Рабочая программа по дисциплине Биология для обучающихся 1 курса специальности "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа по дисциплине Биология для обучающихся 1 курса специальности "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biologiya_1_kurs_35.02.08_e_2018_-_kopiya.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
для специальности
35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
базовой подготовки
2018
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮцикловой комиссией Заместитель директора
общеобразовательных дисциплин по учебной работе
Протокол № 1 от __________Т.Г.Овсянкина
«1» сентября 2018г «1» сентября 2018г
Председатель _________ Г.В. Морозова
Организация – разработчик: ГБПОУ ВО «БСХТ»
Разработчики: Вензелева Н.И., преподаватель ГБПОУ ВО «БСХТ»,
Зенькова М.Н., преподаватель ГБПОУ ВО «БСХТ»
Программа учебной дисциплины Биология разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 07.06.2017), с учетом ФГОС СПО (приказ Минобрнауки России №457 от 07.05.2014г) по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основу программы дисциплины Биология составляет содержание, отвечающее требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Биология изучается на базовом уровне по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
Нормативная база при разработке программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N457);
- Программа подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ ВО «БСХТ» специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (Протокол методического совета ГБПОУ ВО «БСХТ» от 19.09.2018 №1);
- Учебный план по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (Приказ директора ГБПОУ ВО «БСХТ» от 20.08.2018 №195-ОД);
- Положение о промежуточной аттестации ГБПОУ ВО «БСХТ» (Протокол педагогического совета от 31.08.2018 №1);
- Положение о самостоятельной работе обучающегося ГБПОУ ВО «БСХТ» (Протокол педагогического совета от 19.12.2017 №4);
- Положение о разработке и утверждении программ дисциплин, профессиональных модулей ГБПОУ ВО «БСХТ» (Протокол педагогического совета от 31.08.2018 №1).
- Основные учебные издания:
- Каменский А.А. Биология. Общая биология.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2019. – 367с.
Обязательный минимум содержания
Биология как наука. Методы научного познания
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Клетка
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Организм
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.
Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция.
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Вид
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Экосистемы
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется посредством следующих методов: устный опрос, биологический диктант, наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий, тестирование.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме дифференцированного зачета в конце II семестра.
Формами самостоятельной внеаудиторной работы являются: подготовка сообщения, составление схем, таблиц, изображение рисунка, решение биологических задач.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины Биология является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в ГБПОУ ВО «БСХТ». Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 07.06.2017). Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) с учетом требований ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
Учебная дисциплина Биология относится к циклу общеобразовательных дисциплин (ОУД.07)
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В результате изучения математики на базовом уровне обучающийся должен:
знать/понимать:
З1 | Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости. |
З2 | Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура). |
З3 | Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере. |
З4 | Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. |
З5 | Биологическую терминологию и символику. |
уметь:
У1 | Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов. |
У2 | Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). |
У3 | Описывать особей видов по морфологическому критерию. |
У4 | Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. |
У5 | Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения. |
У6 | Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. |
У7 | Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. |
У8 | Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. |
У9 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. |
1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;
- самостоятельной работы 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
- решение задач | 9 |
- подготовка сообщения | 20 |
- составление схем, таблиц | 8 |
- изображение рисунка | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение. | Содержание: Биология – наука о жизни. Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. | 2 |
Раздел 1. Учение о клетке. | 22 | |
Тема 1.1. Химический состав клетки. | Содержание: Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. | 2 |
Лабораторная работа №1 «Изучение свойств белков. Моделирование структур белков» | 2 | |
Самостоятельная работа: Составить таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» | 2 | |
Тема 1.2. Структура и функции клетки. | Содержание:
| 4 |
Самостоятельная работа: Зарисовать животную и растительную клетки, установить сходство и различие в их строении; подготовить сообщение по теме «Вирусы». | 4 | |
Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Содержание: Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | 2 |
Самостоятельная работа: Решение задач на транскрипцию и последовательность аминокислот, зашифрованных в РНК. | 4 | |
Тема 1.4. Клеточная теория. Жизненный цикл клетки. Митоз. | Содержание: Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. | 2 |
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 10 | |
Тема 2.1. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Содержание:
| 6 |
Лабораторная работа №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека» | 2 | |
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | 28 | |
Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности. | Содержание:
| 4 |
Практическое занятие №1 «Составление схем моно- и дигибридного скрещивания» | 1 | |
Практическое занятие №2 «Решение генетических задач (законы Менделя)» | 2 | |
Практическое занятие №3 «Решение генетических задач (наследование, сцепленное с полом)» | 2 | |
Практическое занятие №4 «Закрепление знаний по теме «Основные закономерности явлений наследственности» | 1 | |
Самостоятельная работа: решение генетических задач на тему «Наследование, сцепленное с полом», подготовить сообщения «Значение генетики для селекции и медицины», «Наследственные болезни человека, их причины и профилактика». | 6 | |
Тема 3.2. Закономерности изменчивости. | Содержание: Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. | 2 |
Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой модификационной изменчивости» (на примере сравнения антропометрических показателей обучающихся). | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Достижения генной инженерии». | 4 | |
Тема 3.3. Генетика и селекция. | Содержание: 1.Селекция. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. 2. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология. | 4 |
Раздел 4. Эволюционное учение. | 21 | |
Тема 4.1. Развитие эволюционных идей. | Содержание: История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. | 2 |
Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Биография Ч.Дарвина (К. Линнея, Ж.Б. Ламарка)» (по выбору обучающегося). | 2 | |
Тема 4.2. Механизмы эволюционного процесса. | Содержание:
| 8 |
Практическое занятие №5 «Вид, его критерии и структура» | 2 | |
Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов» | 2 | |
Лабораторная работа №5 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | 2 | |
Самостоятельная работа: Заполнить таблицу: «Форма борьбы за существование одуванчика». | 3 | |
Раздел 5. История развития жизни на Земле. | 11 | |
Тема 5.1. Развитие жизни на Земле. | Содержание:
| 4 |
Самостоятельная работа: составить схему основных этапов формирования жизни. | 3 | |
Тема 5.2. Происхождение человека. |
| 2 |
Практическое занятие №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека» | 2 | |
Раздел 6. Основы экологии. | 18 | |
Тема 6.1. Экосистемы. | Содержание: Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 2 |
Практическое занятие №7 «Составление схем питания» | 2 | |
Самостоятельная работа: Решение биологических задач. | 3 | |
Тема 6.2. Биосфера. Охрана биосферы. | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 2 |
Практическое занятие №8 «Решение экологических задач» | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Заповедники России» | 3 | |
Тема 6.3. Влияние деятельности человека на биосферу. | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | 2 |
Практическое занятие №9 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и агроэкосистемы (например, пшеничного поля)» | 2 | |
Раздел 7. Бионика. | 5 | |
Тема 7.1. Бионика. | Содержание: Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 2 |
Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Примеры, демонстрирующие использование особенностей морфофизиологической организации живых организмов для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами» | 3 | |
Всего: | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- микроклиматы клеток растений и животных;
- модели клеток;
- модели фрагмента молекулы ДНК;
- модели-аппликации, иллюстрирующие синтез белка, деление клетки, моно- и дигибридное скрещивание;
- гербарные материалы;
- коллекции для иллюстрации изменчивости, наследственности организмов, их приспособленности;
- коллекции окаменелостей, отпечатков растений и животных;
- скелеты человека и позвоночных животных;
- фильтры;
- таблицы, схемы, рисунки.
Технические средства обучения:
- интерактивные и анимационные задания;
- интерактивные таблицы, рисунки и схемы;
- интерактивные карты;
- видеофрагменты.
- Информационное обеспечение обучения:
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Каменский А.А. Биология. Общая биология.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2019. – 367с.
- Каменский А.А. Биология. Общая биология.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367с. [Электронный ресурс]
Дополнительные источники:
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия (совместно с ВШ), 2002. – 317с.
- Общая биология. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений./Под ред. Полянского Ю.И. –М.: «Посвящение»,1999. – 287с.
- Общая биология. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Беляева Д.К. –М.: «Посвящение»,1997. – 287с.
- Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл.общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2008. - 368с.
- Ярыгина В.Н. Биология 2-е изд. Учебник и практикум для СПО. Научная школа: Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (г. Москва), 2018. [Электронный ресурс]
- Электронный учебник. 1С:Школа. Основы общей биологии 10 - 11 кл.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль результатов освоения дисциплины
Осуществляется преподавателем в процессе проведения следующих форм и методов контроля:
- устный опрос;
- биологический диктант;
- оценка и наблюдение за выполнением лабораторных работ;
- оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях;
- оценка решения задач по генетике у доски;
- оценка самостоятельной работы;
- тестирование;
- дифференцированный зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля | |
Умения | ||
У1 | Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов. | Устный опрос; Биологический диктант; Оценка и наблюдение за выполнением лабораторных работ; Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Оценка самостоятельной работы; Тестирование; Дифференцированный зачет. |
У2 | Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). | Устный опрос; Биологический диктант; Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Оценка решения задач по генетике у доски; Тестирование; Дифференцированный зачет. |
У3 | Описывать особей видов по морфологическому критерию. | Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Дифференцированный зачет. |
У4 | Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. | Устный опрос; Оценка и наблюдение за выполнением лабораторных работ; Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Тестирование; Дифференцированный зачет. |
У5 | Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения. | Устный опрос; Оценка и наблюдение за выполнением лабораторных работ; Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Оценка самостоятельной работы; Тестирование; Дифференцированный зачет. |
У6 | Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. | Устный опрос; Оценка и наблюдение за выполнением лабораторных работ; Дифференцированный зачет. |
У7 | Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. | Устный опрос; Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Дифференцированный зачет. |
У8 | Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. | Устный опрос; Оценка самостоятельной работы. |
У9 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | Устный опрос; Оценка самостоятельной работы; Тестирование; Дифференцированный зачет. |
Знания | ||
З1 | Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости. | Устный опрос; Оценка самостоятельной работы; Дифференцированный зачет. |
З2 | Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура). | Устный опрос; Биологический диктант; Оценка и наблюдение за выполнением лабораторных работ; Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Оценка решения задач по генетике у доски; Тестирование; Дифференцированный зачет. |
З3 | Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере. | Устный опрос; Биологический диктант; Оценка и наблюдение за выполнением работ на практических занятиях; Дифференцированный зачет. |
З4 | Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. | Устный опрос; Оценка самостоятельной работы. Дифференцированный зачет. |
З5 | Биологическую терминологию и символику. | Устный опрос; Биологический диктант; Дифференцированный зачет. |
4.2 Показатели и критерии оценивания результатов освоения дисциплины
Результаты обучения | Предмет оценки (продукт или процесс) | Показатель оценки | Критерии оценки |
УМЕТЬ: У1 Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов. У2 Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). У3 Описывать особей видов по морфологическому критерию. У4 Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. У5 Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения. У6 Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. У7 Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. У8 Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. У9 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Знать З1 Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости. З2 Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура). З3 Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере. З4 Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. З5 Биологическую терминологию и символику. | Устный опрос | Умение собирать и обрабатывать необходимую информацию о предмете оценки и аналогичных предметах. | Оценка «5»: Обучающийся ответил на все вопросы, допустил не более 1 незначительной ошибки в ответе. Оценка «4»: Обучающийся ответил на все вопросы, допустил не более 2 незначительных ошибок. Оценка «3»: Обучающийся ответил не на все вопросы, но в тех, на которые дал ответ не допустил ошибки или при ответе на вопросы допустил 1-2 грубые ошибки. Оценка «2»: Обучающийся ответил менее чем на половину вопросов, или допустил более 3 грубых ошибок и несколько незначительных. |
Биологический диктант | Умение собирать и обрабатывать необходимую информацию об объекте. | Оценка «5»: Обучающий ответил на все вопросы безошибочно, нет исправлений 100%. Оценка «4»: Выполнено 80-99% все работы. Оценка «3»: Выполнено 51-79% все работы. Оценка «2»: Выполнено 50% и менее всей работы. | |
Лабораторная работа | Умение использовать теоритические знания на практике, применять различный инструментарий и прибегать к помощи технических средств. | Оценка «5»: Обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показал необходимые для проведения лабораторной работы теоритические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Оценка «4»: Обучающий выполнил работу в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показала знание основного теоритического материала и овладение умениями, необходимыми для выполнения работы. Допускаются неточности и небрежности в оформлении результатов работы. Оценка «3»: Работа выполнена и оформлена помощью преподавателя. На выполнение затрачено много времени. Обучающийся показал знания теоритического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами. Оценка «2»: Работа выполнена с ошибками и недочетами, структура отчета не соответствует требованиям; отсутствуют необходимые теоритические знания; допущены ошибки в определении понятий, не четко сформулированы выводы; в ответе обучающегося проявляется незнание основного материала программы дисциплины, допускаются грубые ошибки в изложении материала. | |
Практическая работа | Умение собирать необходимую и достаточную информацию об объекте оценки и аналогичных объектах | Оценка «5»: Обучающийся правильно выполнил все задания практического занятия, правильно оформил полученные результаты, грамотно и точно ответил на все контрольные вопросы. Оценка «4»: Обучающийся выполнил все задания практического занятия, но с 1-2 неточностями или незначительной ошибкой, правильно оформил полученные результаты, достаточно полно ответил на все контрольные вопросы, возможно с 1-2 неточностями. В работе не допущены грубые ошибки. Оценка «3»: Обучающийся выполнил не все задания практического занятия (правильно выполнено более половины заданий), или выполнил все, но с несколькими неточностями или 1-2 грубыми ошибками, правильно оформил полученные результаты, не достаточно полно ответил на контрольные вопросы, возможно с неточностями и грубыми ошибками. Оценка «2»: Обучающийся не выполнил более половины задания практического занятия, или выполнил с несколькими, грубыми ошибками, не правильно оформил полученные результаты, не ответил на более половины контрольных вопросов. | |
Решение задач | Умения применять на практике полученные знания | Оценка «5»: Работа выполнена полностью, в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Оценка «4»: Работа выполнена полностью, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3»: В работе допущено более одной или более двух-трех ошибок в расчетах. Обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Оценка «2»: В работе допущены существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении показывающие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме . | |
Сообщение | Содержание сообщения и его оформление, знание материала по выбранной теме. | Оценка «5»: Сообщение подобрано и полно освещает выбранную тему, ее структура логична, дополнена при необходимости визуальным материалом (фото, схемы). Приведены статистические данные по теме. Свободно владеет материалом. Отвечает на вопросы. Оценка «4»: Сообщение достаточно подробно освещает выбранную тему, ее структура логична, дополнена при необходимости визуальным материалом (фото, схемы). Приведены статистические данные по теме. Свободно владеет материалом. Отвечает на вопросы, но есть не точности в ответе. Оценка «3»: Сообщение недостаточно подробно освещает выбранную тему, ее структура выстроена недостаточно логично, нет дополнения визуальным материалом (при необходимости). В подобранном материале есть неточности, ошибки. Владеет только основными аспектами по выбранной теме. Отвечает на вопросы неуверенно, допускает несколько незначительных ошибок. Оценка «2»: Сообщение освещает заданную тему не в полном объеме, не все вопросы темы раскрыты, структура работы не логична. Работа недостаточно дополнена визуальным материалом (при необходимости). В подобранном материале допущены грубые ошибки. На заданные вопросы не отвечает, не владеет материалом по выбранной теме. | |
Составление таблиц, схем | Умение применять изученный материал при составлении таблиц и схем. | Оценка «5»: Обучающимся приведена большая часть признаков, по которым можно сравнивать изучаемые объекты, графы таблицы (схемы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению; таблица (схема) представлена в срок. Оценка «4»: Обучающимся приведена большая часть признаков, по которым можно сравнивать изучаемые объекты, графы таблицы (схемы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению, однако имеются небольшие недочеты; таблица (схема) представлена в срок. Оценка «3»: Обучающимся приведена небольшая часть признаков, по которым можно сравнивать изучаемые объекты, графы таблицы (схемы) заполнены не полностью, частично соответствуют изучаемому материалу, во внешнем оформлении допущены существенные ошибки, имеются грубые ошибки и недочеты; таблица (схема) представлена в срок. Оценка «2»: Допущены грубейшие ошибки в оформлении работы; таблица (схема) обучающимся не представлена в срок. | |
Изображение рисунка | Содержание и оформление рисунка, | Оценка «5»: Обучающийся точно и аккуратно изображает рисунок, согласно заданию. Соблюдены все пропорции, выполнены необходимые надписи составляющих рисунка. Работа сдана в срок. Оценка «4»: Обучающийся аккуратно изображает рисунок, согласно заданию. Соблюдены все пропорции, выполнены необходимые надписи составляющих рисунка. При оформлении допущены неточности. Работа сдана в срок. Оценка «3»: Обучающийся аккуратно изображает рисунок, согласно заданию. Соблюдены все пропорции, выполнены необходимые надписи составляющих рисунка. При оформлении допущено не более двух ошибок. Работа сдана в срок. Оценка «2»: Обучающийся выполнил работу не полностью, допущены две и более грубые ошибки. Работа сдана не в срок. | |
Тестирование | Результаты тестирования | Оценка «5»: Обучающийся ответил на 86-100 % вопросов Оценка «4»: Обучающийся ответил на 71-85 % вопросов Оценка «3»: Обучающийся ответил на 51-69 % вопросов Оценка «2»: Обучающийся ответил на 0-50 % вопросов | |
Дифференцированный зачет | Оценка работы обучающегося в течение аттестационного периода | Оценка «5»: Обучающийся выполнил 86-100 % от всей работы Оценка «4»: Обучающийся выполнил 71-85 % от всей работы Оценка «3»: Обучающийся выполнил 51-69 % от всей работы Оценка «2»: Обучающийся выполнил 0-50 % от всей работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрообо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 110809 Механизация сельского хозяйства.Рабочая пр...
Адаптированная рабочая программа по дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена (специальность "Поварское и кондитерское дело")
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», на...
Рабочая программа по дисциплине Биология для 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Биология для 1 курса...