Модульная программа предметных областей (история, ОДНКНР) "Великое наследие христианской Руси", содержащая духовно - нравственное, историческое воспитание для обучающихся 6 классов
рабочая программа (6 класс)

Мантрова Ольга Викторовна

Данный материал будет особенно полезен для учителей истории и ОДНКНР, работающих в 6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_programma_.docx433.14 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Модульная программа предметных областей

(история, ОДНКНР),

содержащая вопросы духовно-нравственного, исторического воспитания: «Великое наследие христианской Руси»

для обучающихся 6 классов.

                                           Разработала: Мантрова Ольга Викторовна,

                                                     учитель истории, обществознания, ОДНКНР

   

Моршанск, 2023

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3-5
  2. Содержание рабочей программы………………………………………………………6-10
  3. Календарно – тематическое планирование…………………………………………...11-16
  4. Приложение……………………………………………………………………………..17-22


Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного модуля «Великое наследие христианской Руси» разработана для реализации интегрированного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и   истории России с древнейших времен до 15 века.

Основанием для разработки программы стали:

  -Конституция Российской Федерации;

 -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Стандарт православного компонента начального, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 года.

Актуальность программы определяется необходимостью возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Основной направленностью программы курса является духовно – нравственное воспитание, воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, которые необходимы для жизни в современном обществе.

Новизна заключается в том, что в отличие от курсов истории, обществознания, литературы программа «Великое наследие христианской Руси» предполагает гораздо более выраженную культурологическую, этнокультурную, религиозную   направленность.

Культурологическая направленность предмета предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путем обращения к истории России и народов, к нравственным заповедям традиционных российских религий, произведениям литературы, искусства, историческим источникам.

Этнокультурная направленность предполагает знакомство ребенка изначально с родной для него культурой, а затем постепенно происходит осмысление и иной культуры.

Цель программы: создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Задачи программы:

Образовательные:

-формировать знания обучающихся в области исторического и духовного развития России, святых воинов земли русской, патриотического прошлого страны.

Воспитательные:

- воспитывать обучающихся в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям.

Развивающие:

-развивать интерес обучающихся к Отечественной истории, православной вере.

Содержание курса объединено в тематические блоки и рассчитано на 18 учебных часов.  Срок реализации программы – 1год. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 11-12 лет (обучающиеся 6 класса). Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю. Занятия проводятся со всем коллективом учащихся.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

-формировать представления о культурном и историческом единстве   России и возможности сохранения культурно – национального единства.

           Обучающийся получит возможность научиться:

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому   человеку, его мировоззрению, к   истории, культуре, религии.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

-работать с историческими документами, литературой, первоисточниками для написания сообщений.

         Обучающийся получит возможность научиться:

- излагать и обосновывать свою точку зрения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

-понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Формы работы:

-групповая (игра, дискуссии)

-фронтальная (беседа, рассказ, чтение документов)

- индивидуальная (ответы на вопросы, проблемные задания)

Методы работы:

1)репродуктивный (беседа, сообщения, вопросы, тесты);

2) проблемный;

3)частично – поисковый (творческие задания), объяснительно- иллюстративный (работа с наглядностью, просмотр презентаций, видеоматериалов)

4)объяснительно- иллюстративный (работа с наглядностью, просмотр презентаций, видеоматериалов).

Содержание учебного модуля.

Содержание тем модуля

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Методы и технологии обучения

Тематический блок №1 «Распространение христианского учения на территориях славянских племен». (2 часа)

1

Предыстория Крещения Руси от святой княгини Ольги до святого князя Владимира Красное Солнышко.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Значение ее примера для общества. Положение русских христиан после кончины святой Ольги, во время самостоятельного княжения Святослава Игоревича. Разрушение Никольской церкви, которую Ольга воздвигла над Аскольдовой могилой.

Объяснительно – иллюстративный, исследовательский, проблемный.

Групповая работа: используя различные источники, ответить на вопрос: «кто же она – святая, выдающийся государственный деятель или просто женщина, оставшаяся одна с ребенком на руках?»

2

Князь Владимир- святой Креститель Руси.

Поиск князем Владимиром единого Бога для Киевской Руси через создание пантеона богов. История посыла князем Владимиром бояр в разные страны для получения наглядного представления о богослужебной культуре. Впечатление послов от богослужения в Софийском соборе в Константинополе.

Репродуктивно-словесный, частично-поисковый, диалогический.

Работа с историческими источниками: чтение и комментирование «Повести временных лет». Беседа, работа с презентацией.

Тематический блок №2 «Из книжной сокровищницы Древней Руси».  (3 часа)

1

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян.

История создания славянской письменности, жизнеописание святых Кирилла и   Мефодия, знакомство с текстом Библии на  церковно – славянском языке.

Поисковый, наглядный, словесный, творческий.

Познавательная беседа о жизненном пути двух братьев, просмотр презентации о создании славянской письменности, творческое задание:  Письмо славянским просветителям - обращение от людей XXI века.

2

Шедевры древнерусской книжности.

Первая и главная книга для древнерусского читателя – Евангелие. Знакомство с содержанием самой древней русской книгой Остромирово Евангелие, написанной в Новгороде. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет», «Изборники» Святослава, «Толковая Палея».

Словесный (рассказ, беседа),

 элементы групповой работы по подготовке ответов на вопросы викторины, наглядный

3

Православный «Домострой» как свод нравственных правил в русской культуре.

Представление об авторе произведения, протопопе Сильвестре, и о роли «Домостроя» в становлении духовной, социальной и семейной жизни Руси в нравственном её аспекте.

Беседа, маркированное чтение, работа с презентацией, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге

Тематический блок № 3 «Архитектурный облик Древней Руси: православные храмы и монастыри». (7 часов)

1

Монастыри как духовно – образовательные центры Древней Руси.

Что такое монашество? Православные традиции монашеской жизни: обеты, облачения. Роль монастырей в государственном и культурном строительстве России. Отличие монастыря от храма.

Проблемно – поисковый, словесный.

Беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по парным заданием.

2

Киево – Печерская Лавра и ее первые иноки.

Жизнь Преподобного Феодосия Печерского. Кто проживал и трудился в Киево –Печерской Лавре. Знакомство с историей основания Лавры. Значение Киево – Печерского монастыря, как религиозного и культурного центра Древней Руси.

Иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый.

3

Три храма Святой Софии: Киевской, Новгородской, Константинопольской.

Культурные особенности храмов Киевской и Новгородской, Константинопольской Софии. История и архитектура каждого из них, характеристика уникальных евангельских фресок в Киеве. Сходства и отличия внутреннего устройства двух великих русских соборов, посвященных святой Софии.

Объяснительно-иллюстративный.

4

Десятинная церковь: разрушенный шедевр русской архитектуры.

История создания храма. Десятинная церковь как образец византийской архитектуры.

Объяснительно-иллюстративный.

5

Белокаменное  Владимиро – Суздальское зодчество: церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Как русская самобытность повлияла на развитие отечественного зодчества. В чем загадка церкви Бориса и Глеба в Кидекше? История строительства храма.

Проблемно – поисковый, словесный.

Беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по парным заданием.

6

«Белый лебедь русской архитектуры»: храм Покрова на Нерли.

Знакомство с историей, архитектурными особенностями, назначением храма.

Беседа, маркированное чтение, работа с презентацией

7

Белокаменный храм Северо – Восточной Руси: Успенский Собор во Владимире.

Знакомство с историей, архитектурными особенностями, назначением храма.

Словесный (рассказ, беседа),

 элементы групповой работы по подготовке ответов на вопросы викторины, наглядный

Тематический блок № 4 «Созидатели и защитники русской православной культуры» (2 часа)

1

Две эпохи русской иконописи: Феофан Грек и Андрей Рублев.

Знакомство с особенностями религиозной живописи новгородской и московской школ. Сведения о жизни иконописцев, их манера письма.

Анализ, объяснительно-иллюстративный.

Беседа, работа с источниками информации, участие в учебном диалоге

2

Жизнь и духовные подвиги Преподобного Сергия Радонежского.

Почему, за какие дела считают Сергия Великим деятелем России и игуменом земли русской?

Проблемно – поисковый, словесный.

Беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по парным заданием.

Тематический блок № 5 «Жизнь ратными подвигами полна». (3часа)

1

Александр Невский – полководец, дипломат, христианин. Житие Александра Невского.

Знакомство с личностью А. Невского, как исторического деятеля и как святого. Знакомство с текстом «Житие Александра Невского». Художественный замысел и значение «Повести о Житии Александра Невского».

 

Беседа, работа с источниками информации, участие в учебном диалоге

2

Владимир Мономах. «Поучение».

Знакомство с личностью князя Владимира Мономаха.  Проблема отношения власти и народа   в «Поучении детям Мономаха».

Иллюстративно- словесный, практический.

3

Дмитрий Иванович Донской – спаситель и хранитель Руси. Рождество Пресвятой Богородицы. День Куликовской битвы.

Знакомство с подвигами князя Московского и великого князя Владимирского. Роль иконы Пресвятой Богородицы и Сергия Радонежского в победе на Куликовом поле. Знакомство с историей праздника –День воинской славы России- День победы русских полков во главе с великим князем Д. Донским.

Работа с иллюстративным рядом,  беседа по вопросам, «мозговой штурм».

 Календарно – тематическое планирование модуля.

Название темы

Планируемые результаты

Форма

контроля

Кол-во

часов

Дата проведения

Личностные

Предметные

Межпредмет

ные

фактич

план.

Тематический блок №1 «Распространение христианского учения на территориях славянских племен». (2 часа)

1

Предыстория Крещения Руси от святой княгини Ольги до святого князя Владимира Красное Солнышко.

формирование чувства гордости за свою Родину

формирование представлений о роли княгини Ольги в развитии Руси

умение анализировать необходимую информацию и устанавливать на основе этого причинно-следственные связи

Тестовая работа

1

2

Князь Владимир- святой Креститель Руси.

продолжение формирования познавательного интереса к истории России

формирование представления о значимости принятия православия, как этапа, с которого началось иное развитие нашей культуры.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

рисунок о деятельности князя Владимира

1

Тематический блок №2 «Из книжной сокровищницы Древней Руси».  (3 часа)

3

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян.

формирование уважительного отношения к культурному наследию предшествующих эпох.

формирование представления о роли святых равноапостольных братьев в создании славянской письменности

формирование  у обучающихся целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем

Творческое задание:

«Письмо славянским просветителям - обращение от людей XXI века».

1

4

Шедевры древнерусской книжности.

формирование доброжелательного отношения к одноклассникам

формирование представления о роли и месте древнерусской книги в истории и культуре Древней Руси.

умение отвечать на вопросы учителя

Заполнение таблицы

1

5

Православный «Домострой» как свод нравственных правил в русской культуре.

формирование чувства гордости за свою Родину

знакомство с главами книги «Домострой», раскрывающих принципы формирования отношений между детьми и родителями

умение отвечать на вопросы учителя

составить пять вопросов по теме, написать

мини-сочинение: «Что для меня, моя семья?»

1

Тематический блок № 3 «Архитектурный облик Древней Руси: православные храмы и монастыри». (7 часов)

6

Монастыри как духовно – образовательные центры Древней Руси.

положительное отношения к людям, посвятившим свою жизнь служению Богу.

иметь представление о монастыре, истории монашества, знать понятия монах, инок, таинство посвящения в монахи (послушание, обет, постриг)

умение работать с различными источниками информации, строить рассуждения, анализировать текст с приведением аргументов

Составить синквейн к слову «монах»

1

7

Киево – Печерская Лавра и ее первые иноки

развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия о монастырских поселениях

- представление о святынях Киево-Печерского монастыря и его роли в духовном развитии Руси

формирование у школьников потребности быть достойными гражданами России через приобщение к духовным и общечеловеческим ценностям

Сообщение о первых монахах Киево-Печерской Лавры и их духовных подвигах.

1

8

Три храма Святой Софии: Киевской, Новгородской, Константинопольской.

воспитание интереса и уважения к памятникам архитектуры

представление  о величии русского зодчества на примерах храмов Руси

- развитие  интереса к познанию славянской культуры

Сравнительная таблица

1

9

Десятинная церковь: разрушенный шедевр русской архитектуры.

воспитание чувства патриотизма, гордость за культурное наследие предков

определение значения Десятинной церкви для Киевской Руси

формирование духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное

Составить синквейн к слову «церковь»

1

10

Белокаменное  Владимиро – Суздальское зодчество: церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

воспитание интереса и уважения к памятникам архитектуры

представление  о величии русского зодчества на примерах храма в Кидекше

воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся

Составить 5 вопросов

1

11

«Белый лебедь русской архитектуры»: храм Покрова на Нерли.

воспитание уважительного, бережного отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.

ознакомление учащихся с памятником архитектуры–Церковь Покрова на Нерли

развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры

Ответ на вопрос: «Почему храм на реке Нерль был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы?

1

12

Белокаменный храм Северо – Восточной Руси: Успенский Собор во Владимире.

-воспитание патриотизма, уважения к истории, традициям и культурному прошлому нашей Родины

знакомство обучающихся с выдающимися духовными деятелями, сыгравшими особую роль в истории Руси, князем Андреем Боголюбским

формирование умений анализировать произведения архитектуры путем сравнения, сопоставления, анализа архитектурных особенностей.

Сравнительная таблица

1

Тематический блок № 4 «Созидатели и защитники русской православной культуры» (2 часа)

13

Две эпохи русской иконописи: Феофан Грек и Андрей Рублев.

положительное отношения к людям, посвятившим свою жизнь служению Богу

  • развитие умений сопоставлять работы разных иконописцев, оценивать их достоинства.

воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся

Тестовая работа,

составление  синквейн  на тему «икона»

1

14

Жизнь и духовные подвиги Преподобного Сергия Радонежского.

формирование нравственных и патриотических качеств учащихся

определение особенностей духовного подвига и нравственных уроков Преподобного Сергия Радонежского

умение прогнозировать результат своей работы

Сообщение об учениках Преподобного Сергия Радонежского

1

Тематический блок № 5 «Жизнь ратными подвигами полна». (3часа)

15

Александр Невский – полководец, дипломат, христианин. Житие Александра Невского

формирование нравственных и патриотических качеств учащихся

представление об Александре Невском как исторической личности

умение высказывать оценочные суждения и их аргументацию

Работа с высказыванием: «Александр Невский герой своего времени». Приведите два аргумента в подтверждение и два в отрицание данного высказывания.

1

16

Владимир Мономах. «Поучение».

воспитание  чувства патриотизма, национальной гордости  и уважительное отношение к культуре своего народа и его прошлому

формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения

развитие познавательного, творческого интереса к предмету, к своей истории

Творческое задание: составить поучение младшему брату или сестренке

1

17

Дмитрий Иванович Донской – спаситель и хранитель Руси. Рождество Пресвятой Богородицы. День Куликовской битвы.

воспитание  доброго, внимательного отношения к окружающим, желания приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабых.

выявление   гуманистических,  нравственных  ценностей  в  деятельности  Сергия Радонежского и Дмитрия Донского

Радонежского, Дмитрия Донского;

умение отвечать на вопросы учителя

составить план «Важнейшие дела Дмитрия Донского

1

18

Итоговое занятие по теме: «Великое наследие христианской Руси»

контрольная работа

1

Приложение 1

Глоссарий по теме:

 «Жизнь и духовные подвиги Преподобного Сергия Радонежского».

Преподобный - Святой монах.

Житие -  повествование о чьей-нибудь жизни. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь».

Благородный 

1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый;

2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник 

1) человек, который угодничает (разг.);

2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель -положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Праведный - у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет - торжественное обещание, обязательство.

Черноризец - монах.

Панихида и литургия -церковные богослужения.

Псалом - религиозное песнопение.

Приложение 2

Спецификация итоговой контрольной работы по теме:

 «Великое наследие христианской Руси»

Работа состоит из заданий, поделенных на три блока. Каждое задание блока оценивается определенным количеством баллов. Максимальное количество баллов за всю работу – 46. Полученные баллы переводятся в отметку.

Баллы

Отметка

46-40

«5»

39-25

«4»

24-15

«3»

14-0

«2»

Задания к контрольной работе.

Блок А.

1.Выберите из предложенных вариантов на каждый вопрос один правильный ответ.  За каждый правильно выбранный ответ – по одному баллу. Максимальное количество баллов за задание –5.

1. Церковь, построенная Юрием Долгоруким, недалеко от Суздаля?

1) церковь Бориса и Глеба в Кидекше   2) Успенский Собор во Владимире 3) храм Покрова на Нерли   4) храм Святой Софии Киевской

2) Автор «Повести временных лет»

1)Владимир Мономах   2)Нестор  3)Сергий Радонежский 4) Андрей Рублев

3. Какой собор Владимира сравнивали с библейским храмом царя Соломона?

 1) Успенский собор   2) храм Святой Софии Киевской    3) храм Святой Софии Новгородской  

          4. Назовите самую знаменитую и почитаемую икону Киевской Руси начала XII века?

         1) Владимирская Богоматерь    2) «Троица» 3) Пресвятой Богородицы

5. К какой династии относились владимирские князья?

          1)Романовы      2) Рюриковичи     3) Невские    4) Долгорукие

          Блок Б.

1.Отметьте определения, которые можно отнести к понятию «православный храм». За правильный вариант ответа – 4балла.

           1)Место проведение таинств и обрядов

           2)Выдающийся объект архитектуры

           3)Место поклонения Богу и обращению к Нему с молитвами

           4)Религиозное сооружение

 2. Что такое икона? Назовите известных иконописцев Древней Руси.  Максимальное количество баллов за задание – 4. За правильное определение «Икона» - 2 балла; за каждого названного иконописца по 1 баллу.

3. «Словесный портрет». По данному описанию определите, о ком, о чем идет речь? За каждый правильны ответ по 2 балла. Максимальное количество баллов за задание – 6.

А) Князь являлся крепким, высоким, плечистым. Житие сообщает, что этот князь отличался благочестием, целомудрием. При нем построен первый каменный кремль в Москве. В период его княжения Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.

Б) Храм, построенный в первой половине 11 века, согласно истории, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году. В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем – Софийским заповедником.

В) Старец 78 лет, из боярского русского рода, среднего роста, худой, с седой жидковатой бородой. Является основателем ряда монастырей, в том числе Свято – Троицкого монастыря под Москвой. Благодаря своим молитвам, помог одержать победу на Куликов поле.

4.Соотнесите иллюстративный материал с архитектурными постройками Древней Руси. За каждое правильное соотнесение – по 2 балла. Максимальное количество баллов - 8

События: а) Успенский собор во Владимире   б) церковь Бориса и Глеба в Кидекше      в) храм Покрова на Нерли    г) Десятинная церковь

C:\Users\XXX\Desktop\1433b140-a39d-11ed-923d-96358f17e8d9.1200x1000.jpeg 1     C:\Users\XXX\Desktop\08318ef5d704e304f605615008fd9c05.jpeg 2

C:\Users\XXX\Desktop\cerkov_pokrova_na_nerli_41.jpg 3   C:\Users\XXX\Desktop\10039.jpg.262x-.jpg 4

Блок В.

1.Выпишите из текста все исторические ошибки. За каждую выписанную ошибку по 1 баллу. Максимум за задание – 4 балла.

В 2021 году правительница Руси Екатерина отправилась в Царьград. В Византии с большими почестями ее принял император Константин. Ей показали самые богатые церкви и христианские службы, объяснили в чем смысл веры в Иисуса Христа. Ольга поняла, что идолы, которым поклоняются славяне настоящие боги. Она захотела принять христианство, а сам император Алексей стал ее крестным отцом.

Княгиня Ольга – первая женщина – христианка среди правителей Древнерусского государства.

2. Вставьте пропуски в текст. За каждое верно вставленное слово по 1 баллу. Максимальное количество баллов -15.

Христианство на Руси было принято 1__________ году по решению князя_2___________. Он был внуком княгини_3___________, которая задолго до этого первой на Руси приняла христианство. Прежде на Руси верили в существование множества богов, такая религия называлась__4__________.

После принятия христианства братья_5___________ и _6__________ создали славянскую азбуку, названную позже именем одного из братьев_7__________.

В архитектуре зарождается каменное _8____________. Храмы украшали различными изобразительными средствами:_9__________, _10__________ по особым правилам.

Появились книги. Главными литературными жанрами стали_11______ и 12_______.  В монастырях стали записывать хронику событий_13______. Самой древней такой хроникой считается _14__________, созданная монахом_ 15__________.

Ответы

Блок А.

1)1

2)2

3)1

4)1

5)2

          Блок Б.

         1.1,2,3,4

         2. Икона -это изображение Спасителя, Богородицы, святых, ангелов или библейских событий. (Андрей Рублев, Феофан Грек)

         3.А) Дмитрий Донской

            Б) Софийский храм в Киеве  

            В) Сергий Радонежский

         4. 1. А

             2.Б

             3.В

             4.Г

         Блок В.

  1. 2021 год, правительница Екатерина, идолы – настоящие Боги, император Алексей.
  2. 1.988

2. Владимир Красное Солнышко

3. Ольги

4.язычество

5.Кирилл

6. Мефодий

7.кириллица

8. строительство

9.фреска

10. мозаика

11.житие

12. поучение

13.летопись

14. Повесть временных лет

15.Нестор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА

Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР)  для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Урок по ОДНКНР 5 класс "Культурное наследие христианской Руси"

Урок по очень сложному предмету- нравственно-философского содержания.Технологическая карта урока....

Культурное наследие христианской Руси

Предоставленная разработка создана для учащихся 5 класса. Данная тема является первой при изучении темы "Религия и культура" в курсе ОДНКНР. Данная тема рассчитана на 3 часа....