ПРОГРАММА ПО ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ «ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО»
опыты и эксперименты (9 класс)
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность и служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Но для обучающихся по программам для умственно отсталых детей ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.Реализация данного проекта позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями в развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
трудовая деятельность детей с ОВЗ | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа
( МКОУ С(К)Ш )
ПРИНЯТО ПЕДСОВЕТОМ протокол №_____от_______2015: | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ С(К)ОШ: ___________О.С. Колузанова Приказ №____от_____________2015г. |
ПРОГРАММА
ПО ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО
ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
«ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»
Разработали проект :
зам. директора по ВР
Симакова Н.А.
Соц. педагог - Ивлева О.С.
г.о.г. Выкса, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы.
В настоящее время остроактуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих ограниченные возможности в развитии.
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность и служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта
На основании федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации », федерального закона от 24.011.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», письма Минобразования РФ от 24.01.2003 № 32-05 «О защите конституционных прав на образование детей – инвалидов, страдающих умственной отсталостью», закреплено право неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы о нем.
Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.
Проведенный МКОУ С(К)Ш анализ результатов жизнеустройства выпускников в период 2012 - 2015 году показал, что большинство выпускников школы способны к продолжению обучения в учреждениях профессионального образования и могут успешно работать на многих производственных участках предприятий и организаций.
Большое значение в системе трудового обучения имеет степень овладения учащимися той или иной профессией, квалификацией.
Здесь заложен огромный потенциал скрытых возможностей, которые при поддержке государства можно реализовать.
Но для обучающихся по программам для умственно отсталых детей ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда. Большинство из них не является инвалидами, не имеет никаких льгот при трудоустройстве, и работодатели предъявляют к ним те же требования, что и к их сверстникам, не имеющим ограничений здоровья.
Случается, что выпускники коррекционных образовательных учреждений не могут трудоустроиться самостоятельно, а их родители не всегда могут им в этом помочь.
Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков, но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут определиться в жизни самостоятельно.
Выпускники не сразу реализуют полученные в школе навыки додпрофессиональной подготовки.
Создание «Программы по интеграции в общество выпускников коррекционной школы» обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из них в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров.
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников школы VIII вида.
Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима оптимальная занятость этой части трудоспособного населения, их самореализация, как полноценных членов общества, возможность жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в зависимости от социальной помощи государства.
Ценность программы.
Реализация данного проекта позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями в развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.
Цель программы.
Оказание помощи выпускникам МКОУ С(К)Ш в трудоустройстве и жизнеопределении в соответствии с их возможностями здоровья, способностями, материальным и социальным положением семьи и востребованностью их на рынке труда.
Задачи программы.
- Формирование системы профориентационной работы в школе (направленной на учащихся и их родителей).
- Развитие социального партнерства, как особого типа взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда (ЦЗН), государственными и местными органами власти, предприятиями и организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
- Формирование механизмов взаимодействия с учреждениями начального профессионального образования (создание условий для обучения выпускников).
Исходные теоретические положения.
При разработке темы Программы использовались публикации, освещающие общие проблемы учащихся с интеллектуальной недостаточностью, Петровой В.Г., Белявского Б.В., Попова Ю.И., Бгажноковой И.М., Васенкова Г.В., Мирского С.Л.
Особое значение имеют исследования Дульнева Г.М. по проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка: формирование как познавательных, так и эмоционально-волевых качеств личности. А связь с производством по доступности трудовой деятельности – главная задача профессионально-трудового обучения умственно отсталых старшеклассников, а собственно труд является одним из мощных средств в системе коррекционно-воспитательных мероприятий.
Из опыта работы школы известно, что проводимая педагогами профориентация, подкрепленная соответствующей организацией трудового обучения, становится решающим фактором в профессиональном определении учащихся.
Разрабатывая проблему эффективности индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ, Мирский С.Л выделил ряд их типологических особенностей в трудовом обучении и указал на пути коррекции индивидуальных недостатков.
Маллер А.Р. выделил общий для всех направлений учебной деятельности принцип – практическую значимость всего обучения.
В работах Павлова Н.П. трудовое обучение и воспитание представляет собой систему, звенья которой тесно связаны. И трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время, во время занятий общественно-полезным трудом, самообслуживанием и во время кружковой работы.
Петрова В.Г. в ходе исследования выявила не только слабые стороны познавательного процесса, но и раскрыла имеющиеся у них потенциальные возможности. Рекомендует в процессе обучения больше использовать реальных предметов.
Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях, для ее достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
-формирование доступных технических и технологических знаний,
-развитие общетрудовых умений (ориентация в производственном задании, планирование последовательных действий, выполнение и контроль хода работы),
-обучение профессиональным приемам труда и развитие трудовых навыков,
-воспитание устойчивого положительного отношения к труду, формирование необходимых личностных качеств (ответственность, добросовестность, бережливое отношение к орудиям производства).
Этапы реализации программы
№№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Исполнители, Ответственный | Предполагаемый результат |
I | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
1. | Изучение научной литературы и регламентирующих документов на МО классных руководителей и воспитателей. | 2015 | Администрация, психолог, зав. библиотекой, социальный педагог, учителя трудового обучения | Формирование информационной базы программы |
2. | Изучение опыта других коррекционных учреждений России на метод.совете, на метод. объединении. | 2015 | Администрация, психолог, учителя трудового обучения | Формирование методической базы программы |
3. | Создание творческой группы, определение функциональных обязанностей специалистов, конкретизация целей и задач | 2015 | Учителя трудового обучения, психолог, социальный педагог, администрация | Определение функциональных обязанностей и ответственных за конкретные задачи |
II | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||
1. | Корректировка планов по реализации программы | 2016 | Администрация, председатели МО | Внесение дополнительных изменений в план работы |
2. | Организация взаимодействия с представителями предприятий и организаций города (заключение договоров с организациями и предприятиями о возможности прохождения трудовой практики, квотирование рабочих мест, создание информационной базы) | 2016 | Зам. директора по ВР | Заключение соглашений и договоров |
2.1. | Отдел социальной политики (организация рабочих мест, квотирование, подбор рабочих мест) | 2016 | Социальный педагог, психолог | Оказание содействия в трудоустройстве |
2.2. | Организация взаимодействия с образовательными организациями предоставляющими образовательные услуги НПО и СПО | 2016 | Зам. директора по ВР, учителя трудового обучения | Заключение соглашений, договоров |
2.3. | Организация взаимодействия с ЦЗН, кадровыми агентствами, молодежной биржей труда г. о.г. Выкса (подбор рабочих мест для трудоустройства выпускников) | 2016 | Социальный педагог | Формирование списка рабочих мест, постановка на учет в ЦЗН |
2.4. | Организация взаимодействия с Отделом молодежной политики при городской администрации (молодежная биржа труда) | 2016 | Социальный педагог | Оказание содействия в трудоустройстве |
III. | ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
1. | Сбор анамнеза и изучение информации о выпускнике, прогноз дальнейшего проф. определения а) Ведение карт трудовой деятельности (отражение в документации результатов пед. наблюдения) б) ведение картотеки на учащихся и выпускников | 2017 | Психолог, психиатр, классный руководитель, учителя трудового обучения. | Обобщение информации об учащихся 8-9 классов |
2. | Сбор катамнеза – сбор информации о трудоустройстве и самоопределении выпускников в динамике по следующим направлениям: - продолжение обучения - трудоустройство - семейное положение | 2017 | Социальный педагог, психолог | Информация о жизнеопределении выпускника в динамике |
3. | Педагогическое сопровождение а) проведение классных часов, семинаров профориентационной направленности, б) организация трудовых праздников, парад ремесел «Неделя трудового обучения», участие в областных и всероссийских конкурсах в) групповые консультации для родителей по вопросам трудоустройства и определения детей. г) разработка и внедрение в учебных программах по трудовому обучению блока по повышению трудовой мотивации. д) внедрение инновационных технологий методик обучения, способствующих успешной интеграции | 2017 | Социальный педагог, психолог, классный руководитель, учителя трудового обучения, СБО | Формирование трудовой мотивации |
4. | Психологическое сопровождение. а) психологическая диагностика личностной сферы (определение адекватности выбора профессии, определение профессиональных предпочтений, выявление негативного отношения к некоторым профессиям, определение уровня профессиональной самооценки, готовность к самостоятельному труду, б) Проведение уроков-тренингов «Выбор профессии», проведение тренингов «Коммуникативные навыки», в) Индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей по вопросам трудоустройства и самоопределения | 2017 | Психолог, классный руководитель, учителя трудового обучения | Формирование адекватной самооценки, адекватного выбора профессии, трудовой мотивации, информирование о рабочих профессиях |
5. | Социально-педагогическое сопровождение. а) Индивидуальные беседы с учащимися по формированию трудовой мотивации б) Взаимодействие с представителями ЦЗН | 2017 | Социальный педагог | Помощь в решении актуальных задач социализации |
6. | Организация и проведение вечеров встречи выпускников (обмен информацией, сбор сведений в виде социального вопроса, выступление выпускников перед учащимися 8-9 классов. | 2017 | Администрация | Обмен информацией, использование социального опыта выпускников |
7. | Оформление наглядности (стенд) | 2017 | Зам. директора по ВР, вожатая | Оформление наглядной информации |
IV. | ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП | |||
1. | Составление аналитического отчета (количественная и качественная обработка результатов, обобщение опыта) | 2018 | Администрация, специалисты, педагоги | Обобщение опыта работы на предыдущих этапах |
2. | Проведение педсовета по уровню социализации и интеграции выпускников | 2018 | Администрация, специалисты, педагоги | Информирование педагогического коллектива об опыте работы, внесение дополнений и изменений |
V. | ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП | |||
1. | Создание базы данных соискателей работы из числа учащихся 9-х классов и выпускников | 2019 | Социальный педагог | Выработка критерия «Трудовая готовность» |
2. | Создание базы данных вакансий на предприятиях города (кадровые агентства, ЦЗН). | 2019 | Социальный педагог | Информация о вакансиях в кадровых агентствах |
3. | Выступления на семинарах и конференциях, оформление печатных работ | 2019 | Педагоги | |
4. | Освещение проблем в СМИ | 2019 | Администрация | Привлечение внимания к проблемам и достижениям |
Планируемый результат.
Разработанная программа помощи в трудоустройстве и самоопределении выпускников коррекционной школы позволит:
- Обратить внимание представителей городских организаций на увеличение числа безработных, рискующих пополнить криминальную среду, лиц с интеллектуальной недостаточностью.
- Привлечь к постоянному сотрудничеству и взаимодействию представителей и руководителей городских предприятий и организаций для решения вопроса интеграции трудоспособной части выпускников коррекционной школы.
- Решение проблемы трудоустройства и самореализации выпускников коррекционной школы.
Ме тодические разработки.
1. Разработка документов, необходимых для организации работы.
2. Оформление печатных работ в журналах и материалах конференций.
3.Создание методического пособия.
Методы и технологии.
- Анализ научной и методической литературы по проблемам трудоустройства лиц с интеллектуальной недостаточностью.
- Анкетирование.
- Тестирование.
- Сравнение и обобщение результатов работы.
- Катамнез трудоустройства
Список литературы
- Баранаускене И., Карвялис В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект. // Дефектология – 2007 – № 4.
- Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушением интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология – 2004 – № 3.
- Белявский Б.В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской Федерации по трудовому обучению // Дефектология – 1991 – № 5.
- Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся // Дефектология – 1998 – № 4.
- Васенков Г.В. Педагогические аспекты профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. Теория и практика – 2008 – № 1(25).
- Копылова Т.Г., Лапшина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида. // Дефектология – 2006 – № 5.
- Коротков К.С. Создание условий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся коррекционных групп в профессиональном училище. // Дефектология – 2006 – № 6.
- Линьков В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и социального образования. // Дефектология – 1999 – № 1.
- Малер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.
- Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М., 19901.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1980.
- Патракеев В.Н. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 1996 – № 3.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. – М., 1968.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Сборник № 2. Трудовое и профессиональное обучение. – М., 1989.
- Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. – М., 1980.
- Серов П.Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Дефектология – 2006. – № 4.
- Щербакова А.М. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
Материал может быть интересен учителям трудового обучения в коррекционных школах....
Модель выпускника коррекционной школы
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос о важности и значимости воспитания детей, находящихся в условиях коррекционной школы. Такая ситуация обусловлена рядом причин: Потребность общества...
Модель выпускника коррекционной школы
Презентация к выступлению...
Торжественное вручение свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида
Сценарий вручения свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида....
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).
Школа, призвана не только передавать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. Особого внимани...
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса. Метапредметное обучение....
"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"
quot;Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"...