Технологии адаптации учебного материала
методическая разработка по технологии

технология адаптации учебного материала на уроках слесароного дела учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_adaptatsii_uchebnogo_materiala.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Методическое объединение учителей технологии.

«Технологии адаптации учебного материала по технологии для детей с ОВЗ»

Подготовил и провел

учитель технологии

Петерс Дмитрий Викторович

2024-2025 уч. год (декабрь)

Технологии адаптации учебного материала по технологии

для детей с ОВЗ.

Большое значение в адаптации детей, живущих в учреждениях интернированного типа, имеет трудовое обучение. Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Для умственно отсталых детей характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать ее, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы.

Важно учитывать и то, что трудовое обучение создает перед умственно отсталыми учащимися общие трудности. Школьники, как правило, не умеют правильно выбрать рациональный путь выполнения задания: организовать последовательность действий и трудовых операций, адекватно использовать приспособления, инструменты, правильно обрабатывать материалы, объясняться (задавать вопросы и правильно отвечать на них) не только с учителем, но и с одноклассниками. Выполняя задание, умственно отсталые школьники в значительной мере нуждаются в организующих и направляющих со стороны взрослых действиях.

Чтобы успешно подготовить учащихся к самостоятельной жизни, учитель трудового обучения использует в своей работе различные технологии обучения, методы и приемы, в том числе индивидуальный и дифференцированный подходы.

По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на каждого учащегося. Работу учитель организует внутри класса по группам. В состав группы входят один - два ученика, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и одноклассников. Педагог должен хорошо знать каждого ученика: одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему необходим неоднократный показ приемов работы.

Для успешного усвоения учебного материала большую роль играет наглядность, которая активизирует и направляет практическое мышление учащихся. Такой наглядностью являются предметные технологические карты, которые отражают основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов, выполняемых операций. Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться техническими терминами. Также активно используются на уроках трудового обучения образцы изделия, чертежи, схемы, таблицы

Применение наглядности в специальных (коррекционных) учреждениях способствует:

- чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления;

- запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике;

- формированию у учащихся навыков организации и планирования деятельности;

- коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики;

- воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и эстетическому развитию.

Овладение трудовыми навыками у учащихся специальных (коррекционных) школ затруднено, они прививаются медленно. Их воспитание требует показа действия, многократного его повторения самими учащимися, повседневного контроля со стороны учителя и достаточно развитого самоконтроля. Большое внимание учитель уделяет обучению правильным рабочим приемам, качеству выполнения трудового задания, отработке скоростных показателей.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расход материалов, понимать процессы изготовления материалов, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при изготовлении изделий, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.

Немаловажную роль в овладении трудовыми умениями и навыками играет применение современных педагогических технологий. Например, опорные сигналы по В. Ф. Шаталову:

  • изучение теории: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); повторное объяснение по красочному плакату; индивидуальная работа учащихся над своими заданиями, фронтальное закрепление по блокам выполнения изделия;
  • самостоятельная работа: опорные схемы + учебник + помощь учителя;
  • устное проговаривание своих действий, используя опорные схемы;
  • в процессе изготовления изделий внешний контроль, самоконтроль, самооценка (профилактика конфликтных ситуаций).

Компьютерные технологии: использование развивающих игр - развивает образное мышление, память, внимание, прививает эстетический вкус.

Учитель на уроках технологии нацеливает детей на то, что после окончания школы они смогут продолжить обучение в профессиональных училищах и получат интересную и нужную профессию, а также их знания, умения и навыки пригодятся и в быту и в повседневной жизни.

Для закрепления трудовых умений и навыков, а также для лучшей социализации учащихся учебные мастерские принимают заказы на изготовление различных изделий для школы.

Таким образом, обучение технологии развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение слесарных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Список литературы

  1. Ерошина Г. Ю., Козлова Л. В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида//Коррекционная педагогика. 2006. № 5. С. 25-32
  2. Кириллова А. Г. Организация общественно полезного производительного труда в процессе трудового обучения швейному делу старшеклассников вспомогательной школы//Дефектология. 1987. № 6. С. 38-41
  3. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988
  4. Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников//Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75-80
  5. Носкова Н. Г. Система коррекционно-педагогической работы в обучении швейному делу//
  6. Программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида/Под редакцией В. В. Воронковой.-М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития.

Деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога)  ПМПК включает:- -изучение документации и анализ предоставленной информации о разных сферах жизни и предыдущих этапах развития ребенка;- пров...

Методические особенности адаптации учебного материала по математике для детей с ОВЗ

Три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.Инклюзивное образование.Методические особенности адаптации учебного материалаСпециальные методики для обучения детей с ОВЗ...

Технология визуализации учебного материала на уроках музыки.

Практический опыт использования технологии визуализации....

Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках физической культуры

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами индивидуализации предполагает разработку методических, образовательных продуктов, которые отвечали бы задач...

Приемы работы и основные способы адаптации учебного материала для обучающихся с РАС

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, а...