ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
статья по теме
Материал может быть интересен учителям трудового обучения в коррекционных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
Л.В.Котомцева
ГКОУ СО «Серовская Специальная
Коррекционная Общеобразовательная
Школа №1»
Цель: Определение возможностей трудовой деятельности в успешной социализации подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Доклад.
Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей. Тема социализации достаточно актуальна в нашем обществе.
Общество заинтересованно, чтобы личность, в том числе и люди с ограниченными возможностями здоровья, смогли адекватно реализовать себя. Так как в последнее время число детей с интеллектуальной недостаточностью увеличивается, данная проблема становится всё острее. Необходимо научить таких подростков трудиться, чтобы приносить пользу обществу.
Педагогическое сообщество обращают внимание на недостаток социализации некоторых детей. Педагоги хотят помочь детям успешно адаптироваться в обществе. Тема социализации особенно актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью, так как в силу особенностей их развития они не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со сверстниками.
С личной точки зрения данная проблема является значимой и актуальной, так как профессиональная деятельность осуществляется в коррекционной школе, где усилия всего педколлектива направлены на помощь в успешной социализации детей. В данном учреждении возможности привития трудовых навыков у подростков проходят в разных направлениях, так как трудовое обучение является основным в данной школе.
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями есть и её нужно решать.
Принят целый ряд документов ООН по проблеме лиц с умственными и физическими недостатками [1, с.77]. Выстраивая работу с детьми данной категории необходимо опираться на документы международного, федерального и регионального значения.
Если рассматривать, что такое социализация, то Мудрик Анатол.Виктор. так характеризовал социализацию: «…это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества»
По словам Аксёновой Лидии Иван.: « Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность».
В конвенции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России Данилюк Л.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. так характеризуют социализацию: «социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности, посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятие ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений». Данные определения не противоречат друг другу.
В процессе социализации задействованы различные институты: семья, школа.
Умственная неполноценность разделена по сложности заболевания. В настоящее время наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения, представлена следующим образом, посмотрите на слайд. Однако до настоящего времени в России используется ряд классификаций, разработанных на основе клинической классификации Э.Крепелина (1915), в которой все формы умственной отсталости у детей дифференцированы двумя категориями: «олигофрения» и «деменция», а степени тяжести интеллектуального дефекта обозначаются понятиями «идиотия», «имбицильность», «дебильность», являющимися по своей сути уничижительными социальными маркерами. Следствием такого подхода явилось отчуждение большого числа лиц с интеллектуальными нарушениями от системы образования и содержание их либо в лечебных, либо в социальных учреждениях в отрыве от семьи и общества. Но практика последних лет убедительно доказывает, что при активной ранней стимуляции развития, такие дети способны овладеть не только определенным объемом учебных знаний и социально значимых навыков, но и правилами социального общежития. Работа с умственно отсталыми детьми должна быть направлена в первую очередь на их развитие.
Главная цель трудового обучение во вспомогательной школе – это связь обучения с жизнью, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни, социализации в обществе. Необходимо научить детей учиться и применять полученные знания в быту, дома. Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач принадлежит трудовому воспитанию.
Трудовое обучение в коррекционной школе по методам подразделяется на:
1) словесные методы - являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;
2) наглядные методы;
3) практические методы. Практическая работа занимает 70 – 80 % урока[8, с.71].
Существуют условные группы обучения:
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевшие программным материалом.
2 группа составляют учащиеся, которые понимают объяснения учителя, но не могут без помощи сделать элементарный вывод.
3 группа составляют ученики, которые с трудом осваивают программный материал и имеют низкий темп усвоения материала.
Данное разграничение строится на основе наблюдения и характеристики после начального звена.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся будет более успешным, если знать наиболее характерные особенности различных типов умственной отсталости. Учет различий в умственном развитии ребенка с ранним поражением мозга и ребенка с более поздним поражением (например, нарушения в результате травматизма или заболевания) дает ключ к пониманию индивидуальных особенностей подростка и помогает сделать оправданный выбор педагогических средств воздействия на его развитие. В этой ситуации помогают карты социального развития и карты способностей учащегося по предмету. Проведя диагностику можно разделить детей на группы. Постоянные наблюдения за поведением детей позволяют мне выявлять их индивидуальные особенности. Что позволяет модифицировать методы и приемы трудового обучения. Большое значение уделяю формированию интереса к занятиям трудом и швейным делом. На уроках для каждого ученика создаю такую ситуацию, в которой он добивается успеха. По результатам работы использую похвалу, подбадривание, демонстрирую каждый, самый незначительный, особенно у слабых, успех ученика перед классом и товарищем. Поделки, которые изготовляют дети, выставляются на выставках. Дети должны видеть, что результат их труда используется в общей работе и других радует их успех.
Более слабым учащимся уделяется особое внимание, задания для них имеют свои характерные особенности. Например, в качестве коррекционной минутки я провожу занятия на развитие глазомера учащихся, так как постоянно приходится соотносить ширину шва с определённым размером. Для этого я использую бумагу и ножницы, девочки должны на глаз отрезать полоску заданной ширины. Учащимся 1-2 уровня даю более сложное задание, например 1,5 или 2,5 см., а для детей 3-4 ур. -1-2см на листе бумаги в клеточку, то есть задание несколько облегченно. В дальнейшем при улучшении качества глазомера и задания усложняются.
Учитель должен заготовить комплект наглядных пособий по каждой учебной теме. К числу таких пособий относятся технологическая карта, образцы пооперационной обработки деталей, готовые изделия и другие. Это довольно трудоемкая работа, но она вполне себя оправдывает. Урок, хорошо оснащенный наглядными пособиями, более эффективен, чем урок, на котором преобладают слова и объяснения. При закреплении и повторении тем, учитывая индивидуальные способности детей, применяются карточки. На каждом этапе проходит индивидуальная работа. В ходе текущего инструктажа при выполнении практической работы идёт взаимодействие с технологическими картами, многократно (и индивидуально) демонстрируются технологические приемы, необходимо следить за рабочей позой, приемами работы с инструментами и полуфабрикатами.
Главная цель трудового обучения – это связь обучения с жизнью. Необходимо научить детей учиться и применять полученные знания в быту, дома, но выполнить это можно, если обеспечена прочная мотивация на идейный конечный результат – маяк, к которому следует стремиться при решении учебных и трудовых задач. Решение данной задачи можно проследить на примере использования образца готового изделия. При проведении анализа, которого дети могут получить максимум информации об этом изделии и о предстоящей работе. Получая в качестве образца изделие, умственно отсталые дети легче воспринимают его конструктивные особенности: выделяют основные части и детали, устанавливают их пространственное расположение, способы соединения частей. Образцы я располагаю на столе перед учащимися, чтобы дети могли взять их в руки, понять особенности форм изделия, его деталей, а также предположить свойства материалов. При изучении анализа образца, я добиваюсь, чтобы каждая девочка, в меру своих возможностей давала связное его описание. Уч-ся 1 уровня пробуют описать самостоятельно, а уч-ся 3 ур. предлагаю текстовую карточку, которая содержит опорные слова: название, назначение, материалы, детали, как сделана (используемые швы), отделка и другие в зависимости от изделия. Вначале ученики приучаются строить рассказ по вопросам учителя об образце, в дальнейшем учащиеся самостоятельно дают анализ образца. Целью является формирование в представлении ребенка полного образца изделия. Как уже говорилось выше, что в каждом классе есть ученицы, у которых заметно снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе. Педагог должен хорошо знать: какому ученику, какой инструктаж требуется. Одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему – необходим неоднократный показ приемов работы.
Работа строится на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Так же в рамках дифференцированного подхода осуществляю работу по карточкам с вопросами различной сложности. На каждой карточке нарисован кружок: красного, зеленого и синего цвета и говорю девочкам какой цвет выбрать, причём карточек с одним цветом несколько, таким образом задания даны по степени сложности и у учащихся формируется привычка выбирать билет, это готовит их к прохождению итоговой аттестации, т.е. к экзамену.
Проводя тесты по итогам четверти и года, я тоже предусмотрела дифференцированные задания, т.е. в одном тесте две колонки вопросов, где написано 1 или 2гр.
Но не всегда причина отставания может быть одинакова. Например, на уроках швейного дела в 7 кл. 3 девочки отстают в изготовлении изделий от остальных, качество изделий у них низкое и можно отнести их к группе слабоуспевающих. Однако причины отставания у них разные: одна отстает из-за локальных двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект, проявляющийся в умении анализировать особенности изделия, планировать работу и адекватно ее оценивать. Другая — из-за низкого уровня интеллектуального развития связанного с этим патологической медлительности движений, а третья из-за того, что не слышит инструкции учителя, так как имеет диагноз тугоухость. В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны. Так слабослышащей девочке приходится делать индивидуальный комплект инструкционных карт, кроме этого чётко, раздельно, громко произносить инструкции, демонстрируя их. Губы в этот класс желательно красить яркой помадой, чтобы акцентировать внимание девочки на рот, так как по губам она читает слова.
На уроках применяю разнообразные игровые элементы: например сложить мозаику.
Технику безопасности проще усвоить если изучать её как игру «цепочка», когда каждая ученица говорит одно из правил или в виде юмористических стишков. Например:
1.Я хотела взять иголку, Оказалась она колкой.
Иголка не игрушечка, Вам нужна подушечка.
2. Выключить утюг спешила, За шнур дернуть я решила.
Утюг нужно выключать, В руках вилочку держать.
3. Я сломала вдруг иглу, Может бросить на полу?
Иглы на пол не бросайте, Их учителю отдайте.
4. Если ножницы даешь, Помни четко правило.
Два колечка другу дай. Это будет правильно.
5. Хочешь стать фотомоделью, Ровно спину ты держи,
И хорошую осанку, Всем ребятам покажи.
Данная методика позволяет даже слабым ученикам хорошо запомнить правила безопасной работы.
При изучении в разделе материаловедения темы «Виды переплетения тканей» - девочки 1-2 ур вырезают полоски сами и переплетают, для 3 ур. разработаны технологические карты и коврик для переплетения
В трудовом обучении учащихся коррекционной школы рекомендуется применять бригадно-звеньевые формы работы, которые по коллективному характеру выполнения заданий наиболее близки к производственным условиям. Эти формы работы должны применяться с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Например, при пооперационном выполнении задания более способным учащимся поручают операции сложнее. Данный вариант я использую при прохождении темы: «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда». Девочки учатся помогать друг другу, проверяют самостоятельно качество выполненных операций.
При систематической работе по труду, учащиеся должны усвоить общетрудовые умения и навыки, такие как: планирование хода работы, самооценка, рациональное использование времени, проявление творчества, самоконтроль, организация рабочего места и соблюдение техники безопасности, бережное и экономное расходование материалов, умение ориентироваться в задании.
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу
Работа по трудовому воспитанию должна вестись систематически, целенаправленно и на протяжении всей жизни умственно - отсталых людей.
Трудовое обучение во вспомогательной школе имеет целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни.
Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой процесс становления человека как общественного существа. Он включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся [6, с.38]. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.
Накопление социально-бытовых знаний и умений, а также трудовых навыков должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность обучения, вариантность его содержания и форм.
Показателем качества жизни лиц с умственной отсталостью может быть комплекс факторов, определяющих качество жизни любого человека, независимо от ограничений здоровья, трудностей социализации, наличия инвалидности. 1. здоровье (знание правил здорового образа жизни и их реализация); 2. материальное благосостояние; 3. работа, творчество (практическая готовность к бытовому и производственному труду, наличие хобби); 4. отношения с близкими людьми (умение поддерживать родственные отношения: частота и характер общения, добровольность и самостоятельность контактов); 5. безопасность (знание и выполнения норм безопасности в различных общественных местах, в собственном жилище, в экстремальных ситуациях); 6. непосредственная включенность в сообщество (осознание собственной социальной роли и готовность ее выполнять в общении и взаимодействии с разными группами людей); 7. эмоциональное здоровье (понимание собственных ощущений, чувств и эмоций других людей, умение контролировать свои эмоции и адекватно выражать их). Все эти факторы определяют понятие «качество жизни» [1, с.173].
Таким образом, возможности социализации в процессе трудовой деятельности, огромны, необходимо уметь правильно выстроить работу с детьми с ОВЗ.
Литература.
- Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 1994.
- Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин. – М.: «Academa», 2000.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.– М.: Владос, 2001.
- Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: «Academa», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида...
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на м...
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»
В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....
Методическая разработка на тему: « Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на дому».
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание св...
Формирование умений необходимых для самостоятельной трудовой деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела
Перед современной коррекционной школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности. Выпускники коррекц...
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...