Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
статья (9 класс) по теме

Печкурова Елена Анатольевна

 Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей.

Целью проекта является изучение духовно-нравственного воспитания в русской семье.  Ведь, именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Известно, что семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx88.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ


Тема: «Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье»

Содержание

Страница

Введение………………………………………………………………………..2

1. Глава 1. Анализ научной литературы по

 духовно-нравственному воспитанию в русской семье……………………..3

Глава 2. Проблемы семьи в воспитании ребенка……………………………5

2.1. Особенности семейного воспитания………………………………………7

 2.2. Затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия

 школы и семьи для  решения проблемы формирования у детей

устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей…………………..9

  2.3. Кризисные явления в жизни семьи…………………………………......9

  2.4. Сущность нравственного воспитания………………………………….11

Глава 3. Формирования у учащихся семейных духовно-нравственных

ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы………………………13

    3.1.Условия успешного семейного воспитания……………………………..15

Глава 4. Персональная работа автора по проведению родительских

 собраний по духовно-нравственному воспитанию детей в семье и школе…18

Заключение………………………………………………………………………21

Литература………………………………………………………………………22

Приложения…………………………………………………………………….23

Введение 

Семья – это место приземления для старших,  стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.    

Виктор Кузнецов

Народная мудрость гласит: «Каковы корешки – таковы и ветки.  Каковы родители – таковы и детки».

 Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей [1, 12].

 Целью проекта является изучение духовно-нравственного воспитания в русской семье.  Ведь, именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Известно, что семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности [11, 13].  

 C одной стороны, в современных условиях роль семьи как сферы духовно-нравственного воспитания личности неизмеримо возрастает.

 С другой стороны, в системе духовно-нравственных воздействий современной школы все большее внимание уделяется использованию традиционных культурных ценностей, воспитанию ценностей гражданственности, высокого достоинства и ответственности служения человека на общественном поприще в тесной связи с их духовным осмыслением; формированию национального самосознания.

  Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) в статье 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» (2009 г.) в качестве важнейших задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании выделены следующие постулаты: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда и подчеркнуто, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье», идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства, нации [3].

 Общеизвестно, что духовно-нравственные ценности – высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служений), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие[14].

    Задачами проекта стало изучение:

- Особенностей семейного воспитания.

- Кризисных явлений в жизни семьи.

- Сущности нравственного воспитания в семье.

- Условий успешного семейного воспитания.

Глава 1. Анализ научной литературы по духовно-нравственному воспитанию в русской семье

 Анализ научной литературы показал, что в современной семье и ее социально-педагогических функциях произошли большие изменения как на глобальном уровне, связанном с общими социально-экономическими тенденциями развития производственных отношений, структуры потребления и т.п. в масштабах всего человечества (к. XX – н. XXI вв.), так и на национальном уровне, связанном с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий [9, 10].

  Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; господство в современной семье материальных ценностей над духовными; происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства. В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство).

  Так, согласно результатам исследований В. Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области, у 79% молодых матерей (до 35 лет) отсутствует чувство самоотреченной (абсолютной) любви к своему ребенку; физическое развитие юношей практически несовместимо со здоровым деторождением: почти у всех подростков – узкогрудость, плоскостопие, отклонения в развитии таза, снижение функций выносливости сердечно-сосудистой системы. По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством.

  Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно-неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества. Во многом эти проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей как базисных в жизнедеятельности человека, его самореализации и самоактуализации. Особенно сенситивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей является возраст 13-17- летнего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими,  близкими, самим собой. Задача педагогов - направить процесс формирования на духовное просвещение, семейные ценности, чтобы школьники  идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина. Все это стимулирует актуальность проблемы формирования у школьников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и школы [7].

Анализ научной литературы, образовательной практики, опыта семейного воспитания показал, что данная проблема носит многоаспектный характер – философский, социологический, психологический, педагогический, методический.

Философский аспект семейных духовно-нравственных ценностей раскрывается в работах зарубежных (Г. Гегель, А. Камю, И. Кант, К. Ясперс) и отечественных (К.С. Аксаков, В.С. Библер, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.А. Ильин, М.С. Каган, И.В. Киреевский, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, А.С. Хомяков) ученых-философов.

Психологические подходы к формированию семейных духовно-нравственных ценностей рассматриваются в работах Е.П. Арнаутовой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лидерса, В.С. Мухиной, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна, В.К. Шабельникова, В.Д. Шадрикова, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юститскиса и др.

Педагогический аспект формирования семейных духовно-нравственных ценностей раскрыт в исследованиях Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Н.Н. Верницкой, В.Н. Гурова, Т.П. Деусовой, Р.М. Капраловой, П.Ф. Каптерева, В.А. Караковского, Н.К. Крупской, Т.А.Куликовой, Б.Т. Лихачева, Т.В. Лодкиной, А.С. Макаренко, Л.И. Маленковой, И.С. Марьенко, И.В. Метлика, А.В. Мудрика, М.Н. Недвецкой, Н.Д. Никандрова, В.В. Николиной, А.С. Спиваковской, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, А.Г. Харчева, А.Г. Хрипковой, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой [9, 13].

Глава 2. Проблемы семьи в воспитании ребенка

  История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Проблема духовно- нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.  Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья.

Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества [4, 15].

Но при этом нужно отметить, что реальные перемены к лучшему в духовной сфере возможны лишь в случае радикальных изменений в социально-экономическом плане. Общая нестабильность социально-политической и национально-демографической обстановки, экономические трудности, негативные социальные последствия перехода к рыночным отношениям, дороговизна товаров и услуг, инфляция и безработица, вынужденная миграция привели к значительному снижению жизненного уровня семьи, в том числе и ее воспитательного потенциала. Одновременно произошли радикальные изменения в системе образования, воспитания, культуры. Было нарушено функционирование ряда социальных институтов, связанных с обучением, воспитанием и социализацией личности подрастающего поколения. Поэтому решение проблемы формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения и роли в этом процессе семьи опосредовано трансформационными изменениями, происшедшими и происходящими в обществе.

 Как уже отмечалось ранее, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания [5].

 Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.  Семья является «естественной культурной средой» подростка. Она дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и духовно-нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Очевидной становится необходимость повышения эффективности функционирования семьи как первичной ячейки общества и социального феномена, где с детства закладываются основы становления и дальнейшего развития личности.

 Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.

2.1 Особенности семейного воспитания

 Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье, ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог, на мой взгляд, это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса [10].

 Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья, представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток действий (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до сложнейших социально и личностью значимых форм поведения [2].

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке... И хороший учитель всегда помнит о том, что его ученик, сидящий за школьной партой, мысленно и чувственно связан с домом, с семьей, со множеством волнующих его проблем.

 Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитии детей;

авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, музыкальный, спортивный, страсть к накопительству денег и вещей и т. п.);

безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий...);

противоправное поведение взрослых и т. д.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которую классный руководитель активно проводит в воспитательной работе с родителями:

дети должны расти и воспитываться  в атмосфере доброжелательности любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности;

высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;

личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

оптимизм и мажор-основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены... И пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.

2.2. Затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для  решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей

 Исследование современной педагогической практики свидетельствует о том, что большинство родителей и педагогов в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для  решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих культурное наследование и демографическое воспроизводство российского общества. Особенно остро строит проблема формирования семейных духовно-нравственных ценностей у учащихся. Это дает основания выделить ряд противоречий:

- между выдвигаемыми обществом и государством задачами формирования у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей и снижением роли семьи и общеобразовательной школы в их формировании;

- между растущей потребностью более тесного взаимодействия семьи и школы в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории и практике;

- между необходимостью профессионально-компетентного обеспечения условий для эффективного взаимодействия семьи и школы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей у учащихся и подготовки их к ответственному родительству и низким уровнем педагогической грамотности родителей и профессиональной готовности педагогов к совместной деятельности с родителями по формированию у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей [6].

2.3. Кризисные явления в жизни семьи

В первую очередь,  кризисные явления в жизни семьи связаны с тем, что в ней разрушены нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства.

Более того, повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.

Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

 Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

 Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, “психология Диснейленда” с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий — все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

 В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.

 Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно. Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.

2.4. Сущность нравственного воспитания

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.

Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации -такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная
установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а
приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с
того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

 Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения в диаде «родитель-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у подростка позитивного «образа семьи». Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости, соогорчения), что представляется важным для становления положительного образа семьи.

  Важнейшим условием эффективности духовно-нравственного становления подростка является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность. Принимая во внимание кризисную ситуацию в социально-экономической сфере, ограниченность возможностей государства в решении ряда насущных социальных проблем в отношении семьи, можно предположить, что проблема духовно-нравственного воспитания подростков будет и в дальнейшем оставаться одной их наиболее сложных и актуальных в социальной политике российского государства.

Глава 3. Формирования у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы

Взаимодействие семьи и школы по формированию у школьников семейных духовно-нравственных ценностей как ядра их личности представляет собой взаимосвязанную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение школьников в социокультурное пространство, постижение ими семейных духовно-нравственных ценностей и смыслов.

Содержательной основой этого взаимодействия является совокупность следующих видов семейных духовно-нравственных ценностей в контексте  идей герменевтической философии  и педагогики:

-абсолютные (заглавные) ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность);

-видовые духовно-нравственные ценности: природно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд);

-общественно-государственные ценности (Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир);

- культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды).

Формирование у учащихся обозначенных видов семейных духовно-нравственных ценностей в их комплексе и взаимосвязи в условиях взаимодействия семьи и школы позволяет оптимально учитывать все факторы, влияющие на становление и развитие ответственного родительства школьников:

- на уровне общества (макроуровень);

- на уровне родительской семьи (мезауровень);

- на уровне собственной семьи (микроуровень);

- на уровне конкретной личности.

  Основная особенность семейных духовно-нравственных ценностей заключается в том, что их ориентация направлена на благо человека, семьи и жизни на земле. В духовно-нравственных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Все это составляет содержательный аспект семейных духовно-нравственных ценностей, которые формируются у учащихся в процессе взаимодействия семьи и школы. Взаимодействия в семье как воспитательной среде имеет оптимальные возможности для постоянного и интенсивного общения детей со взрослыми; она дает детям уроки взаимоотношений полов и будущей семейной жизни; формирует характер, воспитывает семейные ценности социально-нравственного содержания, моделирует структуру и содержание культурно-ценностного совместного досуга; обеспечивает контроль за детьми и подростками.

 Успешное формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи и школы как основных социальных институтов, формирующих готовность подрастающего поколения к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству).

Закономерностями, конкретизирующими образовательно-воспитательный процесс и отражающими специфику формирования духовно-нравственных ценностей, являются:

- согласованное взаимодействие семьи и школы в обеспечении формирования у учащихся  семейных духовно-нравственных ценностей, учет которой позволяет обеспечить системность, преемственность, согласованность созидательных мер и действий по формированию семейных духовно-нравственных ценностей, непрерывность воспитательного воздействия педагогического коллектива и семьи;

- активность субъектов взаимодействия (учащиеся, педагоги, родители) по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей, учет которого позволяет стимулировать активность всех субъектов педагогического взаимодействия и перейти в режим сотрудничества и партнерства;

- ценностно-смысловое единство субъектов педагогического взаимодействия по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей, учет которой придает ценностно-целевую, диалоговую направленность данного процесса, обеспечивает его целостность и интеграцию образовательно-воспитательной деятельности всех субъектов педагогического взаимодействия.

Основными принципами формирования у подростков семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы являются:

- принцип эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка, реализация которого позволяет сформировать у старшеклассников представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни; сформировать в их сознании образ «Я – будущий семьянин» («Я – будущая мать», «Я – будущий отец») как ценностный ориентир создания собственной семьи;

- принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки старшеклассника как будущего семьянина, предполагающий взаимосвязанную деятельность семьи и школы, направленную на оказание содействия и помощи учащимся в сознательном формировании семейных духовно-нравственных ценностей;

- принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, ориентированный на уважительное отношение и принятие другого вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик, отражающих активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми иной национальной, конфессиональной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и способов поведения, основывающихся на следующих функциях: мировоззренческой, регулирующей, психологической, воспитательной.

Совокупность данных принципов отражает специфику формирования у подростков семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействиях семьи и школы, его целей, содержания, технологий.

3.1.Условия успешного семейного воспитания

Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка:

его физической культуры;

культуры общения с близкими людьми;

культуры домохозяйства и быта;

культуры труда и досуга;

культуры адекватного, полоролевого поведения;

культуры общения;

культуры самоорганизации.

Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители:

1)  последовательно удовлетворяют базовые потребности ребенка. По Маслоу, это:

а)      физиологические потребности - в пище, тепле, движениях, жилище, отдыхе;

б)      в безопасности своего существования, в постоянстве, порядке;

в)      в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;

г)      в уважении и в признании со стороны значимых для ребенка лиц, в позитивной самооценке;

д)      в самоактуализации, т. е. в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя»;

2)   помогают ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессов;

3)   внимательно относятся к тем мыслям, радостями тревогам, которыми ребенок хочет поделиться с ними;

4)      находят в себе силы уважать ребенка и его достоинство несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий в отношении ребенка, всегда способны найти в нем то, за что стоит 'похвалить, сказать слова любви и признания;

5)      признают право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения, самостоятельные действия;

6)   помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.

Педагогическое мастерство родителей сходно с деятельностью педагога. Педагогическое мастерство родителей - это комплекс существенных характеристик воспитателя, позволяющих в любой ситуации воспитания чувствовать себя готовым к решению создавшихся проблем, обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов разрешения возникающих противоречий.

Глава 4. Персональная работа автора по проведению родительских собраний по духовно-нравственному воспитанию детей в семье и школе.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом.

Хочу поделиться опытом проведения родительских собраний по духовно-нравственному воспитанию детей в семье и школе. Вот одна из разработок сценария проведения творческих родительских собраний по духовно – нравственном воспитанию. Остальные сценарии приведены в приложениях 3-6.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
"КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?"

Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:
• Сформировать у родителей представление о толерантности.
• Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье.
• Показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
• Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.

 Тип родительского собрания: информационно-просветительское.

Форма проведения собрания: информация, диалог с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать толерантного человека?». Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Вводное слово учителя.

 Ход собрания: Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна: «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.

Толерантность – понятие достаточно новое, это:

– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании,  принятии и понимании им представителей иных культур;
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому.
И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь. При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. 

Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни. 

 Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять, и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

 В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности: терпение, умение владеть собой, доверие,  чуткость,  способность   сопереживанию, снисходительность,  расположение к другим,  чувство юмора,  терпимость к различиям,  доброжелательность,  гуманизм,  любознательность,  умение слушать,  несклонность осуждать других, альтруизм.
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани (
приложение 1, 2).

Заключение

1. Семейные духовно-нравственные ценности на протяжении истории развития человечества рассматриваются как высшие (системообразующие) ценности человека; их основной сущностной характеристикой является ориентация на добро, любовь, уважение, гуманизм, воспитание детей.

2. Успешное формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей осуществляется более эффективно в условиях педагогического взаимодействия семьи и школы.

3. Содержательной основой педагогического взаимодействия семьи и школы является совокупность выявленных в ходе исследования духовно-нравственных ценностей: родовые (абсолютные) духовно-нравственные ценности; видовые: природно-географические; общественно-государственные, культурно-национальные кровные ценности семьи. 

 4. В семье содержится основной потенциал формирования и развития личности. В семье преломляются и реализуются как потребности общества, так и потребности личности.

5. Оказывая большое влияние на социализацию и воспитание человека как индивида, семья формирует духовно-нравственные основы личности.

 6. Семья - величайшая общечеловеческая ценность, один из немногих социальных институтов, который способен воздействовать на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни.

7. Причинами, повлиявшими на значительное количество семейных проблем в настоящее время, явились противоречия общественного развития.

8. Трансформационные процессы, которыми сегодня оказались охвачены все сферы жизни и деятельности людей, являются одной из наиболее существенных причин разрушения и духовно-нравственных основ личности.

9. Духовно-нравственные ценности формируются опосредованно (под влиянием всего комплекса макро и микроусловий и факторов развивающейся социальной реальности) и непосредственно в соответствии с требованиями эпохи и общества.

10. Кризис духовности и нравственности, который переживает наше общество сегодня, еще более повышает роль семьи как общечеловеческой ценности.

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000

2 . Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122–130.

3.  Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. - Красноярск., 2003

4. М.Мид. Культура и мир детства. - М.,1990

5. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// Журнал Практического Психолога. 1998. №3.

6. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.,1990

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996

8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - С-Пб., 2007

9. Родители и дети. Психология взаимоотношений./под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. - М.,2003

10. Семья в психологической консультации./под ред. Бодалева А.В., Столина В.В. - М.,1989

11. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений. - М.: Академия, 2002.

12.    Словарь психолога-практика/ Сост. С.Ю.Головин. - Мн.:Харвест, М.:АСТ, 2001

13.   Фомичева Л.Ф. Исследование формирования образа Я в представлении об отношениях с родителями.//Психологическая наука и образование, 2005, №3, С.52-56

14.  Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2007.

15.  Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

                                                                                                     

 

Приложение 1

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,
каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел.

Вы: а) дадите ему другое блюдо; б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками.

Вы: а) идете во двор и разбираетесь с детьми; б) советуете ребенку самому уладить конфликт; в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки

Вы: а) начнете его ругать, кричать; б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание; в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение; в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.


Приложение №2
Анкета для самооценки толерантности.  Черты толерантной личности

№ п/п

Черты толерантной личности

A

B

Наиболее выражены у меня (+)

Наименее выражены у меня (-)

Наиболее выражены у толерантной личности

1

Расположенность к другим

2

Снисходительность

3

Терпение

4

Чувство юмора

5

Чуткость

6

Доверие

7

Альтруизм

8

Терпимость к различиям

9

Умение владеть с собой

10

Доброжелательность

11

Умение не осуждать других

12

Гуманизм

13

Умение слушать

14

Любознательность

15

Способность к сопереживанию

Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании.
Зачитываю вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему.

Приложение 3

Родительское собрание на тему:

« Роль родителей в нравственном  воспитании своих детей»

Цель: показать важность и необходимость роли родителей в нравственном  воспитании своих детей.

Задачи:
• Сформировать у родителей представление о нравственном воспитании детей в семье.

• Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье.
• Показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
• Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.

 Тип родительского собрания: информационно-просветительское.

Форма проведения собрания: информация, диалог с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать нравственного человека в семье?

Вводное слово учителя.  «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт. В.А.Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.   Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

  Мы многому учим человека в жизни: физике, математике, искусству варить сталь и варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о едином учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение  - 30%

школа - 10%

улица -10%.

  Поэтому  сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела. Что же представляет собой нравственное воспитание? Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.

Это развитие ума.

Формирование отношения к добру и злу.

Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

  Нравственное воспитание это - систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

  Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

   Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

  Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Подумайте:

Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

Как учитываются возрастные особенности ребенка?

Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Необходима привычка - правильно поступать. Наша задача не только воспитать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно не потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли. Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

 Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Приложение 4

Родительское собрание
Тема
: « Сквернословие в семье»

           Цели: 1. Получить сведения о взаимоотношениях между детьми и родителями в семьях учеников класса.

2. Выяснить, используют ли родители нецензурную брань или нехорошие слова в разговорах с детьми.

3. Помочь родителям формированию нормальных взаимоотношений с детьми, используя литературную лексику.

4. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Участники: Родители учащихся 9 «А» класса, учитель.
Подготовка.
Ученики отвечают на вопросы анкеты:

Ругаешься ли ты матерными словами?

Высказывают ли в разговоре плохие слова?

Кто в семье ругается нецензурными словами?

слышите ли мат на улице?

слышите ли мат в школе?

Где еще вам приходится слышать мат?

в каких случаях сквернословит человек?

Ругаются ли матом в твоем классе дети?

Знаешь ли ты последствия сквернословия?

Анализ ответов учащихся:
На анкету отвечали 27детей.

На первый вопрос положительно ответили 15 учеников, отрицательно - 12 учеников. В целом ответили правдиво, судя по ответам на второй вопрос, а так же на восьмой вопрос.

Положительно ответили 12 учащихся, отрицательно 15 учеников.

В десяти семьях ругаются все, в восьми - только папа, в двух семьях - дедушка, в пяти - никто не ругается, в двух семьях - сам ребенок.

Все слышат.

Все

Все и везде слышат.

В восьми семьях ругаются, когда злятся, в восьми - по привычке, в шести - когда папа пьян.

Все ответили утвердительно.

Один предложил физически наказывать, девять – ничего не делать, пять – не ответили,  остальные -  Бог накажет.

Результаты показали, что все дети знают нецензурные слова, сами выражаются, слышат их везде: дома, на улице, школе, хотя знают последствия этого греха.

Анкета для родителей.

Ругаетесь ли вы матом?

Высказывают ли плохие слова, грубые в общении с членами семьи?

Выражается ли кто из членов семьи нецензурными словами?

Где можно услышать мат?

От кого чаще всего?

В каких случаях сквернословит:

 А) по привычке
Б) злится
В) пьяный
7. Знаете ли вы мистические корни сквернословия?

Какие будут последствия?

Анализ ответов родителей:

Из 22-х родителей восемь не ругаются, десять – ругаются матом, остальные не ответили.

Четверо честно ответили – да, остальные – отказались.

Пятеро ответили утвердительно.

Все ответили – на улице, на работе, в телепередачах.

Чаще всего от мужчин.

В пьяном состоянии – ответили почти все родители, 2 – когда не слушаются, трое – по привычке.

О мистических корнях сквернословия знает только 1 родитель.

Последствия бывают такие же: ответили – 9, семь– не знают, остальные – загрязнение души.

  Ответы родителей показали, что дети были честнее.

Обсуждение результатов анкетирования членами родительского комитета, составление памятки для родителей.

Памятка:

При  разговоре, особенно с детьми, никогда не используйте матерные слова.

В последние годы появилась некоторая форма сквернословия, когда грубые слова заменяются другими, но ставятся во фразе на привычные для брани места.

     От сквернословия нужно отказываться совсем и окончательно.

Сквернословие – начало пути к еще большему злу. Воспитанные в вере,  всегда были внимательны к своей жизни, боясь оскверниться грехом и погубить свою бессмертную душу.

 Сквернослов умирает без покаяния, не получает возможности очистить свою душу перед священником. Покаемся же искренно в этом гнусном грехе, чтобы не повторять срамную речь никогда.  А значит и дети  не будут слышать грязные слова.

Беседа учителя о грехе сквернословия в семье.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм, проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Скудность, однообразие, сквернословие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Особенно страшно, когда дети воспитываются в матерщинной среде, когда сами родители закладывают в их души нравственную грязь. Такие дети вырастают черствыми и равнодушными прежде всего к собственным родителям. Сквернословие калечит детские души.
Когда такие дети вырастут, им будет трудно создать свой семейный очаг, где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их детишкам. Такие дети могут стать причиной бед для своей семьи и для самих себя.
Характер ребенка формируется от младенчества до семилетнего возраста. Мировоззрение человека (его принципы, отношение к жизни, к окружающей среде, к обществу) закладываются в школьном возрасте. Если весь этот период своей жизни человек формировался под влиянием грязных слов, он вырастет ущербным, с гнилью в душе и в характере.
Родители! Если вы позволяете себе разговаривать с ребенком на языке матерщины, не удивляйтесь, если ваши дети потом окажутся в среде преступников. Вы сами заложили начало их гибели.
Разрушая юношескую стыдливость и возбуждая нечистые пожелания, сквернословие мастит дорогу к разврату. Целомудрие и чистота не смогут ужиться со скверными словами. Нет мира в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека, но самое большое несчастье в такой семье – это судьба детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей значительно заторможено. Чем ранее внимание ребенка обратится к половой сфере, тем более в таком низменном и примитивном отображении, тем медленнее будет его духовное и умственное развитие.

Раньше считалось, что матерщина – это язык необразованных, грубых людей, простых рабочих. Но наблюдения показывают, что люди образованные, даже интеллигентные ругаются более изощренно, но стараются это делать в семье. Дети же, выросшие в этой среде уже не стесняются никого. Разве нормально, что матом стали ругаться не только мужчины, но и женщины, а самое страшное – дети. И слышат эту речь все и везде.

Подведение итогов родительского собрания.
В итоге обсуждения поставленной проблемы родители решили:

Дать отпор матерным, непристойным словам нашей речи.

Настойчиво добиваться искоренения грязных слов из своего словаря.

Никогда не поощрять свои собеседников, использующих в своей речи брань.

Следить за речью своих детей очень строго и беспристрастно.

Приложение 5

Родительские собрания: Духовно-нравственное воспитание в семье

 Цель: роль семьи в создании условий для формирования внутреннего мира, благоприятного климата для детей.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: расширить представление родителей о значимости духовно-нравственного воспитания, способствовать расширению словарного запаса.

Воспитательные: показать ценность духовного богатства человека, воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям, уважение к предкам.

Организационные: привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых общеобразовательным учреждением.

Информационные: познакомить родителей с литературой по духовно- нравственному воспитанию учащихся.

Специальные: способствовать сплочению родительского коллектива, формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и учителями, выявление положительного опыта семейного воспитания.

 Тип родительского собрания: информационно-просветительское.

Форма проведения собрания: информация, диалог с родителями.
Вступительное слово:  Здравствуйте, уважаемые родители. Мы собрались с вами, чтобы поговорить о значимости формирования  в наших детях понимания важности  духовно – нравственного воспитания. И так я начинаю.

Национальная доктрина образования Российской Федерации на одно из первых мест выдвигает задачу сохранения и развития отечественной культуры. Эта задача является актуальной и в отношении семейного воспитания русского народа, культура которого складывалась веками. В настоящее время особую тревогу вызывает «тенденция ослабления главных функций семьи - воспроизводства и социализации». Ухудшение демографической ситуации в стране (в 1990 г. естественный прирост населения составлял 332,9 тыс. человек, в 2004 отмечается убыль на 792,9 тыс. человек), рост количества детей, рожденных вне брака (в 1990 г. - 14, 61%, в2004-29,76% от общего числа родившихся), количества разводов (с 3,8 промилле на 1000 населения в 1997 г. до 4,4 промилле в 2004 г.), а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка - все эти факторы носят устойчиво-регрессирующий характер. Следствием указанных тенденций является ослабление моральных устоев подрастающего поколения.

Сообщение результатов анкетирования учащихся.

Учитель: Обратимся к результатам анкетирования «Родители глазами детей».
На вопрос

1.«К кому из родителей ты чаше всего обращаешься за помощью?» ответы распределялись так:

«К маме (91,5%), к папе (4, 25%), к другим родственникам (бабушке, старшим братьям) (4, 25%)».


2
.«Как вы с родителями проводите выходные?» - преобладают прогулки в парк (16, 4%), поездки в гости к родным (44, 8%), выходные проводят дома (16, 4%), никак – (12,4%).

3.«Какие качества личности ты ценишь в своих родителях?»

 Ответы детей: доброта (10. 6%), трудолюбие (2, 1%) – хорошо готовит, шьет, внимание (79,9%), взаимопонимание, чуткость, ум (7,4%).
4
.«Какие качества вам не нравятся в родителях?» 

Ответы детей: строгость,  крик, злость (14, 9%), работа (отнимает родителей у детей) (2, 1%), все нравится (83%).    

      4. «Что бы ты пожелал своей семье?» 

Сыновья и дочери хотели, чтобы в семье было меньше ссор,   конфликтов между мамой и папой (6,5%); чтобы все были здоровы (7,2%),  материального благополучия  (8, 2%) - -компьютер, новую квартиру;  добра, любви, счастья (77,1%).

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода «рождение и воспитание» детей, передача духовно-нравственного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
Внутренний мир – чувства, мысли, творческие замыслы, желания, отношения к другим людям. С этими понятиями  связано человеческое счастье.
Счастье – это внутреннее состояние человека, ощущение радости, удовлетворения.
Духовность – особенная ценность народа. Духовность и язык выступает хранителем и инструментом передачи духовной культуры.
Культура – латинское слово переводится «почитание, воспитание, образование, развитие, возделывание земли». Культура нашей Родины – это отечественная культура, от слова «Отечество». Значит, страна и культура отцов наших. Культура любого народа имеет религиозный характер. Отцы передают лучшее, самое дорогое своим детям, а дети – своим детям. Так сохраняются отеческие традиции. Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия».

Давайте их вспомним:
1. Поклоняться своему богу.

2. Почитать родителей.

3. Не лгать, не красть, не произносить ложного свидетельства.

4. Не убивать.

5. Быть милосердными, сострадательными.

6. Не завидовать.

7. Поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали они с тобой.

ВЫВОД:  От вашей нравственной чистоты зависит, какими вырастут ваши дети, судьба России, ее будущее.

Благодарю всех за внимание. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в семье любви и верности к ценностям и традициям русской национальной культуры

Выступление на родительском собрании. Цель: воспитание нравственных ценностей....

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...

Духовность, как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся.

Доклад учителя музыки -  Моренковой Т.А. для педагогического совещания в школе в 2015 - 2016 учебном году....

Воспитание семейных ценностей на уроках русского языка и литературы

У многих учащихся отсутствует  потребность в образовании, культурном развитии. С каждым годом в школу приходит всё больше трудных детей. Вредные привычки «молодеют». Потом эти дети вы...