Методические особенности адаптации учебного материала по математике для детей с ОВЗ
статья

Ишмурзина Зульфия Исламовна

Три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование.

Методические особенности адаптации учебного материала

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Методические особенности адаптации учебного материала по математике для детей с ОВЗ»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

И мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Что предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

При таком подходе образования, важно понимать какие методические особенности адаптации учебного материала использовать.

Математика – это такой предмет, в котором используется различные виды материалов. Рассмотрим некоторые из них, которые с трудом даются учащимся с ОВЗ.

Учащиеся с ОВЗ плохо выполняют рисунки, чертежи, графики. Им трудно начертить таблицу и заполнить ее. То есть выявлено, что эти ученики обладают низким уровнем математических знаний.

Буквально с начала курса математики, мы начинаем решать задачи. Обычно задания решаются в общем виде, т.е. все сводится к общей формуле. Тут то и возникает затруднения, ребенок зачастую не может решить ее в общем виде, но если разложить по действиям, то добьемся положительного результата.

Материал по математике содержит очень много терминов, которые не знакомы детям и трудны для понимания, подобрать объяснение этих терминов понятными и знакомыми детям словами затруднительно. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц. С этим критерием связана также частотность употребленных слов.  Если в учебных материалах для одного занятия встречается сразу несколько низкочастотных слов, каждое из них потребует разъяснений смысла, демонстрации предмета.

Выполнение задания, может осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении не только математики, но и географии, истории, биологии и многих других предметов.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио -визуальными техническими средствами обучения.

При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Ожидаемые результаты инклюзивного образования – это снижение числа детей-инвалидов и детей с ОВЗ, оставшихся по объективным причинам вне системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ

Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...

Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития.

Деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога)  ПМПК включает:- -изучение документации и анализ предоставленной информации о разных сферах жизни и предыдущих этапах развития ребенка;- пров...

ДОКЛАД на тему: «Особенности запоминания учебного материала у подростков».

Тема моего доклада  «Особенности запоминания учебного материала»  я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.География &ndash...

Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках физической культуры

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами индивидуализации предполагает разработку методических, образовательных продуктов, которые отвечали бы задач...

Приемы работы и основные способы адаптации учебного материала для обучающихся с РАС

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, а...