятия для проведения Дня Здоровья в рамках "Фестиваль ГТО «Одна страна - одна команда»".

В октябре - декабре 2017 года в школе проводились спортивно-массовые мероприятия в рамках фестиваля ГТО....

Технологическая карта урока с разными категориями учащихся ( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)

Технологическая карта урока с разными категориями учащихся( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)Цель:формирование исторической культуры личности через  примеры борьбы русского народа проти...