рабочая программа элективного курса "Азбука гражданина"
рабочая программа (8 класс)
Цель программы обучения:
сформировать у учащихся целостное представления о конституционном праве как отдельной отрасли права, познакомиться с его историей, источниками, нормами.
Задачи программы обучения:
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о конституционном строе Российской Федерации;
- воспитание социально – активной личности, знающей и защищающей свои права, выполняющей свои обязанности;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных жизненных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_azb_grazhdanina.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Азбука гражданина» для 7-8 кл предназначена для учащихся, желающих получить более глубокие правовые знания. Причиной введения данного курса является большой интерес данных классов к курсу обществознания (включая экономику и право). Рабочая программа рассчитана на 17 часов, в том числе 1 повторительно – обобщающий урок. Элективный курс «Азбука гражданина» изучается в течение полугодия по 1 часу в неделю.
Преобладающей формой организации учебного процесса являются комбинированные уроки и практические работы с фрагментами Конституции РФ. Формой текущего и итогового контроля являются устные ответы учащихся и тесты, составленные в формате ГИА.
Кроме этого на уроках используются раздаточные папки со справочными материалами, которые при описании в Рабочей программе учебно – методических средств указаны как (СМ) и компьютерные презентации (КП).
Цель программы обучения:
сформировать у учащихся целостное представления о конституционном праве как отдельной отрасли права, познакомиться с его историей, источниками, нормами.
Задачи программы обучения:
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о конституционном строе Российской Федерации;
- воспитание социально – активной личности, знающей и защищающей свои права, выполняющей свои обязанности;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных жизненных задач.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса «Азбука гражданина» ученик должен:
Знать /понимать:
- конституционные нормы Российской Федерации;
- структуру политической системы Российской Федерации;
- права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уметь:
- приводить примеры ситуаций, регулируемых конституционным правом;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, ИНТЕРНЕТ, учебный текст и другие адаптированные мнения), различать в социальной информации факты и мнения;
- вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога;
- объяснять значение основных понятий и терминов:
наименование раздела | основные понятия и термины |
Конституционное право | государство, писанные и неписанные конституции, конституционализм |
Конституция Российской Федерации | конституция, политическая система, суверенитет, национально – государственное устройство, федерация, конфедерация, унитарное государство, парламентская и президентская республики, политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный), законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
- Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Раздел «Конституционное право» | 5 |
2 | Раздел «Конституция Российской Федерации» | 12 |
Итого: | 17 |
- Календарно – тематический план элективного курса «Азбука гражданина» 11 класс (17 часов)
№ урока | тема | часы | учебно – методические средства | дата | |
план | факт | ||||
Раздел №1 «Конституционное право» | 5 | ||||
1 | Понятие государства | 1 | КП «Понятие государства», КП «Происхождение государства», таблицы «Государство и его функции», «Формы государства» (СМ) | ||
2 | Вопросы истории и теории конституционного права | 1 | |||
3 | Конституционный вопрос в России | 1 | |||
4 | Принятие Конституции Российской Федерации | 1 | |||
5 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Конституционное право» | 1 | проверочный тест по разделу | ||
Раздел №2 «Конституция Российской Федерации» | 12 | ||||
6 | Основы конституционного строя | ||||
7 | Права и свободы человека и гражданина | ||||
8 | Виды национально – государственного устройства. | таблица «Формы государственного устройства» (СМ), таблица «Политика и право» | |||
9 | Федеративное устройство Российской Федерации | ||||
10 | Типы политических режимов | таблицы «Типы политических режимов», «Характеристика политических режимов (СМ), КП «Демократия» | |||
11 | Президент Российской Федерации | схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ) | |||
12 | Федеральное собрание | схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ) | |||
13 | Правительство Российской Федерации | схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ) | |||
14 | Судебная власть | ||||
15 | Местное самоуправление | ||||
16 | Конституционные поправки и пересмотр конституции | ||||
17 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Конституция Российской Федерации» | проверочный тест по разделу |
5. Содержания программы учебного курса
Раздел №1 «Конституционное право».
Подходы к определению государства. Происхождение государства. Функции государства. Формы государства.
Понятие конституции. Способы принятия конституции. Место и значение конституции в ряду других правовых актов. Виды конституции. Конституционное (государственное) право. Конституционализм. первая писанная конституция.
Правовое регулирование государственной власти и управления в старой России. Первые упоминания о конституции. Манифест 17 октября 1905 года. Основные государственные законы Российской империи. Советские конституции.
Необходимость конституционной реформы в 90-е годы XX века. Характеристика Конституции РФ 1993 года.
Раздел №2 «Конституция Российской Федерации»
Основы конституционного строя России. Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ.
Федерация. Конфедерация. Унитарное государство.
Основы федеративного устройства Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации и Субъектов Федерации.
Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим. Авторитарный политический режим. Демократический политический режим.
Президент Российской Федерации, его полномочия.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации. Структура Федерального собрания. Формирование палат Федерального собрания. Принятие законов в Российской Федерации.
Формирование Правительства Российской Федерации и его полномочия.
Система судебной власти Российской Федерации. Компетенция Конституционного суда Российской Федерации. Компетенция Верховного суда Российской Федерации. Компетенция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Местное самоуправление и исторические традиции. Самостоятельность местного самоуправления.
Порядок внесения поправок к Конституции и ее пересмотра.
6. Средства контроля
При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются следующие критерии оценки:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
При осуществлении текущего и итогового контроля в форме тестов в формате ГИА используются следующие критерии оценки:
задания части А – 1 балл за каждое задание,
задания части В – 1- 2 балла за каждое задание,
задания части С – до 2 баллов за каждое задание, в зависимости от степени выполнения.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% от максимальной суммы баллов | 0 – 30 % | 31 – 55 % | 56 - 80 % | 81 – 100 % |
7. Учебно – методические средства обучения
Литература для учителя:
- Драхлер А.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова, А.С. Прутченкова «Граждановедение», - М.: Дрофа, 2001
- Журналы «Преподавание истории и обществознания в школе» 2000 - 2012 годы
- Конституция Российской Федерации. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009
- Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. – М.: АСТ, 1997
- Никитин А.Ф. Конституционное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 9 класс, М.: «Дрофа», 1998
- Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2007
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно – внедренческий Центр «Гражданин», 2002
Справочная литература
- Энциклопедия для детей. том 21. Общество. Экономика и политика. М.: «Аванта +», 2002
Литература для учащихся:
- ГИА -2010: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ: Астрель, 2010
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2011/ФИПИ. – М.: «Интеллект – Центр», 2011
- Чернышева О.А., Пазин Р.В. Обществознание 9 класс, подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 – Ростов н/Д: Легион, 2009
Образовательные ресурсы сети Интернет:
- Большая юридическая библиотека: http://www.ur-library.info
- Компьютер на уроках истории, обществознания и права: http://lesson-history.narod.ru
- Конституция: http://www.d-sign.com/konst/
- Методические приемы в гражданском образовании: http://window.edu.ru
- Официальная Россия: http://www.gov.ru
- Партии в России: http://www.kazus.narod.ru/
- Парламентский клуб «Российский парламентарий»: http://www.parlament-club.ru/
- Президент России: Официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
- Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru
- Фонд «Общественное мнение»: http://www.fom.ru/
- http://схемо.рф/shemy/yurisprudencija/konstitucionoe-pravo-rf-v-shemah-i-tablicah-2005-g
- http://www.12dekabrya.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
Рабочая программа курса "Азбука гражданина" для 9 класса
Данная программа предназначена для более глубокого изучения конституционного права, наиболее сложных вопросов современного государственного устройства, в комплексе с уроками обществознания окажет боль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Государство и гражданин» 9 класс
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и является вариантом элективного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознан...
Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)
laquo;……вопрос о патриотическом воспитаниимолодёжи – это разговор о самом главном:о ценностях, о нравственных основах на которых мы можем...
Рабочая программа кружка "Я - Гражданин"
Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных рус...