Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Балаково Саратовской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________ Протокол №___ «___»____________2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР __________Г.И.Алексеева «___»____________2018г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №16 __________Т.Г. Запяткина Приказ №___ «___»____________2018г.
|
Программа кружка «Дружина юного пожарного» для 8 Г класса на 2018-2019 учебный год Дохтуркиной Натальи Анатольевны
2018
Пояснительная записка В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности. Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем ста-бильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.
ЦЕЛЬ: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре
ЗАДАЧИ: 1. Воспитательные: - воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стрем-ления к преодолению трудностей; - воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. 2. Образовательные: - дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; - дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; - научить основам строевой подготовки; - приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными сред-ствами пожаротушения. 3. Развивающие: - развитие детского технического творчества, - развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; - развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Возраст воспитанников:10-14 лет, Работа кружка включает в себя 2 этапа: - Теоретический этап накопления знаний: 18 часов - Практический этап:18 часов Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе 7-8 класс. В этом возрасте дети очень любят общаться, расширяют круг своих знакомств и поэтому очень важно направлять их энергию в деятельное творческое, при помощи современных способов организации работы с подростками. Очень важно в этот период дать ребятам почувствовать полезность своей работы, причастность к серьезным делам взрослых. Предполагаемый результат. Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех городских мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитываю-щей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий. Контроль знаний и умений. Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств, проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил пожарной безопасности. Форма проведения итогов реализации дополнительной программы: участие в городском и областном смотре – конкурсе дружин юных спасателей и пожарных (ДЮСП) В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались его в реальной жизни.
Форма организации занятий.
Формы проведения занятий очень разнообразны: это и КТД,КВН, викторина, беседа, Поле чудес.
Методы и средства обучения.
Словесные- рассказ, объяснение, беседа. Наглядные- показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовой на доск, стендов, видеофильмов.,
Практические- выполнение практических занятий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Для отслеживания результатов внедряются следующие механизмы оценки: тестирование, формы соревнований, выставки. Для соблюдения техники безопасности при работе с первичными средствами пожаротушения и при работе с компьютером предусмотрено: - собеседование с каждым ребенком; - ведение дневника педагогических наблюдений; - папок достижений; - смотры знаний умений, навыков.
Предполагаемый результат: • Умение основных правил пожарной безопасности в быту и в школе. • Знать порядок действий на случай возникновения пожара самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам. • Оказывать неотложную медицинскую помощь. • Систематизировать знания по ППБ. • Участвовать в школьных мероприятиях по ППБ. • Участвовать в районном и областном конкурсе «Дружин юных пожарных».
Программа способствует: - умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам пожарной безопасности, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию - учащиеся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил пожарной безопасности, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. Члены отряда ДЮП выступают с агитбригадой перед детьми и родителями.
- трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособий, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям.
- физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
К концу обучения дети должны знать основные правила пожарной безопасности в быту и в школе, порядок действий на случай возникновения пожара, должны уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, должны быть психологически готовы к действиям в экстремальных ситуациях. Ученик должен знать: - принципы Положения ДЮП; - основные направления, формы и методы ДЮП; - основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу; - причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами; - основные направления работы ГПС; - специфику применения первичных средств пожаротушения; - порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре; - правила разведения костра в лесу; - значение профилактической работы с учащимися образовательного учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при пожарах. Ученик должен уметь: - оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности; - предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия; - оказывать первую медицинскую помощь при пожаре; - убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения; - планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками; - применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности; - реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки; - изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы); - проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста; взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
План занятий с дружиной юных пожарных Занятие № 1-2 Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных. Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка. Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Занятие № 3-4 Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре». Занятие №5-6 Причины пожаров в жилом доме. Огонь друг и враг человека. Что такое огонь? Рассказать о том какие пользу или вред приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. Занятие №7-8 Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара. Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. Занятие № 9-10 Эвакуация при пожаре из здания школы. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный крюк. Занятие №11-12 Виды и назначение огнетушителей. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре. Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. Занятие №13-14 Знаки пожарной безопасности. Противопожарная профилактика. Знаки для использования на путях эвакуации. Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками. Занятие №15-16 Что нужно делать при пожаре? Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной без-опасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола. Занятие №17-18 Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных. Занятие №19-20 Участие в конкурсе «Служба спасения 01». Рисунок. Макетные работы. Литературные работы. Занятие №21-22 Составление инструкций по мерам пожарной безопасности. Проведение викторины Занятие №23-24 Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ» Привить интерес и уважение к героической профессии «пожарного». Формирование волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Занятие №25-26 Первичная доврачебная помощь при пожаре. Обучение правилам оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно сосудистая система. Занятие №27-28 Меры пожарной безопасности при проведении праздников. Меры пожарной безопасности при проведении праздников.Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации. Занятие №29-30 Викторина «Знаешь ли ты?» Игра на противопожарную тему. Занятие № 31-32 Берегите жилище от пожаров. Правила поведения при пожаре (общие). Правила поведения при пожаре в квартире. Правила поведения при пожаре на даче. Правила поседения при пожаре в общественных зданиях. Правила поведения при лесных пожарах. Как вызвать пожарную охрану. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Что делать, если на тебе загорелась одежда. Занятие №33-34 Пожарно-прикладной вид спорта. Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. Занятие №35-36 Контрольные зачеты. Документы дружины юных пожарных. Документация отряда. Противопожарная профилактика в летнее время. Проведение беседы с детьми на тему «Огонь друг и враг».
|