ДОКЛАД на тему: «Особенности запоминания учебного материала у подростков».
материал по географии по теме
Тема моего доклада «Особенности запоминания учебного материала» я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.
География – это такой предмет, который требует различных способов при её изучении. Эти способы соответствуют китайской пословице:
Я слышу — я забываю,
Я вижу — я запоминаю,
Я делаю — я понимаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-pedsovet-2014-2015.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему:
«Особенности запоминания учебного материала у подростков».
Выполнила:
учитель географии
МБОУ «Устьинская СОШ»
Шебалкина С.А.
Устье, 2014 г.
Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
Виды памяти:
- По объекту памяти (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная);
- По степени волевой регуляции (произвольная, непроизвольная);
- По длительности сохранения в памяти (кратковременная, долговременная, оперативная);
- По органам чувств (зрительная, слуховая)
Процессы памяти:
- Запоминание
- Сохранение
- Воспроизведение
Существуют два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения
Речевой – 15 %
Зрительный – 25%
Оба одновременно- 65%
Законы памяти:
-Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые.
-Действия запоминаются лучше, чем мысли.
-Эффект края. Лучше запоминается начало и конец.
-Редкие и странные явления запоминаются лучше.
-Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
-Заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени.
И так как тема моего доклада «Особенности запоминания учебного материала» я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.
География – это такой предмет, который требует различных способов при её изучении. Эти способы соответствуют китайской пословице:
Я слышу — я забываю,
Я вижу — я запоминаю,
Я делаю — я понимаю.
Что я использую на своих уроках, чтобы дети лучше запоминали изучаемый материал:
1. Кроме слуховой информации на каждом уроке используются карты, плакаты, схемы, демонстрационные фильмы. Недостающую информацию я демонстрирую используя проектор.
2. При объяснении темы, например, «Природные зоны мира». Дети открывают атлас и находят карту «Природные зоны», с которой они будут работать в течение всего урока. Затем мы определяем определение - «Природная зона» и характеризуем каждую природную зону. При этом одновременно используется демонстрационная карта «Природные зоны мира» и слайды «Растительный и животный мир по каждой природной зоне».
3.На дом кроме изучения параграфа задаётся задание в контурной карте, где нужно отметить месторасположение изученных на уроке природных зон.
4. При закрепление темы использую заполнение таблиц. Например, тема «Климат Африки». Таблица состоит из следующих граф:
Климатический пояс | Месторасположение | Сред. температура июля, 0 С | Сред. температура января, 0 С | Воздушные массы | Количество осадков, |
Благодаря таблицы выстраивается чёткая схема расположения климатических поясов и их характеристика.
5. На уроке часто использую схемы.
1) Например, тема «Горные породы». Схема «горные породы» заранее создаётся на слайде дома. И на уроке по данной схеме изучаем тему, параллельно демонстрируя образцы горных пород.
2) Или схема создаётся вместе с детьми в течение урока. Например, тема «Вода» (природоведение). На вопрос в каких состояниях вода встречается в природе.
3) При закреплении в конце урока вычерчиваем схему по изученному материалу.
Например, при изучении темы «Геоморфологическая среда Тамбовской области», т.е. мы должны определить какие формы рельефа расположены на территории Тамбовской области. В конце урока вычерчивается следующая схема-цепочка: Тамбовская область → Евразия → Евразийская плита → Русская платформа → Восточно-Европейская равнина → Окско-Донская низменная равнина → овраги, балки, западины, моренные отложения.
6. Для изучения трудного и объёмного текста параграфа использую план изучения. Постепенное и поэтапное изучение по пунктам плана способствует пониманию и запоминанию данного параграфа.
7. Большое значение уделяю повторению с учащимися учебного материала в течение целого года.
Например, при изучении географических оболочек. Изучив одну, при изучении следующей оболочки повторяется ранее изученная. Постоянное вспоминание способствует запоминанию географических оболочек.
8. При ответе у доски ученик всегда показывает изученные географические объекты по карте.
Свой доклад я хочу закончить двумя высказываниями:
Не скоро забывается то, что долго заучивалось.
Неизвестный автор
Память слабеет, если ее не упражняешь.
Цицерон
Поэтому, если дети постоянно учат, выполняют все задания, то данный изучаемый материал остаётся у них надолго в памяти. И память их не слабеет, а укрепляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила запоминания учебного материала
Правила , которые можно использовать в работе учителю....
Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.
Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....
Современные приемы и методы запоминания учебного материала.
Современные приемы и методы запоминания учебного материала - обобщенные рекомендации для учителей при подготовке и для проведении уроков....
доклад на тему "Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития". Мастер-класс по организации и проведению семейных праздников.
теоретический и практический материал для педагогов и родителей...
Доклад на тему «Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в основной школе»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, соци...
Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»
Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...
Тема : «Особенности методики проведения учебного занятия «Технология» по теме: «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов» с применением учебника нового поколения (5 класс)».
Онлайн-конференция "Современный учебник технологии как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке"17 мая 2018 г. состоялась онлайн-конференция «Современный учеб...