Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».
Организация учебного процесса. Метапредметное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_distsiplina_moyo_na_sayt.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Номинация: Организация учебного процесса. Метапредметное обучение
Категория: Конспект урока в 9 классе коррекционной школы
Название работы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения»
Автор: Мануйлова Ольга Викторовна,
Учитель трудового обучения,
1 категории
с. Чумаково
2014г.
Правовая неделя на уроке трудового обучения (швейного дела)
6, 9 класс. Учитель швейного дела Мануйлова Ольга Викторовна
Тема недели: Правовая
Тема урока: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения»
Цель: «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды»
Вольтер (1694 – 1774г.г). французский писатель, философ – просветитель
Задачи:
Образовательная:
- формировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;
- способствовать формированию правовой культуры.
- формировать начальные знания о трудовых правоотношениях работника и работодателя;
- учить соотносить трудовую дисциплину на работе и дисциплину на уроках трудового обучения;
- учить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;
Коррекционно - развивающая:
- развивать логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву;
- развивать словарный запас детей, воображение, восприятие;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- формировать умения работать и анализировать нормативно-правовые документы;
- грамотно реализовывать на практике свои конституционные права.
Воспитательная:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся;
- повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;
- воспитывать уважение к праву;
- формировать представление о культуре труда;
- формировать активную жизненную позицию учащихся.
Основные понятия:
Право; трудовое право; трудовая дисциплина, правоотношения; субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.
Межпредметные связи:
· основы правоведения.
Оборудования и материалы:
компьютер, мультимедийная установка, доска, опорный конспект, нормативно-правовые документы, раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями, вспомогательный материал (жетоны для определения лучшей команды, надписи команд, фанты-задания, песочные часы, вопросы в электронном варианте, аудиозапись)
Методические рекомендации: урок можно разделить на два урока – занятия, а можно скооперироваться с учителем обществознания и провести с ним оба урока, один урок ведёт учитель трудового обучения – другой урок – учитель обществознания.
План урока
ПЛАН (на доске):
I) Труд
II) Дисциплина
III) Трудовое право
IV) Трудовая дисциплина
V) Источники трудового права
VI) Трудовые отношения
VII) Методы обеспечения дисциплины
VIII) Основные права и обязанности работников
IX) Основные права и обязанности работодателей
X) Правила внутреннего трудового распорядка
XI) Дисциплинарные взыскания
XII) Ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины. Порядок наложения дисциплинарных взысканий
XIII) Поощрения, установленные трудовым законодательством за успехи в работе, и порядок их применения
X IV) Время отдыха
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Трудовая дисциплина»
Как вы понимаете: Что такое дисциплина?
Слайд 2:
Сознательная дисциплина — разве это не есть истинная свобода?
Николай Константинович Рерих
Дисциплина – мать победы.
Александр Васильевич Суворов
Учитель: О чём эти афоризмы?
- Как вы их понимаете?
- Какое отношение они имеют к сегодняшнему занятию?
2. Основная часть.
2.1 Беседа.
Учитель: Сегодняшняя тема урока познакомит вас с «Правом на труд». «Труд — право или обязанность?»
– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?
– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.
Составление учащимися в группах предложения со словом «труд».
Порядок составления предложения:
1 строка - «труд»,
2 строка - два прилагательных,
3 строка - три глагола,
4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.
Примерное предложение.
Труд
Добровольный, оплачиваемый
Радует, удовлетворяет, обогащает.
Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.
Учащиеся зачитывают составленные ими предложения.
Риторический вопрос учителя:
– Так что же такое труд?
Для лучшего усвоения нового материала, предлагаю подумать и раскрыть смысл определений понятий. Внимание на экран. (Слайд 3. На экране высвечиваются несколько вопросов. Ребятам дается 1 минута для их запоминания.) Предлагаю вам немного поиграть. Ученикам на разносе предлагаются для ответов карточки с вопросами.
Ученики: Ответы
Учитель. Итак, обобщая ваши ответы, и изученные ранее темы мы запишем определение
«Трудовое право» - отрасль российского права, регулирующая правоотношения между работником и работодателем и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение. (слайд 4)
«Трудовая дисциплина» - сознательное, добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, добровольное соблюдение установленного порядка, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений администрации по работе. (слайд 5)
Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.
– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе о правах человека? (слайд 6-7)
– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?
Учитель. Обратимся к конституции РФ глава 2 статья 37.(раздаточный материал статья из конституции) В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.
- Как же трактует конституция право на труд?
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Отсутствует статья о тунеядстве.
– Правильно ли это на ваш взгляд?
– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?
– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?
– Чем труд является для каждого из вас?
Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.
Выступления учащихся со своими комментариями.
Учитель. А теперь подумайте, какими методами можно пользоваться работодателю для обеспечения трудовой дисциплины?
Ответы учащихся
Учитель: Методами обеспечения трудовой дисциплины являются убеждение, воспитание сознательного отношения работника к труду, его поощрение за добросовестный труд. Трудовая дисциплина на предприятиях, в учреждениях, организациях обеспечивается также созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы (ст. 128 КЗоТ РФ). (слайд 9)
Учитель. А какими методами пользуется учитель для обеспечения дисциплины на уроке?
Ответы учащихся
Учитель: Кто знает основные права и обязанности работников и работодателей?
Ответы учеников (фронтальный опрос)
Учащиеся: Наиболее общие права и обязанности работников и работодателей закреплены в ст. 2, 127, 129 КЗоТ РФ. Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять приказы и распоряжения администрации, повышать производительности труда, улучшать качество продукции, соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, бережно относиться к имуществу. (слайд 10)
Учитель: Схожи правила работников с правилами на уроке учащихся?
Ответы учеников
Учащиеся: Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. (слайд 11)
Учитель: А кто этим занимается в школе?
Ответы учеников
Учитель: Правила внутреннего трудового распорядка состоят из семи разделов: I. Общие положения; II. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих; III. Основные обязанности рабочих и служащих; IV. Основные обязанности администрации; V. Рабочее время и его использование; VI. Поощрения за успехи в работе; VII. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. В отдельных правилах может быть предусмотрен раздел, регулирующий вопросы охраны труда работников. (слайд 12)
Учитель. В правилах внутреннего трудового распорядка предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как:
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- перевод работника с его согласия на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев;
- перевод с согласия работника на работу. Не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;
- освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);
увольнение за однократное нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей. (слайд 13)
Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную.
К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники за нарушения правил внутреннего трудового распорядка. Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 135 КЗоТ РФ и правилами внутреннего трудового распорядка. Такими взысканиями являются:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- увольнение. (слайд 14)
Учитель: А какие дисциплинарные взыскания могут быть у нас в школе?
Ответы учеников
Ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины. Порядок наложения дисциплинарных взысканий
В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, то есть к ним применяются средства дисциплинарного воздействия - дисциплинарные взыскания.
Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит один и тот же вид правонарушения - дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, в качестве условий привлечения работника к дисциплинарной ответственности следует выделить: а) неисполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством; б) вина работника (умышленная или неосторожная); в) противоправный характер действий работника, нарушающих внутренний трудовой распорядок, законодательство о труде. (слайд 15)
Учитель: А за что дисциплинарные взыскания могут быть у нас в школе?
Ответы учеников
Учитель. Поощрения, установленные трудовым законодательством за успехи в работе, и порядок их применения
Поощрение - это публичное признание результатов труда работников, которое, осуществляется с помощью различных мер поощрения (морального и материального характера), а также путем предоставления льгот и преимуществ.
Меры поощрения в зависимости от общественной значимости заслуг работников подразделяются на две группы: поощрения за успехи в работе и поощрения за особые трудовые заслуги.
Поощрения за успехи в работе можно подразделить на носящие материальный и моральный характер. Как правило, поощрения применяются индивидуально. В отдельных случаях могут применяться меры поощрения к коллективам бригад, участков, цехов, предприятий. (слайд 16)
Успехи в труде служат основаниями применения следующих мер поощрения:
- объявление благодарности;
- выдача премии;
- награждение ценным подарком;
- награждение почетной грамотой;
занесение в Книгу почета или на Доску почета. (слайд 16)
Учитель: А чем могут поощрить у нас в школе?
Ответы учеников
И будучи работниками, следует помнить о рабочем времени (Слайд «Рабочее время» и времени отдых (отдых это – (слайд «Время отдыха»).
Предлагаю и нам сделать перерыв, ведь учебная деятельность – это тоже работа. Физкульт минута (музыкальный фрагмент) «Производственная гимнастика»
Наш урок подходит к концу. Я очень надеюсь, что полученная информация вам пригодится, и как говорят мудрые: «Предупрежден, значит вооружен», а мы закрепим изученное. Работа с тестами (2 мин). А теперь проверим ответы (на экране правильные ответы и баллы). (Тесты учитель может составить опираясь на Трудовой кодекс и учебник).
И предлагаю вам немного поиграть команда «Работодатель» и команда «Работник». Задание: команда «Работодатель» в течение 1 минуты составляет требования для работников, а команда «Работник» после полученной информации предлагает свои условия, на которые смогут выполнить предложенную работу» 1 минута.
3.Итог урока.
Учитель: Хочу задать вам вопрос: почему же эпиграфом урока были слова французского писателя, философа Вольтера «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды»?
Ну и на последок: ещё один афоризм:
Дисциплина в учреждении была железной: если по коридору летела муха, все понимали, что она выполняет указание заведующей.
Михаил Мамчич
Всем спасибо, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»
Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Конспект урока трудового обучения во 2 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока "Выполнение строчки "Волна". Упражнение на полосе бумаги в клетку"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)
Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных. 2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....
Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.
Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Конспект урока 8 класс коррекционной школы "закрепление знаний по теме "Глагол"
Конспект урока по предмету "Грамматика, правописание и развитие речи" в 8 классе коррекционной школы. Урок предполагает закрепление знаний по теме "Глагол". Цель урока систематизир...
Урок 6 класс «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне». Урок 5 класс Урок повторения ранее изученного. Тема урока: Глагол.
laquo;Отношения между Дубровскими Троекуровым, анализ эпизода «На псарне»....