Анализ работы блока дополнительного образования
материал
Анализ работы блока дополнительного образования для публичного отчета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichichka_2017-2018.docx | 61.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы блока дополнительного образования
ГБОУ Школа №222 за 2017-2018 учебный год
Концептуальная основа блока дополнительного образования детей ГБОУ «Школа № 222», разработана в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 04.04.2014 №1726-р г. Москвы и соответствует главным принципам гуманистической педагогики:
-повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребёнка;
- обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества;
-признание уникальности и самоценности человека, его прав на самореализацию;
-участие в вариативных развивающих программах на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
-возможность на практике применять полученные знания и навыки.
-создание условий для позитивной социализации и профессионального самоопределения;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
В дополнительном образовании ребята развивают свою творческую и познавательную активность, реализовывают свои личностные качества и не боятся неудач. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся вне учебного времени способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Массовое участие детей в регулярно проводимых в образовательной организации праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций.
Работа блока дополнительного образования детей в школе опирается на следующие
Приоритетные принципы:
- свободный выбор ребенком видов деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практико-деятельная основа образовательного процесса.
Нормативная база, регламентирующая организацию образовательного процесса в системе дополнительного образования детей:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ №1726-р от 4 сентября 2014 года);
- Примерные требования к дополнительным образовательным программам (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844);
- Приказ №922 ДОгМ от 17 декабря 2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
- Положение о блоке дополнительного образования.
- Дополнительные общеразвивающие программы;
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16.
- Устав ГБОУ Школа №222.
- Лицензия ГБОУ Школа №222.
Программы дополнительного образования были рассмотрены на педагогическом совете и утверждены директором ГБОУ Школа № 222.
Цель–повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребёнка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеразвивающих программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Задачи:
- достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения через формирование гармонично развитой личности, ее мировоззрения, навыков самообразования, потребности в продолжении образования;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе.
За последние годы требования к Дополнительному Образованию очень изменились:
-с тал более открытый доступ к дополнительному образованию;
- расширилось информационное поле дополнительного образования, родителям доступен сайт образовательной организации.
-открыт доступ записи детей в дополнительное образование через Портал Государственных Услуг;
- отслеживается результативность деятельности Дополнительного образования в образовательных учреждениях;
- проводится мониторинг по востребованию направлений дополнительного образования.
Задачи ВШК:
- контролировать выполнение требований государственных, образовательных, авторских программ в системе дополнительного образования;
- систематически контролировать качество проведения учебных занятий, соблюдение педагогами дополнительного образования научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;
- изучать опыт работы педагогов дополнительного образования;
- отрабатывать наиболее эффективные технологии проведения занятий дополнительного образования;
- осуществлять периодический контроль над состоянием и ведением школьной документации системы дополнительного образования.
Осуществление контроля велось по следующим направлениям:
• контроль школьной документации;
• контроль работы педагогических кадров;
• контроль состояния занятий дополнительного образования;
• контроль педагогов дополнительного образования по поддержанию интереса к занятиям, проведение мониторинга по востребованию направлений ДО;
• контроль над работой по сохранению контингента учащихся;
• контроль над посещаемостью дополнительного образования учащимися «группы риска».
Учитывая значимость Дополнительного образования, с педагогами проводились индивидуальные консультации по следующим вопросам:
1. Дополнительная общеобразовательная программа - основной документ педагога. Требования к содержанию и оформлению программы, согласно письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 №06-1844; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
2.Обеспечение связи между основным и дополнительным образованием
3.Проведение мониторинга по вопросам занятости обучающихся
4. Организация учебного процесса в каникулярное время
5. Ведение документации.
Особое внимание в работе ДО уделялось диагностике программ дополнительного образования и комплектованию кружков, секций, объединений.
Программы дополнительного образования создают целостную систему, основанную на принципах непрерывности, доступности и научности. Каждый педагог ДО в соответствии со ст.9 «Закона об Образовании» работает по дополнительной общеразвивающей программе.
Занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы. При приеме в спортивные, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащихся.
Комплектование объединений по интересам организовано на добровольной основе (детей, родителей, педагогов), с учетом социального заказа. Реализация программ происходит через организацию занятий во второй половине дня. Форму занятий педагог выбирает самостоятельно. Запись в кружки и секции на бюджетной и внебюджетной основе осуществляется через Единый сервис записи в объединения дополнительного образования, как дистанционно, через Портал государственных услуг г. Москвы, так и через ответственного оператора в образовательном учреждении.
Осуществлялся контроль над посещаемостью учащимися студий, кружков, спортивных секций. Необходимо отметить, что в большинстве объединений посещаемость была на хорошем уровне.
В 2017-2018 учебном году ГБОУ «Школа № 222» продолжила работу в режиме 5 - дневки. Для учащихся всех классов допускается использование субботы ( 6 дня) как развивающего дня для занятий школьников по выбору, в системе дополнительного образования, для проведения экскурсий, урока в музее, посещение учреждений профобразования, выставочных залов, посещения театров и т.д. С учётом возможностей педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей, школа организовала работу в системе дополнительного образования в 2017-2018 учебном году по следующим направленностям:
- Художественная;
- Физкультурно-спортивная;
- Техническая;
- Естественнонаучная;
- Социально-педагогическая;
Туристско-краеведческая направленность в ГБОУ Школа №222 на данный момент не освоена.
С каждым годом в ГБОУ Школа №222 система дополнительного образования совершенствуется, об этом свидетельствует увеличение количества кружков и численности обучающихся.
Сравнительный анализ количественных показателей предоставляемых услуг
2016-2017 уч.год | 2017-2018 уч.год | |||||
всего | бюджетных | платных | всего | бюджетных | платных | |
Количество кружков | 106 | 53 | 53 | 114 | 53 | 61 |
Мы видим увеличение количества детских объединений на 7,5%, при сохранении количественного показателя по бюджетному дополнительному образованию.
Стоит отметить, что в 2017-2018 уч.году мы продолжили опыт открытия объединений дополнительного образования для взрослых. В 2016-2017 уч.году у нас было всего лишь одно объединение - «Английский для мам», в 2017-2018 уч.году появились «Каратэ Сейвакай» и «Каратэ – до для взрослых». Опыт оказался успешным, поэтому мы планируем развивать систему дополнительного образования для взрослых в стенах ГБОУ Школа №222.
Сравнительный анализ количества кружков по направленности
Наименование направленности | 2016-2017 уч.год | 2017-2018 уч.год | ||
ДО | Группы | ДО | группы | |
Техническая | 7 | 8 | 6 | 9 |
Естественнонаучная | 24 | 24 | 25 | 25 |
Социально-педагогическая | 40 | 48 | 51 | 55 |
Физкультурно-спортивная | 11 | 11 | 15 | 21 |
Художественная | 24 | 27 | 17 | 25 |
Итого | 106 | 118 | 114 | 135 |
Сравнительный анализ количества обучающихся
Наименование направленности | 2016-2017 уч.год | 2017-2018 уч.год |
Всего обучающихся (ученико- кружки) | Всего обучающихся (ученико- кружки) | |
Техническая | 122 | 131 |
Естественнонаучная | 346 | 357 |
Социально-педагогическая | 582 | 709 |
Физкультурно-спортивная | 230 | 382 |
Художественная | 550 | 415 |
Итого | 1830 | 1994 |
Снижение количества кружков в художественной направленности дало основания для постановки задачи на 2018-2019 уч.год по увеличению показателей по данному направлению.
В этом году значительно увеличилось количество детских объединений физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности. В этом году количество воспитанников в футбольном клубе «PROJECT FOOTBALL» возросло на 44 % по сравнению с предыдущим годом.
С декабря 2017 г. в нашем комплексе открылся набор в волейбольную секцию, который дал нам 2 группы обучающихся.
Благодаря стараниям педагога дополнительного образования, Карчевой В.А., в 2017-2018 уч.году возрос интерес к бальным танцам и возникла необходимость открытия еще одной группы воспитанников.
По данной таблице видно, что в связи с социальными запросами, уже в этом учебном году наметилась тенденция к смещению акцентов в системе дополнительного образования в сторону интеграции дополнительного и общего образования, что, конечно же, будет способствовать обучению и воспитанию конкурентноспособной личности.
Дополнительное и общее образование становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создаётся единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. А также все более усиливается практико- ориентированный подход дополнительных образовательных услуг, это доказывает появление новых кружков таких, как «Экспериментальная физика», «Решение нестандартных задач», «Сложные вопросы биологии».
В социально-педагогической направленности активно принимают участие начальная школа корпуса №2 и средняя и старшая школа корпуса №1, поэтому на следующий учебный год перед нами стоит задача сохранить текущие показатели и охватить дополнительным образованием еще и среднюю и старшую школу корпуса №2 и начальную школу корпуса №1.
В этом году велась совместная работа ответственного за дополнительное образование и социального педагога по занятости во второй половине дня детей, состоящих на ВШУ. Количественный показатель увеличился на 15 % по сравнению с предыдущим годом.
Вывод: В целом работа блока ДО в 2016-2017 учебном году была удовлетворительной. Мы постарались в полной мере удовлетворить потребности детей, предоставив большое разнообразие кружков приоритетных направленностей. Итогом работы в течение всего прошедшего учебного года стало участие кружков в декаде дополнительного образования, в рамках которой проводились мастер-классы, открытые занятия, всевозможные выставки и отчетные концерты для родителей и учащихся.
Многие педагоги дополнительного образования принимали активное участие в Межрайонном фестивале «Наши общие возможности – наши общие результаты», в Клубном дне и Дне открытых дверей, где показывали мастерство своих воспитанников и отвечали на все интересующие вопросы.
Однако, есть замечания по общей организации дополнительного образования в ОУ. В частности, были проблемы с составлением дополнительных образовательных программ, распределением помещений.
А также:
- Многие педагоги дополнительного образования продолжают работать, используя традиционные формы организации учебного процесса. В результате, у обучающихся теряется интерес к занятиям.
- Недостаток квалицированных кадров в системе дополнительного образования.
- С каждым годом возрастает учебная нагрузка у обучающихся, как следствие, у детей не остается свободного времени на дополнительное образование, хотя имеется большая потребность в этом.
- Система дополнительного образования также сталкивается с материально-технической проблемой. Например, «Интенсивный курс по информатике», реализуемый на внебюджетной основе, проводится в условиях 2 человека за 1 компьютером.
- На данный момент в ГБОУ Школа №222 отсутствуют группы, реализуемые программы по туристско-краеведческой направленности.
Все это необходимо учесть до начала 17-18 учебного года, чтобы предотвратить возможные накладки.
Дополнительное образование детей – это полноправная структурная единица воспитательной системы нашей школы, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решать ряд педагогических задач, которые стоят перед учреждением в целом.
Выводы по итогам работы блока дополнительного образования в 2016/2017 учебном году, ряд задач на 2018-2019 уч.год:
- На данный момент в школе нет единой эффективной системы дополнительного образования из-за отсутствия достаточного контингента преподавателей, которые могли бы охватить все направления дополнительного образования. В 2017/2018 учебном году необходимо развивать техническое и туристско-краеведческое направление в дополнительном образовании, восстанавливать востребованность в рамках художественной направленности.
- Не все программы преподавателей соответствовали существующим требованиям. Необходимо преподавателям, планирующим свою работу на следующий год, проработать имеющиеся программы, модифицировать под контингент учащихся и предоставить программы на согласование до начала нового учебного года.
- По ряду кружков базового уровня не достигнуты результаты, обозначенные в приказе ДОгМ №922. При планировании работы объединений дополнительного образования на 2017/2018 учебный год необходимо предусмотреть механизмы достижения учащимися результатов в социально-значимых конкурсах, проектах и мероприятиях ДОгМ.
- В течение учебного года не все преподаватели ответственно подходили к оформлению сопровождающей документации. На следующий год необходимо усилить контроль за посещаемостью занятий дополнительного образования и за качеством их проведения.
- Презентацию объединений дополнительного образования, проведенную в этом учебном году, нельзя считать эффективной. Необходимо в начале учебного года провести презентацию объединений дополнительного образования, работающих в школе как в классах для учащихся, так и на родительских собраниях для родителей и законных представителей. В первую очередь это должно касаться объединений дополнительного образования с низким и средним показателем результатов записи.
- В 2017/2018 году необходимо в полном объеме использовать возможности школы по организации занятий в системе дополнительного образования, сформировать единые подходы и требования по организации кружков, направленных на подготовку учащихся к результативному участию в конкурсах.
- Для оптимизации работы системы дополнительного образования в 2017/2018 учебном году необходимо рассмотреть вопрос о переходе на систему электронного журнала. Это позволит более эффективно отслеживать работу объединений дополнительного образования, вносить коррективы в работу педагога.
- Способствовать дальнейшему расширению сети социального партнерства в системе дополнительного образования для удовлетворения запросов разных категорий заинтересованного населения и увеличения охвата обучающихся нашей школы дополнительным образованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы педагога дополнительного образования
Основная задача кружка – развитие художественных способностей детей в процессе обучения средствами различных видов изо, формирование эстетических потребностей вкуса, воспитание интереса к искус...
Анализ работы педагога дополнительного образования
Методическая разработка анализа работы педагога дополнительного образования. В помощь для педагогов, как составлять отчеты...
Анализ работы педагога дополнительного образования Е.В. Кондратьевой за отчетный период октябрь 2016г.- май 2017г.
Данный материал представляет анализ работы педагога в конкурсах, выставках, мастер-классах и других мероприятиях; анализ работы с родителями, анализ воспитательной работы с учащимися; перечень публика...
Анализ работы педагога дополнительного образования Е.В. Кондратьевой за отчетный период сентябрь 2017г.-декабрь 2018 г.
Данный материал содержит анализ педагога за сентябрь=декабрь 2018 г.:1. Участие в конкурсах, выставках, мастер-класса;2. Анализ работы с родителями;3. Анализ воспитательной работы с учащимися;4....
Анализ работы педагога дополнительного образования Е.В. Кондратьевой за отчетный период сентябрь 2018г.- май 2019г.
Данный материал содержит анализ работы педагога дополнительного образования за 2018-2019 учебный год....
Анализ работы педагога дополнительного образования Е.В. Кондратьевой за период сентябрь2019г.-май 2020г.
Анализ работы педагога дополнительного образования Е.В. Кондратьевой за период сентябрь2019-май 2020)...
Анализ работы педагога дополнительного образования Тюменцевой Людмилы Викторовна, руководителя кружка «Экологический калейдоскоп» 2016/2017 учебный год.
Работаю совместителем в Центре дополнительного образования детей «Радуга талантов» с 1 декабря 2016 года. Программа ...