Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Даровских Наталья Сергеевна

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами индивидуализации предполагает разработку методических, образовательных продуктов, которые отвечали бы задачам включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями в условиях конкретного образовательного комплекса. Важность этой задачи в настоящее время объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. Данная методическая разработка затрагивает актуальные вопросы психолого-педагогической и коррекционно-образовательной практики, ориентированной на повышение эффективности обучения детей с ОВЗ. Разработка будет полезна учителям физической культуры, которые осуществляют педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях, реализующих программу инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по адаптации учебного материала

для детей с нарушениями слуха на уроках физической культуры 

Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста. Слух теснейшим образом связан с движением. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:

  • недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
  • относительная замедленность овладения двигательными навыками;
  • трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
  • относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
  • замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
  • отставание в развитии жизненно важных физических способностей – скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

Одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития слабослышащих детей является плавание. Обучение плаванию слабослышащих детей способствует улучшению качества здоровья, коррекции психического развития, совершенствованию личностных качеств ребенка и освоению одного из основных жизненно важных навыков – передвижению в воде. Занятия в бассейне упорядочивают поведенческие реакции, вырабатывают самодисциплину, собранность, воспитывают трудолюбие, формируют навыки коллективного взаимодействия. Выполнение движений в воде способствует улучшению деятельности вегетативной нервной системы, стимулирует развитие дыхательных мышц и мышц пояса верхних конечностей.

В реализации программы обучения навыкам плавания детей с нарушениями слуха решаются те же группы общих задач, что и у слышащих детей. Группа специальных задач включает: оздоровительные, требующие большего внимания, чем у слышащих, в связи с ослабленностью организма; коррекционные (развитие дыхательных мышц и мышц плечевого пояса, совершенствование функций вестибулярного аппарата: точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве); совершенствование психических функций ребенка: создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, страха; особое внимание уделялось регулированию поведения учащихся в условиях бассейна.

Программа включает два этапа: предварительный и основной. В отличие от слышащих детей, у которых предварительному этапу не уделяется особого внимания, у слабослышащих этот этап продолжается два первых года обучения. Введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата (улучшение функционального состояния мышц и суставов), кардиореспираторной системы. Создаются мотивационные установки на занятия плаванием, решаются задачи формирования навыков работы в группе с повышением внимания и дисциплинированности, что обеспечивает эффективность проведения уроков плавания всей группы. На втором основном этапе слабослышащих детей обучают упражнениям для освоения в воде и плаванию на груди и на спине. При развитии физических качеств в первую очередь обращается внимание на укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение скоростно-силовых качеств, специальной выносливости и координации движений. Средства обучения реализуются в следующей последовательности: упражнения на освоение в воде и скольжение, на дыхание, овладение основами техники плавания, развитие физических качеств (с использованием игр, эстафет, игровых упражнений). В процессе обучения слабослышащих детей плаванию применяются следующие методы и методические приемы:

  • практические: применение широкого круга подводящих упражнений, выполнение упражнений с направляющей помощью, использование дополнительных ориентиров;
  • наглядные: показ упражнений преподавателем или одним из занимающихся с помощью макета, используя видеозапись или живую модель. При этом учитывалось, что при показе на живой модели подключается наглядно-действенная и наглядно-образная память;
  • словесные: сопроводительные пояснения, жесты, краткие инструкции и указания, положительные оценочные суждения, коррекция ошибок, дактильная речь, проговаривание заданий детьми.

Занятия проводятся на положительном эмоциональном фоне, включают соревновательную и игровую заинтересованность детей.

Обучение начальному плаванию слабослышащих детей имеет ряд особенностей:

  1. На подготовительном этапе не следует применять имитационные упражнения, так как положительного переноса навыков при обучении в воде при этом не происходит.
  2. На подготовительном этапе обучения игровой метод используется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и так далее, а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания.
  3. На этом этапе не проводится традиционная разминка на суше перед занятием в воде. Это обусловлено повышенными требованиями к дисциплине и необходимостью поддержания высокой плотности урока.
  4. В связи с нарушениями ориентирования, скольжению на груди слабослышащих детей обучают со второго занятия. При этом осуществляется опора на сохранную проприоцептивную чувствительность. Освоение скольжения придает слабослышащему ребенку уверенность в воде, позволяя обучать основным видам передвижений. Большая часть слабослышащих детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.
  5. На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук (это необходимо для обеспечения зрительного контакта с преподавателем).
  6. Для увеличения плотности урока после пятого занятия класс делится на две подгруппы. Критерием служат результаты проплывания отрезка 5 м. Учитывается также уровень развития физических качеств и физиологической адаптации. Проведение урока в подгруппах обеспечивается двумя преподавателями.
  7. После пятого занятия проводятся открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети демонстрируют свои достижения.
  8. Особую роль уделяют обучению выдоха в воду для развития дыхательных мышц на первых десяти занятиях.
  9. Упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполняются стоя в воде у неподвижной опоры (в связи с трудностью сочетания дыхания с движениями рук и ног в движении).
  10. Не используются упражнения на погружение (такие как «поплавок» и другие) на первых пяти занятиях, поскольку до освоения техники скольжения они создают дискомфортные состояния для зрительной, дыхательной систем; вызывают дополнительное давление на барабанные перепонки, дезориентируют и вызывают чувство страха у слабослышащего ребенка.
  11. Для освоения в воде применяются игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях, скатывание с горок разной высоты.
  12. Для регулирования уровня эмоционального фона занятий, психологического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности.
  13. Для полного осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной. Разбираются основы упражнения и его элементы. Добавляется проговаривание ключевых слов после выхода на сушу.
  14. В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску.
  15. Для обеспечения психологической поддержки при обучении двигательным действиям в воде используются индивидуальный подход с положительной оценкой.
  16. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении двигательных действий в воде.
  17. Доступность предлагаемого материала обеспечивается сочетанием применения наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции.
  18. К особенностям наглядного обучения можно отнести и то, что показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выполнением. Это является дополнительным способом организации группы, помогает сконцентрировать внимание слабослышащих детей на содержании упражнения.

Эффективность разработанной программы обучения плаванию слабослышащих детей школьного возраста выражается в приобретении необходимого двигательного навыка, нивелировании отставания от слышащих сверстников по результатам тестирования физических качеств (силы мышц рук, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств) и повышения уровня физиологической адаптации.

Список литературы:

  1. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 1991.
  2. Смекалов Я.А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.  канд. пед. наук. — СПб., 2000.
  3. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. — СПб., 2002, № 4 (12).
  4. Розова А.П. Усвоение обобщенных и относительных понятий в условиях предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников. — М.: Просвещение, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения к учебной деятельности у детей с нарушением слуха

Использование ИКТ приобретает особое значение в работе с детьми с  нарушением слуха, т.к. в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у детей зрительное восприятие...

Развитие словесной речи детей с нарушением слуха на уроках математики

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они при...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов у...

Методическая рекомендации «Организация учебной деятельности для детей с нарушением слуха на уроках английского языка»

В данной статье даются рекомендации преподавания иностранных языков слабослышащим детям в школе....

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В данном пособии представлены методические разработки учебных занятий, технологические карты уроков по разным предметам педагогов нашей школы. В пособии нашли отражение описание учебных и образо...