Конспект урока по духовно-нравственному воспитанию «Семья – любви великой царство»
план-конспект урока (9 класс)
Данная разработка предназначена для учителей, преподающих курс "Истоки" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 424.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Методическая разработка урока по предмету «Истоки»
«Семья – любви великой царство»
9 класс
Автор учитель предмета «Истоки»
МКОУ Островской СОШ
Малодушная Елена Викторовна
Островское
2018
Пояснительная записка
Преподавание курса «Истоки» разработано на основе элементов социокультурного системного подхода. В основе методики лежат технологии эффективного обучения: приобретение социокультурного опыта.
Учебный курс «Воспитание на социокультурном опыте» реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка на основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании.
Цель создания разработки:
разработать методические основы преподавания одной из тем курса «Истоки» с использованием активных методов обучения
Задачи:
изучить опыт использования технологии активных методов обучения;
разработать конспект и технологическую карту урока по теме «Семья – любви великой царство»;
экспериментально проверить эффективность предложенного методического подхода.
Данная разработка предназначена для учителей, преподающих курс «Истоки» 9 класса по теме «Семья. Любовь», осваивающих методику активных форм обучения с использованием элементов компьютерных технологий. Продолжительность урока сорок минут.
Обоснование актуальности данного урока:
Работая над составлением методической разработки урока, учитель исходил из того, что данная тема является одной из основных в курсе изучения предмета «Истоки» в девятом классе. Учитель старался обратить внимание учащихся на вопросы, раскрывающие семейные ценности на примере жизни святых Петра и Февронии Муромских. Урок призван формировать духовные и нравственные качества, показать непреходящую ценность любви, как великой силы, возвышающей человека.
Данный урок имеет межпредметную связь, проходит интеграция с уроком музыки. Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано её отстаивать. Самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Наиболее часто учитель использует этот вид интеграции на своих уроках. Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу урока.
Применение информационных технологий соответствует требованиям к современному уроку, так как учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.
Авторский вклад в разработку, заключается в подборе программного материала доступного возрасту учащихся, определении способов деятельности учащихся на разных этапах урока, подборе необходимых ресурсов, в том числе цифровых. С целью формирования навыков проектно-исследовательской деятельности перед проведением урока учащимся предлагалось осуществить мини-исследование по изучаемой теме. Результаты творческой работы учащихся стали основными источниками информации на данном уроке. Самостоятельная работа в группах, парах позволяет научить детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, учит умению работать в команде.
Ожидаемый результат:
В процессе работы по данной теме учащиеся должны прийти к следующим выводам:
- семья – это опора счастья;
- семья – это близкие и родные люди;
- любовь – это одна из самых важных ценностей, которая лежит в основе семьи;
- святые супруги Пётр и Феврония Муромские - являются образцом нравственных и духовных ценностей, своей любовью и верностью доказали это.
Представленный материал можно использовать при организации внеклассной работы с учащимися, при проведении классных часов на уроках литературы, музыки.
Теоретическая часть
Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы учащимся проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика помогают реализовать личностно-ориентированный подход, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Для достижения высокого качества организации образовательного процесса, роста интереса к обучению, повышения эффективности данных методов и способов обучения позволяет применение ИКТ-технологий.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
- Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- Индивидуализация работы самого учителя;
- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- Усиление мотивации к обучению;
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- Обеспечение гибкости процесса обучения.
Благодаря использованию ИКТ на уроках формируется коммуникативная компетенция как система качеств, включающая творческое мышление, культуру речевого общения, психоэмоциональную регуляцию своего состояния, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, умение слушать, следить за логикой изложения собеседника, умение задавать вопросы, размышлять вслух, утверждать свою точку зрения, доказывать, выражать свое отношение к высказываемому.
На протяжении ряда лет в нашей школе работает творческая группа, занимающаяся проблемой использования в практике работы педагога технологии «Активные методы обучения».
Данная технология соответствует всем требованиям ФГОС. Суть ее заключается в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
Методическое обеспечение урока
Активизация познавательной деятельности на уроке - это осмысленный, вызывающий интерес процесс творческой работы учащихся, когда дети понимают ее значимость, и она вызывает желание самостоятельного познания. На данном уроке выделяются следующие приемы активизации познавательной деятельности учащихся:
1) Приемы, связанные с содержанием учебного материала и способами его организации:
– познавательная проблемная задача, как основной источник активного мышления;
– свобода выбора деятельности, содержания деятельности, задания;
– разнообразие форм и видов деятельности;
– оценка, поощрение, создание ситуации успеха;
– использование ИКТ-технологий;
– использование аудиозаписей;
– ролевое участие.
2) Создание благоприятного психологического климата:
– стиль взаимодействия с учащимися (сотрудничество, поддержка, взаимопонимание);
– речь, эмоциональность, чувство юмора, внешний вид;
– общая эрудиция и т.д.
3) Усвоение общеучебных умений учащихся:
– учебно-организационные (умение принимать и самостоятельно планировать задачи, отбирать средства их выполнения);
– учебно-информационные (информационные поиск, навык работы с компьютером, техническими средствами);
– учебно-интеллектуальные умения (умения мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, выделять главное, самоконтроль);
– учет индивидуальных требований;
– учет работоспособности детей.
4) Организация учебной среды обучения.
Организация обучения на основе личностно-ориентированного подхода означает, что все методические решения учителя должны преломляться сквозь призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Каждая учебная задача, которая ставится на уроке, должна быть понята и принята учащимися. Адресованные школьнику вопросы, задачи стимулируют его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют его речевую деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки, неудачные ошибочные действия.
На данном уроке по теме «Семья – любви великой царство» важнейшими приемами активизации познавательной деятельности учащихся являются использование содержательных проблемных ситуаций, конкретных задач, смена форм организации обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая), самоконтроль.
На уроке учитель ведет работу по группам и со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, является организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на данном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. На уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. При подготовке к уроку двум ребятам было дано опережающее задание, которое было направлено на формирование познавательной деятельности, и приемам самостоятельной работы. Данный вид деятельности вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач. Так же, ребята с удовольствием показали свои музыкальные способности при исполнении песни, которую заранее выучили на уроке музыки. Благодаря введению активных форм обучения на уроке, можно определить не только уровень овладения учащимися содержания предмета, но и развитие: способность к межличностному деловому общению, способность управления знаниями, способность освоения социокультурных ценностей и категорий. Социокультурные тренинги, применяемые на данном уроке, ставят ребёнка в активную позицию, происходит переоценка узнанного и прожитого, изменяется восприятие, мышление, чувствование, развивается социокультурный опыт. Данная разработка урока включает в себя активное занятие, позволяющее выйти на аналоговое восприятие, осмысливание и прочувствование основных социокультурных категорий данного предмета. В данном тренинге выделяются четыре этапа: подготовительный, основной, обсуждение результатов работы, рефлексия. Цель подготовительного этапа – создание мотивации учащихся на выполнение задания. В ходе его проведения учителю важно присоединиться к особенностям восприятия и мышления учащихся, объяснить цель работы и как можно точно описать результат, который необходимо достигнуть. Основной этап. Работа индивидуально, в четверках, когда учитель создает ситуацию положительного развития. Активность передается учащимся. Роль учителя направляющая, поддерживающая, корректирующая. Учитель наблюдает за самостоятельной работой учащихся на индивидуальном чане, анализирует успехи и неудачи в общении ребят. Важно контролировать ситуацию общения в группе, вовремя прийти на помощь, подвести к компромиссу; взаимной обоюдной уступке, призывая к совместному поиску выхода их ситуации. Заключительный этап (рефлексия). Идет анализ и оценка учителем и учащимися результатов работы, осваивается методика анализа и самоанализа деятельности. При анализе акцент делается па положительных результатах, определяется то, чему, предстоит научиться в будущем. Подчеркивается важность совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
Апробация
Открытый урок по теме «Семья – любви великой царство» был проведен в январе 2014 года. На нем присутствовали учителя, преподающие предмет «Истоки», из всех школ муниципалитета, представители районного отдела образования. Со стороны гостей урок получил очень высокую оценку. По результатам проведенной в конце урока рефлексии можно судить о том, что ребята работой остались довольны. Результат принёс радость и удовлетворение. Каждый смог показать свой уровень сформированности компетенций.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Формы деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
1.Присоединение Рефлексия | Словесный метод Создание ситуации успеха | Беседа учителя, самостоятельная работа учащихся | Изучение психологического настроя учащихся на уроке. Создание условий для положительной эмоциональной атмосферы погружения учащихся в тему урока. Подготовка к работе (мотивация) | Фронтальная | Дети оценивают свое настроение, эмоциональный всплеск | |
2.Подготовка к основному этапу | Репродуктивный, проблемный Информационно- рецептивный Погружения | Ответы на вопросы | Обеспечение понимания учащимися цели учебно-позавательной деятельности. | Слушание аудиозаписи | Фронтальная Диалог | Учащиеся отвечают на вопросы, что мы называем семьёй, почему семью называют «домашней церковью»? |
3.Постановка темы и целей урока учащимися | Информационное поле Осмысливание содержания эпиграфа, высказывания учеников по смыслу содержания урока. Проблемный метод. Обсуждение темы урока её формулировка | Беседа Ответы на вопросы | Развитие целостного восприятия и элементов мышления. Постановка проблемной задачи, в которой отображается смысл темы урока | Печатные аудиовизуальные, демонстрационные Использование ИКТ | Фронтальная | Учащиеся определяют тему и цели урока |
4.Основной этап | Исследовательский частично поисковый, проблемный. Словесный метод Объяснительно-иллюстративный | Беседа, рассказ. Высказывания учащихся и учителя. | Высказывание учеников в виде монологической речи. Постановка проблемного вопроса | Печатные аудиовизуальные, демонстрационные, показ иконы Использование ИКТ | Фронтальная, индивидуальная | Учащиеся слушают, представляют и просматривают презентацию, отвечают на вопросы. |
5. Работа с презентацией и сообщениями. 6.Физкультминут-ка 7. Работа с цитатами 8. Активная форма обучения. Активное занятие. | Исследовательский частично поисковый, проблемный. Словесный метод Объяснительно-иллюстративный Метод соучастия
Объяснительный Исследовательский частично поисковый, проблемный Репродуктивный | Высказывания учащихся и учителя. Рассказ. Игровой прием здоровьесбе-режения учащихся Самостоятель- ная работа учащихся Индивидуальная и групповая работа Высказывания учащихся и учителя. | Выступление учеников с использованием презентации. Постановка проблемного вопроса Метод соучастия
Создание ресурсного места. Ориентация на взаимопонимание Умение приходить к согласию Использование активных форм обучения. Ориентация на взаимопонимание Развитие восприятия и мышления. Развитие общения в группе. Развитие мотивации совместного успеха и использование системы вознаграждения. | Печатные аудиовизуальные, демонстрационные Использование ИКТ Слушание аудиозаписи Демонстрационные Аудиовизуальные, демонстрационные Использование аудиозаписи (3 куплет песни) Печатные аудиовизуальные, демонстрационные Печатные аудиовизуальные, демонстрационные | Фронтальная, индивидуальная Вознаграждение доверием Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная групповая | Учащиеся слушают, представляют и просматривают презентацию, отвечают на вопросы. Самостоятельно подводят итог. Пение стоя Учащиеся осмысливают, сравнивают, анализ проблемной ситуации Слушают, осмысливают, высказывают свои мнения. |
9.Заключительный этап | Репродуктивный Словесный метод Создание ситуации успеха | Беседа, награждение учащихся, вручение буклетов | Обсуждение с учащимися выполненных целей и задач Высказывания учеников формулировка ими выводов Вознаграждение оценкой, проявление интереса к личности | Демонстрационный Использование ИКТ Буклет | Фронтальная Индивидуальная | Слушают, осмысливают, определяют, подводят итог урока |
10. Рефлексия | Объяснительно-иллюстративный | Беседа учителя | Изучение настроения учащихся после урока | Демонстрационный Букет желаний | Фронтальная | Дети оценивают свое настроение в конце урока |
9. Домашнее задание | Информационно-рецептивный | Творческая работа | Эссе | Печатные | Индивидуальная | Записывают задание |
Конспект урока
Тема «Пути к Истине. Любовь и семья»
Тема урока: «Семья – любви великой царство».
Девиз урока:
«Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России».
Илья Резник
Тип урока: изучение нового материала по данной теме с выработка аналитических умений сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Вид урока: межпредметный
Цель методическая: использование групповых и индивидуальных форм ведения урока, коммуникативной формы обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, более качественного усвоения материала; использование ИКТ в процессе изложения нового материала, проверка знаний, межпредметных связей.
Цели образования
- обучения:
- рассмотреть основные нравственные ценности, способствующие формированию семьи;
- формировать духовные и нравственные качества;
- рассказать о святых Петре и Февронии Муромских, о почитании их на Руси;
- помочь учащимся осознать что, святые супруги Пётр и Феврония Муромские - являются образцом нравственных и духовных ценностей;
- показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека;
- продолжить обучение учащихся аналитической и исследовательской работе.
- развития:
- развивать речь учащихся, их кругозор;
- развивать коммуникативные навыки в ходе индивидуальной работы;
- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
- совершенствовать умение анализировать музыкальное произведение;
- развитие умения присоединяться к восприятию партнёра и умения излагать мысли;
- воспитания:
- воспитание отношения к семейным ценностям, как общенациональной ценности, основе духовности и единения народа;
- воспитывать благоговейное отношение к православной святыне иконе Святых Петра и Февронии Муромских.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Презентация учащихся «Сказ о Петре и Февронии»
- Икона «Святых Петра и Февронии Муромских»
- Презентация учителя
- Раздаточный материал (высказывания, активное занятие, ромашка)
- Свеча
- Компьютер
- Экран
- Проектор
- Аудиозаписи («Гимн семьи» И. Резника в исполнении группы «Инь-Янь, «Пётр и Феврония» слова Е. Авдеевой, музыка В. Усланова, исполняет группа «Непоседы», «Ромашковые поля» в исполнении группы «Кватро»)
- Плакат с изображением вазы (рефлексия)
- Буклеты
Ход урока
1 . Присоединение
Класс оформлен: на пьедестале икона «Пётр и Феврония Муромские», лампада.
На партах раздаточный материал (высказывания выдающихся людей, активное занятие, ромашка для рефлексии)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдёт необычно. Этому способствует настроение всех сидящих в классе. И когда я вижу ваше хорошее настроение, то на душе становится тепло и светло. Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок. Сегодня каждый из вас будет стремиться внести свой вклад в урок. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.
2. Подготовка к основному этапу
Учитель: Ребята, чтобы нам настроиться на успешную работу, я предлагаю вам послушать очень красивую песню. А затем ответить на вопрос, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (слушают) Звучит «Гимн семье» в исполнении группы «Инь-Янь» (Приложение 1)
Учитель: Что вы почувствовали, слушая эту музыку? (ответы детей)
Учитель: А сейчас послушайте несколько выражений и скажите, какое слово здесь звучит, как ключевое?
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья — опора счастья.
Учитель: Ключевое слово? (семья)
Учитель: А что мы называем семьей? (Ответы детей)
Учитель: Это близкие и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример!
Учитель: В Толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: 1.Семья-группа живущих вместе родственников. 2.Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Учитель: В православии семья- это малое братство, где каждый несет свое служение. Апостол Павел, ученик Иисуса Христа, называет семью «домашней» церковью. А почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Учитель: Потому что она учит, наказывает и воспитывает, как родитель своего ребенка. Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья... Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями.... Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…
3. Постановка темы и целей урока учащимися
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?
Учитель: Правильно. Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока «Семья - любви великой царство» (Слайд1) (Приложение 2) И именно с этих лирических слов поэта Ильи Резника мне бы хотелось начать нашу тему: (слайд 2)
«Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России».
Учитель: Ребята, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы сегодня на уроке? (ответы детей). Это и будут задачи нашего урока, и сегодня мы попытаемся найти ответы на все эти вопросы.
Учитель: Какие ассоциации у вас возникают со словом семья? (любовь, добро, уважение, взаимопонимание, поддержка, сострадание забота, воспитание, почтение, традиции, праздники.)
Учитель: Как можно одним словом назвать все эти слова? (ценности)
А, что вы понимаете под значением определения слова ценность? Это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особенный положительный смысл. Ценность – это важность, значимость чего-либо.
Учитель: Ребята, а самый главный проблемный вопрос, на который мы сегодня постараемся найти ответ (слайд3) какая же ценность из всех перечисленных является самой важной в процессе формирования семьи? И ответ на этот вопрос мы постараемся найти в конце нашего урока?
Учитель: (слайд 4) У меня на доске написана дата. (8 июля)
А кто знает, что означает эта дата?
Учитель: Семья- это начало всего: начало человеческой жизни, начало Надежды, Веры, Любви. Совсем скоро каждый из вас тоже будет создавать свою собственную семью. Счастлива семья, если в ней царствует любовь. Праздник, посвящённый всем влюблённым, отмечают 14 февраля люди, которые исповедуют католическую веру. Это День святого Валентина. А на Руси, оказывается, существует свой День влюблённых, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских. Отмечается он 8 июля в день семьи, любви и верности.
Учитель: И вот перед нами, особо чтимая чудотворная икона «Святых супругов Петра и Февронии Муромских» (показ иконы, зажжение лампады лучшими учениками, победителями муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Истоки») (Приложение 3)
Учитель: Да, мы мечтаем, чтобы наша семья была крепкой, дружной, любящей, как у святых Петра и Февронии Муромских
4. Работа с презентацией и сообщениям
Учитель: На прошлом уроке я дала вам опережающее задание. Подготовить сообщение - презентацию о святых Петре и Февронии. Сейчас мы внимательно слушаем и постараемся ответить на вопрос, почему Петра и Февронию причислили к лику святых? Просмотр презентации, исполнение песни «Пётр и Феврония» группы «Непоседы». (физкультминутка) (Приложение 4,5,6)
Учитель: Почему Петра и Февронию причислили к лику святых? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей. Своей любовью и верностью доказали это)
Учитель: Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. (слайд 5) (Приложение 2)
Перед нами три предмета: лестница, тропа и круг.
-Что такое лестница? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)
-Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)
-А что такое тропа? (Тропа́» (тропи́нка) — узкая протоптанная дорожка).
-Каким будет жизненный путь человека, если его представить в виде тропы? (сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону)
-А вот круг – это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Как вы думаете, что он означает? (вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов).
- С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.)
- Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?
(Круг. здесь подчеркивается предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима. )
Учитель: Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.
Учитель: (слайд 6) Мы должны брать пример с этих святых, семейная жизнь которых стала идеалом супружества, любви и верности. Конечно, жизнь с тех времен, когда жили Пётр и Феврония, изменилась, но остались вечные ценности, к которым относятся Семья, Любовь, Верность. Эти общечеловеческие ценности очень важны в нашей жизни. Нам следует стремиться к идеалам, о которых напоминает нам этот праздник.
5. Работа с цитатами
Учитель: А сейчас постараемся ответить на вопросы.
Что же является главным в семье, в семейных отношениях? Что делает людей семьей, близкими?
Учитель: У вас на столах лежат листочки с высказываниями выдающихся людей. (Приложение 7) Вы прочитаете содержание и выразите свое отношение к прочитанному. Хотелось бы услышать, согласны ли вы с автором, как вы понимаете то, или иное высказывание.
«Не любит тот, кто про любовь всем трубит». (В.Шекспир)
«Была без радостей любовь, разлука будет без печали». (М. Лермонтов)
«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М.Достоевский)
Учитель: Что же является главным в семье, в семейных отношениях? (любовь)
Но каждый человек такое понятие, как любовь понимает по- своему.
6. Активная форма обучения - активное занятие.
Учитель: Активное занятие (работа индивидуально и в группах) (Приложение 8)
В любви есть много такого, что трудно выразить словами. И все же прочитайте список и определите, что входит в понятие «любовь», а что нет.
Любовь – это… | Любовь – это не… |
Ответственность, трудная работа, сопереживание, удовольствие, равенство, боль, преданность, забота, поддержка. Проявление эгоизма, грубость, доверие, признание, верность, самоутверждение, умение слушать. Страх, юмор, запугивание, нежность, открытость, совместное времяпровождение. Уважение, дружба, сильные чувства.
(В процессе активного занятия идёт выборочная словарная работа с терминами)
- Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте).
- Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга).
- Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое).
- Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть).
- Компромисс. (Умение уступать друг другу).
- Признание. (Уважение и благодарность).
- Любовь. (Нежная забота друг о друге).
- Верность. (Преданность друг другу).
- Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу).
- Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)
- Доверие. (Чувство безопасности и уверенности).
- Нежность. (Чуткое отношение друг к другу).
- Совместное времяпровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе).
Учитель: Ребята, какие трудности вы испытали в работе с активным занятием?
7. Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы с вами много говорили о семейных ценностях. А сейчас давайте вернёмся к вопросу, который ставили в начале урока и постараемся дать на его ответ.
(слайд 7) Проблемный вопрос: Какая же ценность является самой важной в процессе формирования семьи? (Любовь)
Учитель: Любовь - единственная ли эта ценность, которая лежит в основе семьи? (ответы детей)
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами постарались затронуть только одну сторону семейных отношений – это любовь. Недаром тема нашего урока так и звучит «Семья – любви великой царство» А вот о других ценностях мы с вами более подробно поговорим на следующем уроке.
Учитель: Ребята мы с вами знаем, что ромашка является символом благополучия семьи. Не за горами то время когда вы сами будете создавать свои семьи. И сейчас я предлагаю собрать из ромашек букет желаний, (рефлексия). (Приложение 9) И пусть ваше желание начинается со слов: Я хочу, чтобы в моей семье царила …………….(звучит песня «Ромашковые поля» в исполнении группы «Кватро») (Приложение 10)
Учитель: Подвёдём итог нашего урока.
Какие открытия вы для себя сделали сегодня на уроке?
О какой вечной ценности заставил вас задуматься сегодняшний урок?
Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
Учитель: Ребята, кому мы должны сказать спасибо за урок? На память о нашем уроке я хочу подарить вам буклет. (Приложение 11)
Учитель: (слайд 8) Наш урок мне бы хотелось завершить словами Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви, без радостного служения другому!»
Учитель: Ребята, берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Учитель: Домашнее задание: написание эссе по теме «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Спасибо за урок.(слайд 9)
Список используемой литературы
Ресурсы интернет:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5_%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8 – свободная энциклопедия Википедия;
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%F1%E2%FF%F2%FB%F5_%CF%E5%F2%F0%E0_%E8_%D4%E5%E2%F0%EE%ED%FC%E8 – День Петра и Февронии;
http://www.inmoment.ru/holidays/all-russian-day-family.html - Всероссийский день семьи, любви и верности. Традиции и значение праздника;
http://www.petr-fevronia.ru – сайт «Пётр и Феврония»;
http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=75 – сайт Муромского историко-литературного музея;
Музыкальные файлы:
http://zaycev.net/pages/19917/1991701.shtml – «Пётр и Феврония» (слова Е. Авдеевой, музыка В. Усланова, исполняет группа «Непоседы»);
http://www.zaycev.net/pages/7907/790792.shtml - «Ромашковые поля» (в исполнении группы «Кватро»);
http://mp3dot.ru/info/e09085f0ab570d942e5424dc70f7f5b6/ - «Гимн семье» (исполняет группа «Инь-Янь»).
Ссылки на использованные изображения:
http://i.i.ua/photo/images/pic/5/6/4143865_b89d0f42.jpg – Пётр и Феврония
http://img-fotki.yandex.ru/get/3203/vsegda-ryadom.7/0_1bd62_e4c33370_XL – Благовещенский мужской монастырь
http://iconexpo.ru/joom/components/com_virtuemart/shop_image/product/8b728f8bcb523332b2670ca7e346cab5.jpg – икона Петра и Февронии
http://smibs.org.ru/media/sigdates_images/1076709_.jpg – Пётр и Феврония
http://www.smolenskaya-fili.ru/images/phocagallery/petr_i_fevroniya/icon/thumbs/phoca_thumb_l_P – мощи святых Петра и Февронии
http://www.murom.ru/images/fevr/grad2.jpg – святые благоверные Пётр и Феврония Муромские
http://petrofevro.ucoz.ru/_ph/5/2/668773893.jpg – мощи святых Петра и Февронии
http://kemclub.ru/best/3534104.jpg – Свято-Троицкий женский монастырь
http://www.shamora.info/up/my/gallery/full_IMG_5881.JPG – поле ромашек
http://www.rusla.ru/upload/News/08.07.08-02.jpg – эмблема Всероссийского дня семьи, любви и верности
http://www.solnet.ee/holidays/pic/s33/solnet-ee-d3.jpg – памятник Петру и Февронии, скульптор Н. Щербаков
http://funlove.at.ua/_ph/86/2/206651607.gif – анимация «Букет ромашек»
Рисунок 1
Приложение 6
Слайд 1 Сказание о Петре и Февронии
Слайд 2
Жили были в граде Муроме два брата,
Княжил первый брат жену свою любя.
Но повадился летать к ней змей крылатый,
Облик мужа принимая на себя.
Слайд 3
И когда открылось это наважденье,
Пётр брат родной мечом его убил.
Но во время их жестокого сраженья,
Кровью змей его своею окропил.
Слайд 4
Скоро тело у Петра покрылось язвой
И помочь ему не в силах был никто.
Только девица одна дочь древолаза,
Князю мазь дала из собранных цветов.
Слайд 5
А в обмен на исцеление Февронья,
Попросила, чтобы в жёны взял её.
Но была она бедна и худородна,
И забыл он, исцелившись про неё.
Только вскоре язва вновь к нему вернулась,
И примчался он, к Февронии стыдясь.
Но она ему как прежде улыбнулась,
Исцелю тебя, коль женишься мой князь.
И почувствовав опять себя здоровым,
Обещание Пётр выполнил своё.
Слайд 6
Только Муромцы их встретили сурово,
Не хотели принимать они её.
И тогда от трона князя самодержца,
Отказался он, чтоб быть с женой своей.
Полюбив её душою всей и сердцем,
Хоть была она не княжеских кровей.
Слайд 7
Только вскоре образумились вельможи,
Умолять его вернуться принялись.
Без него никто уж властвовать не может,
И за власть бояре все передрались.
Слайд 8
Возвратившись снова в Муром, муж с женою,
Справедливо управляли градом тем.
И была Февронья мудрою такою,
Что никто её обидеть не хотел.
Слайд 9
А когда настал конец пути земного,
Умолили слёзно Господа они.
Чтобы быть на чистом чине вместе оба,
В час один свои окончили бы дни.
Завещав похоронить в одной гробнице,
И друг друга, перед смертью подождав.
Улетели две души, как будто птицы,
Но тела их положили в двух гробах.
Только утром те гробы пустыми были,
А они лежали рядышком вдвоём.
В той завещанной гробнице и любили,
Даже будучи уже на свете том.
Слайд10
Так святые Пётр с Февронией любили
Даже будучи уже на свете том.
Слайд 11,12. Исполнение песни «Пётр и Феврония» группы «Непоседы»
Слайд 13
Романтическая история любви этой супружеской пары была описана величайшим автором 16 века Ермолаем Еразмом в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Слайд14,15
Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь.
Слайд 16
8 июля 2008 года в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Идея возродить древнюю традицию отмечать День Петра и Февронии возникла у жителей города Мурома. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальный статус.
Слайд 17
Ромашка - символ Дня семьи, любви и верности. Почему ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.
*Учащийся читает стихотворение:
Раскрыв свое сердце, даруя любовь и тепло,
О прошлых ошибках забыв, и простив все обиды,
Минуты цени, обращая общенье в добро,
А боль и разлуки, как сон, будут пусть позабыты,
Широкой рекой разольётся по вашей судьбе
Крылатое счастье семейного тихого быта.
Ангел-хранитель покажет вам путь к той звезде,…
… Где верность, любовь и семья не забыты!
Слайд 18. Первый памятник Петру и Февронии был установлен в древнем Муроме (скульптор Николай Щербаков). Открыт памятник 8 июля 2008 года, в День Памяти Петра и Февронии Муромских.
Слайд 19 Спасибо за внимание.
Приложение 7
«Не любит тот, кто про любовь всем трубит». (В.Шекспир)
«Не любит тот, кто про любовь всем трубит». (В.Шекспир)
«Не любит тот, кто про любовь всем трубит». (В.Шекспир)
«Не любит тот, кто про любовь всем трубит». (В.Шекспир)
«Не любит тот, кто про любовь всем трубит». (В.Шекспир)
«Была без радостей любовь, разлука будет без печали». (М. Лермонтов)
«Была без радостей любовь, разлука будет без печали». (М. Лермонтов)
«Была без радостей любовь, разлука будет без печали». (М. Лермонтов)
«Была без радостей любовь, разлука будет
без печали». (М. Лермонтов)
«Была без радостей любовь, разлука будет без печали». (М. Лермонтов)
«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М.Достоевский)
«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М.Достоевский)
«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М.Достоевский)
«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М.Достоевский)
«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф.М.Достоевский)
Приложение 8
Активное занятие
В любви есть много такого, что трудно выразить словами. И всё же прочитайте список и определите, что входит в понятие «любовь», а что нет.
Задание 1 - самостоятельно
Любовь – это… | Любовь – это не… |
Ответственность, трудная работа, сопереживание, удовольствие, равенство, боль, преданность, забота, поддержка. Проявление эгоизма, грубость, доверие, признание, верность, самоутверждение, умение слушать. Страх, юмор, запугивание, нежность, открытость, совместное времяпровождение. Уважение, дружба, сильные чувства.
Задание 2 - работа в четвёрке
Любовь – это… | Любовь – это не… |
Ответственность, трудная работа, сопереживание, удовольствие, равенство, боль, преданность, забота, поддержка. Проявление эгоизма, грубость, доверие, признание, верность, самоутверждение, умение слушать. Страх, юмор, запугивание, нежность, открытость, совместное времяпровождение. Уважение, дружба, сильные чувства.
Приложение 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"
Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представлен...
Конспект урока по духовно-нравственному воспитанию «Князь Владимир. Солнце Руси»
Разработка урока 7-8 класс...
Урок-лекция "Духовно-нравственное воспитание кадет. Воспитание подчиненных на положительных примерах выполнения воинского долга, боевых традициях флота, ВВС и части"
Важнейшая задача воспитания российских воинов состоит в том, чтобы определить (вернуть) истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности. Состояние духа народа, ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья. Семейные традиции» (для младшего дошкольного возраста)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста...
Модульная программа предметных областей (история, ОДНКНР) "Великое наследие христианской Руси", содержащая духовно - нравственное, историческое воспитание для обучающихся 6 классов
Данный материал будет особенно полезен для учителей истории и ОДНКНР, работающих в 6 классах....