Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)
материал (5 класс) на тему
«……вопрос о патриотическом воспитании
молодёжи – это разговор о самом главном:
о ценностях, о нравственных основах на
которых мы можем и должны строить
нашу жизнь, воспитывать детей, развивать
общество, в конечном итоге укреплять
нашу страну».
В. В. Путин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 31.89 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 29.13 КБ |
literatura.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план по реализации программы
гражданско - патриотического воспитания в 5 классе (2017 – 2018 учеб. год.)
№ п/п | Тема занятия. | Колич. часов | Направление | Основное содержание, термины и понятия. | Оборудование. | Дата проведения урока. | |||
по плану | по факту | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Раздел – I. Наше государство – моя Родина. (7 ч.) | |||||||||
1 | О государстве Российская Федерация. (с историческим экскурсом.) |
1 | Гражданско- патриотичес-кое. Социально – патрио-тическое. | Государство Российская Фе- дерация, субъекты Российс-кой Федерации. Многонацио-нальное государство. Мощь и богатство нашей страны в единстве территорий и наций Понятия: толерантность, кон-фессии, Республика, край, область, район, Конститу-ция, Русь, русы, Родина, От-чизна. | Политическая карта Российской Федерации. Подборка пейзажев Р.Ф Компьютер, телевизор, флешка. | ||||
2 | Малая и Большая Родина. (с историческим экскурсом.) | 1 | Гражданско – патриоти-ческое, историко – крае-ведческое. | Малая Родина – отчий дом, деревня, город, область, край. Большая Родина – многона –циональное, многоконфесси-ональное государство с еди-ной отчизной, единым наро-дом обеспечивающим безо-пастность страны, всех наций и народностей, процветание нашей общей Большой роди-ны. Понятия: Малая Родина, Большая Родина, конфесии. | Подборка слайдов с портретами героев воин и героев труда с фотог-рафиями достижений и побед народа России. Пейзажи. Телевизор, компьютер. | ||||
3 4 5 | Символы нашего государст-ва: герб, флаг, гимн Российс-кой Федерации. (с историчес-ким экскурсом). | 3 | Гражданско- патриотичес-кое. | Экскурс в историю госу-дарственных символов Рос-сии. Герб, флаг, хоругви, знамя, эмблема, геральдика ,гимн, символ, | Подборка слайдов с изображениями преж-них и современных государственных сим-волов России. Телеви- |
8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Андреевский флаг. | зор, компьютер, запись гимнов. | ||||||
6 | Государственная власть в России. (с историческим экскурсом). | 1 | Гражданско- патриотичес-кое, историко – краевед –ческое. | Государственная власть, ви-ды власти. Понятия: Великий князь, князья удельные, воеводы, рать, царь, император, прези-дент, Государственная дума, принцип выборности, вече, избирательная компания. | Рассказ учителя. Беседа по вопросам. Портреты наиболее выдающихся князей, царей, импера-торов и представителей Государственной влас-ти Р.Ф. Компьютер, телевизор, флека. | ||
7 | Викторина . «Наша Родина -Российская Федерация». | 1 | Гражданско- патриотичес-кое. | Повторение и закрепление знаний, понятий и терминов. | Подборка заданий для двух команд. Приз по-бедителям. | ||
Раздел II. О человеке, граждане и патриоте. (4 ч.) | |||||||
8 | «Индивид и обыватель, граж-данин и патриот – в чём раз –личие?». | 1 | Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое. Гражданско пат-риотическое. | Что делает индивида челове-ком и гражданином госу –дарства. Общечеловеческие и гражданские ценности. Понятия: индивид, индиви –дуальность, личность, граж-данин, патриот, обыватель, общественное благо, труд. | Школьная лекция. Воп-росы для беседы. | ||
9 | Права человека и граждани-на. | 1 | Гражданско- патриотичес-кое. Гражданско – право-вое. | О конституционных правах человека и гражданина. Лич-ные права, политические, социально – экономические и культурные права. Обязан-ности личности закреплён-ные в Конституции. Понятия: гражданин, право, обязанности, закон, Конс-титуция. | Слайды с выдержками из Конституции Р.Ф. Вопросы для беседы. | ||
10 | Большая забота о маленьких детях. | 1 | Гражданско потриотичес-кое. Духовно – нравствен-ное. | Знакомство с основными по-ложениями о правах ребёнка в современном обществе семье. О роли подростка в семье, о заботе государства о здоровье и образовании детей, о том, что у ребёнка, | Выдержки из Конститу-ции, из Всеобщей дек-ларации прав ребёнка. |
9
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
как и у взрослых существуют не только права, но и обя-занности перед семьёй и обществом. О государствен-ной поддержке прав ребёнка. Понятия: декларация, закон, положение, документ, социа-льная служба. | |||||||
11 | Права и обязанности школь-ника. | 1 | Гражданско- патриотичес-кое. Духовно – нравствен-ное. | Ознакомление с уставом шко лы, правами и обязанностями школьника. | Фрагменты из Устава школы. Правила пове-дения школьника. Под-борка вопросов для бе-седы. | ||
Раздел 3. Мир семейного очага. (3 ч.) | |||||||
12 | Моя семья- моё богатство. | 1 | Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое. Гражданско - пат-риотическое. | О значении семьи в общест –ве, о роли семьи в сохране-нии рода человеческого, в воспитании молодого поко-ления. Современные семей-ные трдиции. Семейный аль-бом. Семейные праздники. Семейная культура. | Исторический экскурс в историю семьи. Сообщения ребят о традициях своей семьи, об участниках членов семей в ВОВ. Выдержки из семейного права. Семейные фотографии из семейных альбомов семей учащихся | ||
13 | Как жить подростку в мире с родителями. | 1 | Социально – патриоти-ческое. Гражданско - пат-риотическое. | Рассказ учителя о причинах конфликтов подростков в семье. О стремлении родите-лей подготовить своего ре-бёнка к самостоятельной жизни, к самообслуживанию, к ответственному отноше-нию к порученному делу, как побороть детскую лень, приучить к труду, приучить жить по возможностям семьи, забота о получении ребёнком образования и специальности в соответст-вии с знаниями. О том, к чему | Информация учителя по теме. Подборка приме-ров нарушения прав членов семьи подрост-ками, флэша с фраг –ментами из передачи «Суд несовершеннолет-них». Телевизор, ком-пьютер. |
10
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
может привести необдуман-ный протест ребёнка. Понятия : Родительский долг детская лень, конфликт, разумная строгость, родите-льская любовь. | |||||||
14 | «Международный женский день 8-е Марта.» | 1 | Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое. | Классный час с приглаше-нием мам. Праздничный кон-церт для мам. Поздравление мам и девочек. | Сценарий мероприятия. Подборка стихов посвя-щенных маме и женщи-нам для конкурса чте-цов, подборка песен, сочинённых ребятами о любви к маме, изготов-ление детьми позрави-тельных открыток для мам и девочек. | ||
Раздел 4. Здоровый образ жизни. (5 ч.) | |||||||
15 | Здоровый образ жизни шко-льника. | 1 | Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое. Гражданско - пат-риотическое. | Беседа о состоянии здоровья современных детей, о сла-гаемых здорового образа жизни. Долголетие. А.В. Су-воров и здоровый образ жиз-ни. Спорт и здоровье. Здоро-вый народ – здоровое госу-дарство. | Таблица. Текст рассказа о распорядке дня юного А.В. Суворова. | ||
16 -17 -18 | Мешают жить нам вредные привычки. | 3 | Духовно – нравственное. | 1- Беседа о вреде курения для молодого растущего организ-ма.; 2- О вреде энергетических и спиртных напитков; 3- наркомания ведёт к потере здоровья и деградации лич-ности. | Информация учителя. Вопросы для диспуту по каждой теме. Правила безопасности жизни. Как нужно вести себя, чтобы не поссорится и не попасться на «сла-бо». | ||
19 | Здоровые и образование граждане – основа мощи и процветания Родины, залог благополучия народа. | 1 | Гражданско – патриоти-ческое. | Забота государства о здо-ровье народа. Почему здо-ровье и образование граждан является основой мощи и процветания Родины, зало-гом благополучия и безо- | Рассказ учителя о важ-ности образования и здоровья народа. Беседа по вопросам. |
11
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
пасности народа страны. От кого зависит экология приро-ды. Понятия: экология, сознате-льность. | |||||||
20 | Экология – залог здоровья человека и природы. | 1 | Духовно – нравственное. Гражданско – патриоти-ческое. | Об экологических проблемах и экологических программах. О бездумном и безответст-венном отношении человека к природе, о влиянии эколо-гических проблем на здо-ровье человека, животного и растительного мира. | Рассказ учителя, под-борка вопросов для беседы с ребятами. Памятка с правилами экологии для учащихся. Телевизор, компьютер, флэшка с фотографиями результатов нарушения экологии. | ||
21 | В защиту братьев наших меньших. | 1 | Духовно – нравственное. Морально - нравственное. | О защите животных и гуман-ном отношении к ним. Кто такие живодёры и чем они опасны для общества. Зконы Р.Ф. на защите животного мира. Жестокость по отноше-нию к слабому – факт сла-бости мучителя. | Рассказ учителя о необ-ходимости гуманного отношения к животно-му миру. Выдержки КОАП Р.Ф. ст. 8.35 – о наказании и за унич-тожение животных на-ходящихся под угрозой уничтожения; УК Р.Ф. ст. 258 – наказание за незаконную охоту. На рассмотрении Госу-дарственной Думы за-кон о наказании живо-дёров и мучителей жи-вотных. | ||
Раздел 5. Листая страницы воинской славы России. (7 ч.) | |||||||
22 | На Куликовом поле бой. Дмитрий Донской. (8.09.1380 год). | 1 | Военно – патриотическое; Гражданско – патриоти-ческое. | О монгольском иге на Руси. Причинах ига. Об объедине-нии русских князей вокруг Москвы. О том, что в единст-ве народа княжеств достиг-нута сокрушительная победа над Ордой. О героях Кули- . | Рассказ учителя, прос-мотр фильма «Дмитрий Донской». Телевизор, компьютер. Флэшка с фрагментами из доку-ментальных и худо-жественных фильмов. |
12
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ковской битвы. Понятия: Княжеские усоби-цы Чингисхан, Батый, Ма-май, Дмитрий Донской, рать, сторожевой полк, передовой полк, фряжская пехота, иноки – богатыри: Пересвет, Ослябля. Богатырь Челубей | |||||||
23 | Александр Невский. Ледовое побоище в апреле 1242 года. | 1 | Военно – патриотическое; Героико – патриотическое. | Рассказ учителя, об А. Невс-ком, о победе над немецкими и датскими рыцарями в 18.04. 1242 г. на Чудском озере. Понятия: дружинники, опол-чение, крестоносцы, релеги-озные ордена крестоносцев. | Карты битв: «На Неве, 1240 г.», «Ледовое по-боище». Фрагменты из фильма «Александр Невский». Телевизор, компьютер, флэшка с фрагментами фильма. | ||
24 | Победа сохранившая Святую Русь в 1612 году. | 1 | Военно – патриотическое; Героико – патриотическое. Духовно – нравственное. | Об освобождении Москвы силами народного ополчения от польских захватчиков. Персоналии и понятия: Сму-та, бояре, Василий Шуйский, Сигизмунд IV, Кузьма Ми- нин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, митрополит, гетман, шляхта, семибояр-щина. | Портреты: Кузьма Александрович Минин, Дмитрий Иванович По-жарский, Сигизмунд IV, Василий Шуйский | ||
25 | 76 лет битвы под Москвой. | 1 | Военно – патриотическое; Героико – патриотическое
| Рассказ учителя о целях фа-шистской операции «Тай-фун»,об осадном положении Москвы, оказавшейся приф-ронтовым городом. О параде 7 ноября на Красной площа-ди и уходе на передовую; о самоотверженной борьбе с врагом Красной Армии, населения Москвы и Подмосковья. О Зое Космодемьянской 4-5 де –кабря наступление немцев | Подборка фотодоку-ментов по теме: «Обо –рона Москвы». Телевизор, компьютер, флешка. |
13
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
26 | Первая победа молодого Рос-сийского флота. (Гангут 27. 07.1714 год) | 1 | Историко – патриотичес-кое. Военно – патриотическое. | полностью остановилось.О первой в истории России морской победе русского флота под командованием Петра –I над шведами. Понятия: галерный флот, па-русный флот, морская держа-ва, империя, «виктория !»- (победа). | Портреты: Петра – I, шведского короля Кар-ла – XII. Фрагменты из фильма «Россия Моло-дая». Телевизор, ком-пьютер, флэшка с ил-люстративными мате-риалами. | ||
27 | Памятники войнам истории ВОВ в Московской области. | 1 | Военно – патриотическое; Историко – краеведческое. | Беседа о памятниках ВОВ в Москве и Московской облас-ти. | Рассказ учителя, теле-визор, компьютер, флэшка с видами памят-ников. | ||
28 | Викторина. «Воинская слава Россия». | 1 | Военно – патриотическое. | Учащиеся закрепляют зна-ния, понятия, имена просла-вивших Россию, героев и исторических деятелей, ос-новные даты событий свя-занные с победами России. | Подборка вопросов и заданий к викторине. Подборка портретов прославивших Отечест-во полководцев и героев сражений. Телевизор, компьютер, слайды, флэшка. | ||
Раздел 6. Культура и традиции народов России. (5 ч.) | |||||||
29 -30 | Жемчужины российских про-мыслов. | 2 | Духовно – нравственное; Историко – краеведческое; Социально - историческое | Золотая хохлома. Посадские платки Павловского Посада, Дымковская игрушка, Жос-товские расписные поддоны, Тульские самовары, Воло-годские кружева. | Заранее подготовлен-ные проекты ребят. Подборка слайдов с образцами изделий. Компьютер, телевизор. | ||
31 | Национальные традиции на-родов Российской Федера-ции. | 1 | Духовно – нравственное; Социально– историческое; Историко – краеведческое. | Традиционный народный праздник Русских, украин-цев, белорусов; татарские праздники; чувашские народ-ные праздники; мордовские народные праздники. Понятия: масленица, Креще-ние, Яблочный спас. Паронь пондома, Роштовань кудо, татарский новый год, Нарту- | Вступительное слово учителя, о традицион-ных праздниках наро-дов России. За ранее подготовлен-ная информация ребят: 1) о праздниках рус-ских, украинцев, бело – русов; 2) о праздниках чува-шей; |
14
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ган, Айван, Сурхури, Нар-тукан. | 3) Мордовские народ-ные праздники; 4) Татарские народные праздники. | ||||||
32 | Традиционный русский пра-здник «Кузьминки». | 1 | Духовно – нравственное; Историко – краеведческое; Культурно – патриотичес-кое. | Рассказ об истории праздни-ка провода осени и встречи зимы, о начале работ свя-занных с домашними делами на посиделках Кузьминки, ко-торые по завершению работ переходили в игры, шутки и танцы, песнопения. Понятия: прялка, веретено, светлица, сыпчина, потче-вать, частушки. | Сценарий мероприятий Подборка частушек, пе-сен, игр принятных на посиделках «Кузьмин-ки». | ||
33 | Пришла Коляда – отворяй ворота. | 1 | Духовно – нравственное; Историко – краеведческое; Культурно – патриотичес-кое. | О рождественских посидел-ках на Руси. Рождество, кре-щение, Святки, коледование. | Сценарий мероприятий Подборка народных пе-сен, загадок, например: фильма «Вечера на хуторе близь Диканки». Компьютер, телевизор. | ||
34 | Резервный урок. | 1 | |||||
Итого. | 34 |
15
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«……вопрос о патриотическом воспитании
молодёжи – это разговор о самом главном:
о ценностях, о нравственных основах на
которых мы можем и должны строить
нашу жизнь, воспитывать детей, развивать
общество, в конечном итоге укреплять
нашу страну».
В. В. Путин.
Данная рабочая программа по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования, на основе документа: Письма Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС», а также опираясь на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2006 – 2010 годы», М., 2006 г.
Проблема духовно – нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий как совесть, честь, долг человека и гражданина, привели к негативным последствиям в обществе, таким как социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, уклонение от военного долга, потеря позитивной мотивации к учению.
Актуальной темой для нашей страны, для народов России является тема гражданственности и патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его пробудить, создать условия, чтобы эти зёрнышки проросли и окрепли в нём, и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить свой многонациональный народ и своё Отечество. Это чувство нужно растить и воспитывать на фактах истории Родины, на примерах самоотверженного труда людей.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. В настоящее время патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами как любовь к Большой и Малой Родине, как уважение семейным традициям, к культурным, моральным и нравственным ценностям своего народа, как готовность выполнять конституционный долг перед Родиной, как соблюдение правовых норм сложившихся в обществе. А именно эти качества личности утрачиваются сейчас в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким – то безликим, далёким для реального понимания его современными школьниками. В этой связи, наша задача в школе – позаботится о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, к близким людям, к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее формирование патриотизма пойдёт через воспитание любви к Малой родине, к родному краю. Без чувства Малой родины невозможен рост большого патриотизма к Большой родине.
Понятие гражданственность предлагает освоение и реализацию ребёнком своих прав
и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, к коллективу школы к родному краю, к Отечеству. Понятие «гражданственность» включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек – общество». Поэтому формируя гражданина, мы, прежде всего видим в ребёнке человека.
Данная программа определяет основные направления гражданско – патриотического воспитания обучающихся в 5 классе Северной СОШ. Она охватывает основные направления духовно – нравственного и патриотического воспитания. В частности:
• духовно – нравственное;
• историко – краеведческое;
• гражданско – патриотическое;
• социально – патриотическое;
• военно – патриотическое;
• героико – патриотическое;
• спортивно – патриотическое;
• гражданско – правовое.
Реализация программы осуществляется в течении 2017 – 2018 учебного года. Программа составлена с учётом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать интерес ученика к самому себе, к своему окружению, к семье, к обществу, к истории своей Родины в прошлом и настоящем.
На следующих этапах обучения тематика программы будет расширятся, но направления её сохраняются.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цели и задачи.
Главной целью рабочей программы является:
• формирование основных идей и освоение идеалов служения Отечеству на примерах исторического прошлого Родины;
• воспитание гражданина и патриота своей многонациональной Родины, через самосознание, самосозидание школьника;
• воспитывать чувство долга, чести и достоинства через культуру личности, переживания сопричастности к прошлому и настоящему героической России;
• развитие нравственной личности через расширение пространства коллективизма, через обретение личного мира ценностей и таких отношений, как готовность к единству народов Российской Федерации, к служению и защите своей Большой Родины.
Главной задачей программы является:
• сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов Российской Федерации;
• формирование духовно нравственных качеств личности;
• воспитание патриотов Российской Федерации – граждан правового демократическо-го государства, уважающих права и свободы личности, способных проявлять национальную и конфессиональную терпимость, осознающих факт того, что только единство наций и народностей Р.Ф. является гарантом безопасности и могущества нашей единой Родины;
• формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к обязанностям и долгу семейной жизни;
• формирование трудовой мотивации и навыков поведения в социуме;
• формирование социальной и коммуникативной компетентности средствами всех учебных дисциплин;
• формирование бережного отношения к экологии природы, к жизни человека и животного мира;
• формирование правовой культуры школьника;
• помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;
• воспитание уважения к закону, к статусу гражданина Р.Ф., к Большой и Малой Родине;
• расширить кругозор детей, развивать их активность, творчество, воображение;
• научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия.
Содержание курса.
Раздел 1. Наше государство - моя большая Родина.
Что такое государство. Как образовалось многонациональное Российское государст-во. Исторические обстоятельства и внешние угрозы. Мощь, богатство культуры и экономика нашей Родины в единстве территории, наций и народностей населяющих нашу страну.
Что такое Малая Родина – отчий дом, родная деревня, город, район, область. Большая Родина – большое государство с многонациональным, многоконфессиональным народом, объединённым общей исторической судьбой, стремлением сохранить свою независимость с единой территорией и экономической системой, скреплённое дружбой, взаимопониманием и общими целями в прошлом, настоящем и будущем. Россияне –единый народ с единой для всех Родиной – Российской Федерацией. Справедливость, равноправие, единство наций и народностей нашей большой Родины гарант её независимости, безопасности, богатства и процветания. Символы нашего государства. Геб, флаг, гимн и их история. Государственная власть в России. Виды государственной власти на Руси с древних времён и до современности.
Раздел 2. О человеке, гражданине и патриоте.
Как первобытный человек стал похож на нас? Человек – дитя природы и член общества. Что делает индивида человеком? Общечеловеческие ценности. Внутренний мир человека. Гражданин, личность, патриот и обыватель – в чём разница. Вера и не- верие, толерантность. Добро и зло. Надо ли становиться добрым человеком? Милосердие – доброе слово. Что такое порядочность? Зачем людям быть честными. Права человека и гражданина. Права и обязанности школьника. Достоинства и недостатки человека. Честь. Зависть. Жадность. Может ли человек жить в полном одиночестве. Общение – высокое умение. Забота общества и государства о маленьких детях и подрастающем поколении.
Раздел 3. Мир семейного очага.
Как возникла семья. Моя семья – моё богатство. Значение семьи в обществе. Роль семьи в сохранении рода человеческого. Человек и его семья. Что ожидают от нас родители.
Отношения в семье. Права и обязанности членов семьи. Как жить подростку в мире с родителями. Мама – самый дорогой человек. Отчий дом - ты школа нравов.
Раздел 4. Здоровый образ жизни.
Почему человек болеет. Состояние здоровья современных школьников. Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Спорт и здоровье. Как А.В. Суворов относился к закаливанию и спорту. Мешают жить нам вредные привычки. О вреде курения для молодого, растущего организма. О вреде энергетических и спиртных напитков. Наркомания ведёт к потере здоровья и деградации личности. Как оставаться самим собой и не попадать под дурное влияние. Здоровые и образованные граждане – основа мощи и процветания России, залог благополучия и безопасности народа страны. Экология – залог здоровья человека и природы. О защите природы и животного мира, о гуманном отношении к ним.
Раздел 5. Листая страницы воинской славы России.
Что такое патриотизм. На Куликовом поле бой. Дмитрий Донской. Доблесть русских воинов в сражении. Александр Невский. Ледовое побоище в апреле 1242 г. Достойный отпор датским и немецким рыцарям на Чудском озере 18 апреля 1242 г. Победа сохранившая Святую Русь в 1612 году. Освобождение Москвы силами народного ополчения от польских захватчиков. Первая победа молодого Российского флота (над шведским военно – морским флотом под командованием Петра – I (Гангут 27.07.1714 года). Признание России морской державой, Российской империей. 76 лет битвы под Москвой. (6.12.1941 – 8.01.1942 годов.) – контрнаступление советских войск под Москвой. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Самоотверженная борьба Красной Армии, населения Москвы и Подмосковья. Герои – патриоты битвы за Москву. Памятники военной истории ВОВ в Московской области.
Раздел 6. Культурные традиции народов России.
Жемчужины русских промыслов: «золотая хохлома», Посадские платки умельцев Павловского Посада. Дымковская игрушка. Жостовские росписные подносы. Тульские самовары. Вологодские кружева. Традиционные национальные праздники народов Российской Федерации. Традиционный русский праздник «Кузьминки». История праздника проводы Осени и встречи Зимы. Рождественский праздник «Пришла Коляда – отворяй ворота».
Требования к уровню подготовки учащихся.
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение строить рассказ правильно употребляя термины и понятия;
- умение слышать друг друга и работать в коллективе;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на :
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- осуществление выбора собственного поведения на основе гражданских и нравственных ценностей;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем, адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
- формирование своей точки зрения.
Предполагаемые результаты.
По завершению реализации курса данной программы должны произойти положительные сдвиги в формировании патриотических чувств в сознании ребят по отношению к своей большой многонациональной и многоконфессиональной Родине. Учащиеся должны подойти вплотную к пониманию смысла и ценности человеческой жизни. Должны задуматься о необходимости уважения прав и свобод, уважения человеческого достоинства каждого гражданина своей необъятной Родины. Учащиеся получат дополнительную информацию для развития способностей к милосердию, состраданию, сопереживанию, доброжелательности и взаимопониманию так необходимых для сохранения стабильности в многонациональном государстве, для обеспечения территориальной целостности государства, для дальнейшего расцвета демократического и гуманистического общества Российской Федерации.
Реализация программы поможет школьнику познакомится с символами России, их преемственностью, с элементами истории Родины, родного края, познакомит с примерами патриотического поведения людей на различных этапах Российской истории; с воинской славой страны; с жизнью выдающихся людей России их
жизненными принципами; с историческими памятниками соей страны, края, района,
села; с обычаями и традициями, культурой своей страны, народа, семьи; значительно расширит кругозор пятиклассника.
Учащиеся приобретут следующие умения и навыки:
- определять и объяснять своё отношение к патриотизму, к историческим личностям и событиям, к их оценкам;
- осознавать историческую обусловленность и мотивацию патриотических поступков людей определённых эпох, оценивать, их исходя из гуманистических установок, гражданских и национальных интересов России и Российского государства в целом;
- использовать знания о культуре и истории своего народа и других народов в общении с людьми;
- самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие собственную стратегию поведения с учётом гражданских, правовых и нравственных принципов народов Российской Федерации;
- различать причины и следствие событий и поступков, излагать суждения о причинах и следствиях;
- понимать, что «любовь к Родине» и «патриотизм» - не красивые слова, а движение души реализующиеся в поступках и деятельности истинного гражданина и патриота;
- осознание того, что в повседневной жизни, как и на полях сражений всегда место подвигу;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, группировать и обобщать;
- овладевать начальными знаниями и умениями по использованию возможностей интернета в поисках нужной информации, возможностей компьютерной техники для оформления творческих работ;
- последовательно выстраивать рассказ в устной и письменной форме;
- овладевать первыми навыками проектной деятельности;
- раскрывать смысл и значение основных терминов и понятий (государство; многонациональное государство; гимн; герб; флаг; хоругви; патриот; личность; индивид; обыватель; честь; долг; культура; нравственность; здоровый образ жизни; порядочность; гражданский долг; Большая родина; малая родина; семья; человеческие ценности; гуманность; добро; зло; совесть; зависть; нравственные нормы; традиции; конфессия; конституция; закон; правила жизни в обществе; школьный устав; права; обязанности; толерантность; справедливость; бескорыстность и др.).
Предварительный просмотр:
Литература.
1. Блотина Т.В. «Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и
комментариях.», М., 2002 г.
2. Бутовилов В.И. и д.р., «Концепция военно – патриотического воспитания молодёжи»
М., 1998 г.
3. Васильева Е.В. «Нравственное воспитание учащихся. 5 – 11 классы: разработки
внеклассных мероприятий», Волгоград, Учитель, 2008 г.
4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. на 2006
- 2010 годы., М.,2008 г.
5. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая
2000 г. Калуга, 2000 г.
6. Закон " Об образовании"
7. Закон О днях воинской славы России, от 13 мая 1995 года
8. Конституция РФ.
9. Конвенция ООН о правах ребёнка. - М.: Семина Л.И., Рудомино, 2001 г.
10. Кочергина Л. Л., «История, обществознание 5 – 11 классы» / Внеклассные
мероприятия/, Волгоград, Учитель, 2009 г.
11. Кумицкая Т. М., Жиренко О. Е., «Отечество: гражданское и патриотическое
воспитание», М., ВАКО, 2009 г.
12. Лебедев О. Е., Чепурных Е. Е., Майоров А. Н., о соблюдении прав детей в
образовательных учреждениях РФ: Доклад . 2000. СПб.: образование - культура,
2001 г.
13. Лебедев О. Е., Золотухина В. И., Кошкина В. С., Профилактика правонарушений
несовершеннолетних; возможности системы образования: Аналитический доклад.
М.; СПб.; Интеллект - Центр, 2003 г.
14. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион.
Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2002 г.
15. Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение", Соколова
Я.В., М., 1998 г.
16. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. /Методическое
пособие школьных администраторов, классных руководителей. / Составители:
Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Пашкович А. П., М., Глобус, 2007 г.
17. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их
прав: Сборник нормативных документов / Сост.: Департамент образования
Тульской области., Тула, 2001 г.
18. Ростовцева Л. И., Истории о потребностях и его правах., Тула:, Пересвет, 2001 г.
19. Соколов Я.В., Граждановедение., М.:, НВЦ "Гражданин", 2002 г.
20. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В., Ответственность за правонарушение.
М.:, НВЦ "Гражданин", 2002 г.
21. Стрелова О. Ю., Вяземский Е.Е., «История после звонка», / Внеклассная работа
по истории/, М., Русское слово, 2006 г.
16
22. Цыганкова Н. И., Эрлих О.В., Методические рекомендации для организации
занятий курса по профилактике употребления наркотических веществ и
психотропных веществ «Я принимаю вызов» (внеурочная деятельность для 5
класса), М., Русское слово, 2016 г.
• Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Компьютер.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания методического Зам. директора по УВР
объединения Л. Р. Митрофанова
от 2017 г. № . « » 2017.
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Я -Гражданин"Внеурочная деятельность по ФГОС.
Программа Я -ГРАЖДАНИН. внеурочной деятельности по ФГОС.Предназначена для учащихся 5-6классов.Программа составлена в целях гражданского воспитания школьников .Включает в себя как теоретическую та...
Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа.
Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа....
Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность.
Данная программа описывает подход по части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования знаний и умений учащихся....
Рабочая программа «Английский без ошибок» (учебный курс для обучающихся 5-6 классов, внеурочная деятельность).
Составлена на основе авторского учебника В.И.Скультэ....
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
рабочая программ по геометрии 8 класс ( внеурочная деятельность
рабочая программа по геометрии 8 класс ....внеурочная деятельность...
Рабочая программа "Занимательная математика" 7 класс (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Занимательная математика" 7 класс (внеурочная деятельность)...