Приемы работы и основные способы адаптации учебного материала для обучающихся с РАС
учебно-методический материал
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. Дети с расстройствами аутистического спектра особенные, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Для работы с данной категорией детей педагогам дополнительного образования необходимо иметь определенные знания о приемах работы и об адаптации материалов для занятий детей с РАС. Показаны формы работы и приемы адаптации материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Машкина М.Л., педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр»
Приемы работы и основные способы адаптации учебного материала для обучающихся с РАС.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. Дети с расстройствами аутистического спектра особенные, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Для работы с данной категорией детей педагогам дополнительного образования необходимо иметь определенные знания о приемах работы и об адаптации материалов для занятий детей с РАС.
Наиболее распространенные способы адаптации учебного материала, и в частности, самих учебных заданий:
1. Упрощение инструкции к заданию. Данный способ адаптации включает: - разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; - замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;- дублирование устных инструкций письменными.
2. Индивидуализация стимульных материалов. У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые эффективно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ребенок лепит не абстрактную бабочку, а героя любимого мультфильма.
3. Минимизация двойных требований. В процессе обучения к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе двойные требования: возьми синий пластилин и слепи домик, ножницами вырежи фигуры и сделай из них открытку и т.д. Выполнение таких заданий – часто сложная задача для детей с РАС. В подобных случаях важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные требования.
4. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все запланированные задания. В этом случае обучающемуся с РАС можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень не меняется их сложности.
5. Упрощение содержания задания. Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников, меняется уровень сложности задания. Варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.
Эффективные приемы работы:
- пошаговое обучение (постепенное увеличение времени ожидания);
- использование таймеров и часов, наглядно демонстрирующих, сколько времени осталось ждать;
- поощрение ожидания ребенка, если оно не сопровождается дезадаптивным поведением;
- использование интересных для ребенка видов деятельности для облегчения процесса ожидания.
Многие дети с РАС не умеют соблюдать определенные установленные правила. Это связано обычно с тремя факторами: непониманием этих правил, нежеланием их соблюдать и невозможностью регулировать и контролировать свое поведение.
Индивидуальные занятия с аутичным ребенком на развитие творческих способностей могут вызвать у ребенка интерес, если он увидит заинтересованность взрослого, сначала ребенок долго может наблюдать, но потом, как правило, вступит в контакт со взрослым.
Аутичные дети неравнодушны к пластилину. При лепке нужно обратить внимание, чтобы в результате у ребенка появилась поделка, фигурка, спросить у него, что это такое? При изготовлении поделок из пластилина, можно добавлять всякие природные материалы, такие как шишки, желуди, листья деревьев, камушки и другие, если же природных материалов нет, можно добавлять пуговицы, листья бумаги и так далее, это вызывает большой интерес у ребенка.
Очень большое значение имеет работа с бумагой. Ребенку нужно показать свойства бумаги, что она рвется, мнется, режется, что ее можно складывать, приклеивать. После можно приступить к различным поделкам из бумаги. Именно у тех аутичных детей, которые занимаются с педагогом на занятиях, как показывает опыт, преодолеваются трудности, организовывается деятельность, и в итоге таким детям становится легче успешно обучаться в школе.
Список литературы:
- Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
- Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВОМГППУ, 2017. 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.
Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся....
Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся.
Выступление на республиканском семинаре.Современные образовательные технологии в области преподавания русского языка и литературы...
ООД как эффективный способ концентрации учебного материала
ООД как эффективный способ концентрации учебного материала...
Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития.
Деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) ПМПК включает:- -изучение документации и анализ предоставленной информации о разных сферах жизни и предыдущих этапах развития ребенка;- пров...
Методические особенности адаптации учебного материала по математике для детей с ОВЗ
Три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.Инклюзивное образование.Методические особенности адаптации учебного материалаСпециальные методики для обучения детей с ОВЗ...
Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках физической культуры
Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами индивидуализации предполагает разработку методических, образовательных продуктов, которые отвечали бы задач...
"Адаптация учебного материала по профильному труду для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Выступление на краевой презентационной площадке...