Технологии адаптации учебного материала
методическая разработка по технологии
технология адаптации учебного материала на уроках слесароного дела учащихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Методическое объединение учителей технологии.
«Технологии адаптации учебного материала по технологии для детей с ОВЗ»
Подготовил и провел
учитель технологии
Петерс Дмитрий Викторович
2024-2025 уч. год (декабрь)
Технологии адаптации учебного материала по технологии
для детей с ОВЗ.
Большое значение в адаптации детей, живущих в учреждениях интернированного типа, имеет трудовое обучение. Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Для умственно отсталых детей характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать ее, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы.
Важно учитывать и то, что трудовое обучение создает перед умственно отсталыми учащимися общие трудности. Школьники, как правило, не умеют правильно выбрать рациональный путь выполнения задания: организовать последовательность действий и трудовых операций, адекватно использовать приспособления, инструменты, правильно обрабатывать материалы, объясняться (задавать вопросы и правильно отвечать на них) не только с учителем, но и с одноклассниками. Выполняя задание, умственно отсталые школьники в значительной мере нуждаются в организующих и направляющих со стороны взрослых действиях.
Чтобы успешно подготовить учащихся к самостоятельной жизни, учитель трудового обучения использует в своей работе различные технологии обучения, методы и приемы, в том числе индивидуальный и дифференцированный подходы.
По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на каждого учащегося. Работу учитель организует внутри класса по группам. В состав группы входят один - два ученика, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и одноклассников. Педагог должен хорошо знать каждого ученика: одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему необходим неоднократный показ приемов работы.
Для успешного усвоения учебного материала большую роль играет наглядность, которая активизирует и направляет практическое мышление учащихся. Такой наглядностью являются предметные технологические карты, которые отражают основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов, выполняемых операций. Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться техническими терминами. Также активно используются на уроках трудового обучения образцы изделия, чертежи, схемы, таблицы
Применение наглядности в специальных (коррекционных) учреждениях способствует:
- чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления;
- запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике;
- формированию у учащихся навыков организации и планирования деятельности;
- коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики;
- воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и эстетическому развитию.
Овладение трудовыми навыками у учащихся специальных (коррекционных) школ затруднено, они прививаются медленно. Их воспитание требует показа действия, многократного его повторения самими учащимися, повседневного контроля со стороны учителя и достаточно развитого самоконтроля. Большое внимание учитель уделяет обучению правильным рабочим приемам, качеству выполнения трудового задания, отработке скоростных показателей.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расход материалов, понимать процессы изготовления материалов, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при изготовлении изделий, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.
Немаловажную роль в овладении трудовыми умениями и навыками играет применение современных педагогических технологий. Например, опорные сигналы по В. Ф. Шаталову:
- изучение теории: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); повторное объяснение по красочному плакату; индивидуальная работа учащихся над своими заданиями, фронтальное закрепление по блокам выполнения изделия;
- самостоятельная работа: опорные схемы + учебник + помощь учителя;
- устное проговаривание своих действий, используя опорные схемы;
- в процессе изготовления изделий внешний контроль, самоконтроль, самооценка (профилактика конфликтных ситуаций).
Компьютерные технологии: использование развивающих игр - развивает образное мышление, память, внимание, прививает эстетический вкус.
Учитель на уроках технологии нацеливает детей на то, что после окончания школы они смогут продолжить обучение в профессиональных училищах и получат интересную и нужную профессию, а также их знания, умения и навыки пригодятся и в быту и в повседневной жизни.
Для закрепления трудовых умений и навыков, а также для лучшей социализации учащихся учебные мастерские принимают заказы на изготовление различных изделий для школы.
Таким образом, обучение технологии развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение слесарных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Список литературы
- Ерошина Г. Ю., Козлова Л. В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида//Коррекционная педагогика. 2006. № 5. С. 25-32
- Кириллова А. Г. Организация общественно полезного производительного труда в процессе трудового обучения швейному делу старшеклассников вспомогательной школы//Дефектология. 1987. № 6. С. 38-41
- Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988
- Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников//Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75-80
- Носкова Н. Г. Система коррекционно-педагогической работы в обучении швейному делу//
- Программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида/Под редакцией В. В. Воронковой.-М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/22/picture-69873.jpg)
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008537-1517982426.jpg)
Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития.
Деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) ПМПК включает:- -изучение документации и анализ предоставленной информации о разных сферах жизни и предыдущих этапах развития ребенка;- пров...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-1031351-1523908524.jpg)
Методические особенности адаптации учебного материала по математике для детей с ОВЗ
Три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.Инклюзивное образование.Методические особенности адаптации учебного материалаСпециальные методики для обучения детей с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-1379066-1642523710.jpg)
Технология визуализации учебного материала на уроках музыки.
Практический опыт использования технологии визуализации....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1012152-1518872896.jpg)
Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках физической культуры
Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами индивидуализации предполагает разработку методических, образовательных продуктов, которые отвечали бы задач...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1500595-1702207156.jpg)
Приемы работы и основные способы адаптации учебного материала для обучающихся с РАС
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, а...
"Адаптация учебного материала по профильному труду для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Выступление на краевой презентационной площадке...