Рабочая программа кружка "Я - Гражданин"
рабочая программа на тему
Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность учеников школы от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_1.docx | 44.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Я – гражданин России»
на 2016-2017 учебный год
1,2,3 группа продленного дня
количество часов во втором полугодии –
95 часов,
в неделю - 5 часов
Руководитель кружка Чернова Ю.Е.
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность учеников школы от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.
Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основой прочности государства.
Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников».
Этот вывод нашего соотечественника актуален и сегодня.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно с этой целью создан кружок «Я – гражданин России».
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу свой Родины. А потому главная задача кружка «Я – гражданин России» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и гражданское воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.
Программа кружка "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования", установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Кружок «Я – гражданин России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыражаться, он ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей
Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 1-3 классов и включает: изучение истории России, края, города в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных и торжественных мероприятий.
На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.
Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
- повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
- воспитание толерантности;
- формирование чувства гражданского долга;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:
- Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
- Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
- Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
- Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; Вахта Памяти - почетный караул у памятника погибшим воинам, над которым шефствует наша школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении).
- Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое и гражданское воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи – вот такими качествами должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть –патриот России.
Новизна программы кружка «Я – гражданин России» заключается в том, что патриотизм как качественное образование личности проходит через формы убеждений, утверждается в сознании воспитанника, и реализовывается в деятельности.
Модель “ Патриота России”
Кодекс нашего кружка:
«У нас нет запасной родины – только Россия»
В отношении к людям - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.
В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.
В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность.
В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.
В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории и культуре своего края.
План работы кружка «Я – гражданин России»
Учебно-тематический план и содержание деятельности
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Всего занятий – 95 часов. | 82 | 13 | |
Часть 1. Я гражданин и патриот России. 7 часов | |||
1 | Что означают слова «патриот» и «гражданин», «права» и «обязанности» | 2 | |
2 | Официальные символы России | 2 | 1 |
3 | Неофициальные символы России | 1 | 1 |
Часть 2 . Отечество. Защитники Отечества. 20 часов | |||
1 | Кто такие защитники Отечества. | 2 | |
2 | История праздника 23 февраля | 1 | |
3 | Дети войны. Пионеры-герои. | 3 | |
4 | Подвиги животных в тяжелые для России времена | 1 | |
5 | Богатыри – защитники Отечества | 1 | |
6 | Женщины – защитники Отечества | 1 | |
7 | « Дни воинской славы» Из истории праздника. Беседа и просмотр фильма о блокаде Ленинграда. | 2 | |
8 | «Герои России» Подготовка лекторской группы по теме «Герои России» Проведение беседы о героях России в начальной школе | 3 | 3 |
9 | Беседа «Сталинградская битва» | 2 | |
10 | Урок мужества | 1 | |
Часть 3. Наш край и город в истории России, 25 часов. | |||
1 | Понятие “ Малая Родина”. | 1 |
|
2 | Место края в истории России. | 2 |
|
3 | Общая характеристика Ставропольского края: А) климат; | 1 | |
4 | История моего города «С чего все начиналось?» | 2 |
|
5 | Красотою славится наша земля. Знакомство с природой края. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 6 | 2 |
6 | Загадочный мир названий. Их именами названы улицы. | 4 |
|
7 | «Подвигу народа – жить в веках!» Сбор материала о военной жизни края, села в годы ВО войны. Выступление с презентациями. |
| 4 |
8 | Герои города ессентуки | 3 | |
Часть 4. В час великих испытаний, 35 часов. | |||
1 | «Помнит вся Россия про день Бородина…» | 2 | |
2 | «Слава российского флота» | 2 | |
3 | Величие подвига народа – победителя в В.О.в. | 2 |
|
4 | Мемориал Вечный огонь | 1 | 1 |
5 | Помощь в тылу | 2 |
|
6 | … Это нужно не мертвым, это нужно живым. | 2 | |
7 | Полководцы победы | 5 | |
8 | Песни великой отечественной войны | 2 | |
9 | Военная техника периода войны | 2 | |
10 | Дорогая моя столица | 2 | |
11 | Города герои | 3 | |
12 | Интернет-путешествия по городам-героям и местам великих битв | 3 | |
13 | Просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне | 5 | |
14 | Тимуровское движение в наши дни | 1 | |
Часть 5. Обобщение и подведение итогов работы за год. Я и моё отечество, 8 часов | |||
1 | Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. | 2 | |
2 | Конкурс рисунков «Служу России» | 1 | 1 |
3 | Мы против терроризма | 1 | |
4 | Диспут «За что любят Родину?» | 1 | |
5 | Обобщающие занятия. Кем быть и каким быть? | 2 |
|
Список литературы:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2011, №7.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2014.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2016.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2016.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.– М,: «ТЦ Сфера», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Я -Гражданин"Внеурочная деятельность по ФГОС.
Программа Я -ГРАЖДАНИН. внеурочной деятельности по ФГОС.Предназначена для учащихся 5-6классов.Программа составлена в целях гражданского воспитания школьников .Включает в себя как теоретическую та...
Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)
laquo;……вопрос о патриотическом воспитаниимолодёжи – это разговор о самом главном:о ценностях, о нравственных основах на которых мы можем...
Рабочая программа кружка "Гражданин России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, содержит календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я - гражданин»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализа...
Рабочая программа "Я гражданин России"
программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Я-гражданин России", 8 класс.
Рабочая прорамма по внеурочной деятельности по направлению "Я-гражданин России", 8 класс....