Предпрофильный элективный курс "Физика в сельском хозяйстве"
элективный курс по физике по теме

Сысуева Татьяна Николаевна

Государственные структуры декларируют образование (вообще) как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.

В развитии сельского хозяйства, с учётом того, что будет наблюдаться естественный отток населения из села в город, приоритетным направлением станет применение в сельскохозяйственном производстве инновационных технологий.

В связи с этим главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умели реагировать на разные жизненные ситуации. Это подчеркнул президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации.

Одним из способов решения данной проблемы могут стать элективные курсы, получившие широкое распространение в школьной практике.

Предлагаемый элективный курс «Физика в сельском хозяйстве» позволяет как нельзя лучше соответствовать мудрому высказыванию: «Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь». Другими словами, только через деятельность и личный опыт каждого конкретного ребёнка можно эффективно чему-либо научить. Этой идее отвечает личностнодеятельностный подход в обучении, который лежит в основе технологии проектов и который будет ещё больше востребован при введении федерального государственного стандарта нового поколения. В ходе реализации элективного курса «Физика в сельском хозяйстве» данная технология применяется почти в каждом занятии. Проекты могут быть как кратковременными- рассчитанными на одно занятие, так и долгосрочными. В ряду всех достоинств этой технологии есть именно те, которые необходимы ученикам сельской школы для развития проектного мышления (именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, спорта, искусства):

  • Приобретение коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в различных группах и выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
  • Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
  • Обучение умению приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
  • Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • Воспитание терпения и терпимости, развитие критического мышления и творчества.

        Если выпускник школы приобретает такие знания и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. А именно это необходимо в первую очередь выпускникам сельской школы, которые уезжают продолжать образование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

Предпрофильный элективный курс

Выполнила: учитель физики

МОУ Первомайская СОШ Сысуева Т.Н.

2012 год

Содержание:

  1. Актуальность предпрофильного элективного курса «Физика в сельском  хозяйстве»……………………………………………………………..…..3стр.
  2. Программа элективного курса «Физика в сельском хозяйстве»:  
  1. Пояснительная записка…………………………………………..…...5стр.
  2. Основное содержание курса. Учебно-тематический план……..… 9стр.
  1.  Приложение
  1. План урока-экскурсии…………………………………………….…..12стр.
  2. Проект «Модель слухового анализатора»………………………….…..13 стр.
  3. Проект «Предсказание заморозков в полеводстве

 п. Первомайский»………………………………………………..……..17 стр.

  1. Презентация проекта «Агрегат  для высева семян»…………….……..24 стр.

  1. Актуальность предпрофильного элективного курса «Физика в сельском хозяйстве»

Государственные структуры декларируют образование (вообще) как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.

В развитии сельского хозяйства, с учётом того, что будет наблюдаться естественный отток населения из села в город, приоритетным направлением станет применение в сельскохозяйственном производстве инновационных технологий.

В связи с этим главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умели реагировать на разные жизненные ситуации. Это подчеркнул президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации.

Одним из способов решения данной проблемы могут стать элективные курсы, получившие широкое распространение в школьной практике. Активность и самостоятельность в процессе обучения и овладения знаниями на занятиях элективного курса возникает только тогда, когда в ходе изучения объекта перед учащимися ставятся требования, диктуемые самим объектом: необходимость познания физических процессов протекающих в данном объекте, проектирование объекта и т. д. Решение проблемы переходит при этом в субъективную задачу и вызывает у него необходимость поиска решения; усвоение содержания знания становится потребностью. Эта потребность становится мотивирующим импульсом и помогает ученику мобилизовать свои усилия и достигать определённых успехов в обучении, способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Предлагаемый элективный курс «Физика в сельском хозяйстве» позволяет как нельзя лучше соответствовать мудрому высказыванию: «Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь». Другими словами, только через деятельность и личный опыт каждого конкретного ребёнка можно эффективно чему-либо научить. Этой идее отвечает личностнодеятельностный подход в обучении, который лежит в основе технологии проектов и который будет ещё больше востребован при введении федерального государственного стандарта нового поколения. В ходе реализации элективного курса «Физика в сельском хозяйстве» данная технология применяется почти в каждом занятии. Проекты могут быть как кратковременными- рассчитанными на одно занятие, так и долгосрочными. В ряду всех достоинств этой технологии есть именно те, которые необходимы ученикам сельской школы для развития проектного мышления (именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, спорта, искусства):

  1. Приобретение коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в различных группах и выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
  2. Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
  3. Обучение умению приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
  4. Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;
  5. Воспитание терпения и терпимости, развитие критического мышления и творчества.

        Если выпускник школы приобретает такие знания и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. А именно это необходимо в первую очередь выпускникам сельской школы, которые уезжают продолжать образование.

  1. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

"ФИЗИКА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

Пояснительная записка

        Тип и вид элективного курса: предпрофильной подготовки; предметно-ориентированный; инвариантный компонент.

Направленность материалов элективного курса по специфике содержания: элективный курс «Физика в сельском хозяйстве» входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «физика» в основном образовании школьников.

        Предназначен учащимся 9 класса общеобразовательной школы для расширения знаний по физике знаний и практических умений; способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.

        Место проведения: МОУ СОШ кабинет физики.

Методы обучения и форма проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов, лекции, лабораторные экскурсии, кон-ференции.

Форма обучения: очная.

Преподаватель: учитель физики.

Цели программы элективного курса:

1. Расширить кругозор учащихся, приблизить школьное образование к жизни, повысить в глазах учащихся роль физики как науки в развитии современного сельского хозяйства.

2 . Сформировать практические умения и навыки работы с приборами, используемыми в сельском хозяйстве.

3. Обеспечить понимание учащимися научных принципов и общих элементов не только сельского хозяйства, но и промышленного производства.

4. Позволить учащимся сознательно выбрать форму и профиль дальнейшего образования, профессию.

Задачи обучения

1. Развитие познавательного интереса учащихся в области применения знаний по физике в сельском хозяйстве.

2. Развитие творческих способностей учащихся, умений работать в группе.

3. Использование субъективного опыта учащихся, посещавших кружок конструирования моделей физических приборов, механизмов, устройств.

Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; лекции, лабораторные работы, экскурсии, конференции, видеоуроки.

Расширенные предметные компетенции выступают в виде требований к обучающимся в элективном курсе «Физика в сельском хозяйстве» изучать и делать отчет технических установок и технологических процессов по обобщенному плану, данному учителем.

Обсуждение результатов лабораторных работ с точки зрения оценки их действительности;

Защита собственных проектов и обсуждение проектов своих товарищей.

Формы контроля достижений учащихся

        Работа учащихся оценивается учителем, одноклассниками, дается самооценка.

Учитель оценивает отчеты по экскурсиям, лабораторным работам, рефератов. Лучшие работы заслушиваются на любом занятии. Учитель и учащиеся оценивают участие в подготовке и проведении конференций, вечеров, семинаров.

Ученик может предварительно контролировать себя, для этого критерии оценки учитель должен сообщить перед началом работы.

Прогнозируемый результат

        Выбор учащимися агротехнического и промышленного профиля дальнейшего обучения.   Выбор экзаменов по физике за курс основной школы.

Организация и проведение аттестации учащихся

Итоговый зачёт ученику по всему элективному курсу можно выставить по критериям:

- выполнение и сдача учеником отчёта по 50% лабораторных работ и всем экскурсиям;

- активное участие в подготовке и проведении конференций и практикуму по решению задач.

Перечень необходимого оборудования:

Бороздомер, мерная вилка, диски и плуга, зубья борон, модели катков, модели простых механизмов, модель слухового анализатора (самодельный), психрометр, прибор для предсказания заморозков (самодельный), термометры, модели блоков разной формы, инкубатор модель электродробилки, электродвигатели, таблицы мощностей и скоростей сельхозмашин, таблицы различных способов посадки растений, компьютерный диск «От сохи до лазера». «Физика 7-11» практикум (физикон).

Литература:

Для учителя:

- А.В. Усова, И.С. Антропова. Связь преподавания физики в школе с сель-скохозяйственным производством. Москва. Просвещение, 1976г.

- И.М. Низемов. Задачи по физике с техническим содержанием. Москва. Просвещение,  1980г.

- В.Г. Сердинский. Экскурсии по физике в школе. Москва. Просвещение, 1991г.

- Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарёв. Тестовые задания по физике 7-9 классы. Москва. Прсвещение, 2003г.

- Биология в школе. 2001г. №4.

Для учащихся:

- А.П. Рыжанов. Физика. Человек. Окружающая среда.

- М.Я Куприн. Физика в сельском хозяйстве. Москва. Просвещение, 1977г.

Результаты апробации программы.

        В результате апробации программы курса из 15 учащихся, посещающих занятия, 9 выбрали агротехнический профиль обучения в старшей школе и экзамен  по физике за основную школу в форме защиты реферата по темам:

  1. А) "Агрегатные состояния вещества в сельском хозяйстве".
  2. Б) "Естественная радиоактивность и сельское хозяйство".
  3. В) "Влияние излучений на рост и развитие растений".
  4. Г) "Звук и живые организмы".
  5. Д) "Тепловые явления в сельском хозяйстве".
  6. Е) "Деформация и сельское хозяйство".

Основное содержание курса и учебно-тематический план

№ п/п

Тема и основное содержание занятия

Количество часов

Форма занятий

Методы и приемы

Демонстрации

Формы

контроля

"Измерение длин и площадей в сельском хозяйстве"

Измерение площади пришкольного участка с помощью сажени, измерение глубины вскопки почвы  бороздомером, измерение ширины стволов деревьев

1

Лабораторная работа

Частично-поисковый

Сажень, мерная вилка, бороздомер

Отчет

"Взаимодействие тел, масса тел и плотность"

Измерение масс, плотности молока, бензина, спирта

1

Лекция

Объяснительно-иллюстративный опережающее обучение, доклады учащихся

Весы бытовые, сельхозмашины

Оценка отдельных учащихся класса

3.

"Определение плотности картофеля и установление целесообразности его использования"

1

Лабораторная работа

Частично-поисковый

-

отчет

4

"Силы в природе и техники.  Трение"

Измерение коэффициента трения методом интерполирующих прямых сторон смазанных и несмазанных моделей сельхозтехники при трении качения,  трении скольжения

1

Лабораторная работа

Частично-поисковый

Модели

сельхозмашин

Отчет

5

"Давления твердых тел и жидкости в технике и быту."Давление. Устройство и принципы работы системы водоснабжения поселка

2

Экскурсия

Объяснительно-иллюстративный

Зубья борон, модели катков

Отчет

6

Решение задач по теме: "Работа. Мощность. Энергия."Задачи, в которых используются сведения о сельхозмашинах

1

Практикум по решению задач

Частично-поисковый

Веер задач

Таблицы мощностей тракторов, машин. Таблицы скорости

Защита

Решений задачи

7

"Простые механизмы в технике и сельском приусадебном хозяйстве" Рычаги, блоки, ворот, клин, лебедка, полеспас, их устройство и применение

1

Конференция

Поисковый

Модели автоматики, таблицы устройств сельхозмашин, модели приусадебных участков, архитектурные рисунки

Защита проектов приусадебных хозяйств

8

"Механические колебания, звук и сельское хозяйство".

Вредное и полезное действие колебания в сельхозмашинах. Источники звука, механизмы восприятия звуков животными; демонстрация модели слухового анализатора, влияние звукового давления на живые организмы, музыкальные звуки, влияние их на домашних животных

1

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

Опережающее обучение.

Модель слухового анализатора Зяблова С., 9 класс

Тестирование

Защита проекта

9

"Тепловые явления в сельском хозяйстве". Нагревание, охлаждение, кристаллизация, влажность воздуха, значение тепловых явлений для сельского хозяйства, устройство и принципы работы прибора для предсказания заморозков.

1

Презентация проекта.

Объяснительно-иллюстративный, опережающее обучение, демонстрации

Прибор для предсказания заморозков, измерение температуры и –влажности воздуха (психрометр)

Отчет о домашнем экспериментальном задании "Предсказание заморозков"

10

"Роль физики в технологии выращивания экзотических фруктов в теплицах". Теплопроводность, конвекция, излучение.

2

Экскурсия в

Лимонарий

Объяснительно-иллюстративный

Психрометр, термометр для измерения температуры почвы

Отчет

11

"Сравнение теплопроводности почвы".

1

Лабораторная работа

Частично-поисковый

Теплоприемник, нагреватели, почвы различного состава

Отчет

12

"Деформация в природе техники". Деформация, виды деформации, физические величины, характеризующие деформации, законы Гука. Упругие свойства тел, их зависимость от формы объекта и материала, из которого они изготовлены. Применение знаний в технике, строительстве, природе.

1

Презентация

проекта по указанной теме ученика 9 класса Бортникова С.

Проблемный

Модели блоков разной формы, костей животных, птиц, стеблей растений

Тестирование

13

"Применение энергии электрического тока в сельском хозяйстве". Тепловое действие электрического тока. Магнитное действие электрического тока. Устройство и принцип действия инкубатора, дробилки, и других сельскохозяйственных машин, работающих на электричестве.

1

Конференция

Поисковый

Инкубатор, модель электродробилки

Выступление на конференции

14

"Излучение и спектры излучения в растениеводстве". Влияние различных видов излучения на растения, фотосинтез, зависимость влияния излучений на растения от способа посадки растений.

1

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

Таблицы с различными видами посевов

Проекты

15

"Достижения техники за 2000 лет на службе у сельского хозяйства"

1

Видеоурок

Поисковый

Диск локальной сети "От сохи до лазера"

Отчет

16

Выставка проектов по физике

1

Круглый стол

Объяснительно-иллюстративный

Школьный сборник проектов

Приложение 1

Урок 10. Тема: "Технология выращивания экзотических фруктов и физика"

Форма урока: экскурсия в лимонарий (или другое тепличное хозяйство).

Цель: сформировать знания о технологии выращивания экзотических фруктов в теплицах, показать, как применяются физические знания о теплопроводности почвы, испарении, конденсации, капиллярных явлениях на практике; развитие способностей учащихся получать знания из различных источников информации; продолжать формировать интерес учащихся к физике.

План урока:

        1) Инструкция по Т.Б.

2) Презентация реферата "Теплообмен в сельском хозяйстве".

        3) Фронтально повторить вопросы: теплопроводность, испарение, относительная влажность воздуха, капиллярность.

4) Знакомство с критериями оценки работы учащихся во время экскурсии. Необходимо сделать отчет об экскурсии в соответствии с обобщенным планом изучения технологических процессов.

        План:

а) определить вид технического процесса (технический, биологический, и т.д.);

б) выяснить назначение процесса (обработка, контроль, управление);

в) установить, какие продукты подвергаются обработке;

г) выяснить, какие физические явления, законы положены в основу или применяются в технологии;

д) установить, с какими профессиями и профессиональными знаниями связан тот или иной технологический процесс;

е) выявить правила техники безопасности.

5) Сообщение экскурсовода.

6) Беседа с учащимися, отзыв об экскурсии и домашнее задание – оформить отчет.

Фрагмент урока.

Критерии оценки отчета о лабораторной работе:

-сформулирована ли цель лабораторной работы;

-поставлена ли цель работы;

-перечислены ли приборы и материалы;

-изложена ли необходимая теория;

-описано ли выполнение работы;

-результаты работы должны быть показаны в форме таблиц, графиков

и т.д.;

         -сделан ли вывод.

Приложение 2

Проект «Модели слухового анализатора живых организмов»

Для восприятия звуковых колебаний у большинства животных имеются специальные органы. Самым примитивным слуховым органом  является трихоидная сенсилла у насекомых. Более сложное устройство у кузнечиков, клопов, бабочек – тимпанальные слуховые рецепторы, на которых расположены  2 мембраны. К мембранам изнутри примыкают сенсиллы. Звуковая волна приводит мембраны в движение, которые воздействуют на сенсиллы, вызывающие нервные импульсы в нейронах. Ухо млекопитающих состоит из наружного, среднего и внутреннего. Наружное ухо состоит из ушной раковины, играющей роль звукоулавливателя, и наружного слухового прохода. Среднее ухо-это своеобразный барабан, который отделяется от наружного барабанной перепонкой. В нём содержатся несколько звуковых косточек, образующих систему рычагов: молоточек, наковальня и стремечко. Движения стремечка передаются перепонке овального окна, которая отделяет внутреннее ухо от среднего. Внутреннее ухо – это улитка и вестибулярный аппарат, отвечающий за равновесие. Улитка – спиралеобразный канал из твёрдой части костной ткани с определённым числом завитков.

Давление, создаваемое перепонкой овального окна, передаётся эномемфре и её движение приводит в колебательное движение основную мембрану. На основной  мембране рецепторный аппарат (орган Корти), с чувствительными волосковыми клетками, к которым подходят разветвлённые окончания слухового нерва. Над основной мембраной расположена покровная, к которой прикасаются кончики волосковых клеток. При колебаниях основной мембраны происходит деформация волосков. Если колебания превышают пороговую величину, то в волокнах слухового нерва возникают биопотенциалы действия. Нервные импульсы передаются по слуховому нерву в соответствующий участок коры головного мозга, и в нём возникает субъективное ощущение звука. Слуховой аппарат птиц также состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо птиц не имеет ушной раковины, но слуховой проход расширен в периферической части и образует внутреннюю ушную раковину, представляющую собой резонатор. У водоплавающих птиц наружное ухо защищено несколькими слоями перьев. Предлагаем обобщённую модель слухового анализатора живых организмов.

Общий вид модели «слуховой анализатор»

Монтаж модели:

На лист картона наклеиваются (или рисуют) схемы головного мозга и уха. Провода, соответствующие нервам и нервным путям, располагаются на обратной стороне листа. Здесь же размещают микрофон и лампочку. В области улитки в картоне делается отверстие для микрофона, а также отверстие, соответствующее слуховой зоне височной доли коры больших полушарий, которое закрывается экраном из прозрачного материала, за которым помещается лампочка.

Схема модели слухового анализатора

Лампа 2,5 В        

1

                220В

                                                    микрофон

2

  1. Большие полушария головного мозга
  2. Схема строения уха

Сходство между моделью и слуховым анализатором

Функции

Слуховой анализатор

Модель

Кодирование информации

Слуховой анализатор

Микрофон

Каналы связи

Нервы, нервные пути и центры

Провода с источником тока и усилителем

Декодирование

Слуховая зона височной доли коры больших полушарий головного мозга

Лампочка, отражающая интенсивность силы звука

Различия

Параметры

Модель

Слуховой анализатор

Среда в которой находится приёмное устройство (рецептор)

Воздушная

Жидкая

Механизм работы

Превращение звуковой информации воздушной волны в колебания мембраны микрофона, преобразование колебаний мембраны в пульсирующий ток

Превращение звука в механические колебания мембраны барабанной перепонки; Усиление и передача колебаний косточками среднего уха мембране овального окна;

Колебание жидкости внутреннего уха, основной мембраны и находящихся на ней волосковых клеток; Деформация волосков и возникновение нервных импульсов

Передача информации

Пульсирующий ток

Нервные импульсы

Адресат

Лампочка

Нейроны слуховой зоны

Оборудование

Лист картона со схемами уха и головного мозга, усилитель низких частот (УНЧ), лампочка для карманного фонарика (2,5 В), микрофон, выпрямитель, провода (если использовать обычный магнитофон, подключив вместо динамика лампочку, то потребность в выпрямителе и УНЧ отпадает; необходимо учесть, что микрофон и динамик магнитофона включаются одновременно)

Литература:

  1. Кабардин О.Ф. Физика «Справочные материалы». 3 издание – М: Просвещение,1991г, - с. 223, 224.
  2. Кикоин А.К., Кикоин И.К. Физика 9. Москва, Просвещение, 1994г., - с. 119, 142, 144, 158, 165, 166, 169.
  3. Притуляк С.П. Статья: «Моделирование», Биология в школе №4, 2000г,     с. 28
  4. Старченко С.А. Биофизика. Издательство ЧГПУ «Факел», 1997г.
  5. Цузмер А.М. Биология 9. Москва, «Просвещение», 1994г, - с.35-42, 186-190.
  6. Энциклопедия для детей «Человек». Москва. Аванта+, 2001, - с.265-269, 228-231.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильный курс "Математика и сельское хозяйство", 9 класс

Предпрофильный курс « Математика и сельское хозяйство» рассчитан на изучение в первом полугодии 9 класса, на курс отводится 16 часов (1 час в неделю). При изучении курса выделены четыре осн...

Физика и медицина (предпрофильный элективный курс)

Элективный курс предназначен для учащихся 9 клас­сов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучен...

Календарно-тематическое планирование 1 курс отделения "Механизация сельского хозяйства"

Планирование составлено на 254 часа, из них 34 часа - практические занятия...

Тесты по математике для 2 курса специальности "Механизация сельского хозяйства"

Тестовые задания разработаны по всем разделам программы. Данный материал можно использовать для проведения зачёта по математике на 2 курсе групп СПО....

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...

Рабочая программа элективного курса "Математика и сельское хозяйство для школьников"

Рабочая программа элективного курса  для 9 класса "Математика и сельское хозяйство для школьников"...

Программа интегрированного курса "Математика и физика в сельском хозяйстве"

Программа интегрированного курса «Математика и физика в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 1 год с нагрузкой 1 час в неделю....