РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Государство и гражданин» 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и является вариантом элективного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_9_kl.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УДОРСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рекомендовано Согласовано Утверждено:
Методическим объединением методическим советом Директор МОУ
Учителей русского языка и Протокол №_____ «Благоевская СОШ»
Литературы, коми языка, иностранного от « »____ 20 г. Барышева Г.В.
языка, истории и обществознания. _____________
Протокол №_______ от « » ____20 г.
От « » _____ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Государство и гражданин»
9 класс
Срок реализации 1год.
Составила: Флоря А.К.
пгт. Благоево
2015г
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и является вариантом элективного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства т.е. готовность ориентироваться и «жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этнических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом.
В иерархии педагогических ценностей, таким образом, первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности. При осуществлении принципа «не давать знания до появления запроса» чрезвычайно важным становится именно формирование у учащегося этого запроса на новую информацию.
Не менее важная цель – выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовом» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь.
Формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.
Кроме того, цель курса носит и сугубо прагматичный характер: дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, тем более что реализовать их как раз придется нынешним школьникам, и надо помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.
Элективный курс направлен на решение следующих образовательных задач:
- Усвоить комплекс общетеоретических знаний о политико-правовой культуре.
- Формирование у подростков активной гражданской позицию и сознания приоритета прав личности.
- Работать с историческими и правовыми документами.
- Формулировать свою точку зрения и отстаивать, слушать других.
- Проводить юридический анализ конкретных жизненный ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека.
- Подвести учащихся к пониманию того, что гражданину необходимо знать законодательство своей страны, быть в курсе того, что какие новые законы принимаются, и какие изменения и дополнения вносят в уже действующие законы.
- Формировать опыт участия в деловых играх по «законодательству» .
Цели изучения элективного курса:
- Освоение знаний о государстве, политической власти, правовых принципах, нормах и институтах современного гражданского общества, необходимых для получения дальнейшего гуманитарного образования, прежде всего в области права.
- Развитие основ правовой культуры учащихся, создание условий для формирования у них собственных установок, основанных на современных правовых ценностях, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
- Приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных и в нетипичных ситуациях.
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к праву.
Тематический план элективного курса
«Государство и гражданин»
9 класс (17,5 часов)
№ | Темы | Кол – во часов |
1 | Государство и Закон | 7 |
2 | Гражданство РФ | 1 |
3 | Права и обязанности гражданина РФ | 1 |
4 | Права и свободы человека и гражданина | 2 |
5 | Конвенции о правах ребенка | 2 |
6 | Все мы равны перед законом | 1 |
7 | Воинская обязанность | 1 |
8 | Права и обязанности налогоплательщика | 1 |
9 | Конференция «Я – гражданин РФ» | 1,5 |
итого | 17,5 |
Данный курс дает возможность углубить свои правовые знания, оценить свои способности и сделать осознанный жизненный выбор.
Содержание учебного материала элективного курса «Государство и гражданин»
9 класс
Тема1. Государство и закон
Понятие государства.Признаки государства. Что такое правовое государство
Конституция-основной закон страны.
История Конституций
Закрепление основ Конституционного строя; основы прав человека и гражданина в Конституции РФ.
Тема 2. Гражданство РФ
Основное содержание: основные принципы российского гражданства
(ст. 4 «О гражданстве с РФ); основания приобретения гражданства РФ
(ст. 11 «О гражданстве РФ)
Основные понятия: Российская Федерация, гражданин, гражданство, государство.
Форма работы: вступительная беседа, анкетирование, видео-урок.
Тема 3. Права и обязанности гражданина РФ
Основные содержания: права и обязанности родителей и детей; долг и обязанность гражданина Российской Федерации.
Основные понятия: юридические обязанности конвенции о правах ребенка, право.
Форма работы: лекция с элементами беседы; тестирование; практическая работа с правовыми документами.
Тема 4. Права и свободы человека и гражданина
Основные содержания: гарантии со стороны государства равенства прав и свобод человека и гражданина, осуществление прав и свобод человека и гражданина.
Основные понятия: свобода человека.
Форма работы: деловая игра, проектная работа.
Тема 5. Конвенции о правах ребенка
Основное содержание: закон, принятый в 1959 году и защищающий права ребенка.
Основные понятия: конвекция, права ребенка.
Форма работы: лекция с элементами беседы; практическая работа с правовыми документами
Тема 6. Все мы равны перед законом
Основное содержание: права и свобода человека, виды норм и санкций, виды ответственности
Основные понятия: закон, гражданин.
Формы работы: моделирование судебного заседания, диспут.
Тема 7. Воинская обязанность
Основное содержание: обязательная подготовка к военной службе, кто подлежит призыву на военную службу, кто может быть освобожден от
военной службы, кому может быть предоставлена отсрочка от призыва.
Основные понятия: воинская обязанность, военная служба.
Форма работы: беседа, практическая работа с документом РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Тема 8. Права и обязанности налогоплательщика
Основное содержание: когда закон относит к налогоплательщикам; какие права имеют налогоплательщики; какие доходы подлежат
налогообложению: какие обязанности возложены на налогоплательщиков.
Основные понятия: налог прямой и косвенный, налогоплательщик.
Форма работы: практикум: работа с налоговым кодексом РФ ст. 21, 22,
гл. 3, ч.1.,исследовательская работа.
Тема 9. Конференция «Я – гражданин РФ»
Основное содержание: защита проектов
Форма работы: индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Государство и гражданин»
9 класс (17,5 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов | Примечания |
1 | Теории возникновения государства. Древнейшие государства | 1 | |
2 | Признаки государства. Современные государства | 1 | |
3 | Правовое государство. Конституция – основной закон | 1 | |
История российских Конституций | 1 | ||
Принятие Конституции РФ. Структура Конституции РФ | 1 | ||
Государственная символика. Герб, гимн, флаг | 1 | ||
Основы Конституционного строя в России. Разделение власти | 1 | ||
Гражданство РФ | 1 | ||
Права и обязанности гражданина РФ | 1 | ||
Права и свободы человека и гражданина | 2 | ||
Конвенции о правах ребенка | 2 | ||
Все мы равны перед законом | 1 | ||
Воинская обязанность | 1 | ||
Права и обязанности налогоплательщика | 1 | ||
Конференция «Я – гражданин РФ» | 1,5 | ||
итого | 17,5 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате элективного предмета учащийся должен:
знать \ понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;
объяснять:
происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать:
формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно – правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры:
различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
Общеучебные умения:
- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);
- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснования собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Специальные умения:
- анализ конкретных жизненных ситуаций;
- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности; - составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.
В области компетенции саморазвития – данный элективный предмет стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.
Виды учебных занятий:
Интерактивные лекции с последующими дискуссиями, диспуты, семинары, мини – сочинения, доклады, составление опорных схем, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, форумы, экскурсии, встречи со специалистами, практикумы, уроки – презентации.
Умения и навыки:
Конспектирование, реферирование, анализ источников
Методы диагностики:
разноуровневые тестовые задания;
творческие задания;
правовая игра;
реферативные работы;
презентации;
вопросы – ответы;
анкетирование;
собеседование по предлагаемой теме.
Содержание курса и планируемые образовательные результаты его
изучения.
Курс в целом предназначен для изучения в 9-х классах и рассчитан на 17,5 учебных часов.
Основные формы работы, предусматриваемые данным курсом: семинары и самостоятельные работы с последующим обсуждением результатов в первую очередь с печатными текстами, доклады и рефераты учащихся последующим их обсуждением, ролевые игры, самостоятельные социологические мини-исследования. Предусматривается также минимальная лекционная часть изложения материала. Большая роль отводится самостоятельному изучению предложенного материала. Я выступаю не столько как носитель истины, сколько как организатор и помощник в процессе познания нового материала.
Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое отношение к ней, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели я использую такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения как самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конференциях, самостоятельная разработка учебных заданий по конкретной тематике.
Литература для обучающихся
- Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
- Гражданский кодекс РФ от 1996 года.
- Журнал «Основы государства и права» (2000 – 2005 гг.)
- Закон РФ «Об образовании» от 1992 г.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
- Мушинский В. О. Основы правоведения. М.: Междунар. отношения, 1994.
- Никитин А. Ф. Словарь – справочник по праву. М.: Акалис, 1995.
- Семейный кодекс РФ от 10 апреля 2006 г.
- Трудовой кодекс РФ от 2002г.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года.
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса литературы в 5 классе
Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...
пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе
Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....
рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина
Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...