Рабочая программа курса "Азбука гражданина" для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Данная программа предназначена для более глубокого изучения конституционного права, наиболее сложных вопросов современного государственного устройства, в комплексе с уроками обществознания окажет большую помощь в подготовке обучающихся к экзамену по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Азбука гражданина» для 9 класса (далее Рабочая программа) предназначена для учащихся, желающих получить более глубокие правовые знания. Причиной введения данного курса является большой интерес данного класса к курсу обществознания (включая экономику и право). По итогам промежуточной аттестации прошлого года 66,6 % учащихся в качестве предмета по выбору выбрали данный предмет.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, в том числе 1 повторительно – обобщающий урок. Элективный курс «Азбука гражданина» изучается в течение полугодия по 1 часу в неделю.
Преобладающей формой организации учебного процесса являются комбинированные уроки и практические работы с фрагментами Конституции РФ. Формой текущего и итогового контроля являются устные ответы учащихся и тесты, составленные в формате ГИА.
Кроме этого на уроках используются раздаточные папки со справочными материалами, которые при описании в Рабочей программе учебно – методических средств указаны как (СМ) и компьютерные презентации (КП).
Цель программы обучения:
сформировать у учащихся целостное представления о конституционном праве как отдельной отрасли права, познакомиться с его историей, источниками, нормами.
Задачи программы обучения:
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о конституционном строе Российской Федерации;
- воспитание социально – активной личности, знающей и защищающей свои права, выполняющей свои обязанности;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных жизненных задач.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса «Азбука гражданина» ученик должен:
Знать /понимать:
- конституционные нормы Российской Федерации;
- структуру политической системы Российской Федерации;
- права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уметь:
- приводить примеры ситуаций, регулируемых конституционным правом;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, ИНТЕРНЕТ, учебный текст и другие адаптированные мнения), различать в социальной информации факты и мнения;
- вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога;
- объяснять значение основных понятий и терминов:
наименование раздела | основные понятия и термины |
Конституционное право | государство, писанные и неписанные конституции, конституционализм |
Конституция Российской Федерации | конституция, политическая система, суверенитет, национально – государственное устройство, федерация, конфедерация, унитарное государство, парламентская и президентская республики, политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный), законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
- Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Раздел «Конституционное право» | 5 |
2 | Раздел «Конституция Российской Федерации» | 12 |
Итого: | 17 |
- Календарно – тематический план элективного курса «Азбука гражданина» 11 класс (17 часов)
№ урока | тема | часы | учебно – методические средства | дата | |
план | факт | ||||
Раздел №1 «Конституционное право» | 5 | ||||
1 | Понятие государства | 1 | КП «Понятие государства», КП «Происхождение государства», таблицы «Государство и его функции», «Формы государства» (СМ) | ||
2 | Вопросы истории и теории конституционного права | 1 | |||
3 | Конституционный вопрос в России | 1 | |||
4 | Принятие Конституции Российской Федерации | 1 | |||
5 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Конституционное право» | 1 | проверочный тест по разделу | ||
Раздел №2 «Конституция Российской Федерации» | 12 | ||||
6 | Основы конституционного строя | ||||
7 | Права и свободы человека и гражданина | ||||
8 | Виды национально – государственного устройства. | таблица «Формы государственного устройства» (СМ), таблица «Политика и право» | |||
9 | Федеративное устройство Российской Федерации | ||||
10 | Типы политических режимов | таблицы «Типы политических режимов», «Характеристика политических режимов (СМ), КП «Демократия» | |||
11 | Президент Российской Федерации | схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ) | |||
12 | Федеральное собрание | схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ) | |||
13 | Правительство Российской Федерации | схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ) | |||
14 | Судебная власть | ||||
15 | Местное самоуправление | ||||
16 | Конституционные поправки и пересмотр конституции | ||||
17 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Конституция Российской Федерации» | проверочный тест по разделу |
5. Содержания программы учебного курса
Раздел №1 «Конституционное право».
Подходы к определению государства. Происхождение государства. Функции государства. Формы государства.
Понятие конституции. Способы принятия конституции. Место и значение конституции в ряду других правовых актов. Виды конституции. Конституционное (государственное) право. Конституционализм. первая писанная конституция.
Правовое регулирование государственной власти и управления в старой России. Первые упоминания о конституции. Манифест 17 октября 1905 года. Основные государственные законы Российской империи. Советские конституции.
Необходимость конституционной реформы в 90-е годы XX века. Характеристика Конституции РФ 1993 года.
Раздел №2 «Конституция Российской Федерации»
Основы конституционного строя России. Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ.
Федерация. Конфедерация. Унитарное государство.
Основы федеративного устройства Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации и Субъектов Федерации.
Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим. Авторитарный политический режим. Демократический политический режим.
Президент Российской Федерации, его полномочия.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации. Структура Федерального собрания. Формирование палат Федерального собрания. Принятие законов в Российской Федерации.
Формирование Правительства Российской Федерации и его полномочия.
Система судебной власти Российской Федерации. Компетенция Конституционного суда Российской Федерации. Компетенция Верховного суда Российской Федерации. Компетенция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Местное самоуправление и исторические традиции. Самостоятельность местного самоуправления.
Порядок внесения поправок к Конституции и ее пересмотра.
6. Средства контроля
При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются следующие критерии оценки:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
При осуществлении текущего и итогового контроля в форме тестов в формате ГИА используются следующие критерии оценки:
задания части А – 1 балл за каждое задание,
задания части В – 1- 2 балла за каждое задание,
задания части С – до 2 баллов за каждое задание, в зависимости от степени выполнения.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% от максимальной суммы баллов | 0 – 30 % | 31 – 55 % | 56 - 80 % | 81 – 100 % |
7. Учебно – методические средства обучения
Литература для учителя:
- Драхлер А.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова, А.С. Прутченкова «Граждановедение», - М.: Дрофа, 2001
- Журналы «Преподавание истории и обществознания в школе» 2000 - 2012 годы
- Конституция Российской Федерации. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009
- Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. – М.: АСТ, 1997
- Никитин А.Ф. Конституционное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 9 класс, М.: «Дрофа», 1998
- Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2007
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно – внедренческий Центр «Гражданин», 2002
Справочная литература
- Энциклопедия для детей. том 21. Общество. Экономика и политика. М.: «Аванта +», 2002
Литература для учащихся:
- ГИА -2010: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ: Астрель, 2010
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2011/ФИПИ. – М.: «Интеллект – Центр», 2011
- Чернышева О.А., Пазин Р.В. Обществознание 9 класс, подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 – Ростов н/Д: Легион, 2009
Образовательные ресурсы сети Интернет:
- Большая юридическая библиотека: http://www.ur-library.info
- Компьютер на уроках истории, обществознания и права: http://lesson-history.narod.ru
- Конституция: http://www.d-sign.com/konst/
- Методические приемы в гражданском образовании: http://window.edu.ru
- Официальная Россия: http://www.gov.ru
- Партии в России: http://www.kazus.narod.ru/
- Парламентский клуб «Российский парламентарий»: http://www.parlament-club.ru/
- Президент России: Официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
- Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru
- Фонд «Общественное мнение»: http://www.fom.ru/
- http://схемо.рф/shemy/yurisprudencija/konstitucionoe-pravo-rf-v-shemah-i-tablicah-2005-g
- http://www.12dekabrya.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...