Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
рабочая программа

Ульяхова Маргарита Алексеевна

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.

Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления  нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ БРАСОВСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ,МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

п.Локоть  Брасовского района Брянской области

242300, п.Локоть, ул.Школьная, 1-а

Тел. 9-11-89

Принята на заседании

педсовета                                                    «Утверждаю»

                                 Директор: Полякова Т. Н.___________

Протокол №                                                                                        Приказ №______________

_______________

                                                                                           От   «_____»______________20_____г..

От « _____  »  _____________   20____г..

                                           

                                                                                                                                               .

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности

для детей с нарушением речи

 «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии)

 у обучающихся младших классов»

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Ульяхова Маргарита Алексеевна

Учитель-логопед  Центра ППМСП

2019 г.

                                                   Пояснительная записка

Актуальность программы:

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.

 Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

  1. Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от   22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и  

      педагогах – психологах учреждений образования».

  1.  Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического

      пункта      общеобразовательного учреждения».

  1.  Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя

     общеобразовательная   школа №3».

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.

      Инструктивно-методическое письмо  о работе учителя-логопеда при

      общеобразовательной школе. (Основные направления    формирования

      предпосылок к продуктивному  усвоению программы обучения родному

      языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.

          Методическое обоснование

Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности  и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи. В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Ястребовой,  Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой, Е.В. Мазановой.

Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления  нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.

Задачи программы:

Образовательные:

-        Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

-        Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

-        Формирование способности к анализу и  принятию автономного решения;

-        Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

-        Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

-        Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

-        Развитие зрительной памяти;

-        Развитие  произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

-        Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

-        Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

-        Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

-        Развитие избирательности слухоречевой памяти;

-        Развитие и  формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

-        Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

-        Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического  и интеллектуального развития  детей.

-        Чередование  статических и динамических игр и упражнений.

Методы, используемые в программе

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

  • специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
  • дидактические:
  • наглядные;
  • словесные методы с опорой на наглядность;
  • словесные методы без опоры на наглядность;
  • практические методы, которые должны носить игровой характер.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:

• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

• творческие — во время работы по формированию звуко - буквенного анализа и синтеза.

Программа направлена на устранение нарушений  у учащихся письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием зрительно анализатора.  

Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).

Рекомендации к применению программы:

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ,  фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют  улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения помогает организовать  дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только  экономят время,  но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания  для учащихся с различной учебной мотивацией.

Целевая аудитория

Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на  учащихся 2-4 классов.  

Общая характеристика программы

Программа  реализуется при групповой (подгрупповой и индивидуальной) форме работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся два-три раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.

Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В  течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования  планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика  (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной  и устной речи  даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной  работы).

Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции,   звукообразованием.

Коррекционный блок.

Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по  необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.

I раздел. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие логоритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
  • Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

III раздел. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

При работе над предложением:

  • Учим выделять предложения из сплошного текста;
  • Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
  • Формируем умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.

Для реализации программы необходимо наличие:

  • кабинета
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебной литературы;

Содержание программы

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

  • Работа по преодолению акустической дисграфии;
  • Работа по преодолению оптической  дисграфии;
  • Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
  • Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
    языкового анализа и синтеза.

Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.

 Работа по преодолению акустической дисграфии

Задачи:

  • развитие слухового восприятия;
  • формирование и развитие представлений о звуках;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
    глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение    произносительного    и    слухового    образа    каждого    из смешиваемых звуков
  • сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
    плане.

Работа по преодолению оптической дисграфии

Задачи:

  • развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение представлений о форме, величине, цвете;
  • ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
  • конструирование и реконструирование букв;
  • нахождение, выделение букв.

Работа по преодолению аграмматической дисграфии

Задачи:

  • формирование, развитие и совершенствование умения точного
    соотнесения слова с предметом, явлением, действием;
  • формирование,   развитие   и   совершенствование   полноценных
    представлений о морфологическом составе слова;
  • формирование,      развитие      и      совершенствование      умения
    грамматического оформления речи;

•        формирование, развитие и совершенствование связной речи.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
    и дальнейшее его обогащение как путем  накопления новых слов,
    относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
    активно    пользоваться    различными    способами    словообразования.
    Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
  • уточнение,    развитие    и    совершенствование    грамматически
    правильного  оформления речи путем  овладения  словосочетаниями,
    связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
    конструкций.
  • развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
    установление   последовательности   высказывания;   отбор   языковых
    средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
    совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
    заданным образцам.

Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Задачи:

•        формирование,   развитие   и   совершенствование   навыка   анализа

структуры предложения;

•        формирование, развитие и совершенствование  навыка слогового

анализа и синтеза;

•        формирование,       развитие       и       совершенствование       навыка

фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

•        определение   количества,   последовательности   и   место   слов   в

предложении;

•        выделение гласного звука из слога, слова;

•        работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе

слова;

•        определение количества, места слога в слове;

•        составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

вычленение первого и последнего звука из слова, определение его

места;

 •        определение последовательности, количества и позиционного места

в слове.

Оценка качества выполнения программы

При оценке эффективности коррекционной работы учитываются параметры Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы по чтению и русскому языку.

Результаты первичной, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в речевой карте учащегося начальной школы.

Методы     оценки     эффективности     программы.   

Предусмотрены следующие проверочные работы:

  • Диктанты;
  • Индивидуальные задания;
  • Тесты;

•      Компьютерные программы;

•        Работа с дидактическим материалом;

Предполагаемый результат

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

-        термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

-        все буквы и звуки родного языка;        

-        отличительные признаки гласных и согласных звуков;

-        гласные и согласные звуки;

-       твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

-        пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости

- глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

-           узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-        обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

-        использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-          различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-        производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

-        записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-        подбирать слова на заданный звук;

-        сравнивать слова со сходными звуками;

-        строить звуковые схемы слогов и слов;

-        составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-           восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

-        самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется  по  критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.

Всякое положительное изменение в состоянии  сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности   осуществлять   контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

Количество занятий и комплектация групп.

Занятия проводятся два - три раза в неделю с перерывом на школьные каникулы, в группах не более 4-5 человек. Группы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.

Количество необходимых занятий по одной теме определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы.


Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанной формой дисграфии на первую четверть 20___-20___ учебного года

Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Количество занятий

Дата

Примечание

1.

                                                                                Диагностико-аналитический блок

Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Состояние сформированности словообразования и словоизменения.

Состояние сформированности устной и письменной речи.

Выявление состояния сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Выявление состояния сформированности словообразования и словоизменения.

Выявление состояния сформированности устной и письменной речи.

1

1

1

2.

                                                                                         Коррекционная работа

«Звук-буква». Дифференциация понятий.

Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков 1 ряда из звукового ряда, слога, слова.

Согласные звуки и буквы.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

Слогообразующая функция гласных.

Ударение. Ударный слог.

Гласные звуки и буквы. Образование гласных 2 ряда.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (а-я).

Формирование понятия о букве как о графическом образе звука.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы.

Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Формирование (закрепление) навыка определения ударного слога в словах.

Формирование навыка употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

1

   1

1

1

1

1

1

3.

                                                                                           Оценочный этап

Оценка динамики развития учащихся.

 Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

  1

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на вторую четверть 20___-20___ учебного года

Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Количество часов

Дата

Примечание

1.

Коррекционная работа

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (у-ю).

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (о-ё).

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (ы-и).

Употребление буквы «ь».

Формирование навыка употребления букв «у- ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

Формирование навыка употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

Формирование навыка употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.

2

2

2

3

Дифференциация звуков

 [б-п].

Дифференциация звуков

 [в-ф].

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [б-п].

Развитие фонематической дифференциации звуков [б-п] :

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [в-ф] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [в-ф]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

   2

   2

2.

Оценочный этап

Оценка динамики развития учащихся.

Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

   1

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на третью четверть 20___-20___ учебного года

Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1.

Коррекционная работа

Дифференциация звуков

 [г-к].

Дифференциация звуков

[д-т].

Дифференциация звуков

[с-з].

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [г-к] (твёрдые и мягкие).

Развитие  фонематической дифференциации звуков [г-к]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [д-т] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [д-т]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-з].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-з] :

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

             2

     2

     2

Дифференциация звуков

 [ж-ш].

Дифференциация гласных звуков [о-у].

Обозначение мягких согласных на письме буквами «е-ю».

Дифференциация звуков

[с-ш].

Дифференциация звуков

[з-ж].

Дифференциация звуков

[с-ц].

Дифференциация звуков

[ч-ш].

Дифференциация звуков

[ч-щ].

Дифференциация звуков

 [ч-ц].

Дифференциация звуков

[ч-т’], [ч-т].

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ж-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ж-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Развитие фонематической

дифференциации звуков [о-у]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Формирование навыка употребления на письме букв «ё-ю» после мягких согласных.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [з-ж].

Развитие фонематической дифференциации звуков [з-ж]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

 Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ц].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ц]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

 Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-щ].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-щ]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ц].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ц]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч- т’], [ч-т].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-т’], [ч-т].

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

           2

   2

   2

   1

            1

             2

             1

             1

            1

             1

2.

Оценочный этап

Оценка динамики развития учащихся.

Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

       1

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на четвёртую четверть 20___-20__ учебного года

Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1.

Коррекционная работа

Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

 Развитие зрительной дифференциации букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

5-7

Работа проводится по необходимости

с-е

о-с

у-д-з л-и

м-ш в-д

о-а

 б-д

 и-у

У-Ч

п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж

ч-ъ

Г-Р

Ю-Н

и-ш

л-я

Н-К

 а-д

Активизация словарного запаса.  Развитие лексического строя речи.

 

Развитие процессов словообразования.

Развитие процессов словоизменения.

Развитие навыков связного высказывания.

Уточнение значений имеющихся у учащихся слов.

 Продолжение обогащения словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи:

- слова, называющие предметы, явления природы (имя существительное), (3-4 кл.);

- слова, обозначающие действие предмета (глагол);

- слова, обозначающие признаки предмета (прилагательное) (3-4 кл.);

- слова-антонимы;

- слова-синонимы;

- слова-омонимы.

 Развитие умений:

- образовывать существительные при помощи различных групп суффиксов;

- префиксального словообразования;

- образовывать качественные прилагательные.

 Развитие умений:

- образовывать множественное число имени существительного и имена существительные родительного падежа множественного числа;

- согласовывать прилагательные и существительные;

- согласовывать существительные и числительные.

Формирование  навыков:

- программирования смысла и смысловой структуры высказывания;

- установления логики, связности, последовательности изложения.

Отбирание языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).

     4-5

   3-4

   4-5

  3-4

2.

Оценочный этап

Оценка динамики развития учащихся.

Выявление  результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующем учебном году.

  1

Всего часов:  66 -72


Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного  учреждения. Начальная школа. М., 2011.
  2. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Программно-  методические материалы. М., 2000.
  3. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М.  и др.  Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.
  4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. С-П., 2009.
  5. Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
  6. Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-П., 2009.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003.
  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.
  9. Левина  Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/ Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
  10. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий   для логопедов.
  11. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбомы 1-2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/ Е.В. Мазанова – 2-е изд., испр.- М.: издательство «ГНОМ и Д», 2008.*
  12. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбомы 1-2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
  13. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.*
  14. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.*
  15. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. –– М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.*
  16.  Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.*
  17. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.  С-П., 2001.
  18. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009.
  19. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. С-П., 2009.
  20. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. С-П., 2009.
  21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
  22. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших  школьников. М., 2000.
  23. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
  24. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности на основе кадетского казачьего класса

Дополнительная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности на основе кадетского казачьего класса...