РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Государство и гражданин» 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Флоря Аделина Константиновна

     Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и является вариантом элективного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_9_kl.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УДОРСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рекомендовано                                                                     Согласовано                                                 Утверждено:

Методическим объединением                                         методическим советом                             Директор МОУ

Учителей русского языка и                                                Протокол №_____                                 «Благоевская СОШ»

Литературы, коми языка, иностранного                        от «        »____  20     г.                               Барышева Г.В.

языка, истории и обществознания.                                                                                                 _____________

Протокол №_______                                                                                                                             от «       » ____20          г.

От «       » _____ 20       г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Государство и гражданин»

9 класс

 

Срок реализации 1год.

Составила: Флоря А.К.

пгт. Благоево

2015г

Пояснительная  записка

     Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и является вариантом элективного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».

    Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства т.е. готовность ориентироваться и «жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этнических и эстетических ценностей, проблем, традиций.

    При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом.

    В иерархии педагогических ценностей, таким образом, первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности. При осуществлении принципа «не давать знания до появления запроса» чрезвычайно важным становится именно формирование у учащегося этого запроса на новую информацию.

      Не менее важная цель – выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовом» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь.

Формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.

       Кроме того, цель курса носит и сугубо прагматичный характер: дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, тем более что реализовать их как раз придется нынешним школьникам, и надо помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.

Элективный курс направлен на решение следующих образовательных задач:

  1. Усвоить комплекс общетеоретических знаний о политико-правовой культуре.
  2. Формирование у подростков активной гражданской позицию и сознания приоритета прав личности.
  3. Работать с историческими и правовыми документами.
  4. Формулировать свою точку зрения и отстаивать, слушать других.
  5. Проводить юридический анализ конкретных жизненный ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека.
  6. Подвести учащихся к пониманию того, что гражданину необходимо знать законодательство своей страны, быть в курсе того, что какие новые законы принимаются, и какие изменения и дополнения вносят в уже действующие законы.
  7. Формировать опыт участия в деловых играх по «законодательству» .  

Цели изучения элективного курса:

  1. Освоение знаний о государстве, политической власти, правовых принципах, нормах и институтах современного гражданского общества, необходимых для получения дальнейшего гуманитарного образования, прежде всего в области права.
  2. Развитие основ правовой культуры учащихся, создание условий для формирования у них собственных установок, основанных на современных правовых ценностях, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
  3. Приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных и в нетипичных ситуациях.
  4. Воспитание гражданской ответственности, уважения к праву.

Тематический план элективного курса

«Государство и гражданин»

9 класс (17,5 часов)

Темы

Кол – во часов

1

Государство и Закон

7

2

Гражданство РФ

1

3

Права и обязанности гражданина РФ

1

4

Права и свободы человека и гражданина

2

5

Конвенции о правах ребенка

2

6

Все мы равны перед законом

1

7

Воинская обязанность

1

8

Права и обязанности налогоплательщика

1

9

Конференция «Я – гражданин РФ»

1,5

итого

17,5

Данный курс дает возможность углубить свои правовые знания, оценить свои способности и сделать осознанный жизненный выбор.

Содержание учебного материала элективного курса «Государство и гражданин»

9 класс

Тема1. Государство и закон

Понятие государства.Признаки государства. Что такое правовое государство

Конституция-основной закон страны.

 История Конституций

Закрепление основ  Конституционного строя; основы прав  человека и гражданина в Конституции РФ.

Тема 2. Гражданство РФ

Основное содержание: основные принципы российского гражданства

 (ст. 4 «О гражданстве с РФ); основания приобретения гражданства РФ  

 (ст. 11 «О гражданстве РФ)

   Основные понятия: Российская Федерация, гражданин, гражданство, государство.

  Форма работы:  вступительная беседа, анкетирование, видео-урок.

Тема 3. Права и обязанности гражданина РФ

Основные содержания: права и обязанности родителей и детей; долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

     Основные понятия:      юридические обязанности конвенции о правах ребенка, право.

     Форма работы:  лекция с элементами беседы; тестирование; практическая работа с правовыми документами.

Тема 4. Права и свободы человека и гражданина

Основные содержания:    гарантии со стороны государства равенства прав и свобод  человека и гражданина, осуществление прав и свобод  человека и гражданина.

Основные понятия:   свобода человека.

    Форма работы:  деловая игра, проектная работа.

Тема 5. Конвенции о правах ребенка

Основное содержание:    закон, принятый в 1959 году и защищающий права ребенка.

   Основные понятия:   конвекция, права ребенка.

  Форма работы:  лекция с элементами беседы; практическая работа с правовыми   документами  

Тема 6. Все мы равны перед законом

   Основное содержание:     права и свобода человека, виды норм и санкций, виды ответственности

 Основные понятия: закон, гражданин.

 Формы работы: моделирование судебного заседания, диспут.

Тема 7. Воинская обязанность

Основное содержание:     обязательная подготовка к военной службе, кто подлежит  призыву на военную службу, кто может быть освобожден от

     военной службы, кому может быть предоставлена отсрочка  от призыва.

Основные понятия: воинская обязанность, военная служба.

    Форма работы: беседа, практическая работа с документом РФ «О воинской  обязанности и военной службе».

Тема 8. Права и обязанности налогоплательщика

Основное содержание: когда закон относит к налогоплательщикам; какие права имеют  налогоплательщики; какие доходы подлежат    

налогообложению:   какие обязанности возложены на налогоплательщиков.

   Основные понятия:   налог прямой и косвенный, налогоплательщик.

  Форма работы:  практикум: работа с налоговым кодексом РФ ст. 21, 22,

  гл. 3, ч.1.,исследовательская работа.

Тема 9. Конференция «Я – гражданин РФ»

Основное содержание:  защита проектов

     Форма работы:  индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Государство и гражданин»

9 класс (17,5 часов)

Тема занятия

Количество часов

Примечания

1

Теории возникновения государства. Древнейшие государства

1

2

Признаки государства. Современные государства

1

3

Правовое государство. Конституция – основной закон

1

История российских Конституций

1

Принятие Конституции РФ. Структура Конституции РФ

1

Государственная символика. Герб, гимн, флаг

1

Основы Конституционного строя в России. Разделение власти

1

Гражданство РФ

1

Права и обязанности гражданина РФ

1

Права и свободы человека и гражданина

2

Конвенции о правах ребенка

2

Все мы равны перед законом

1

Воинская обязанность

1

Права и обязанности налогоплательщика

1

Конференция «Я – гражданин РФ»

1,5

итого

17,5

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате элективного предмета учащийся должен:

знать \ понимать:

систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь:

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;

объяснять:

происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать:

формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно – правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры:

различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности  за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

Общеучебные умения:  

- выделять главную мысль текста, составлять план,  тезисы;

- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);

- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;

- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать  их;

- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснования собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.

Специальные умения:

- анализ конкретных жизненных ситуаций;

- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;

- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности; - составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.

В области компетенции саморазвития – данный элективный предмет стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.

Виды учебных занятий:

Интерактивные лекции с последующими дискуссиями, диспуты, семинары, мини – сочинения, доклады, составление опорных схем, уроки  с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, форумы, экскурсии, встречи со специалистами, практикумы, уроки – презентации.

Умения и навыки:

Конспектирование, реферирование, анализ источников

Методы диагностики:

разноуровневые тестовые задания;

творческие задания;

правовая игра;

реферативные работы;

презентации;

вопросы – ответы;

анкетирование;

собеседование по предлагаемой теме.

Содержание курса и планируемые образовательные результаты его

изучения.

Курс в целом предназначен для изучения в 9-х классах и рассчитан на 17,5 учебных часов.

Основные формы работы, предусматриваемые данным курсом: семинары и самостоятельные работы с последующим обсуждением результатов в первую очередь с печатными текстами, доклады и рефераты учащихся последующим их обсуждением, ролевые игры, самостоятельные социологические мини-исследования. Предусматривается также минимальная лекционная часть изложения материала. Большая роль отводится самостоятельному изучению предложенного материала. Я выступаю не столько как носитель истины, сколько как организатор и помощник в процессе познания нового материала.

  Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое отношение к ней, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели я использую такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения как самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конференциях, самостоятельная разработка учебных заданий по конкретной тематике.

Литература для обучающихся

  1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
  2. Гражданский кодекс РФ от 1996 года.
  3. Журнал «Основы государства и права» (2000 – 2005 гг.)
  4. Закон РФ «Об образовании» от 1992 г.
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.
  6. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
  7. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 года.
  8. Мушинский В. О. Основы правоведения. М.: Междунар. отношения, 1994.
  9. Никитин А. Ф. Словарь – справочник по праву. М.: Акалис, 1995.
  10. Семейный кодекс РФ от 10 апреля 2006 г.
  11. Трудовой кодекс РФ от 2002г.
  12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года.
  13. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г.

                                       

                         

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...