Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока " Бережное отношение к природе" | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме « Бережное отношение к природе.»
Цели:
- помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
- помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
- дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
Оборудование: мультимедиа с презентацией.
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.
Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку.
На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.
- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?
- Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?
-Как вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
3. Сообщение цели
- На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
4. Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом -
Чудеса увидишь в нём!
- В тексте загадки звучит приглашение.
- Какое приглашение вы услышали?
- Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.
Видео « Прогулка по лесу»
5. Выведение правил поведения в лесу
- Представьте, что мы с вами находимся в лесу.
- Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)
- Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?
- Громко не разговаривать.
- Не играть в шумные игры.
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку.
6. Беседа о бережном отношении к птицам
- Что вы видели в лесу на деревьях? (Гнеёзда птиц) ( Слайд 1)
- Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)
- Значить что даёт лес для птиц? (Жилье и пищу)
- А птицы нужны лесу?
- Зная всё это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнёзд. Охранять и бережно относиться к птицам.)
Видео « Гнездо»
- Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.
- Зная это, что мы делали зимой для птиц?
(Вывешивали кормушки и подкармливали птиц. ( Слайд 2)
(Рисовали плакаты, призывающие к охране и подкормке птиц) ( Слайды 3 – 4)
- О чём предупреждает человека Валентин Берестов, вы узнаете прослушав стихотворение.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Видео « Жестокость»
7. Беседа о пользе леса для человека.
- Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и подчинил их своей воле.
- Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но ещё и любуется красотой природы и отдыхает на природе)
8. Беседа о бережном отношении к растениям.
Видео « Цветочная поляна»
- Перед нами цветочная поляна. Выразите словами своё восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.
- Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)
- Почему?
Стихотворение “Если я сорву цветок”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они
И не будет красоты.
9. Бережное отношение к насекомым
- А сколько насекомых летает по поляне!
Видео « Пчела на одуванчике»
- Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)
- А насекомые полезны для цветов?
- Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови насекомых)
На лесной полянке можно отдохнуть и нам.
- Как мы можем отдохнуть на лесной полянке? (Поиграть в спокойные игры, загадывать загадки)
10. Физминутка
Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.
Слайд 5
Учитель:
Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла
11. Загадывание детьми загадок.
- Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)
Слайды 6 -7
Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей)
Чёрный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. (Грач)
Не ворона, не синица, -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)
Гнездо своё он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)
Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)
12. Загадки были про птиц, а про зверей какие существуют загадки?
- Что еще можно сделать на лесной полянке? (Попить и поесть)
- Ребята из стихотворения С.Михалкова тоже были на прогулке на природе и давайте узнаем как они там себя вели.
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
У М.Пришвина есть обращение к детям и взрослым о бережном отношении к природе из произведения “Кладовая солнца” Давайте его зачитаем. ( Слайд 8)
Обращение к детям заканчивается словами, которые являются эпиграфом к нашему уроку: “ Охранять природу – значит охранять Родину”.
- Как вы понимаете эти слова?
Учитель:
- Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу, и в поле.
- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)
Мы с вами тоже вырастим, т.е. нарисуем эти цветы.
Обобщение и вывод.
- Чем мы занимались на уроке ?
- Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:
Слайд 9
- Громко не разговаривать!
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку!
- Не разоряй птичьих гнезд!
- Зимой подкармливай птиц!
- Цветы рвать нельзя!
- Не лови насекомых!
- В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!
- Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!
- Любить природу- значит беречь ее!
- Давайте прочитаем их еще раз и постараемся их выполнять. (Хором)
Д/з. Дома нарисуйте знаки к этим правилам, которые вы бы вывесили в лесу.
Рефлексия.
- Ребята, у меня на столе лежат два цветных мелка: красный и жёлтый
- Если у вас после этого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила нарисуйте красные лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною, нарисуйте жёлтые лучики. (Рисуем на доске вокруг желтого круга)
- Вот такое у нас получилось солнышко.
- И в заключении, я думаю, выражу наше общее мнение по всему сказанному на уроке.
Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Показ видео « Природа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников...
Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Тест к параграфу "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...
Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему....
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)/ Учитель Гормакова Л.Д. ГБОУ Школа № 648 и...
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....