Урок-лекция "Духовно-нравственное воспитание кадет. Воспитание подчиненных на положительных примерах выполнения воинского долга, боевых традициях флота, ВВС и части"
учебно-методический материал (7 класс)
Важнейшая задача воспитания российских воинов состоит в том, чтобы определить (вернуть) истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности. Состояние духа народа, его армии, нравственное (духовное, душевное) здоровье, образованность, патриотизм и сплоченность (соборность) были и остаются важнейшими факторами жизнеспособности нации, страны, показателями развития военной организации государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-lektsiya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
Урока - лекции
Вид занятия: лекция.
По дисциплине: организационно-воспитательная работа.
Тема: «Духовно-нравственное воспитание кадет. Воспитание подчиненных на положительных примерах выполнения воинского долга, боевых традициях флота, ВВС и части».
Учебные цели: обучить и повысить знания воспитанников кадетского корпуса по вопросам значения высокой духовности в жизни нашей страны и ее народа, подчеркнуть роль традиционных для России духовных ценностей в достижении военных побед.
Состав участников: кадеты 7 класса «А».
Время и место проведения: СКК учебный корпус, 17 кабинет____________________________________________
Дата проведения занятия: «17» октября______________ 2019 г.
№ п/п | Содержание занятия | Учебное время (мин.) | Примечания |
1. | Вводная часть. | 5 | |
2. | Основные вопросы. | 45 | |
1. Духовные ценности военнослужащих Российской армии: содержание и пути формирования. | 30 | ||
2. Духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России в современных условиях. | 15 | ||
3. | Заключительная часть, подведение итогов занятия, ответы на вопросы. | 10 |
Литература по теме:
1. Петрий П. Духовные ценности российского общества и армия. - М., ВУ., 2001.
2. Севастьянов М. Победа духа // Ориентир. - 2005. - № 5.
3. Севастьянов М., Фоменко П. Не проиграть информационную войну // Ориентир. - 2004. - № 2.
4. Сушанский А. Духовные основы воинского воспитания // Ориентир. - 2000. - № 4.
5. Чижик П. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. - М., ВУ., 2000.
6. Шаповалов О. Виртуальное противостояние с реальным результатом // Ориентир. - 2004.- № 4.
Руководитель занятия
____________________________________________
________________________________________________
Материал к плану занятия на тему:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. ВОСПИТАНИЕ ПОДЧИНЕННЫХ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОГО ДОЛГА, БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ ФЛОТА, ВВС И ЧАСТИ».
ВОПРОСЫ:
1. Духовные ценности военнослужащих Российской армии: содержание и пути формирования.
2. Духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России в современных условиях.
Важнейшая задача воспитания российских воинов состоит в том, чтобы определить (вернуть) истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности. Состояние духа народа, его армии, нравственное (духовное, душевное) здоровье, образованность, патриотизм и сплоченность (соборность) были и остаются важнейшими факторами жизнеспособности нации, страны, показателями развития военной организации государства.
Духовные ценности военнослужащих Российской армии: содержание и пути формирования
В чем состоит сущность духовности, как она проявляется, как ее развивать и управлять ею - на эти вопросы современная наука не дает прямых ответов. Впрочем, в постижении высокой духовности главное - не обретение разнообразных и исчерпывающих знаний о предмете, а постижение смысла и цели. Видимо, как неисчерпаем в познании человек, так до конца непознаваема в миру и его духовность. Духовность, впрочем, имеет материальные проявления и может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов. В таком качестве она концентрирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.
Понятие духовности связано прежде всего со смыслообразующими и смысложизненными компонентами человеческого существования, что предоставляет возможность личности выйти за рамки обыденного бытия, преодолеть себя в процессе совершенствования, стремления к истинным светлым идеалам и реализовать их в процессе физической жизни.
Духовность армии естественным путем вытекает из духовности общества, при этом имея особенности, определенные, в частности, русским философом Иваном Ильиным. По его мнению, армия - «сосредоточенное воплощение государственной силы», «элемент государственного бытия», организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее - к смерти и убиению во имя государственной цели», «...армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели». «Каждый воин... должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти» и «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела».
Специфика воинской деятельности в сочетании с высочайшим напряжением всех духовных и физических сил, с возможностью и необходимостью самопожертвования во имя Родины (как поется в песне, исполняемой русской певицей Викой Цыгановой: «За Россию-Мать сладко умирать»), готовностью «положить душу свою за други своя» определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военных побед. Иллюстрацией этому могут служить слова великого русского полководца фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова о том, что «сколь ни важна роль военного порядка или дисциплины, они останутся бессильными тогда, когда... не осенятся тем воинским духом, который преображает все обстоятельства».
Духовное и нравственное воспитание неразрывно связано с духовной культурой общества, народа. В первую очередь она выражается в идеях. Одной из главных является идея Родины, проявляемая как патриотизм. Одно из определений патриотизма - это любовь к своему Отечеству, принадлежность к своему народу (по словам Александра Сергеевича Пушкина, «…любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»), готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Патриотизм, государственность, верность служению Отчизне и народу, честь, ответственность, достоинство и другие духовные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания военнослужащих армии и флота. Как предмет особой заботы духовность воинов рассматривалась видными отечественными военачальниками наряду с военной и технической подготовкой как главное условие победы в войне. Ее значимость в свое время подчеркивали П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и другие великие русские полководцы и флотоводцы.
В системе духовности военнослужащих наряду с другими особо выделяется этический компонент, который включает в себя такие духовные ценности, как патриотизм, гражданственность, государственность, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь воина, вежливость, тактичность, скромность, обязательность, профессиональная компетентность. Эти ценности наиболее зримо характеризуют высшую степень готовности военнослужащего армии и флота верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять воинский долг, а также выступают в качестве его морально-деловых характеристик и социальных черт как личности и гражданина России.
Взаимосвязь духовных ценностей общества и армии представляет собой механизм проявления существенных признаков и элементов их содержания, а также способов и средств, укрепляющих, стабилизирующих и развивающих систему духовной безопасности личности, общества и государства на личностном, общесоциальном и военно-социальном уровнях.
Основополагающая идея, как представляется, должна быть национальной, так как влияние идей на воинов осуществляется через их духовный уклад, отражающий принадлежность к своему народу. Он включает в себя ментальность - общие ценности, традиции, идеи, чувства, верования, способы мышления. Сегодня и в нашем обществе поселилась так называемая политкорректность, которая, по сути, не позволяет назвать врага врагом плюс определяет стыдиться наших духовных ценностей. А между тем великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, говоря о духовных истоках военных побед, восклицал: «Мы - Русские! С нами Бог!». В самые трагические моменты и периоды истории России нацию спасали «мощные запасы духовной силы русского народа». Важнейшая роль здесь принадлежала и принадлежит соборности - единению людей ради возрождения православной веры и процветания Отечества... Император Петр I, который возвел патриотизм в ранг государственной политики, в приказе перед Полтавской битвой однозначно определил: «…не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь». Важно отметить, что высшей доблестью и важнейшим условием получения чинов и наград, закрепленным Петром Великим в табели о рангах, считались услуги Отечеству, усердие в государственных делах.
Истинный патриотизм выражается в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга, по выражению русского мыслителя А.Ф. Федорова, является «пробуждение любви к отцам и предкам. Сознание нравственного долга сынов перед отцами... Рождаясь, сыны заступают на место отцов. Поэтому их долг - вернуть отцов к жизни». B.C. Соловьев, образно говоря, в дополнение писал: «Издревле всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди... Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освящалось и возвеличивалось в церквах».
Важнейшей составляющей духовного и нравственного воспитания российских воинов является воспитание гражданственности. Суть ее выразил русский философ И.А. Ильин: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом». Быть гражданином - значит соизмерять свои интересы с интересами государства, которое есть некая духовная община, «управляющаяся единой верховной властью и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбой». Его прочность заключается прежде всего в «государственном настроении души и государственном правосознании» его членов. То есть без воспитания истинных граждан государство саморазрушается.
Неотъемлемой частью гражданственности является национальное, историческое самосознание - сопричастность гражданина-патриота к жизни и достижениям Родины-России. Правильно сформированное сознание является связующим звеном между поколениями, прошлым, настоящим и будущим страны и народа.
Духовное наследие старших поколений передается через традиции. «Да не посрамим Земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава - рефрен боевой истории Русской - Советской - Российской армии. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге, воинскому долгу, беззаветная любовь к Отечеству - все это должно лежать в основе духовного и нравственного воспитания современных российских воинов. В традициях воинов армии и флота всегда считалось ценностью быть всесторонне подготовленным, воспитанным и образованным, нравственно и психологически закаленным, духовно и физически готовым к выполнению любых задач по защите Родины. «Плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов умереть» - эти слова принадлежат Л.Н. Толстому и могут быть адресованы современным представителям «профессии Родину защищать», которая предполагает сочетание высокой духовности с военно-профессиональной компетентностью.
Воинская деятельность, выражаясь в форме военной службы, по своему содержанию сложна и многогранна. При этом она обладает ярко выраженным нравственным характером, который не только пронизывает всю ее структуру, но и существенно влияет на процесс ее протекания и последствия. Духовные ценности выступают как стержень морально-нравственного сознания воинов и ориентируют их в системе сложных общественных отношений. Своеобразной цементирующей основой духовного мира военнослужащего являются, прежде всего, такие ценности, как воинский долг, честь, достоинство, ответственность. Существует и, так скажем, формула - кратко выраженный нравственный закон жизни воина, - озвученный в песне, которую душевно исполнил Иосиф Кобзон: «Душу - Богу, сердце - даме, жизнь - государю, честь - никому».
Вместе с тем для части военнослужащих сегодня характерны утрата традиционных нравственных ценностей, резкое снижение интереса к службе, обесценивание понятий воинской чести, долга, ответственности. Многие из нынешних призывников, по оценкам специалистов в области организационно-мобилизационной работы, на момент призыва нигде не работают и не учатся, что плачевно сказывается на их ценностных установках. Среди другой части призывников, взятых в армию из сферы предпринимательской деятельности, а также теневой экономики, проявляются такие мотивы и качества, как устойчивое стремление к наживе, легкой жизни, неразборчивость в средствах достижения личных целей. Духовные ценности, так скажем, с отрицательным вектором, исповедуемые этими новобранцами, входят в противоречие с такими традиционными нашими духовными ценностями, как любовь к Родине, к военной службе, взаимное уважение, преданность традициям воинской доблести и славы предков.
Кризисные процессы, происходящие в обществе и Вооруженных Силах России, в первую очередь затрагивают обыденно-психологический уровень духовного сознания военнослужащих, вызывая в нем деструктивные изменения и отрицательные проявления. Существуя на основе отражения повседневной жизни военнослужащих, их непосредственных ближайших потребностей и интересов, традиций, нравов, этнических особенностей, он содержит такие консервативные элементы, как обывательские моральные суждения, невежественные мнения, предрассудки. На уровне обыденного духовного сознания невозможно сделать широких и достаточно глубоких теоретических обобщений. К тому же этот уровень сознания в значительной мере подвержен воздействию, например - слухов, легко поддается манипуляциям со стороны средств массовой информации (проводников информационно-психологического воздействия). Уровень обыденного морального сознания обычно не позволяет выйти за рамки личных забот и устремлений и в полной мере оценить интересы воинского коллектива, Вооруженных Сил, общества в целом. Вопросы теоретического осмысления воинами таких сложных и важных нравственных проблем, как сущность воинского долга, смысл военной службы, честь и достоинство военнослужащего, его ответственность за безопасность Отечества, отодвигаются на задний план. В этой связи возникает уязвимость духовного сознания военнослужащих, которые теоретически незащищены от воздействия на них неблагоприятных материальных и духовных факторов.
В жизнедеятельности общества часто можно обнаружить многочисленные случаи аморального, безнравственного поведения, в частности, молодых людей, из среды коих черпается пополнение личного состава ВС России. Это, к примеру, бандитизм, хулиганство, воровство, наркомания, алкоголизм, педерастия... К сожалению, сегодня в Вооруженные Силы России призываются лица, имевшие судимость. Они привносят в воинские коллективы свои отрицательные нравы, традиции и специфические нормы жизни. Все это способствует таким отклонениям в поведении военнослужащих, как воинские преступления, грубые нарушения воинской дисциплины, акты немотивированного, девиантного поведения. У военнослужащих, в поведении которых присутствуют эгоизм, подверженность страстям, расторможенность влечений, чрезмерное стремление к лидерству и агрессивность, это, как правило, проявляется во вспышках жестокости, непредсказуемых действиях, страхе, панике, предательстве…
Необходимо отметить, что трудности в осуществлении строительства Вооруженных Сил России создают предпосылки прагматизации поступков и поведения военнослужащих. Довольно часто они оказываются перед выбором нравственной позиции, средств реализации своих помыслов и намерений, что идет вразрез с требованиями внутреннего нравственного закона, воинского долга, совести и чести. Резкое снижение жизненного уровня военнослужащих и их семей приводит к тому, что частные цели воинской деятельности оттесняют на второй план общие цели, связанные с выполнением воинского долга. Неоднократное повторение данной ситуации сформировало у определенной части военных приспособленческий тип поведения, следствием которого являются нравственные отклонения.
И все-таки духовное и нравственное воспитание российских воинов, в виду морально-нравственной консервативности Вооруженных Сил, по большому счету, должно поддерживать попытку обеспечения возможности воспроизводства нравственного потенциала общества, гарантирующего нравственную выживаемость России, ее духовно-нравственную неуязвимость в случае непредвиденного или прогнозируемого изменения внутренних и внешних экономических, политических и военно-социальных условий.
Таким образом, духовные ценности военнослужащего Российской армии, по определению, данному доктором философских наук, профессором П.В. Петрием, - это личностно и социально значимые для его духовного развития процессы и явления, а также их свойства и стороны, функционирующие в исторически определенных гражданских и военно-профессиональных отношениях, позитивно влияющие на совершенствование его мировоззренческих качеств, выполнение им воинского долга, укрепление духовного потенциала Вооруженных Сил. Они формируются на основе военного и переосмысленного через него социального опыта, военно-учебных и боевых традиций, мнений военнослужащего под воздействием воинского воспитания и других процессов и факторов, не имеющих места в других сферах жизнедеятельности людей.
Духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России в современных условиях
Без духовной составляющей не может функционировать ни одна человеческая организация, в том числе военная. Именно высокая духовность, как правило, выступала и выступает основной предпосылкой готовности и способности людей к вооруженной защите Родины. Системный кризис российского общества проявился в том числе и в упадке его духовной жизни, проникновении в общественное сознание духовных элементов и целых систем отрицательного плана, губительных для нашей цивилизации. Это самым непосредственным образом повлияло на духовную ситуацию в Вооруженных Силах России, что позволило ряду отечественных и зарубежных ученых справедливо рассуждать не только об угрозах духовной безопасности функционирования ВС РФ, но и в определенной мере констатировать признаки их духовного разложения.
Сегодня в российском обществе и в его военной организации зримо проявляется чувствование и понимание необходимости обеспечения духовной безопасности, а также создания целостной системы духовного обеспечения деятельности вооруженных защитников Отечества. Это обусловлено необходимостью укрепления духовно-нравственных основ, соответствующих современным реалиям строительства Вооруженных Сил России (на основе традиций Русской и передовых традиций духовного обеспечения Советской армий).
Необходимость духовного обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил России в современных условиях определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, реальная и прогнозируемая военно-политическая ситуация в мире, социально-экономическая, общественно-политическая, национально-демографическая, информационная, идеологическая, культурологическая, религиозная ситуация в Российской Федерации и потребности наличия боеспособных, готовых к разноплановой современной (в том числе глобальной) войне Вооруженных Сил диктуют необходимость гармонизации отношений между личностью, государством, обществом, его вооруженной организацией. То есть эти факторы и обстоятельства определяют необходимость сплочения российского общества на основе общей духовности - национальной идеи, суть коей, возможно, вновь будет определяться сакраментальной триадой «Вера. Родина. Вождь». Отсюда вытекает объективная потребность системного духовного обеспечения функционирования военной организации российского общества. Это предполагает и новое осмысление собственно определения «Духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России», подразумевающего как непрерывный системный процесс, так и определенный комплекс мероприятий.
Во-вторых, в российском обществе реально существует мировоззренческий плюрализм, а в государстве отсутствует единый подход к духовному обеспечению функционирования Вооруженных Сил. Военнослужащим, имеющим разноплановые, противоречивые жизненные установки, ценностные ориентации, в этой связи сложно сплачиваться в единые коллективы, выполняющие единые служебно-боевые задачи, определяемые государством.
В-третьих, в жизнедеятельности русского воина духовное, как правило, выступало в качестве сакраментального понятия. И сегодня категория воинского долга, видимо, вновь реально может возродиться в качестве священной категории. Но для этого необходимо эффективное противодействие подрывному информационно-психологическому, идеологическому, культурологическому, религиозному (в конечном счете - антиправославному) массированному воздействию на наш духовный мир. В условиях продолжающегося усиления влияния негативных факторов воздействия на духовный мир военнослужащих особую актуальность приобрела проблема всестороннего духовного обеспечения жизнедеятельности воинских коллективов и разработки, возможно, новых принципов духовного обеспечения функционирования Вооруженных Сил России.
Духовными основами воинского воспитания являются те идеи, верования, устойчивые взгляды и настроения, традиции, нормы, отношения, цельные теоретические системы, которые неразрывно связаны с традиционной духовной культурой нашего общества и способствуют оптимальному функционированию Вооруженных Сил, проявлению творчества и активности в решении задач, стоящих перед воинскими коллективами.
Основу всей военно-профессиональной культуры, боевой подготовки и воспитания составляют духовные ценности личного состава армии и флота. Духовная готовность к служению Родине, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов общества, государства и личности - есть в конечном итоге самое значимое, основное для военной службы.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что одной из составляющих национальных интересов нашего государства являются «интересы личности», которые состоят «в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина». Национальные интересы в духовной сфере проявляются «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны». Одним из факторов, увеличивающих напряженность и представляющих угрозу «федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации», концепция называет проявления девальвации духовных ценностей. Формирование духовности, духовное и нравственное воспитание российских воинов является одной из приоритетных задач государственной политики и военного строительства. Это предполагает необходимость полноценного духовного обеспечения деятельности ВС РФ.
Таким образом, духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России - это непрерывный системный процесс и определенный комплекс мероприятий, проводимых органами военного управления и должностными лицами во взаимодействии с государственными структурами и традиционными для России религиозными конфессиями по поддержанию высокого духовного - морально-нравственного, душевного, психологического - состояния военнослужащих, позволяющего им успешно решать служебные, боевые задачи в современных условиях в интересах военной безопасности государства и национальной безопасности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма».
урок в 10 классе по программе Смирнова о патриотизме. Дети предварительно проводят работу по истории воинской части, о выпускниках школы, которые закончили высшие учебные заведения и связали свою судь...
Урок ОБЖ в 10 классе:Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества
Урок ОБЖ в 10 классе: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества Цель урока: формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим ...
Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России
материал для воспитателей...
Дружба, воинское товарищество - славная боевая традиция Российской армии и флота, основа боеготовности частей и подразделений
Конспект урока ОБЖ в 10 классе. Слайды для Вашего выбора - на http://yadi.sk/d/x3ywmmMjDSiyq...
Методическая разработка "Боевые традиции ВС РФ. Дни Воинской Славы"
Методическая разработка урока по теме: "Боевые традиции ВС РФ.Дни воинской Славы". Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия ...
Боевые традиции ВС РФ. Дни Воинской Славы. (Методическая разработка)
На занятии закрепляются знания по дням Воинской Славы, использованы разнообразные формы работы....
Примеры выполнения задания 3 (устная часть ЕГЭ, описание фотографии)
Материал содержит пример выполнения задания 3 устной части ЕГЭ - описание фотографии по плану. В документе присутствуют наборы фотографий для тренирвки....