Программа интегрированного курса "Математика и физика в сельском хозяйстве"
учебно-методический материал (9 класс)

Кузьмина Инга Валерьевна

Программа интегрированного курса «Математика и физика в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 1 год с нагрузкой 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umk_matematika_i_fizika_v_selskom_hozyaystve.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение

«Новоселовская средняя школа

отдела образования акимата Карасуского района»

Программа интегрированного курса

«Математика и физика в сельском хозяйстве»

для 9 класса

Составитель: Кузьмина Инга Валерьевна

Карасу, 2018

Пояснительная записка

Программа интегрированного курса «Математика и физика в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 1 год с нагрузкой 1 час в неделю.

        Актуальность курса обусловлена тем, что в настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного образования. Новые образовательные стандарты требуют внедрения подходов, направленных на развитие способностей ученика применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях, развитие способностей самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта. Занятия курса этому способствуют: на первое место ставятся не только образовательные задачи, но и решение компетентно-ориентированных задач прикладного характера с региональным контекстом. Данные задачи развивают у учащихся ключевые компетенции, а именно: информационные, коммуникативные, функциональные, исследовательские, социально-трудовые. Данный курс «Математика и физика в сельском хозяйстве» способствуют  не только углублению знаний по физике и математике,  но, прежде всего, служит  хорошей демонстрацией практического применения полученных знаний на практике.

        Новизна данного курса состоит в интеграции идей семи модулей Программы в структуру занятий курса «Математика и физика в сельском хозяйстве», а также в осуществлении проффориентационной деятельности через решение компетентностно-ориентированных заданий. Большое внимание уделяется работе в группе, взаимообучению, где посредством диалога ученики рассуждают, предполагают, приходят к общему решению, сотрудничая друг с другом.

      Практическая направленность курса связана с раскрытием значимости изучения физики и математики, ее методов в деятельности человека для познания им окружающего мира, для применения полученных знаний, умения на практике. Кроме того, осуществление этой направленности позволяет решать проблему мотивации, целеполагания, так как показ значимости изучаемого материала привлекает внимание учеников к содержанию занятия, помогает понять не только социальную ценность материала, но и ценность «для себя». На основе развития интереса к изучению физики и математики, создаются условия для творческой мыслительной активности обучающихся.

      Преемственность реализации задач прикладной направленности позволяет выполнять заказ общества на подготовку разносторонней личности, умеющей применять полученные знания в повседневной жизни, обладающей цифровыми компетентностями.  Таким образом, преемственность реализации курса «Математика и физика в сельском хозяйстве» является одним из путей осуществления компетентного подхода в обучении.

       При изучении курса выделены четыре основные темы: «Математика и физика в саду и огороде», «Математика и физика  сельскохозяйственных машин», «Математика и физика в поле», «Математика и физика на ферме».

Программный материал курса изучается в ходе индивидуальных  и групповых занятий, предполагается не только очное, но и дистанционное обучение. Предусмотрена организация встречи и эвристические беседы с людьми, связавшими свою профессиональную деятельность с сельским хозяйством Для успешной реализации целей и задач прикладного курса предполагается использование активных форм и методов обучения:   технологий модульного, проектного  обучения, исследовательского метода, дифференцированного подхода, ИКТ и т.д.

      Цель курса направлена на создание условий для применения знаний из области математики и физики в различных сельскохозяйственных ситуациях, формировать личностные качества обучающихся, необходимые для успешной социализации.

    Задачи курса:

  • активизировать базовые математические, физические знания обучающихся задачами прикладного характера;
  • повысить успешность в обучении физики и математики;
  • способствовать организации продуктивной творческой деятельности учащихся;
  • показать необходимость и перспективность сельских профессий, формирование у обучающихся профессиональных намерений для выбора сельскохозяйственных профессий;
  • создать условия для  формирования положительной мотивации к учению;
  • развивать навыки логического мышления, анализа, синтеза, навыки саморегуляции, приемов поиска, проектно-исследовательской деятельности.

       Результатом освоения курса по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т.е. учащиеся расширят свои предметные знания по физике и математике, осознают, что получаемые на уроках физики и математики знания помогут им в дальнейшем овладеть выбранной профессией, позволят успешно трудиться в домашнем хозяйстве и на сельскохозяйственном производстве.

Ожидаемый результат:

  • учащийся ориентируется в мире современных сельскохозяйственных профессиях;
  • ставит цели и планирует деятельность по их достижению;
  • анализирует ситуации практического характера, распознает в них знакомые физические явления и применяет имеющиеся знания для их объяснения;
  • решает задачи (проблемы) как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и в ситуациях недостатка необходимого материала при помощи методов оценки, на качественном уровне или на основе здравого смысла;
  • эффективно ищет информацию, используя ИКТ, критически её оценивает, владеет приёмами определения достоверности информации, применяет ее для принятия решений практического характера;
  • совершенствует навыки работы в группе: высказывается и аргументировано отстаивает своё мнение; умеет брать на себя ответственность при руководстве группой;
  • грамотно использует в речи математические и физические термины.

Условия, необходимые для реализации программы:

- кабинет математики и физики;

- рабочая тетрадь к занятиям курса;

- ТСО.

Тематическое планирование интегрированного курса

«Математика и физика в сельском хозяйстве»

для 9 класса

№ п/п

Тема

Содержание тем курса

Количество часов

1

Вводное занятие

Ведение в программу курса.  Физика и сельское хозяйство. Математика и сельское хозяйство.

1

Математика и физика в  саду и огороде (6 ч.)

2

Математика и физика в  саду и огороде

Сад. Огород. Производительность труда. Решение задач прикладного характера. Профессия – садовод.

1

3

Математика и физика в саду и огороде. Решение задач.

Решение задач прикладного характера. Давление. Механика. Профессия –овощевод. Овощеводство п. Люблинка.

1

4

Математика и физика в саду и огороде. Практикум

Разбрызгиватель для огорода. Капельный тип распыления.

1

5

Математика и физика в саду и огороде.  Решение задач

Семена. Посев.  Средства обработки почвы. Экономия. Решение задач прикладного характера.

1

6

Математика и физика в саду и огороде. Бизнес - идеи»

Бизнес-идеи. Теплица. Замораживание овощей и фруктов. Выращивание подсолнечника.  Решение задач прикладного характера.

1

7

Защита проектов

Презентация проектов: «Мой сад», «Мой огород».

1

Математика и физика сельскохозяйственных машин (6 ч.)

8

Математика и физика сельскохозяйственных машин

Сельскохозяйственная техника.   Решение задач прикладного характера.

1

9

Математика и физика сельскохозяйственных машин.  Решение задач

Профессия – механизатор. Решение задач прикладного характера.

1

10

Экскурсия в машинно-тракторную мастерскую, знакомство с профессией механизатора

Экскурсия. Беседа с механизатором ТОО «Кемел-Карасу»

1

11

Математика и физика сельскохозяйственных машин.  Решение задач

Эссе: «Востребованные профессии в селе».   Решение задач прикладного характера. Расход топлива.

1

12

Математика и физика сельскохозяйственных машин.  Решение задач

Решение задач прикладного характера. Трактор. Профессия – тракторист.

1

13

Математика и физика сельскохозяйственных машин.  Решение задач

Решение задач прикладного характера. Сила  трения.  Парк сельхозтехники в Казахстане.

1

Математика и физика в  поле (8 ч.)

14

Математика и физика в  поле

Решение задач прикладного характера. Уборка урожая.  Профессия – хлебороб.

1

15

Математика и физика в поле. Решение задач

Решение задач прикладного характера. Посевная  площадь. Профессия – экономист.

1

16

Математика и физика в поле. Решение задач

Решение задач прикладного характера. Зерновой комбайн «НИВА KZ» (Нива - Эффект). Измельчитель ПУН-5.

1

17

Математика и физика в поле. Решение задач

Профессия – агроном.  Решение задач прикладного характера. Влажность. Норма высева семян.

1

18

Интересная встреча

Встреча с агрономом. Трудовые будни агронома.

1

19

Математика и физика в поле. Решение задач

Решение задач прикладного характера. Критерий  оптимальности.  Идеальные условия труда для плодотворной деятельности механизатора.

1

20

Защита проектов

Презентация проектов «Математика в поле», «Физика в поле».

1

21

Математика и физика в поле. Решение задач

Решение задач прикладного характера.  Производительность. Исследовательская деятельность. Экономичное топливо.

1

Математика и физика на ферме (13 ч.)

22

Математика и физика на ферме

Ферма. Профессия – фермер.  Математика и физика на ферме.  Решение задач прикладного характера.

1

23

Математика и физика на ферме. Решение задач

Профессия – зоотехник.  Математика и физика на ферме.  Решение задач прикладного характера.

1

24

Математика и физика на ферме. Решение задач

Животноводство. Рацион коровы в стойловый период. Корм для животных. Профессия – ветеринар.  Математика и физика на ферме.  Решение задач прикладного характера.

1

25

Математика и физика на ферме. Решение задач

Профессия – телятница, скотник. Трактор на ферме.  Математика и физика на ферме.  Решение задач прикладного характера.

1

26

Математика и физика на ферме.

Бизнес – идея.

Бизнес-идеи на ферме. Птичник. Куры-несушки.  Решение задач прикладного характера.

1

27

Математика и физика на ферме. Практикум.

Поилка для птиц. Профессия – птицевод.

1

28

Математика и физика на ферме. Решение задач

Решение задач прикладного характера. КРС.  Профессия – инженер- механик.

1

29

Виртуальная экскурсия

Фермерские хозяйства других стран.

1

30

Бизнес-проект «Моя ферма»

Бизнес-проект.  Источники информции.

1

31

Эрудит

Решение задач прикладного характера. Реализация сельскохозяйственной продукции.

1

32

Защита проектов

Презентация проектов «Моя ферма». Подворное хозяйство. Трудности в фермерском хозяйстве.

1

33

Интеллектуальный бой

Решение задач прикладного характера. Молоко. Жирность молока. Профессия – доярка.

1

34

Итоговое занятие

Сельское хозяйство. Продукты сельского хозяйства и способы их переработки

1

Итого

34

Список использованных источников:

1. Республиканский научно-методический журнал «Математика Қазақстан мектебінде. Математика  в казахстанской школе.».- Алматы: TOO «Education Press»

2. Республиканский научно-методический журнал «Физика Қазақстан мектебінде. Физика в казахстанской школе».- Алматы: TOO «Education Press»

3. Усова А.В., Антропова Н.С.  Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. – М.: Просвещение, 1976

4. Терехова В.И., Мешков А.В., Константинович А.В. Практикум по овощеводству. – М.: Лань, 2017

5. Мякишев ГЯ., Буховцов Б.Б, Сотский Н. Н. Физика 10 класс. – М.: Просвещение, 2010

6. Профессия садовод. [Электронный ресурс] –Режим доступа:  http://letopisi.org/index.php

7. Барсуков А.Ф. Справочный материал по сельскохозяйственной технике. – М: Колос, 2005

8. Использование и виды разбрызгивателей для полива огорода. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://2gazon.ru

9. Гатаулин А.М. Экономико – математические методы в планировании сельскохозяйственного производства. – М: Колос, 2004

10. Прибыльные бизнес-идеи в сельском хозяйстве. [Электронный ресурс] –Режим доступа:  https://www.rutvet.ru/in-pribylnye-biznes-idei-v-selskom-hozyaystve-7585.html

11. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. [Электронный ресурс] –Режим доступа:  http://dmsht.ru/index.php

12. Головко Е.А.  Физика. Учебное пособие для обучающихся по специальности: Технология производства и перерабатывающей продукции. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://docplayer.ru

13. Рымкевич  А.П.  Физика. Задачник. 10-11 кл. – М.: ООО «Дрофа», 2014

14. Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. -Ростов-на-Дону:  РО ИПК и ПРО, 2013

15. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу. // Физика в школе – 07-08/2016

16. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. – М.: Просвещение, 1990

17.  Агаков В.Г. и др. Дидактические материалы по математике. – Чебоксары: Чувашский ун-та, 2014

18.  Сканави М.Н., Егерев В.К., Зайцев В.В. и др.  2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы. - М.: Мир и образование, 2015

19.    Цыпкин А.Г.,  Пинский А.И.. Справочное пособие по методам решение задач по математике. – М.: Просвещение, 1983

20. Технические характеристики зерноуборочных комбайнов. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.nazarovoagrosnab.ru

21. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. - М.: Дело, 2009

22. Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. - М.: Просвещение, 1986;

23. Механизатор сельского хозяйства.  [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://doroshenkoaa.ru

24. Словарь профессий. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://enc-dic.com/prof 

25. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: - Просвещение, 1990.

26. Профессия агроном. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://obrazovanie66.ru

27. П.И.Самойленко;  А.В.Сергеев.  Сборник  задач  и  вопросов о  физике.  - М.:  Академия,  2012.

28. Обязанности работников ферм. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://zjivotnovodstvo.ru

29.Семина С.А., Гришин Г.Е., Остробородова Н.И. Хранение продукции растениеводства. Практическое руководство. — Пенза: РИО ПГСХА, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильный элективный курс "Физика в сельском хозяйстве"

Государственные структуры декларируют образование (вообще) как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.В развитии сельского хозяйст...

Рабочая программа по английскому языку для специальности " Механизация сельского хозяйства" 1 курс

Рабочая программа по дисциплине " Иностранный язык" для специальности " Механизация сельского хозяйства" содержит: пояснительную записку, тематичекий план, календарно-тематический план, методические р...

Авторская программа элективного курса «Математика в физике» в 9 классе

Цель данного курса - восстановление нарушившегося баланса межпредметных физико-математических связей и достижение необходимого уровня усвоения и анализафизических и математических понятий при изучении...

Рабочая программа элективного курса "Математика и сельское хозяйство для школьников"

Рабочая программа элективного курса  для 9 класса "Математика и сельское хозяйство для школьников"...

Программа модульного курса "Математика и сельское хозяйство"

Связь преподавания математики с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. Немаловажное значение имеет связь преподавания математики с трудом в с...

Рабочая программа по дисциплине Биология для обучающихся 1 курса специальности "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"

Рабочая программа по дисциплине Биология для обучающихся 1 курса специальности "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"...